![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Слог – единица звукового внутритактного членения речи, минимальная единица членения речевого потока между паузами.
Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
Деление на слоги объясняется разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.
Сонорная теория. В основе деления на слоги – различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки, звук называется слогообразующим и образует слог.
Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг [ ai ] в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi). Периферийные гласные неслоговые.
Но слоги могут и не иметь гласного, напр. в отчестве Ивановна [i-va-n- nа] или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными.
Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlkprchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.
В слоге наиболее звучный звук – слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).
Динамическая теория: слоговой звук – самый сильный, интенсивный.
Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).
Виды слогов:
Открытый слог – это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр. да, ау.
Закрытый слог – это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр. ад, ум, кот.
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр. рад, поп.
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
В русском языке в основном открытые слоги, а в японском – почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).
Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр. всплеск, англ. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский – msxverpl (жертва).
Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. китайский язык – типичный моносиллабический.
Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.
Рус: Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - поллитра.
Англ.: an ocean - a notion; an aim - a name.
6. Просодические средства языка. Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова, и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
Суперсегментные единицы,или просодические(от греч. prosodia – припев, ударение), наслаиваются на цепочку сегментов – слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы – ударение и интонация.
Ударение (акцент) – это выделение звука, слога, слова, группы слов, что позволяет определить 3 типа ударения: слоговое, словесное, фразовое.
Такт – группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой. Примером такта может служить ритмическая группа во французском языке.
Для такта характерны явления, называемые проклитика и энклитика.
Если безударный слог стоит перед ударным, например «я думал», «je parle», – это явление называется проклитикой. В качестве проклитиков часто выступают и безударные слова – артикли, предлоги, частицы.
Если безударный слог стоит после ударного, например «знаю я», это случай энклитики.
Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку».
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Слоговое ударение имеет место тогда, когда слог совпадает со словом, например в восточных языках (китайский, тибетский, тайский, малайский, вьетнамский).
Словесное ударение – это выделение одного из слогов слова. Это выделение может происходить при помощи различных фонетических средств.
Фразовое ударение подчеркивает значимость той или иной части предложения или придает дополнительное значение к основному содержанию фразы.
Выделяют три основных вида ударения – это силовое, количественное и музыкальное.
1. Если ударный слог отличается от безударных большей силой, возникающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата, то ударение называется силовым, или динамичным. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
2. Ударный слог может характеризоваться также увеличением длительности, такое ударение называют квантитативным. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
3. Если ударный слог отличается от безударных изменением высоты основного тона голоса, то это ударение называют музыкальным. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.
В различных языках эти виды ударения, как правило, комбинируются. Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает, и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.
В русском языке ударный слог отличается от безударного большей силой, большей длительностью и чёткостью. Безударные слоги ослаблены, звуки в них более краткие и имеют нечёткую артикуляцию, гласные подвергаются количественной и качественной редукции. Поэтому русское ударение является квантитативно-динамичным.
В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.
Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например в палеоазиатских языках (чукотском и др.).
К языкам с силовым ударением как основным относятся русский, английский, французский, немецкий, башкирский, татарский и многие другие.
Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что соответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.
К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки, как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.
В китайском языке та (1) с ровным тоном имеет значение «мать», та (2) с восходящим тоном означает «конопля», та (3) с нисходяще-восходящим тоном – «лошадь» и «цифра», та (4) с нисходящим тоном значит «ругаться».
Еще пример из китайского языка: глагол таг с нисходящим тоном означает «продавать», а таг с нисходяще-восходящим тоном – «покупать».
Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая в кантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) – мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) – мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) – богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) – поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) – женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) – отец, старший родственник.
В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке: hana (0), произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором, означает «нос, сопли»; hana (1), произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором, означает «начало, конец»; hana (2), произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором, означает «цветок».
В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.
Острое (лат. acutus) ударение с более высокой нотой, напр., лат. pater [pater] – отец; тяжелое ударение (лат. gravis) с более низкой нотой, напр. arche [arche] – начало; облегченное ударение (лат. circumflex) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр. soma [soma] – тело.
Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.
Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.
Слогоударение: китайский, тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.
Ударение в слове бывает основным (') или второстепенным (\), напр. железобетон.
Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове (тв о рог, твор о г).
Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем – 18%, на конечном –20%, а свободное ударение – у 33% языков.
Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. sobota «суббота», vojak «солдат»; венг. alma «яблоко», balta «топор».
Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел».
Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta).
Постоянное ударение на последнем слоге характерно для французского языка, тюркских языков (башкирский, татарский и др.), персидского языка (фарси): фр. revolution, баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.
Самый типичный язык со свободным ударением – это русский язык. Иногда ударение помогает различать значения омографов – слов с одинаковым написанием, напр., кр у жки – кружк и, п о лки – полк и.
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы.
Например, в книге A.M. Барто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:
«Возьмем стандартную фразу «Дайте мне стакан чаю» и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово, открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове: «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете...». На третьем слове: «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками» И, наконец, на четвертом: «Чаю! Понимаете – ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»
Таким образом, подводя итог сказанному, имеется возможность выделить функции ударения:
1. Объединительная – организует слово в единое целое
2. Разграничительная – способствует разграничению слов в речевом потоке или морфем в составе слова
3. Логическая – подчеркивает значимость или указывает на дополнительное значение той или иной части предложения.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!