Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество



Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века.

Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

«Юдифь» (итал. Giuditta) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. Хранится в Государственном Эрмитаже.

Творчество Джорджоне во многом определило путь венецианской живописи XVI в. Бесспорных произведений этого мастера сохранилось очень мало, и эрмитажное полотно "Юдифь" - одно из них. Образ библейской героини, спасшей родной город Ветилую от нашествия ассирийцев, был одним из наиболее популярных в эпоху Возрождения (Ветхий Завет, кн. Юдифи, 1-16). Лирический, полный очарования образ Юдифи, прохлада утреннего пейзажа создают настроение поэтической задумчивости, которое не нарушает даже отрубленная голова вражеского полководца Олоферна. Мир передан художником как гармоничное целое, где жизнь и смерть неразрывно связаны.

Сюжет

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!»[6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую[6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

«Спящая Венера» (итал. Venere dormiente) — картина венецианского художника Джорджоне, написанная им незадолго до смерти.

Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.

Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру.

Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти (мальчики с крыльями как у рафаэля.), а Купидон будил её.

После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма.

Если картина Джорджоне была визуальным воплощением именно этого мотива, тогда, возможно, заказчиком работы были молодожены.

Эту же позу использовал Тициан в «Венере Урбинской» и Мане — в «Олимпии».

Тициа́н Вече́ллио (в/к. 1476/77 или 1489/90— 1576) — итальянский живописец, патриарх венециан­ского Возрождения. Ему были подвласт­ны все жанры живописи — от тема тической картины до пейзажа и порт­рета.

Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан работал в Венеции, учил­ся у Беллини, испытал большое влия­ние Джорджоне, дописывал за него картины, когда тот был болен, дружили.

Ранние поэтичные праздничные картины («Любовь зем­ная и небесная») Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него картины, которые остались незавершёнными.

После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно де Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики.

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Тициан привнес и живопись принцип децентрализую­щей композиции и то удивительное буйство цвета, которое поражает зрителей до сих пор — от звучной красочной гаммы раннего периода до монохромных цветов и поздних работах.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...