Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И всех и вся



Ходатайственная молитва раскрывается постепенно и по чину. Сразу после прославления Божией Матери священник в молитве поминает святого Иоанна Предтечу, всехвальных Апостолов, святого, память которого сегодня совершается, и всех святых и просит, чтобы их молитвами Господь посетил нас.

Молитвенное воспоминание Богоматери и Крестителя после преложения Даров следует

иконописной традиции так называемого Деисиса[38], иконы ходатайства Пречистой Девы Ма­рии и Предтечи Крестителя Иоанна перед престолом величествия Прославленного Сына Божия. Это изображение присутствует в иконостасе (над праздничным чином) и на евхаристи­ческой Чаше (выгравировано или отчеканено) и является наглядным указанием верным пу­ти к собиранию себя в светоносную целостность. В иконостасе это изображение (если доста­точно места) дополнено предстоящими пророками, апостолами, святителями, преподобны­ми, оно подразумевает включенность в этот молитвенный процесс, объединенный вокруг Ев­харистии, всей Церкви, каждого из ее членов, в том числе и уже отшедших в вере и надежде воскресения в иной Mip, всех живых православных епископов, право правящих Слово Исти­ны, пресвитеров, диаконов, всех священнослужителей и каждого из нас. И этим оно показы­вает нам всю полноту исполнения Церкви как Таинства Царства, как реальности предначинающегося на земле нового времени и новой во Христе жизни.

Очень важно обратить внимание регента и тружеников клироса на певческий смысл ико­ны "Деисиса", которая передает не только идеи молитвы священника, произносимые в это время, но и показывает правильный образ, характер и в целом смысл богослужебного пения. Здесь все целенаправленно к Одному, ко Христу. Все собранно, сосредоточенно, можно ска­зать унисонно. Если светская музыка, отказавшись в свое время от этого единства во Христе, как бы выпрямилась, перевела внимание на человека, на душевный Mip его страстей, ушла в Mip игры, прелести, иллюзий, то подлинное церковное пение должно оставаться верным это­му изначальному молитвенному предстоянию, включенности в общий благодатный процесс Богопрославления. Естественно, что все средства певческой выразительности должны помо­гать и способствовать решению этой задачи.

Помянув усопших, живых, священник молится о всей земле, о Церкви, о всех живущих чистой и непорочной жизнью, о стране, просит Господа даровать властям и воинству мирное правление, чтобы и нам при их спокойствии прожить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Все эти слова произносятся во время пения "Достойно есть". Следую­щим возгласом служат слова (в русском переводе) "Прежде всего помяни, Господи, великого господина и отца нашего святейшего патриарха (имя), и господина нашего преосвященнейшего (имя епархиального архиерея). Даруй их святым Твоим церквам мирными, невредимы­ми, почтенными, здоровыми, долголетними, хранящими неповрежденным Твое учение исти­ны". Хор, вспоминая имена людей, живых и почивших, и, как бы обнимая христианской лю­бовью весь Mip, отвечает на возглас словами "И всех, и вся", то есть "И весь народ Твой".

Аминь

Священник во время пения хором ответа "И всех, и вся" продолжает молитву (в русском переводе): "Помяни, Господи, наш город, в котором живем, всякий город, страну и живущих в них с верою. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страдающих, плен­ных и спаси их. Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих всякое доброе дело в свя­тых Твоих церквах, помогающих бедным, и на всех нас излей милость Твою". Окончанием и одновременно возгласом служит прошение "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (Рим. 15:6; Деян. 4:32) славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сы­на и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков". На что хор отвечает словом-печатью "Аминь".

"Итак — Mip, Церковь, Царство. Все творение Божие, все спасение, все исполнение. Не­бо на земле. Единые уста и единое сердце, единое прославление и воспевание пречестного имени — Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Вот сущность этой великой завершительной молитвы, вот последняя мольба Евхаристии, соединяющая вокруг Агнца Божиего, во Христе, весь духовный Mip, начиная с Богоматери и святых и кон­чая всем — Сам всем вся буди. Вот что, каждый раз совершая Евхаристию, мы призываемся узреть, осознать, воспринять, во что должны погрузить все наше сознание, всю любовь, все желание, прежде чем подойти "к бессмертному Царю и Богу нашему..."[39].





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...