Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о монархии Бога Отца. Его значение для православного богословия. Сущность и причины Филиокве. Неприемлемость Филиокве для православного богословия



Монархиане, монархианство — богословский постулат в христианстве, вызвавший споры в ранней Церкви II—III веков. Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства. Выступали против учения Иустина Философа о божестве Иисуса Христа. Две основные формы суть адопционизм и модализм (савеллианство). Во II веке Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеянином» говорит, что некоторые в его время отрицали личность Бога-Слова (греч. λόγος), признавая его лишь силой (греч. δύναμις) Отца, которую отец то проявляет, то возвращает в себя. Позже, чтобы удержать в силе учение о единстве, стали прямо отрицать Божество Сына и Св. Духа или же имена Отца, Сына и Св. Духа стали понимать как три последовательных момента или проявления одного Божественного лица, единого начала всякого бытия. Первым распространителем такого взгляда был Феодот, родом византиец, кожевник по профессии, но человек образованный. Отрёкшись от Христа во время гонения, он явился в Рим, где, оправдывая своё отречение, говорил, что он отрёкся не от Бога, а от человека; другими словами, он считал Иисуса Христа за человека, находившегося под руководством божественным. Феодот был осуждён Папой Виктором. Савеллианство (модализм) — триадологическая ересь III века. Идеи савеллианства приписываются проповеднику Савеллию из Птолемаиды Пентапольской. Основными источниками по возникновению и содержанию ереси являются анти-савеллианские тексты отцов церкви — Тертуллиана, Ипполита Римского и Епифания Кипрского, отчасти противоречащие друг другу в описании сущности савельянской ереси. «Catholic Encyclopedia» 1911 года делает вывод о том, что «философские воззрения Савеллия установить невозможно». Сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Св. Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, "модусами" (отсюда другое название ереси - модализм) Единого Бога. В Своей глубине, "пучине Божества" (выражение св. Игнатия Лойолы, Мастера Экхарта, Н. Бердяева и др.) Бог абсолютно един, и проявляет Себя в мире в Трех Лицах лишь по одному Ему известному произволу.

Ещё предыдущий папа Сергий IV, занимавший папский престол c 1009 по 1012 гг., послал окружное послание в Константинополь, однако, вследствие того[источник не указан 358 дней], что его исповедание веры содержало filioque, Патриарх, которого также звали Сергий, отказался включить имя нового папы в диптих, то есть в списки имён, поминаемых во время литургии. Важно отметить, что с тех пор и поныне папы больше в православных диптихах не упоминаются.

Таким образом, filioque возникшее на Западе как дополнительный аргумент против готов-ариан, к XI столетию окончательно превратилось в единственно верный, с точки зрения Римской Церкви, богословский тезис, соответственно непринятие filioque трансформировалось из допустимой практики древних церквей (как то было ещё в начале IX века) в заблуждение. Это заложило основы для дальнейшего трагического развития событий в середине XI столетия, то есть стало одним из поводов раскола церкви.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 790 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...