Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интонация



Интонацией называются просодические явления в синтаксических единицах – словосочетаниях и словах. Это изменение дина­мики тона, окрашивающего высказывание.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых –основные компоненты интонации:

1) мелодика речи (движение голоса по высоте тона);

2) ударение;

3) пауза;

4) темп речи;

5) тембр голоса.

Широко распространено мнение (даже в лингвистических кругах), что интонация – вещь субъективная, что у каждого человека своя интонация. При этом нередко ссылаются на то, что один и тот же текст разные артисты чита­ют по-разному и что разница в чтении может быть очень существенной. Факт несомненный, наблюдаемый очень часто. Однако различное чтение оказывается отнюдь не безразличным для осмысления текста. Различное ин­тонирование одного и того же текста есть следствие различного понимания его разными чтецами. Одно и то же предложение можно произнести с раз­личной интонацией. Но действительно ли оно будет оставаться при этом все тем же предложением, то есть с одним и тем же интеллектуальным и эмо­циональным содержанием? Разумеется, нет. Оно каждый раз будет несколько иным.

Признание того, что интонация субъективна, было бы равносильно от­рицанию ее языковой функции, ибо субъективное, социально не обусловлен­ное не может иметь лингвистического значения. Совершенно очевидно, что отрицать языковое значение интонации невозможно, так как это противоре­чит объективному положению вещей.

В интонации следует различать два аспекта:

1. Коммуникативный, поскольку интонация сообщает, является ли вы­сказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и т.п.

В своем коммуникативном аспекте интонация имеет следующие значе­ния.

1) Интонация является средством членения речи на предложения. Это особенно важно в чтении, которое в наше время благодаря развитию радио и телевидения играет огромную роль. Отсюда вытекает, в частности, важность связи между знаками препинания на письме и интонацией.

2) Интонация участвует в различении коммуникативных типов предло­жения, являясь иногда единственным средством так называемого общего во­проса (ср.: Петр идет домой. Петр идет домой?).

3) То же можно сказать и об актуальном членении предложения. Так, в зависимости от выделенности логическим ударением слова Петр или слова домой соответственно то или иное из них будет обозначать новое (рему), что сообщается о данном (теме).Следовательно, в первом случае предложение будет означать, что именно Петр, а не кто-либо иной идет домой, а во втором – что он идет домой, а не куда-нибудь в другое место.

4) Только интонацией осуществляется деление на синтагмы, что опре­деляется смыслом и связано с выражением того или иного члена предложе­ния. Если, например, в предложении: Я развлекал его стихами моего брата поставить границу первой синтагмы после слова его, то оно будет прямым дополнением; если же поставить ее после слова стихами, то прямым до­полнением будет моего брата.

5) Интонация отмечает, является ли данный отрезок речи конечной или неконечной синтагмой (ср.: Он возвращается домой и Он возвращается до-мой, когда наступает вечер).

2. Эмоциональный – состоит в том, что в интонации заключена опреде­ленная эмоция, которая всегда отражает эмоциональное состояние говоряще­го, а иногда и намерение его (впрочем, не всегда осознаваемое им) опреде­ленным образом воздействовать на слушающего. Последнее имеют в виду, когда говорят об «эмфазе».

Эмоциональный аспект интонации не обязательно связан со смысловым содержанием высказывания. Будет ли сказано предложение Петров вернул­ся с радостью или с сожалением, оно останется сообщением об одном и том же факте объективной действительности, иными словами – будет иметь одно и то же денотативное значение. Не отразится это и на синтаксической струк­туре предложения. Поэтому эмоциональный аспект до недавнего времени практически исключался из языковедения, а вопрос о его значении, с лингвистической точки зрения, о его языковой функции теоретически остается неисследованным и в наши дни.

Вместе с тем эмоция высказывания, несомненно, связана с его модаль­ностью, категорией, которой в современной лингвистике придается большое значение. И действительно, в каждом акте коммуникации отражено не только то, о чем идет речь (денотативный аспект), но и отношение к сообщению со стороны говорящего (коннотативный аспект).

Интонация складывается из нескольких компонентов: 1) частоты ос­новного тона голоса (высотный или мелодический компонент); 2) интенсив­ности (динамический компонент); 3) длительности или темпа (временной, темпоральный компонент); 4) паузы; 5) тембра. Все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что ника­кой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между со­бой. Однако можно, во-первых, установить некую иерархию их, во-вторых, имеются данные, свидетельствующие о некотором разделении функций меж­ду ними.

Мелодика. В комплексе просодических средств мелодика играет веду­щую роль. Универсальность высотного компонента интонации проявляется и в том, что мелодика используется как важнейшее интонационное средство в самых разных языках, и в том, что в пределах одного языка мелодика обслу­живает разные функции интонации.

Характерная для речи картина изменения основного тона, освобожден­ная от сегментных и позиционных влияний, которую будем называть мело­дическим контуром, имеет сложную структуру. Согласно последним иссле­дованиям, в ней могут быть выделены основная, или базисная составляю­щая, характеризующая речевую единицу (синтагму или высказывание) в це­лом, и мелодические конфигурации, соответствующие составляющим ре­чевую единицу элементам – словам. Особо выделяется конфигурация, совпа­дающая с последним знаменательным словом (терминальный тон) и с наиболее важным по смыслу и наиболее выделенным фонетически словом (инто­национный центр).

Для характеристики мелодического контура используется несколько из­мерений, или параметров, контура и отдельных его участков. Важнейшие из них – направление, форма, интервал, диапазон, регистр (или тональный уро­вень), скорость и изменчивость мелодии. С каждой из этих характеристик мелодического контура могут быть сопоставлены определенные интонаци­онные значения. Таким образом, можно говорить о функциональной нагрузке признаков мелодического контура.

Направление – это использование восходящего, нисходящего, восходя­ще-нисходящего и других тонов для оформления отдельных коммуникатив­ных тонов высказываний.

Наряду с общим направлением мелодики в качестве различительного средства выступает и форма тонального движения (например, подъем может реализоваться как выпуклая и как вогнутая кривая), и, что особенно важно, распределение общего мелодического рисунка по слогам сегментной основы высказывания.

При сходстве общего направления и формы различие может состоять в интервале, или величине подъема или падения тона. Так, некоторые разно­видности интонации незавершенности в русском языке отличаются от инто­нации вопроса только меньшим интервалом подъема тона в ударном слоге.

Для характеристики величины изменения тона на большом отрезке, на­пример в пределах синтагмы, используют понятие диапазона частотных из­менений. Различие диапазонов является одним из признаков разной степени важности синтагмы (например, для вводных конструкций характерен относи­тельно узкий частотный диапазон), а также разной степени их эмоциональ­ной насыщенности (увеличением мелодического диапазона отличаются вос­клицательные предложения).

Уровень, или регистр, в котором реализуется мелодический рисунок, также может выступать в качестве различительного признака. Так, например, при описании французской интонации выделяют низкую и высокую вставки.

Та или иная скорость изменения тона обусловливает крутизну или по­логость конфигурации, создавая дополнительные различия форм. Например, отличительной чертой русского общего вопроса является резкое и быстрое повышение тона, реализующееся в пределах ударного слога предиката во­проса; в других типах восходящей мелодики повышение бывает более плав­ным и растягивается на последовательность заударных слогов.

Наконец, различная степень изменчивости, или вариативности, мелоди­ки особенно ярко проявляется при обращении к эмоциональному аспекту ин­тонации. При выражении некоторых эмоций мелодический контур отличает­ся сложностью и изменчивостью, изрезанностью (ср., например, ласковый тон просьбы и сухой тон приказа).

Пауза. Пауза занимает среди компонентов интонации особое место. Бу­дучи функционально суперсегментным явлением, физически она представля­ет собой особый, «пустой», сегмент. Чаще всего пауза определяется как пере­рыв в звучании или прекращение фонации на определенное (обычно доволь­но длительное) время. Тогда акустическим коррелятом паузы является па­дение интенсивности до нуля, а физиологическим – остановка в произноси­тельной работе органов, приведение их в состояние покоя.

Смысловая нагрузка интонационных пауз весьма значительна. Они яв­ляются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы (фразы и синтагмы). Само наличие перерывов в опреде­ленных местах речевого потока и отсутствие их в других свидетельствуют о разной смысловой связи рядом стоящих слов. Недаром говорят: «Чем больше актер, тем больше пауза»

Пауза между словами разрывает или существенно ослабляет связь между ними. Внутри смыслового единства пауза нежелательна, а если таковая появ­ляется, то она воспринимается не как запланированная интонационная пауза,

а как пауза хезитации, отражающая процесс поиска и перестроек в ходе порождения речи. Именно в местах слабой смысловой связи в хорошо органи­зованной речи может производиться вдох (хотя далеко не каждая пауза ис­пользуется для вдоха).

Благодаря существованию разных типов пауз (в зависимости от их дли­ны и сочетания с другими интонационными средствами) появляется возмож­ность выражения различного характера связи между интонационно-смысловыми единицами. При этом интонационные средства используются преимущественно для выражения степени связи (слабая, средняя, тесная), но в сочетании с лексико-грамматической структурой высказывания конкрети­зируется и качественный характер связи, так что оказывается возможным го­ворить о выражении интонационными средствами, а среди них не в послед­нюю очередь и паузой, значений противопоставления, сопоставления, важно­го и несущественного появления. Очевидна семантическая нагрузка и так на­зываемых «психологических» пауз, характерных для особо выразительной и эмоциональной речи, например при особом выделении слова путем поста­новки паузы перед ним или после него.

Длительность и темп. Протяженность речевых единиц (и их состав­ляющих) во времени – необходимое условие их существования. Для того, чтобы та или иная речевая единица могла быть реализована говорящим и воспринята слушающим, требуется определенное время, естественно, раз­личное для разных элементов.

Длительность крупных, сложных по структуре единиц (высказывания чаще всего членимы на слова, слоги, звуки) определяется числом состав­ляющих их элементов: фраза, содержащая большее количество звуков, имеет, как правило, большую длительность, чем фраза, имеющая меньшее количе­ство звуков, хотя наблюдается и тенденция к выравниванию длительностей речевых единиц одного ранга (ритмических групп, синтагм, высказываний). Вместе с тем вариативность длительности составляющих речевой цепи довольно велика и доступный в данном языке диапазон значений длительно­сти звуков может использоваться для передачи особой – просодической – ин­формации.

Лингвистическая нагрузка темпа и длительности состоит в выражении различной важности речевого отрезка для говорящего. Слово или синтагма, имеющие в высказывании больший смысловой вес, характеризуются боль­шей длительностью, которая проявляется в большей длительности всех или некоторых их элементов, в числе которых, безусловно, – ударный гласный. Это соответствует универсальной тенденции затрачивать больше времени на то, что важно, ново, ценно, и меньше – на то, что менее важно, менее ценно, уже известно. Хорошо известен факт убыстрения темпа при реализации вводных и вставных конструкций.

Существует определенная связь между темпом произнесения и комму­никативным типом предложения: относительно быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательно-оценочного предложения. Наряду со средним темпом интонационных единиц можно го­ворить и о динамике темпа. Наиболее общей тенденцией является некоторое замедление темпа к концу единицы, нередко сочетающееся с расположением ближе к концу наиболее важных элементов высказывания. Однако такое со­четание не является обязательным, возможны иные структуры темпа, с двумя и более сильными временными точками.

Интенсивность. Интенсивность – это произносительное усилие. Разли­чия в интенсивности речевых звуков воспринимаются человеком как разли­чия в громкости. Основная функция интенсивности – выделение отдельных элементов речевой цепи. Обычно это выделение осуществляется усилением интенсивности, но, поскольку просодические характеристики всегда относи­тельны, не исключено и уменьшение силы звучания (так, шепот на фоне обычной речи может быть столь же ярким и выразительным средством, как и крик). Выделение, или подчеркивание, одного из слогов слова принято называть ударением. Этим термином обозначают и выделение элементов в соста­ве фразы.

Ударность или безударность гласных, как правило, существенно влияют на их интенсивность, хотя последняя редко бывает единственным компонен­том ударения. Поскольку на абсолютную интенсивность гласного воздейст­вуют и иные факторы и поскольку ударность может обеспечиваться и дру­гими фонетическими средствами (длительностью, высотой, особенностями тембра), ударный гласный не обязательно бывает интенсивнее безударного, однако учет непросодических факторов позволяет увидеть роль интенсивно­сти в выражении различной степени выделенности элементов высказывания. При учете непросодических факторов оказывается, что интенсивность данно­го элемента тем больше, чем больше он выделяется на фоне других. Сущест­вуют данные о значительном увеличении интенсивности при выделительном, контрастном и эмфатическом ударении в различных языках.

Сведения об изменении интенсивности в эмоциональной речи довольно скудны, однако основные тенденции его вполне очевидны и легко предска­зуемы. Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального на­пряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются по­вышением, а отрицательные и пассивные – понижением общего уровня ин­тенсивности. Высокий уровень громкости отличает восклицательные и побу­дительные предложения (среди последних – особенно приказы, команды). Для эмфатического выделения используется резкое повышение, а изредка и контрастирующее с фоном резкое понижение интенсивности.

Тембр. Отнесение тембра, т.е. качества звука, определяемого соотноше­нием его спектральных составляющих, к числу компонентов интонации не­редко вызывает возражения. Тем не менее, существует область изучения зву­чащей речи, в которой тембральной окраске придается исключительно боль­шое значение. Это исследования по сценической и публичной речи в основ­ном второй половины XIX – начала XX в., которые, как правило, не учиты­ваются в современном языковедении. Это можно объяснить тем, что для речи

нейтральной в эмоциональном отношении, которая до сих пор являлась предметом экспериментального исследования, тембральная окраска не явля­ется решающей. Различия по тембру не участвуют в передаче основных ком­муникативных функций интонации и проявляются лишь при выражении от­дельных конкретных эмоций (презрения, гнева, насмешки и т.д.) и, особенно, в общей эмоциональной окраске речи, отнесение которой к лингвистическим функциям интонации далеко не бесспорно.

Существует перечень тембров, описываемых через указание на активи­зирующиеся части речевого аппарата (временные доминанты тембра):

- гиперлабиализованный, характерный для выражения нежности;

- делабиализованный (злость, гнев);

- переднеоральный (ирония, шутка);

- ларингальный (боль, страдания) и другие.

Некоторые исследователи анализируют наряду с тональными (мелодиче­скими) характеристиками и характеристики фонационные, определяющие тип и качество голоса. Последние являются, по их мнению, типичными сред­ствами выражения эмоций во всех языках.

На основе небольшого эксперимента-наблюдения над произнесением качественных прилагательных со значением эмоциональной оценки человека можно дать характеристику некоторых экспрессивных просодем, отмечая, в частности, что положительные эмоции связаны обычно с повышением реги­стра, отрицательные – с понижением; высокая степень положительной эмо­ции (любовь) реализуется высоким придыхательным голосом, высокая сте­пень отрицательной эмоции (ненависть) – низким, зашумленным, дрожащим; для «торжественного» чувства характерен низкий восходящий дрожащий го­лос, горе символизируется нисходящим мягким голосом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое фонетика?

2. Что собой представляет акустический аспект фонетики?

3. Как построен речевой аппарат? Каковы аспекты артикуляции?

4. Какие существуют принципы классификации гласных и согласных звуков.

5. Что такое слог? Как происходит слогоделение?

6. Каковы просодические средства языка?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...