Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Розділ 13. Територія і міжнародне право 1 страница



Славяне занимались животноводством (коровы, овцы, свиньи, куры), но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Финансы: До реформы вместо денег был скот и мех. Киевская гривна: 402 г (потом 160) – 6-угольная. Новгородская гривна: 214 г. ½ гривны – рубль (рубили на пополам). На слитках клеймо. ½ рубля – полтина. ½ полтины – четвертак. Гривна 20 начата=25 куна=50 резана. В КР не сущесьвовало чеканки денег (т.к. не было золота, а из серебра только гривны. Все монеты – монеты иностранных образцов, на них клеймо князя.

Религия: При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.

Развитие феодальных отношений в производстве, экономике, политике заставило великих князей принять новую идеологию, господствующей формой которой была религия. Владимир сделал попытку реформировать языческое представление, хотел укрепить языческую веру, с этой целью он попытался создать пантеон богов: Перун (глав бог), Дажьбог, Садиба, Мокоша, Херс, Симарги – у этого пантеона состоялось жертвоприношение. Ему не удалось: заставить по-новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть.

“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон “не добр”, что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру они назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе.

Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых.

Значение принятия христианства.

· на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;

· на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приёмы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;

· для украшения храмов нужны были иконы; на Руси появляется иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;

· на Руси появилась фресковая живопись;

· появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания появились на Руси в ХI в.;

· христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более, великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;

· христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;

· изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;

· с принятием христианство русское общество обрело духовный стержень, церковь стала объединяющей силой в государстве.

4. Борьба русских княжеств с иноземной агрессией Запада и Востока в 13 в. Судьбы русских земель после татаро-монгольского нашествия и нападения шведов и немецких рыцарей.

Середина XIII в. оказалась для Руси очень сложным историческим периодом. Почти одновременно с востока и с запада начались иноземные вторжения. Монголо-татарское нашествие с востока привело к утрате независимости большинства русских княжеств. На западе же резко усилилось военное давление соседних народов и стран.

В середине XIII в. начинаются пограничные войны с литовскими племенами. Литовцы в первую очередь нападали на пограничные смоленские и псковские земли. Русским дружинам в это время удавалось успешно отбивать литовские атаки.

Более серьезным противником были шведы. В 1240 г. шведы предприняли попытку закрепиться в новгородском Приладожье. Поход проводился под лозунгом крещения язычников и имел целью основание опорного пункта на берегах Невы, что привело бы к потере Новгородом выхода к Балтийскому морю и тяжелому удару по заморской торговле. Новгородцы вовремя были предупреждены о вторжении и сумели дать достойный отпор. 15 июля 1240 г. новгородский князь Александр с небольшой дружиной напал на лагерь шведов и разгромил их. Неожиданное нападение способствовало тому, что новгородцы, согласно летописи, потеряли убитыми не более 20 человек. В ожесточенном бою шведы были разбиты и бежали. Сам киевский князь встретился на поле боя со шведским предводителем и ранил его в лицо. Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. К имени князя прибавилось почетное прозвище “Невский”.

Одновременно на Русь напали рыцари-крестоносцы. Они захватили в 1240 г. Изборск и Псков и оказались в 40 верстах от Новгорода. По решению веча в город был возвращен ранее изгнанный князь Александр. Возглавив войско, он освободил захваченные города и двинулся навстречу Ордену. 5 апреля 1242 г. на уже подтаявшем льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцари, по своему обыкновению, построились узким и глубоким клином – “свиньей”. Пехота, состоявшая из зависимых эстов, двигалась внутри конной колонны. Предполагая, что крестоносцы постараются ударить в центр русской позиции, Александр Невский расположил в середине своего войска новгородских пеших ратников, защищенных тяжелыми дощатыми доспехами, а на флангах – конную дружину. Ливонцы потеснили стоявшую в центре пехоту, но в результате оказались окружены конницей. Ее флангового удара войска Ордена не вынесли и обратились в бегство. Апрельский лед потрескался и провалился под тяжестью закованных в латы всадников.Победы в этих битвах остановили экспансию Ордена на Восток, русские земли были спасены от онемечивания, католицизма, порабощения, тем более в условиях начавшегося ига.Влияние нашествия и ига на развитие Руси1. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства.2. В то же время изменяется и положение знати - особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и "путь чист" (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Монголо-татарское иго изменило направление развития Руси. До монгольского завоевания Русь рассматривалась как хоть и отдаленная, но часть Европы. После захвата - как часть варварской огромной империи монголов. Изменились исторические судьбы населявших Древнерусское государство народов. Юго-Западная Русь, обескровленная монголами, была заселена выходцами из Центральной Европы (чехами, венграми, евреями, немцами и д.р.) и в XIV в. подчинилась Литве. Здесь постепенно сформировались белорусский и украинский народы. Северо-Восточная Русь стала ядром формирования великороссов, постепенно сплачиваясь в противостоянии монголам.

5. Возвышение московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Причины усиления Московского княжества:

Ø выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

Ø выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

Ø захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

Ø понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

Ø исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Объединение Московского княжества.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович. Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий. В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

6. Иван III – первый государь всея Руси. Принятие гос символики.

Княжение Ивана Васильевича (1462-1505) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства.

В 15в впервые в письменных источниках появляется термин “Россия”. С этих пор мы стали именоваться Рос гос-вом.

В январе 1478 года новгородские власти капитулировали, вече было отменено, вечевой колокол был снят и увезен в Москву, вместо посадников и тысяцких в Новгороде теперь правили московские наместники.

Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань. В 1480 году хан Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял в поход на Русь Большую Орду. Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось "стояние на Угре" войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 года Ахмат повернул прочь. Где-то в зимовье Северного Донца Иван Васильевич настиг его чужими руками: сибирский хан Ивак отрубил Ахмату голову и отправил ее великому князю в доказательство, что враг Москвы повержен.

Укрепление московского княжества, расширение его территории неизбежно сталкивало его интересы с Великим Литовским княжеством. Это привело к войнам между двумя государствами. Победу в них одержала Москва. По мирному договору, заключенному в 1503 году Великий князь Литовский Александр уступил Ивану Васильевичу 70 волостей и 19 городов - Чернигов, Брянск, Рыльск, Гомель, Дорогобуж, Любич и многие другие.

Также Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). На Руси началось складывание крепостного права.

При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии. Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты.

В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти, у нас: интересы Рос гос-ва простираются в обе стороны). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Также была введена собственная печать. После принятие герба и печати он заставил именовать себя "Государь всея Руси".

В конце жизни И III понял, что все его усилия могут пойти крахом. Следствием этого стал указ о престолонаследии: власть передается старшему сыну, потом среднему и т.д.

Рос гос-во отныне со столицей в Москве не имело право делиться. Остальным князьям отдавались земли на окраине. Земля после смерти князя не может делиться.

7. Проблемы социально-экономического и политического развития русского гос-ва в первой половине 16 в.

· Российское гос-во было самым крупным в мире

· Особенность развития: наряду с основной формой землепользования (вотчина) появляется новая форма – поместье (усадьба). Боярство составляет конкуренцию вотчине и дворянству

· К. 16 в. – окончательное закрепощение крестьян. 1581 г. – заповедные лета (с этого года запрещается крестьянам переход даже в Юрьев день). 1597 г. – указ о пятилетнем сыске беглых крестьян и холопов

· Россия по численности населения (7 млн.) уступала Европ. гос-вам

· Маленькая плотность населения (1-2 чел./км2) Þ меньше связей м/д регионами

· Россия по численности городов не уступала Европе, но уступала по числу жителей в них (в Европе 25-30 тыс. человек, в России 3-8 тыс. человек)

· К концу 16 в. более 200 городов

· В западной Европе города играли очень важную роль. В них зарождались капиталистические отношения. Они были независимы от власти. Горожане – вольные люди. В России городское население зависело от княжеской власти и особенно от боярской. В 16 в + зависимость от монастырей

· Исчезает из лексикона слова “удельное княжество”, повышается роль помещика

· В Европе сначала складывались народности, потом государства (англичане – Англия). В русском государстве (в 16 в. позже чем в Европе) заканчивается формирование народности). Формирование народности и гос-ва идет одновременно

· В 16 в. Русское гос-во окончательно начинает складываться как многонациональное гос-во (татары, чуваши, марийцы)

· Народы в центре развиваются быстрее Þ появляются диспропорции

· Впервые на окраинах складывается казачество

· Образование гос-ва привело к тому, то в недрах гос-ва шла борьба между центристскими и сепаратистскими силами, между боярством и дворянством, между светской и религиозной властью и т.д.

8. Избранная Рада и опричнина. Общественно-политическая мысль в первой пол 16 в.

Реформа государственного управления. Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

· Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

· Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

o губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

o волость - земский староста (из черносошного населения);

o город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны. (Отменили из-за воровства)

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть – сословно - представительная монархия.

Военная реформа. В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из-за слабого финансово - экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

· Дворянское ополчение - составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы.

· Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

· Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского "казак" - удалец, вольный человек).

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

Судебник 1550 г. Был введён в действие новый свод законов - Судебник. Судебник 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось "пожилое" (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл "заповедные лета" - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской православной церкви. В специальной книге - "Стоглав" (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

Причины разгона Рады:

1) реформы были рассчитаны на длительную перспективу, а Грозный хотел сразу (за несколько лет) изменить все

2) Некоторые реформы были направлены на ущемление личной власти

3) Реформы падают не в благодатную почву (страна не готова)

Падение "Избранной рады" послужило прологом к одному из самых мрачных периодов российской истории – опричнине (1565-1572 гг.).

В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. Но из Троице-Сергеева монастыря он поехал дальше - в свое охотничье село Александровскую слободку (ныне г. Александров, Владимирской обл.). Оттуда в начале января 1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади.

В первом, адресованном митрополиту Афанасию и боярам, царь сообщал, что он положил свой гнев и опалу на бояр и детей боярских - за их нежелание воевать против недругов и насилия над народом, на духовенство - поскольку оно заступается за "изменников" царя. Царь, как говорилось в послании, "не хотя их многих изменных дел терпети", решил оставить государство и "вселитися, идеже его, государя, бог наставит".

Второе послание было адресовано всему посадскому населению Москвы, и в нем Иван IV заверял простой люд в том, что "гневу на них и опалы некоторые нет".

Это был тонко рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставлял феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Не случайно московские черные люди тотчас по прочтении послания потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол и пригрозили, что в противном случае они "государьских лиходеев и изменников" сами "потребят".

Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе, умоляя царя сменить гнев на милость. Иван согласился вернуться на престол, но при двух условиях: во-первых, на изменников, в том числе и на тех которые ему, государю, были непослушны, распространяется опала и казни; во-вторых, в своем государстве он учиняет опричнину. Опричнина – кроме. Вся земля царю, кроме кусочка вдове (раньше)

Из служилых людей Иван IV отобрал и опричнину 1 тыс. человек, которым в столице на посаде за стенами Белого города, за линией нынешнего Садового кольца, отведены были улицы с несколькими слободами до Новодевичьего монастыря. Прежние жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы.

Так все государство разделилось на две части - на земщину и опричнину; во главе первой осталась Боярская дума, во главе второй встал непосредственно сам царь, не отказываясь, впрочем, от верховного руководства думой земских бояр.

Исполнителями его велений являлись люди без стыда и совести. Со своими страшными эмблемами - собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы) у луки седла - они скачут по большим дорогам, грабят и убивают, облекшись в черные рясы.

Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеская, и дворянско-помещичья фронды. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории и мелкого служилого человека. В этом уравнении родовитого вельможи с безродным служилым человеком в качестве жертвы царского недоверия и гонения ярко проявляла себя политическая сущность опричнины. Конфискация земель у каждого, кто не близок, кто не доказал своей абсолютной преданности, верности, готовности служить царской воле, выбивала почву из-под ног всякой оппозиции. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные независимо от их общественного положения.

Теория самодержавия Ивана IV пронизана идеей опричнины. Она предполагает разделение государевых слуг на тех, кто "слугует близко", и на тех, кто не столь надежен и "слугует отдалее". Напрашивается вопрос: а откуда Иван IV думал взять себе верных слуг? Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть, следует пополнить из худородных низов. Сам факт возвышения служилого человека "из грязи в князи" должен, по мнению Грозного, навечно привязать его к царю как верного и преданного слугу. Отсюда отнюдь не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных. В опричнине на самых высоких постах служили и родовитые князья. Важнее, однако, другое: родовитые и опричнине были "прослоены" худородными. Такая система снижала значение родовитости как таковой и поднимала до небывалой высоты людей взятых из служилой массы.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 139 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...