Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и предмет этики



Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» —

привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков.

Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным

«этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое су-

ществительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает

добродетели.

Слово «мораль» — от латинского слова «moris» —

нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова

употребляют как синонимы. Но это неверно. Этика — это

наука о морали, нравственности. Мораль — форма обще-

ственного сознания, в которой отражаются идеи, пред-

ставления, принципы и правила поведения людей в об-

ществе.

Мораль и нравственность можно употреблять как

синонимы.

В обществе существуют разные социальные нормы,

регулирующие поведение людей. Социальные нормы —

общепринятые в рамках социальной общности (группы)

правила, образцы поведения или действия в определен-

ной ситуации. Нормы представляют собой главный регу-

лятор поведения людей в обществе, они необходимы

для совершения согласованных коллективных действий.

Для того чтобы лучше понять сущность моральных

норм, рассмотрим другие виды социальных норм.

Обычаи — общепринятые и повторяющиеся формы

поведения людей, которые служат средством передачи

социального и культурного опыта от поколения к поко-

лению.

Ритуалы — правила поведения людей при соверше-

нии обрядов и форм деятельности (например, ритуал по-

священия в воины).

Традиции — наиболее обобщенные и стабильные

правила поведения людей в том или ином обществе, ко-

торые выверены временем и длительно существуют.

Права — правила поведения, которые устанавлива-

ются и охраняются государством.

Религия — духовно-нравственные правила челове-

ческого общежития, основанные на представлении лю-

дей о Боге как творце мироздания.

Нормы общественных организаций — представляют

собой правила поведения, которые устанавливаются са-

мими общественными организациями и охраняются с

помощью мер общественного воздействия, предусмот-

ренных уставами этих организаций.

В отличие от всех вышеперечисленных норм нрав-

ственности или морали — это правила поведения, кото-

рые устанавливаются в обществе в соответствии амо-

ральными представлениями людей о добре и зле, спра-

ведливости и несправедливости, долге, чести, достоин-

стве. Иногда эти нормы называются правами, которые

представляют собой правила поведения и оцениваются

с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «пре-

ступные нравы», «деградация нравов», «исправление

нравов» и т.п.

Нравственные нормы содержатся в документах не-

нормативного характера. К ним относятся всевозможные

моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. Ярким при-

мером такого свода морально-нравственных норм явля-

ется Кодекс поведения должностных лиц по поддержа-

нию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной

Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены

нормы, обязывающие работников правоохранительных

органов и в первую очередь осуществляющих расследо-

вание по уголовному делу, уважать и защищать челове-

ческое достоинство, поддерживать и защищать права

человека (ст. 2), применять силу только в случаях край-

ней необходимости и в той мере, в какой это требуется

для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в

тайне сведения конфиденциального характера, получае-

мые в процессе осуществления своей деятельности, ес-

ли исполнение их обязанностей или требования право-

судия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к

любому действию, представляющему собой пытку или

другие жестокие, бесчеловечные или унижающие досто-

инство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану

здоровья задержанных ими лиц (ст5г. б)1.

Существуют разные уровни этического знания о

природе морали: описательный (описывается «что такое

хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический

(«как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть доброде-

тельным), теоретический (зачем быть нравственным, за-

чем быть добрым?) и нормативно-педагогический (как

сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).

На разных уровнях развития этических знаний ре-

шаются разные задачи:

а) на описательном уровне — описывать мораль:

нравы, обычаи в обществе;

б) на нормативно-критическом — предписывать,

ориентировать, как быть нравственным, какие нормы

следует соблюдать;

в) на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее

происхождение и тенденции развития, необходимость и

специфику;

г) на нормативно-педагогическом — учить морали,

т.е. способствовать нравственному совершенствованию

людей.

В современном понимании этика — философская наука, изу-

чающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности

человека, общества. Если мораль представляет собой объективно

существующее специфическое явление общественной жизни, то этика

как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, законо-

мерности возникновения и развития, место в системе других общест-

венных отношений, теоретически обосновывает определенную мо-

ральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начи-

нала складываться как школа воспитания человека, научения его доб-

родетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идео-

логами) как призыв человека к исполнению божественных заветов,

обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о

непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о форми-

ровании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно

справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобла-

дающим является определение этики как науки о сущности, законах

возникновения и исторического развития морали, функциях морали,

моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоре-

тические проблемы о природе и сущности морали и нравственную

этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принци-

пами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в

том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию,

изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую про-

блемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль то-

го или иного общества в социологическом и историческом аспектах;

генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профес-

сиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует

принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способст-

вует выработке таких моральных представлений, которые в макси-

мальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя

тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука

служит социальному и экономическому прогрессу общества, утвер-

ждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникно-

вения и историческом развитии морали, о ее специфических функци-

ях, моральных ценностях общественной жизни.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1940 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...