Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Московский государственный медико-стоматологический институт имени Евдокимова. 1 страница



Все эти 3 религии восходят к общей традиции, основа которой заложена древним пророком Авраамом (Ибрагимом). Это был первый пророк, который заключил союз с богом, а его последователи – пророки, давшие начало трем религиям.

Главный пророк иудеев – Моисей, у христиан – Иоанн Креститель (Предтеча), и ученик его Иисус, в исламе – Мухаммед.

Иудеи не признают Христа, христиане – Мухаммеда, но исток религии у всех них один.

Иудаизм. Национальная религия евреев. В нее может вступить каждый, тем самым приобретая себе родовую принадлежность других предков: древних евреев, а не своих отцов. И задача раввина (это наёмный служащий с религиозным образованием) – отговорить человека от этого.

Иудаизм сформировался к 12 веку н.э., но начал складываться ещё с 1-го века н.э. В 12 веке жил ученый раввин Маймонид, который сформировал 13 принципов иудаизма, а прежняя их религия иудаизмом называется с натяжкой – это была древнееврейская (ветхозаветная) религия.

Название «иудаизм» - от имени одного из колен (племен) Израиля – колено Иуды, откуда вышли многие цари.

В истории евреи появляются с 12 века до н.э. (в Иордании), когда они завоевали Палестину. Ранее – письменных источников нет.

Первый пророк – Адам (1-ый человек). Первое человечество погибло, кроме Ноя и его семьи, и, следовательно, от него возродилось.

Семиты – от колена Сима (третий сын Ноя). Машшия («помазанник») – истинный царь (мессия). Когда он придет в мир – объединит всех, и уже после него придет бог. За всё человечество будут оправдываться семиты. Поэтому народ не будет их любить.

Евреи попали в плен Египту (это было их первое испытание), но среди них родился Моисей, пророк, и получил задание от бога – вывести народ из Египта. Что он и сделал, и этот праздник – Пейсах, день бегства, на который едят пресный хлеб из муки и воды – мацу, как символ избавления. Пейсах празднуется в тот же день, что и Пасха у христиан, но они не взаимосвязаны.

Когда евреи бежали в свою обетованную землю – Моисей развел Красное море, и они перешли через него, а египтяне вслед за ними – не смогли. Так евреи оказались в пустыне. Но и там бог послал им манну небесную, благодаря чему они выжили.

На горе Синай Моисей получил от бога 10 заповедей (закрепил то, что сделал Авраам), и это означало окончательный союз с богом.

Текст Моисея – Тора (в христианстве называется «Пятикнижие Моисеево»), это основной текст иудаизма, считается, что её автор – сам Моисей.

В 11 веке до н.э. возникает Израильское царство. Первый царь – Саул, второй – Давид, третий – Соломон. При нем построен храм богу Яхве («сущий, тот, кто есть»). Но евреи поклонялись ещё множеству богов. В конце 10 века до н.э., после смерти Соломона, народ распадается, но держится вокруг храма. К концу 7 века до н.э. бог Яхве становится главным и единственным: в 622 году до н.э. царь Иосия вводит культ Яхве, а остальные боги становятся неверными. Так древнееврейская религия стала монотеистической. Но были и пророки (оппозиция жречеству), они слышали слово божье, предсказывали ход событий, например, приход Мессии, точная дата прихода которого неизвестна никому. Он «задерживается».

В 586 году до н.э. Палестина была завоевана вавилонским царем Навуходоносором, и Иерусалим был разрушен. Таким образом, вавилонское пленение стало вторым серьезным испытанием для еврейского народа.

В 538 году до н.э. персидский царь Кир Великий завоевал Вавилон. Он хотел уничтожить евреев, но им удалось уговорить его на помилование, благодаря женщине – Эсфирь. Так пленение евреев закончилось.

Началась эпоха второго храма. В том же 538 году евреи вернулись в Иерусалим и отстроили новый храм. Бога, кроме Яхве, уже к тому моменту не было. К 4 веку до н.э. прекращается традиция пророков, и завершено создание священного писания. В него вошло 3 части:

· Тора (Пятикнижие Моисеево). Состоит из 5 книг: «Бытие», где изложена история еврейского народа от сотворения мира, до ухода в Египет; «Исток» - от выхода из Египта; «Левит» - книга законодательных установок; «Числа» - исчисления еврейского народа; «Второзаконие» - законы, принятые после возвращения в Палестину;

· Невиим – книга пророков, (содержит изречении пророков);

· Ктувим – книга писаний, (притчи царя Соломона, книга Эсфири. псалтырь).

Все эти три части – Танах. Большая часть написана на древнееврейском языке. К 1 веку перешли на арамейский. Христиане добавили к нему ещё пару книг пророков и писаний, а вообще, это тот же Ветхий завет.

В 3 веке до н.э. Танах переведен на древнегреческий язык 70-ю мудрецами (Септуагинта).

К рубежу 1-1 веков Палестину завоевали римляне. Сначала правили через Ирода Великого, потом напрямую. Они сохранили храм, жречество, синедрион.

Евреи начали восставать: 1-ое восстание в 70-м году н.э., 2-ое – в 130-е годы. Оба закончились поражением. В итоге Иерусалим был сожжен, а храм разрушен. От храма осталась только стена – стена плача. Евреям запретили жить в Палестине.

Третье пленение евреев было греческим, ещё при Александре Македонском, а вот четвертое – самое страшное, продолжающееся до сих пор. И хотя Израиль стал государством – евреи живут в диаспоре. В 12-13 веке они бежали в разные страны. И с конца 19 века – движение сионизма, за возвращение евреев на историческую родину. С тех пор они начали возвращаться в Палестину.

После 1947 года, когда около 80% евреев в Европе были уничтожены (холокост), решено было вернуть им землю. Воссоздали государство Израиль, возродили древнееврейский язык, в упрощенном варианте – иврит.

В иудаизме был 1 бог, 1 жреческий совет и 1 храм. Храм уничтожили, служить стало негде, а народ разбросан по миру. Остался только текст Торы. Тора – чертеж мира, она написана богом до сотворения мира, и творил он по этому плану. Таким образом, в Торе заключен весь замысел бога.

Цифры в Торе обозначались буквами, поэтому ее можно понимать, как шифр. Ее можно и читать, и понимать по-разному. Но каждая буква должна оставаться на своем месте. Текст, написанный на древнееврейском, должен быть сохранен, а на этом языке уже не говорили.

2-6 век называют Талмудическим периодом, в это время заложены основы иудаизма. Талмуд («изучение, трактовка») – писание, которое содержит запись устной Торы (Мишна) и комментарий. Талмуд существует в 2 вариантах – Вавилонский и Иерусалимский. Он не считается священным текстом, потому что написан людьми. Но так была решена задача сохранения текста и организация жизни еврейского народа.

Храма не было, поэтому для того, чтобы молиться богу – нужно 10 взрослых мужчин, для совершения молитвы. Дома, где они собираются – синагоги. Синагога – не священное сооружение, это может быть любое помещение, главное, чтоб там собралось, как минимум, 10 взрослых мужчин. Так же там должен быть источник воды и свиток Торы, к которому относились, как к священному предмету, и её чтение считалось делом почтенным.

Мальчики должны с 13 лет демонстрировать это умение, то есть должны знать язык.

Служащие: чтец, кантор (поет Тору), раввин. Так же в общине должен быть резник, который умеет правильно забивать скот.

Центральное событие в жизни евреев – суббота (шабат) – в этот день воздерживаются от работы, включая работу по дому и приготовление пищи. Сутки у них начинаются с заходом солнца, то есть вечером предыдущего дня.

Евреи живут по солнечно-лунному календарю. У них 12 месяцев, и раз в 3-4 года добавляют 1 вставной месяц. Праздники:

- Новый год, после которого 10 дней, чтоб отмаливать грехи, а десятый день – судный, напоминающий людям о грядущем страшном суде;

- Симха́т-Тора́ – день дарования Торы;

- Пейсах – весной, одновременно с Пасхой, день спасения из Египта;

- Пурим – избавление от Вавилонского пленения; цель праздника – наесться, напиться и подраться;

- Ханука – в честь восстановления государства;

- Совершеннолетие – у мальчиков в 13 лет, у девочек в 12.

Браки раньше были матрилокальными (то есть в общине родственников жены). Допускалось и многоженство, но оно не пользовалось популярностью. Существовали брачные договоры. Разводы производились по обоюдному сторон.

В период гаонов (учителей) в иудаизме возникло несколько направлений:

· Караимы («читающие») – отрицание авторитета Талмуда. В основе – только письменная Тора. Сегодня это узкое движение; караимы живут в Крыму, говорят на языке, похожем на крымско-татарский.

· В 18 веке (Польша, Белоруссия, Украина): хасидизм. Хасид – «ученик». Считают, что среди евреев есть праведники, способные совершать чудеса.

· Миснагеды – противники хасидов; считают, что чудес нет. Авторитетны только Тора и Талмуд.

Так же в иудаизме есть такая особенность, что нельзя упоминать имя бога – Яхве, вслух. Поэтому, вместо имени говорят Адонай («господь»).

Христианство. Христианство формировалось в ходе спора, и до сих пор все вопросы решаются соборно, путём дискуссии и выявления общего мнения. У христианства несколько ветвей, не сильно дружных друг другу. Христианство не отличается веротерпимостью.

Оно возникает в 1 веке н.э., в Палестине, хотя Иешуа родился не в первый его день, а только в 20-30-е годы 1-го века.

Иешуа и его сподвижники говорили на арамейском языке (родственном древнееврейскому). К началу 1 века на Ближнем Востоке происходило смешение народов и языков. Стабильности не было из-за постоянных войн, шедших всё 1-ое тыс. до н.э., из-за чего и произошло данное смешение.

Эта территория – часть «плодородного полумесяца», где возникло земледелие и скотоводство, а так же родилась письменность (сер. 2 тыс. до н.э.). Поэтому, место было знаменательным, и называется оно «земля обетованная».

В 1 веке н.э. народы Ближнего Востока находились под властью Римской Империи, (это была окраина Империи, так как дальше римляне пройти не смогли из-за сильного противника - Парфии). Римская власть не сразу установилась в Палестине – какое-то время там оставалась местная власть. Самый сильный царь в Иерусалиме – Ирод Великий, с которым связана «легенда об избиении младенцев». Ирод Великий боялся, что родится мессия, и его свергнут – поэтому велел убивать младенцев.

Но в 4 году до н.э. Ирод умер. Начались восстания, но римляне их подавили, и было распято множество людей. В итоге в 6 веке н.э. римляне ввели прямое правление. Были созданы 2 провинции: Самария и Иудея, и там посажены прокураторы. Местное население сохраняло автономию, оставались местные царьки, сохранялся храм, синедрион (собрание храмовых жрецов – высшая судебная власть). Таким образом, все свои вопросы иудеи решали через синедрион, а не у римлян. Только смертную казнь утверждал прокуратор, если синедрион вынес такой приговор. Иисуса так же осудили за проповедование своих идей, его признали мессией, следовательно, государственным преступником, и распяли его, как государственного преступника. Утвердил это прокуратор Понтий Пилат, и вряд ли он испытывал сомнения по поводу этого решения, в отличие от трактовки Булгакова.

Когда началась прямая римская власть – евреи стали думать, как восстановить свою государственность. Были сильны антиримские настроения, тем более, что римляне вступили в конфликт с еврейской религией: они требовали время от времени поклонения своим статуям, но еврейская религия – монотеистическая. Следовательно, поклонение кому-либо ещё – это уже нарушение заповедей. Поэтому, восстановление независимости имело именно религиозную окраску. Ожидания мессии были очень сильны, так как только он сможет изгнать римлян.

В самой Римской Империи начался кризис. В 1 веке до н.э. там происходит переход от республики к императорской власти. Цезарь объявил себя императором всего государства. Республика – уже не справлялась.

Императорская власть в Риме тоже переживала сложный период. Все старые римские институты испытывали кризис. Армия стала наемной и профессиональной. Граждане превратились из армии в толпу, паразитирующую на завоеванных территориях и требующие «хлеба и зрелищ». Рабский труд – непродуктивен, нужны надсмотрщики, а над ними – другие надсмотрщики и так далее… Таким образом, кризис был всеобщим, в том числе и религиозным.

Первоначально, римская религия была племенная и родовая. Но теперь она больше не могла выполнять свои функции, потому что завоевания были внушительными. Такая религия не приспособлена для империи. Римский император Октавиан Август провозгласил богом себя, это был государственный культ, но с наступлением кризиса императоры менялись чуть ли не каждую неделю. Поэтому нужен был подходящий выход из этого положения.

Стали распространяться новые культы. Одним из показателей того, что они искали для себя религию – был митраизм, в основе которого культ бога Митры. Это бог индоиранских народов, его функция – договор, это был бог закона и воинов. Он понравился римлянам. Митре поклонялись в частности воины и правящие круги. Особенно популярная эта религия была в Британии. Но она была закрытой, и о ней мало что известно. Тексты тоже не сохранились. Это была религия для сильных и мужественных (для того, чтоб принять её – нужно было пройти 12 посвящений), а так же она была лишь мужской религией. В этом и была ее слабость. Религия должна быть для всех.

В еврейской среде – тоже царили религиозные поиски, так как сильно было ожидание мессии. Все эти ожидания, накладываемые друг на друга, вызвали религиозный резонанс. И еврейское, и римское общество – в поисках и ожиданиях.

Ветхозаветная религия очень подходила им: все её компоненты, заимствованные из зороастризма, прекрасно вписывались в данной ситуации.

Таким образом, выработалось 4 линии поведения:

· Саддукеи – верхушка еврейского общества, члены синедриона, первосвященник. Они полностью сохраняют старую религию, но сотрудничают с Римом. Их всё устраивает.

· Фарисеи – средний класс. Считают, что нужно дистанцироваться от римлян: дать им править, но жить своей жизнью (из них потом вырос иудаизм).

· Зилоты – низы, большая часть еврейского общества. Они готовили восстания, создавали тайные общества. В 66 году н.э. – антиримское восстание – первая иудейская война. Закончилось – уничтожение Соломонова храма, который после второй иудейской войны был разрушен окончательно.

· Ессеи – предпочли чисто религиозный уход от мира, подготовка себя к приходу мессии. Считается, что старый завет и храм – испорчены, так как продались римлянам. Нужен был новый завет, и его начали формировать. Ессеи уходят из городов в пещеры, где живут в общинах, объединяют имущество и очищают свою душу. Такие общины называются «общины чистых», «общины нищих», «люди Нового завета». Такие общины были и в городах. Подготовка души заключалась в ежедневной молитве, специальных обрядах очищения-омовения, и повествовании о своих грехах перед всеми собравшимися. Так возникает ритуал, давший начало христианскому крещению (очищению) и покаянию (исповеди). В этих общинах возникают учителя праведности. В общину может прийти каждый, независимо от того, кто он. Общины не просто открыты для всех, но и даже стремятся включать в себя новых людей. Они проповедовали, распространяли свое учение, но не сразу, а после того, как уже какое-то время пожили такой жизнью. В этих общинах складываются те вещи, которые потом превратятся в христианство.

Одна из таких общин – кумранская. От нее сохранился архив – свитки с текстами проповедей, священные книги. Этот архив исследован, и благодаря нему – известно о том, как жили такие общины.

Другой источник – христианские сочинения: евангелия, писания отцов церкви.

Были и антихристианские сочинения (римские). Например, Цельс написал «Правдивое слово», где рассказал про Иисуса, что тот – сын пряхи и солдата, и является самозваным богом. Это произведение не сохранилось до наших дней. Так же, Иосиф Флавий, участник 1-ой иудейской войны, попавший в плен и принявший римское гражданство, рассказывал о событиях в Палестине в первых веках. Он сообщает, что Иисус, казнённый Пилатом, был человеком мудрым, но без чудес и божественного происхождения (гражданская трактовка).

В 20-30 годах 1-го века н.э. в общинах появились люди, которых рамки общин уже не устраивали – и тогда начали проповедовать за пределами общин. Бродили по Палестине и распространяли свои идеи. Один из наиболее известных проповедников – Иоанн (Креститель, он же Предтеча). Его проповедь – в евангелиях. Он родился и вырос в ессейской общине, и обладал даром. Крестил желающих в реке Иордан, готовя их таким образом к приходу мессии. Говорил, что одного крещения для этого достаточно, после которого нужно просто жить праведной жизнью. Креста, как символа, тогда ещё не было.

Иоанн Креститель проповедовал в Галилее, на севере Палестины, где жило смешанное население и правил царь Ирод Антипа. Там, в городе Назарет жили родители Христа.

Антипа, чтоб стать царем, женился на вдове брата, что было запрещено. Иоанн начал его обличать, и в результате его жена подговорила дочь – Соломею, чтоб та повлияла на царя, и тот казнил Иоанна. Ему отрубили голову, которую потом 2 раза находили нетленной (так как она святая). У Иоанна Крестителя осталось много учеников, которые создали общину, дожившую до наших дней. Мондеизм – религия Иоанна Крестителя, распространенная на юге Ирака. Её последователей называют «христиане Иоанна Крестителя», но они зовут себя «людьми света». Их религия похожа на христианскую, но они не признают Христа и его жертву.

Иешуа родился в городе Назарет. Когда римляне проводили перепись – его родители отправились в Вифлеем, где он по преданиям должен был родиться, но родился в дороге. И взошла Вифлеемская звезда. Родители Иисуса бежали в Египет, так как по преданиям Ирод начал убивать младенцев, но на самом деле Ирод Великий – был давно мертв, следовательно, это путаница в преданиях.

Иисус вошел в общину Иоанна Крестителя, был его учеником, и принял крещение в притоке реки Иордан. Но после смерти Иоанна стал вести самостоятельную проповедь в Галилее, по мере возможностей. Он пришел к идее, что нет ни грека, ни иудея – в первую очередь все – люди. Иисус принимал всех. Одним из них был Левий Матфей – сборщик податей, которого, следовательно, все ненавидели. Ему стало тяжело жить, и он пришел в общину. Так же поступила Мария Магдалина.

Иисус не хотел конфликта с властями, но его авторитет рос. И однажды он пришел в Иерусалим. Когда он въехал туда – это был праздник (сейчас – вербное воскресенье). В Иерусалиме он явился в храм и облачил жрецов, изгнал из храма торговцев, после чего был арестован и осужден, как государственный преступник. Пилат утвердил смертный приговор, и Иисус был распят. Его сняли с креста мать и другие женщины общины. Его тело находилось в пещере, но пока женщины ходили за учениками Христа – оно исчезло.

Христос, будучи богочеловеком, воскрес и сам явился к своим ученикам в полной силе. Это случилось в день иудейского праздника – Пейсах, и для христиан стало Пасхой – Христовым воскресеньем.

Через 40 дней на его учеников – апостолов, снизошел святой дух, и они заговорили на всех языках. Бог отправил их проповедовать по миру – сообщать то, что бог пришел.

Человечество грешно изначально (от греха Адама) – это первородный грех, и он лежит на всех людях, из-за чего связь человека с богом разорвана. И люди грешили дальше, в том числе и после потопа. Был верный народ – народ Авраама, но и тот в 1 веке испортился. В результате чего бог решил, что пора ему всех спасти, ведь он милостивый, и любит людей. И он пришел на землю в виде святого духа. Родился бог, пришедший в мир, как человек, и направил человечество на правильный путь, и умер, как человек. То есть, он принес себя в жертву. Так было восстановлено единство бога и человека, нарушенное Адамом, и люди снова оказались в божьем царстве. В этом вся суть христианства.

В будущем случится суд – и кого помилует бог – известно только ему самому, а может быть, что он помилует всех, ведь он любит людей. После суда наступит царство божье на земле.

Христианство принесло в мир самопожертвование и любовь, вместо ненависти и борьбы, чего и ждали люди. Учение Христа было идеально подходящим, но тоже имело много противоречий. Например, кем же является Иисус – богом или человеком? Почему в христианстве, являющемся монотеистической религией – бог представлен в трёх лицах? Сам Иисус не оставил никаких письменных документов. В этих противоречиях и сила, и слабость христианства.

В Палестине, среди иудеев, христианство не сильно распространилось. В основном – за её пределами: Египет, Сирия, Малая Азия. Но с 40-50-х годов – оно уже было в Риме.

Возможно, Иисус сам не понимал, что создает новую религию, а всего лишь исправлял еврейскую. Евреи же стали рассматривать христиан, как неправильную секту.

Первый период христианства с момента смерти Христа – Апостольский период. Организация – апостольская церковь. Христиане начали организовывать собрание открытого характера – экклесию (в переводе с греческого – «церковь»). Они не стремились прятаться – жили в основном в городах; образ жизни был похож на ессейский, но без совместного имущества. Связь между общинами была через апостолов. Во главе общины – пресвитеры (старейшины), а официально – епископы («надзирающие»).

Когда на апостолов снизошел святой дух – они стали носителями священной благодати – у них появился дар. Это дало им возможность причащать (делать частью божьего мира) людей. Апостол передает благодать епископу, после чего тот тоже может причащать. Дар святого духа передается в церкви каждому следующему епископу; помимо апостола, посвятить епископа могут 3 других епископа. Это происходит путем рукоположения. Образуется иерархия (апостол – епископ – священник). Так начинается организация христианской жизни.

Первые христианские страны – Египет, Сирия, Малая Азия. В первые века, до середины 4 века, христиане подвергались гонениям. Римская власть считала христианство опасным учениям, по нескольким причинам: во-первых, для тоталитарной власти солидарность между людьми опасна, во-вторых, его основатель – государственный преступник, в-третьих, оно связано с иудеями, которые яростно сопротивлялись римской власти, и, в-четвертых, христиане не жаловали римскую религию.

Так, в 64 году рисский император Нерон устроил пожар в Риме, и обвинил в нём христиан.

3 век так же был страшным периодом для них: с 249 года один из императоров – Деций, потребовал ритуальных поклонений с поеданием мяса жертвы; христиане отказались от этого. Другой император, Валериан, запретил христианским священникам совершать служения, и перед ними встал выбор: предать религию или смертная казнь. В 80-е годы 3 века сжигались христианские сочинения, устраивались массовые казни христиан.

Но с 4 века начались послабления, потому что христиан было уже очень много и они проявляли твердость. Так же стало много христиан среди влиятельных людей Рима. Римляне увидели, что христиане не опасны, и поэтому их религию лучше использовать, а не бороться с ней. И в 311 году вышел указ императора Галерия об отмене гонения христиан.

Так христиане выстояли и укрепились. Рос их авторитет среди простого народа: вызывал уважение тот факт, что христиане готовы пойти даже на смерть, но не предать свою религию. Так же вырос авторитет клиро – христианских священников. Конечно, не все христиане проявляли твердость, были и те, кто предавал религию. Но в христианство всегда можно вернуться, пройдя обряд миропомазания, который проводит священник. С укреплением организации, выросло общее единство христианства и его силы.

В 4 веке у христиан появилась возможность оформить свое вероучение: начали заниматься упорядочением. Стали собирать соборы (собрания), которые проводились и ранее (1-ый собор в 49 году – апостольский).

В 363 году, в городе Лаодикея, впервые поставлен вопрос о составлении писания – Нового завета. Оно было завершено в городе Карфаген в 419 году, на съезде епископов.

Так из Ветхого завета и Нового завета сложилась Библия («книги»). Ветхий завет состоял из 3 частей: 1 - Пятикнижие Моисеево (Тора), 2 - Книги пророков (иудейских), 3 - Книги писаний (Псалтырь, Собрание Соломоновых притчей, Книга Эсфири и другие). Оригинальный язык Ветхого завета – древнееврейский, признавался христианством, но к моменту его возникновения был уже мертвым. Главным же языком был арамейский, на котором говорил Иисус Христос и апостолы.

Новый завет составляет примерно четверть Библии, и содержит то, чего нет в иудаизме. Он посвящен деятельности Иисуса и апостолов. Содержит:

· 4 евангелия («благая весть»): рассказы о рождении, жизни, жертве, воскрешении Иисуса. Называются они по именам евангелистов: от Марка, Луки, Иоанна, Матфея. Евангелий было написано множество, но именно эти 4 были выделены на соборах и признаны каноническими.

Неканонические евангелия (от Марии, Фомы, Иуды и др.) признаются отдельными церквями, они не отвергаются, не запрещаются, но и не считаются правильными. Поэтому по ним нельзя делать богословских выводов.

Евангелия были написаны по-арамейски, но нам известны лишь греческие переводы. Древнегреческий – третий язык христианства, на нём написан Новый завет.

Евангелия от Марка, Матфея и Луки являются синоптическими: они одинаково излагают историю Христа, и написаны одинаково, а евангелие от Иоанна отличается от них по стилю и содержанию. Самое краткое – от Марка; самое пространное – от Луки. Евангелие от Иоанна написано позднее остальных, в конце 1 века. В нём Христос предстает не как человек, а как слово божье, снизошедшее на землю. Это евангелие более сложное и философское. Сам же Христос никакого писания не оставил.

· Книга деяний 12 апостолов – о жизни и деяниях учеников Христа, о том, как они проповедовали по миру.

· Послания апостолов – письма, которые апостолы рассылали по христианским общинам, изъясняя основы христианской веры. Большая часть принадлежит апостолы Павлу, который не был прямым учеником Христа, но считается апостолом, так как отличался особой активностью и жил в то же время. Названия этих книг состоят из имени апостола и имени народа, например: «Павел к иудеям».

· Апокалипсис (откровения Иоанна Богослова). Это рассказ о втором пришествии господа, повествует о суде и конце света. Самая грозная книга Нового завета.

Разные церкви иногда прибавляют и другие сочинения к Библии.

Утверждение основ веры шло в борьбе различных направлений и учений, которые назывались «ересь», что в переводе с греческого означает «учение», и первоначально не имело отрицательного оттенка. Но постепенно так стали называть лишь отклоняющиеся учения. В первые века их было уже много. В 1 веке возникла проблема взаимоотношений христианства и иудаизма. В 49 году, на первом апостольском соборе было решено, что всех вновь обращаемых в христианство не следует связывать иудейскими законами, так как речь идет не об избранном народе, а об очищении всего человечества. Ересь иудействующих о том, что христианство – направление иудаизма, была отвергнута. Христианство – самостоятельная религия.

В 1 иудейской войне христиане не приняли участия, и так окончательно разошлись с иудеями.

Второе учение, с которым столкнулось христианство – гностицизм. Его представители толковали образ Христа по-своему: якобы, он был одним из божественных существ (абсолютов, постоянно извергаемых в мир). В гностицизме телесный мир – грешен и неправилен, и стремиться нужно к миру эонов, откуда и был Иисус Христос. Но такая точка зрения чужда христианству, поэтому с ней боролись. Но гностицизм оказал влияние на более поздние христианские школы, хотя официально никогда нигде не признавался.

После разделения христиан и иудеев и вследствие влияния гностических идей, распространились ереси, согласно которым нужно отказаться от Ветхого завета. Ветхозаветный бог и Иисус Христос – слишком разные, и настоящий из них только Иисус. Эту идею высказал и стал проповедовать гностик Маркион, основав общину. Он настаивал на том, что люди должны отказаться от имущества, брака, перестать воспроизводить человеческий род, чтобы все души отошли к эонам. Такое учение было античеловеческим, и было осуждено, однако последователи – маркиониты – всё же остались.

Итак, первыми ересями стали идеи иудействующих, гностиков и маркионитов; и все они продолжали существовать, давая начало сектантским, другим еретическим направлениям.

Борьба с ересями привела к тому, что во 2 веке начинает развиваться христианское богословие, богословская наука. Первым центром этой науки стала Александрия Египетская, где появилось огласительное училище. Оглашенные – это те, кто собирается креститься в церкви, но ещё не крестился (сейчас этого нет, так как крестят с детства). Была школа для этих людей. Пантен – христианский философ, преобразовал её в духовное училище.

Епископ Климент Александрийский и его ученик Ориген разработали основу христианского богословия, состоящую из трех направлений богословия (в первой половине 3 века):

- экзегетика – толкование Библии и учение о принципах толкования;

- догматика – об основах, началах христианского вероучения;

- апологетика – защита христианства от нападок со стороны и от неправильных учений.

Ориген поднял богословие на высокий уровень, но порицался за гностические идеи.

Проблемы в христианстве:

· Соотношение Ветхого и Нового заветов. Нельзя отказаться от Ветхого завета, иначе получится, что Новый основан на пустом месте, и предсказание пришествия Христа – в Ветхом завете.

· Образ бога: он один, религия монотеистическая, но предстает в трех сущностях: ветхозаветный бог (бог отец), святой дух, снисходивший на Марию и апостолов, и Иисус Христос (бог сын), ходивший по земле в виде человека. Таким образом у бога – 3 ипостаси (тринитарный догмат)





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...