Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Согласно толкованию святых отцов, целование мира означает соединение душ и удаление всякого памятозлобия. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35), — говорит Господь. Евхаристическое приношение может быть совершено только при взаимной любви, единомыслии, единой вере и едином вероучении, поэтому после призыва к любви поется Символ веры.
Возглас "Двери, двери, премудростию вонмем!", то есть "Закройте двери! Внимайте премудрости!", говорит, что подобно тому, как в первые времена христианства привратники бдительно охраняли двери храма от вторжения неверных, так и мы ныне, заградив сердце от суетных помыслов, и открыв врата ума, в единомыслии исповедуем догматы своей веры.
Символ веры был составлен святыми отцами Первого (325) и Второго (381) Вселенских соборов по изволению Духа Святого, когда различные еретические учения пытались поколебать и ниспровергнуть истинную веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Святая Церковь, выступив на защиту чистоты вероучения, изложила его основные спасительные истины в Символе, который служит неизменным руководством, "опознанием" самих себя и своей веры для всех православных христиан.
Пением Символа веры молящиеся в храме в последний раз перед Святым возношением (Анафорой) сверяют, настраивают свой образ мысли, свидетельствуют пред Богом и друг перед другом о чистоте догматического мышления. Чистота мысли является необходимейшим условием неосужденного Причастия, "пропуском" к дальнейшему таинству службы.
Во время пения "Верую" священник большим покровом, воздухом, обвевает Дары. В Византии таким способом было принято оказывать почет земному императору, включенный же в богослужение, он стал актом почитания Царя Небесного, знаком веяния Духа Святого (З Цар. 19:11-12).
Пением Символа веры завершается подготовительная часть Литургии верных. Далее мы восходим в святая святых. Приближаемся к главному, к Евхаристии. Непосредственно после Символа веры начинается важнейшая часть богослужения — Святое возношение, или Анафора.
Святое возношение (Анафора)
Термином Анафора (гр. 'Avoxpopd — возношение) обозначается центральная евхаристическая молитва Божественной Литургии. Во время Анафоры, или Святого возношения, происходит невыразимое до конца словами чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы: "Молит священник, — пишет Николай Кавасила, — вознести дары, то есть молит освятить их, преложить в самое пренебесное Тело Господне", чтобы причащающиеся соединились друг с другом, как говорится в Служебнике, "во единаго Духа Святаго причастие".
Анафора представляет собой единое целое, однако в литургической науке приняты условные деления ее на части: вступительный диалог (praefatio[26]), молитва благодарения, ангельское славословие (Sanctus), установительные слова (institutio), воспоминание (anamnesis), возношение Святых Даров, призывание Святого Духа (epiclesis), преложение Святых Даров, прославление Божией Матери, поминовение живых и усопших — ходатайство (intercessio).
Вступительный диалог (praefatio) священника и хора непосредственно настраивает сознание молящихся на необходимое духовно-эмоциональное состояние для дальнейшего принесения Бескровной Жертвы.
Диакон возглашает: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити", то есть станем хорошо, станем со страхом, будем внимательны к тому, чтобы в мире приносить святое Возношение.
Хор (лик), выражая от лица всех молящихся готовность к участию в Таинстве, отвечает: "Милость мира, жертву хваления".
Божественная Евхаристия есть великая милость горнего мира Христова, дар примирения Бога с человеком, которая требует не кровавых жертвоприношений, но чистоты жизни, благодарной жертвы уст — хвалы в любви, прославления, пения.
Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание) (2 Кор. 13:13), и призывает на них спасительные дары Святой Троицы: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами".
Необычность формулы этого благословения в том, что оно начинается с Господа Иисуса Христа (а не с Отца, как обычно). Это объясняется тем, что во Христе "мы имеем мир с Богом" и получили доступ к благодати (Рим.5:1-2). Христианская вера возникает от встречи, с принятия Христа как Сына Божиего, являющего Любовь Отца и открывающего причастие (общение) Святаго Духа.
Евхаристия есть таинство доступа к Богу, знания Его, соединения с Ним. "Приносимая в Сыне, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — она приносится Отцу, она исполняется в причастии Святого Духа. И потому Евхаристия есть вечно живой и животворящий источник знания Церковью Пресвятой Троицы, знания не отвлеченного (догмат, учение), каковым оно, увы, остается для столь многих верующих, а знания как постоянного узнавания, как встречи, как опыта, и потому — причастия жизни вечной"[27].
Хор отвечает священнику на благословение: "И со духом твоим". Эти слова, взятые из Второго Послания апостола Павла к Тимофею: "Господь Иисус Христос с духом твоим" (4:22), подразумевают обратное, благодарное движение мысли верных — "милость будем приносить, как плод мира и жертву хваления", т.е., как толкует их св. Герман, "как сказали выше, так и будем делать"[28]. Этот ответ направлен на усиление, укрепление братского единства между молящимися.
Священник возглашает: "Гореv имеим сердца" (то есть к небу обратим внимание и, по слову Апостола, будем помышлять о горнем (Кол. 3:2)).
Хор отвечает: "Имамы ко Господу", — имеем ум и сердце устремленными к Богу.
Эти возгласы — не просто призыв к возвышенной настроенности, но указание на сердце, которое должно стать вместилищем неба. Об этом новом состоянии зрения Бога в себе более полутора тысяч лет назад как о конечной цели с дерзновением говорил святитель Иоанн Златоуст: "Что мне до неба, когда я созерцаю (в себе) Владыку неба, когда сам становлюсь небом?".
Этим торжественным призывом-предостережением (чтобы никто не остался на земле), заканчивается вступление Анафоры, приготовительный диалог священника и хора. Далее начинается молитва благодарения.
Молитва благодарения. Священник, по примеру Христа Спасителя, возблагодарившего Бога Отца на Тайной Вечери (Лк. 22:17—19), возглашает: "Благодарим Господа". Хор поет: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".
Вместе со словами "Благодарим Господа" священник начинает читать тайную молитву, которая является главной благодарственной молитвой Литургии [29]. Вот она в переводе на русский язык: "Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего (Пс. 102:22), ибо Ты — Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменный — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты перевел нас из небытия в бытие (Прем. 1:14) и павших восставил, и не прекратил на этом Своего попечения о нас, но возвел нас на Небо и даровал Царство Твое будущее. За все это мы благодарим Тебя, Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что знаем и чего не знаем, за все явные и неявные благодеяния, излитые Тобою на нас. Благодарим Тебя также за это служение, которое Ты соблаговолил принять от наших рук, хотя и предстоят Тебе тысячи (Дан. 7:10) Архангелов и десятки тысяч Ангелов (Евр. 12:22), Херувимы и Серафимы, шестикрылые (Ис. 6:2), исполненные очей, парящие, быстрокрылые (Иез. 1:7,18,21), победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря". Последние слова этой молитвы являются возгласом — "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", — на который певцы отвечают ангельским гимном: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...". Только при целостном подходе и осознании контекста становится понятной та взаимосвязь, которая существует между евхаристическими молитвами, возгласами священника и песнопениями хора.
В качестве краткого толкования на песнопение "Достойно и праведно есть..." уместно привести слова отца Александра Шмемана: "Спасение завершено. После тьмы греха, отпадения и смерти вот снова приносит человек Богу чистое, безгрешное, свободное и совершенное благодарение. Человек возвращен на то место, которое уготовил ему Бог, создавая Mip. Он стоит на высоте, перед престолом Бога, он стоит на небе, пред лицом Самого Бога, и свободно—в полноте любви и ведения, — соединяя в себе весь Mip, утверждает и признает благодарение это "достойным и праведным". Это — Христос. Он один без греха. Он один — Человек, во всей полноте его назначения, призвания, славы. Он один в Себе восстанавливает и возвращает к Богу "падший образ", и потому благодарение Христово теперь приносим мы, его слышим, в нем участвуем, когда начинает предстоятель молитву Евхаристии, заповеданную нам Христом и навеки веков соединившую нас с Богом"[30].
Ангельское славословие (Sanctus). Следующее песнопение (в переводе): "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Приходящий во имя Господне! Осанна в вышних" — ангельский гимн, как было сказано, является гармоничным продолжением молитвы благодарения, новым раскрытием смыслов таинства Анафоры.
Во время пения этого славословия священник читает следующую евхаристическую молитву — sanctus'a (приводим русский перевод): «И мы, Владыко Человеколюбче, вместе с этими блаженными Силами воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя, ибо Ты так возлюбил Mip Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Придя и исполнив все, задуманное Тобою о нас, в ночь, когда Его предавали, или, скорее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни Mipa, взяв хлеб (1 Кор. 11:23) в Свои святые, пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благословив Тебя, Он освятил, преломил (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19) и дал его Своим святым ученикам и апостолам, сказав: (Возглас) "Примите, ядите (ешьте), это — Тело Мое, ради вас преломляемое во оставление грехов"».
Эти слоьа Спасителя (по-славянски) "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов" являются и окончанием данной молитвы. В литургической науке за ними закреплено название установительных, так как они (как и следующий за ними возглас "Пиите от нея вси...") послужили основанием к установлению Таинства Евхаристии.
Далее приведем несколько объяснений возгласа "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", а также на ответ хора "Свят, Свят, Свят...".
"Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", — четыре эти слова отнюдь не означают поднебесного Mipa, составленного из четырех стихий, как утверждают некоторые, или небесного, разделяемого на четыре части, т.е. на восток, запад, север и юг, в которых слава Божия проповедуется словами: "Исполнь небо и земля славы Твоея", но более знаменуют тех четырех животных, в виде которых, как явствует из Писания, являются Херувимы. Св. Герман говорит: "Поюще — говорится об орле, вопиюще — о воле, взывающе — о льве, глаголюще — о человеке". Человек, одаренный разумом, образуя собою херувимские силы и четверовидных животных, вопиет: "свят, свят, свят, т.е. Трисвятый и Единый Бог сил. Свят Отец, истинно Святый и Блаженный; свят Сын как Слово Божие и образ ипостаси Его; свят и Дух Святый, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, и освящающий всяческая. И посему четверовидные животные попеременно один за другим восклицают, — первое во образе льва вопиет свят, другое во образе вола или тельца вопиет свят, третье во образе орла вопиет свят, а четвертое во образе человека взывает Господь Саваоф" [31].
Эти слова "напоминают нам мистические откровения пророкам Исайе, Иезекиилю и апостолу Иоанну Богослову (Ис. 6:3; Иез. 1:10; Апок. 4:6-8), видевших страшный Престол Господней славы и внимавших ангельскому славословию Божиго. Этим естественно заключить молитву, говорящую о творении Богом Mipa и о Его совершенствах. Переходя к молитвенному прославлению и переживанию подвига Бога Слова. Церковь к этому возгласу присоединяет слова "осанна, благословен Грядый во имя Господне". Эти слова, обращенные некогда еврейскими детьми к идущему на вольную страсть Господу, обращены теперь к идущему на евхаристическое заколение Агнцу. "Осанна" значит "Господи, спаси". Таким образом, мистическое созерцание славы Божией, предвечной Его силы, могущества, святости и красоты и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафимов и с созерцанием Христовой "славы", т.е. Его искупительных Крестных Страданий"[32].
"О чем свидетельство этой извечной хвалы, если не о небе, которое мы видим и слышим, ибо сами вознесены на него? Что эти слова царского приветствия, если не икона: дар, видение, откровение Царства славы? Не встреча с Богом, благодарением исполняемая — за Его в трапезой, в Его Царстве?.."[33].
В словах "осанна в вышних" идея ангелогласия (магистральная тема для всего богословия церковного пения) достигает своего апогея, максимально возможного пика. Если в ночь Рождества Христова услышанное пастухами ангельское славословие "Слава в вышних Богу..." (Лк. 2: 14) звучало лишь как свидетельство, как приглашение к соучастию в высшем мире, то здесь, в молитве благодарения, оно раскрывается как восхождение молящихся в Церкви (через совместное "едиными усты" пение людей и ангелов) на небо, к престолу Божиему, в славу Небесного Царства. Мысленно охватив весь Mip, все творение, осознав Церковь как небо на земле, молитва благодарения на этой воистину серафимской высоте из полноты богообщения, знания и радости логично переходит в воспоминание Тайной Вечери.
Следующая часть евхаристической молитвы в литургической науке называется воспоминанием (anamnesis). После произнесения установительных слов (institution) [34] "Приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и "Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета..." во время пения хором двойного "Аминь" священник произносит молитву anamnesis'a, т.е. воспоминания: "Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие (Возглас): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". В русском переводе эта молитва звучит так: "И теперь, вспоминая эту спасительную Его заповедь и все, совершенное Им для нас — распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, сидение одесную Тебя, Его повторное пришествие во славе, (Возглас): Твое из Твоего мы приносим Тебе повсюду и в благодарность за все (при этих словах священник поднимает Дары над престолом)". Этот текст является квинтэссенцией всей Божественной Литургии как таинства воспоминания. В нем раскрываются слова Спасителя "сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24), устанавливается Таинство таинств, и полномочие и завет — пребывать в любви Его (Ин. 13:34) "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26).
"Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем" (Лк. 22:29-30). Эти ключевые слова Нового завета, сказанные Спасителем ночью на Тайной Вечере падшему и порабощенному грехом человеку, явили Божественный Свет. Содержание этого обещания раскрывается в молитве anamnesis'a, и целостно во всем евхаристическом опыте Церкви. Оно познается как восхождение молящихся в божественную реальность Царства Небесного, которую на земле единожды и навсегда явил Иисус Христос.
Оставив позади важнейшие этапы на пути постижения Евхаристии как таинства Единой Жертвы Христовой Любви (собрания, приношения, возношения, благодарения воспоминания), мы подошли к центру круга, точке пересечения и объединения всех начал — возношению Святых Даров, молитве epiclesis'a, т.е. призыванию Святого Духа и преложению Святых Даров в пречистые Тело и Кровь Христовы.
Оканчивая молитву anamnesis'a, священник, воздевая руки гореv, восклицает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Диакон, предваряя этот возглас, целует святой престол, кланяется священнику, затем берет правой рукой дискос, а левой рукой Потир (правая рука крестообразно лежит на левой) и во время возгласа возносит приготовленные Дары над престолом. Хор, отвечая на слова предстоятеля, поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш" (Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш).
После возношения Святых Даров, во время "Тебе поем", в алтаре и во всем храме за каждой Божественной Литургией происходит непостижимое: небо и земля соединяются, исполняются Небесной Славы; прошедшее, настоящее и будущее приводится в единство; время и пространство размыкается; тварное получает образ, силу бытия нетварного; разделительные преграды разрушаются. Человек исцеляется, во Христе ему прощаются грехи, он очищается и возвышается. Его бессмертная по сути, но плененная грехом и тлением природа преображается, освобождается и предуготавливается для вечного, блаженного бытия с Богом.
Все это дивное и неудобоизъяснимое, подготавливаясь всем ходом Евхаристии (как в перспективе углубления, раскрытия тайны), словно в фокусе (как в светоносной точке перед новым творением), сосредотачивается в молитве epiclesis'a. Вней священник просит Господа ниспослать Духа Святого на него и на предлежащие Святые Дары (в русском переводе): "Мы приносим Тебе также это словесное и бескровное служение, и призываем, и просим, и молим Тебя: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие пред Тобою Дары, и соделай хлеб этот истинным Телом Христа Твоего [Аминь], а то, что в Чаше этой — истинной Кровью Христа Твоего [Аминь], преложив Духом Твоим Святым [Аминь, аминь, аминь]".
Священник молится о нисхождении Святого Духа на Дары и на всех людей и "о преложении" (в Литургии св. Василия Великого — "о явлении") хлеба и вина, принесенных в воспоминание Христово, в Его честные Тело и Кровь.
Очень важный акцент молитвы epiclesis'a — просьба ниспослать Духа Святого прежде всего на нас, молящихся, а затем на предлежащие Дары — указывает принципиальный момент: верные христиане вместе представляют собой Единое Тело Христа — Его Церковь, а порознь — ипостастные храмы Духа Святого, в которых необходимо совершать Анафору, то есть возношение, преображение, преложение жизни по плоти в жизнь по духу.
"Твоя от Твоих" — молится собрание Церкви, — не только хлеб и вино, но и все Твои бесчисленные дары жизни, от лица Твоих верных рабов мы приносим Тебе, Богу Отцу, в благодарственную жертву "за вся", т.е. за все Твои благодеяния, уже полученные нами, и ради различных милостей в будущем. Эти слова не только символ Литургии, но эталон, последняя глубина и смысл жизни человека: возносить, возвращать, предавать в руки Божий в движении благодарной сердечной любви всю жизнь, и от этой жертвы принимать от Бога по благодати в Дар то, что Сам Бог имеет по Своей природе, т.е. Его Божество. В этом важнейшем священнодействии Литургии всякий раз человеку дастся образ обо'жения, путь к воссоединению и взаимопроникновению Божественной и человеческой природы. Здесь конец претворяется в начало, в вечное и светоносное внутреннее обновление, которое являет и исполняет Своим пришествием Утешитель Дух Святой.
Необходимо обратить внимание регента и поюших на особенности певческого сопровождения молитв Анафоры. Все фрагменты песнопений, объединенных единым названием "Милость мира", как можно было убедиться из вышеизложенного, представляют собой единое, неделимое целое. Все составляющие произведение части как бы перетекают одна в другую. Мелодия, гармония, метро-ритм, все элементы хоровой звучности (метро-ритм, ансамбль, строй, нюансировка) подчинены единой цели — молитве, явлению в звуке тайны, выражению той живой среды, в которой и произойдет осуществление таинства. Пение как движение человеческого духа усиливает присутствие, пульсацию Святого Духа. Естественно, что благоговейный настрой будет выражен в мягком, прикрытом, благородном звуке, в способности вслушиваться в общее звучание, не выделяться, в полном внимании происходящему.
Здесь уместна следующая аналогия. Каждый год в Иерусалиме православные христиане в Великую Субботу, накануне Пасхи, переживают великое чудо — схождение Благодатного огня. По мере того, как приближается сокровенный момент нерукотворного возгорания свечей в руках патриарха, в храме все чаще и чаще мелькают вспышки света, подобно вспышкам от фотоаппаратов. "Разряды" все более и более усиливаются, вызывая необыкновенное духовное ликование присутствующих. Когда "светоносная роса" все отчетливее "проступает", собирается в Кувуклии на Гробе Господнем, сами возгораются свечи, причем часто не только у Патриарха, но и одновременно у особо благочестивых прихожан. Подобное схождение Небесного огня[35], только на невидимом уровне, происходит всякий раз и в Литургии. Весь ее ход подготавливает, усиливает момент преложения Святых Даров, их наполнения новым, небесным содержанием. Пение в этом процессе является необходимой средой, которая по мере приближения к Святому Преложению усиливает вспышки невидимого света, возжигает в молящихся огонь веры, очищает сердца и предуготавливает вход в алтарь внутреннего храма души Самого Бога.
В храме певчий — это не приглашенный со стороны вокалист, но сослужитель таинства, от лица народа и всего собрания, вместе с ангелами воспевающий Бога, отвечающий в диалогах священнику и тем самым наполняющий свою жизнь подлинным высшим смыслом.
Поющему "Милость мира" певчему необходимо понимать, что все его пение должно быть его личной Анафорой, то есть возношением его жизни, чувств и мыслей Богу, должно стать его "Твоя от твоих..." — принесением и преложением его энергии существа (мыслей, чувств, воли) в чистую энергию, жертвы уст. Если это понять, то сам собой решиться вопрос качества, красоты звука, тембра, и в целом звукообразования, ведь помимо правильного дыхания и общей свободы красота вокала строится, прежде всего, на способности души молиться, мыслить, думать, сопереживать, нести в себе (возносить) смысл произносимого.
Требование осмысленности как основного лейтмотива всего богослужебного пения в песнопении "Милость мира" особенно актуально, поскольку здесь находится сердце, центр богослужебного круга. Предельная концентрация на внутреннем содержании — вот основное требование к хору.
Вступительный диалог поется величественно, но без затягивания. Часто бывает так, что во время пения "Верую..." всей Церковью праздничный хор отдыхает, и перед его вступлением есть опасность некоторой несобранности, расслабленности.
Молитву благодарения, слова "Достойно и праведно есть", следует исполнять вдохновенно, четко и ясно произнося слова, сохраняя плавность звуковедения, раскрывая логику построения музыкальной фразы.
Ангельское славословие "Свят, Свят, Свят" — пик всей гимнографии церковной музыки. Здесь особое внимание необходимо обратить на ритмическую сторону музыкального ряда, радость, легкость, свободу в произнесении текста. Следующая часть "Милости мира" — "Аминь" (два раза) и особенно песнопение "Тебе поем" является священным, сакральным ядром Литургии, поэтому здесь, как правило, происходит переход от гимнического, величественного "Достойно и праведно" и вдохновенного "Свят, Свят, Свят" к таинственному и прикровенному "Тебе поем". Связующее "Аминь" служит переходом от радостно-вдохновенного характера предыдущих частей к глубоко внутреннему, сокровенному "Тебе поем". Исходя из этого песнопение "Тебе поем" обычно исполняют на нюанс рр; р либо тр, благоговейно, трепетно, сосредоточенно-собранно, передавая голосом, звуком великую тайну соединения неба и земли в преложении Святых Даров — хлеба и вина — в Тело и Кровь Господни, которое происходит именно во время пения этого важнейшего фрагмента "Милости мира". Пожалуй, только музыка, в частности пение, со свойственной ему нематериальностью может передать ощущение Великой Тайны, донести молящимся трепет, состояние страха Божия, которые как нигде более уместны в этом месте богослужения. Пение должно передать характер, образ этого духовного состояния.
Что касается темпо-ритма, то необходимо петь очень размеренно, не спеша, но в то же время сохраняя легкость ритмической пульсации мелодической ткани. В этот момент священнику предстоит прочитать молитву призывания Святого Духа и еще ряд важных молитв. В случае торопливого исполнения священнику не остается времени на произнесение всех слов молитв, и поэтому есть опасность, что он будет это совершать наспех, либо на клиросе возобладает на некоторое время молчание и томительное ожидание.
Сразу после того, как Святой Дух сошел и коснулся Даров, когда хор еще допевает "Тебе поем", священник начинает читать ряд молитв, которые носят название ходатайство (intercessio), то есть заступничество за Mip, за Церковь, за всю Вселенную. Общая богословская идея этих молитв — собирание Церкви [36], явление ее силы во всей полноте — в космическом, экклезиологическом (общецерковном) и эсхатологическом масштабе[37]. Эти молитвы являются еще одной ступенью вверх в приготовлении верующих к причастию. Они (верующие) постепенно осознают идею соборности, свою принадлежность и всех предстоящих за Божественной Литургией, полноте небесной и земной Церкви, единство в Боге почивших и живых — всех, кто верой, покаянием, плодами Искупительной Жертвы Христа приобщился реальности нового времени, новой жизни.
После соединения Неба и Земли в молитве epiclesis'a, после того как от лица верующих вознесена была молитва Богу об усопших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и о всякой праведной душе, достигшей конца земного поприща, священник воспоминает ближайшую к Богу из всех людей ходатаицу и заступницу Богородицу: "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии", — возглашает он. В русском переводе эти слова звучат так: "Особенно же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве (вечно Деве) Марии". Ответом хора на возглас служит песнопение, прославляющее Божию Матерь, — "Достойно есть": "Воистину есть достойно прославлять Тебя, называя Богородицей, вечно прославляемой и наинепорочнейшей, и Матерью Бога нашего. Достойной больших почестей чем Херувимы и несравнимо большей славы, чем Серафимы, Родившей Бога Слова и оставшейся Девой, истинно Богородицей Тебя величаем".
Святая Церковь почитает Пречистую Деву Марию как "бесценное сокровище славы Божией". Ее Материнское предстательство пред Богом за человеческий род столь могущественно, что к Ней верующие обращаются с молитвой "Спаси нас", а не просто "Моли Бога о нас", как к Ангелам и всем святым. Почитание Божией Матери и благоговение перед Ее святым именем драгоценно всякому православному христианину. Не почитающий Божию Матерь оказывает неуважение и к Ее Божественному Сыну.
Устав предписывает диакону в это время кадить окрест святой престол и поминать, кого он хочет за здравие и за упокой. Теперь это совершается им не вслух, а про себя. В древности же в этом моменте Литургии читались диптихи, т.е. поминания живых и усопших.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!