Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха



Ес­ли и го­во­рит­ся, что че­ло­век был соз­дан со­вер­шен­ным, от­сю­да еще не сле­ду­ет, что пер­во­здан­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ло с его ко­неч­ным на­зна­че­ни­ем. По сло­вам св. Ио­ан­на Да­ма­ски­на «че­ло­ве­че­ская при­ро­да бы­ла соз­да­на обо­жи­ваю­щей­ся», т. е. уст­рем­лен­ной к еди­не­нию с Бо­гом. Из­на­чаль­ное со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка за­клю­ча­лось в том, что че­ло­век со все­ми его си­ла­ми и спо­соб­но­стя­ми впол­не от­ве­чал то­му на­зна­че­нию, для ко­то­ро­го он соз­дан. Бо­лее все­го со­вер­шен­ст­во его при­ро­ды вы­ра­жа­лось в спо­соб­но­сти при­об­щать­ся Бо­гу, уча­ст­во­вать в Бо­же­ст­вен­ной жиз­ни. Сам спо­соб по­зна­ния че­ло­ве­ком ок­ру­жаю­ще­го ми­ра су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом от­ли­чал­ся от то­го, ко­то­рым мы об­ла­да­ем сей­час. Во­ля че­ло­ве­ка ха­рак­те­ри­зо­ва­лась нрав­ст­вен­ной сво­бо­дой. Нрав­ст­вен­ную сво­бо­ду сле­ду­ет от­ли­чать от про­из­во­ла. Нрав­ст­вен­ная сво­бо­да пер­во­здан­но­го че­ло­ве­ка оз­на­ча­ет не толь­ко его сво­бо­ду от на­ли­чия гре­хов­ных рас­по­ло­же­ний, но так­же и об­ла­да­ние по­ло­жи­тель­но до­б­рым на­прав­ле­ни­ем во­ли. От­но­ше­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом до гре­хо­па­де­ния суть лю­бовь че­ло­ве­ка к сво­ему Соз­да­те­лю. Серд­це че­ло­ве­ка не вол­но­ва­лось дей­ст­ви­ем стра­стей. Те­ло че­ло­ве­ка пред­став­ля­ло со­бой со­вер­шен­ное и по­слуш­ное ду­ху ору­дие. Оно бы­ло сво­бод­но от бо­лез­ней, не­мо­щей и раз­ру­ши­тель­но­го воз­дей­ст­вия внеш­них сти­хий.

В Прем. 1, 13 говорится, что человек не был создан смертным, т.к Бог смерти не сотворил. Иначе говоря, смертность для человека была не безусловна, а зависела от направления его свободной воли. Цель человеческой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможности не умереть возвыситься до состояния невозможности умереть. Отцы, ссылаясь на Св Пис считали, до грехопадения Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное приобщение. Что это был за искуситель – змей? В Евангелии от Иоанна (8:44) Сам Господь, называя иудеев сынами диавола, говорит, что диавол – человеке убийца искони, т.е. с самого начала, первоначальный убийца, который вовлек прародителей в грех. Сущность греха заключается в свободе человека. А искушение является только поводом для того, чтобы человек пал.

Видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17).2)нарушение нравственнойзаповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4);3) 3)внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него.У свв. Отцов разбирается очень подробно, что в этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде.

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через приведение его к покаянию.

Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения».





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 839 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...