Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четвёртый временной цикл (зелёного) периода



Около 30 тысяч лет назад, а точнее – 28 672 года назад, с началом четвёртого, заключительного временного цикла (зелёного) периода из массы адаптированных к конкретной территории, людей началось активное формирование человеческих рас [68]. Появлением человеческих рас заканчивается период формирования среды Homo sapiens (Человека разумного), в котором сформировались морфологические особенности человека современного вида.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что обретение древним человеком современного тела не способствовало обретению им и современного уровня культуры. Об этом свидетельствует качество наскальной живописи и орудий труда, которые не подвергались существенным изменениям на протяжении тысяч лет. Это обстоятельство позволяет предположить, что общий вид Homo sapiens (Человек разумный), как и его предшественники, реализовался в (зелёном) периоде в нескольких собственных подвидах. В противном случае отсутствие разнообразия подвидов не позволило бы ему наработать, отобрать и сохранить в генах практически полезные морфологические особенности человека современного вида.

Шестой период преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля. Период общего вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного)

Чтобы оформилось тело человека современного вида, природой был использован новый общий вид Homo sapiens (Человек разумный). По логике, формирование и развитие психики у человека современного вида также требует для себя нового общего вида человека. Это и произошло в дальнейшем. Около 10 тысяч лет до н.э., а точнее – с 10 752 года до н.э., начался шестой (голубой) период преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля. По характеру событий он получил название "период формирования среды общего вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного)" [69]. В течение всего периода у этого общего вида человека должны окончательно сформироваться и развиться особенности высшей нервной деятельности.

Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и подкорке. Эта деятельность охватывает собой процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также "высших" психических функций (мышление, сознание, разум), которые обеспечивают адекватное поведение человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материальные и духовные ценности, то есть осуществлять психическую деятельность [70].

Появление нового общего вида человека – Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) не могло изменить порядок, сложившийся в предыдущих периодах преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля. Это значит, что каждый временной цикл (голубого периода) должен ознаменовываться появлением собственных подвидов Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного).

В предыдущем (зелёном) периоде результаты каждого временного цикла отображались в "количественном" выражении. Они сводились к поиску практически полезных изменений соотношения длины рук, ног, туловища и объёма черепной коробки человека, позволяющих ему принимать участие в процессах химической эволюции на тех её этапах, когда планете ещё не требовались дополнительные "природо-преобразующие силы". В свою очередь, результаты временных циклов (голубого) периода будут характеризоваться новым содержанием мировоззрения, соответствующего достигнутому уровню высшей нервной деятельности. Схема на рис.3 свидетельствует о том, что процесс социализации человека в наступившем (голубом) периоде существенно ускорился. Поэтому ускорилось и появление новых подвидов в составе общего вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного), закрепляющих результаты развития высшей нервной деятельности. В связи с тем, что в ходе трансдисциплинарного исследования появились основания для рассмотрения новых видов и подвидов Человека, мы взяли на себя смелость дать им соответствующие названия.

Первый временной цикл (голубого) периода. Homo sedentarius (Человек осёдлый)

С началом первого временного цикла (голубого) периода (с 10752 года до н.э.) (рис.3) человечество уже полностью адаптировалось к процессу преобразования планетарной материи биогеоценозов. Однако кочевой образ жизни, подразумевающий переход от одной богатой пищей территории к другой, отнюдь не способствовал развитию высшей нервной деятельности. Необходимо было научиться сознательно создавать эти условия на ограниченной территории. А это означало коренное изменение образа жизни – переход от кочевого к осёдлому образу жизни.

Предположить, что после многих тысяч лет относительно стабильного уровня психики и культуры " вдруг " на такие действия отважится вид Homo sapiens (Человек разумный), было бы неправильно. Но правильно утверждать, что человек – это естественный фрагмент планетарной природы. Поэтому появление нового вида человека свидетельствует прежде всего о принципиальных изменениях, уже произошедших или готовых произойти в ней самой. Следовательно, изменение шага спиралей механизма преобразования потенции "объектового пространства" человека, которое имеет непосредственное отношение к особенностям высшей нервной деятельности, вызвано влиянием "планетарной организующей составляющей", а не самим человеком. Точнее, оно вызвано необходимостью приспосабливания механизма преобразования потенции "объектового пространства" человека к изменившемуся шагу спиралей "объектового пространства" территории конкретного биогеоценоза. Говоря о необходимости таких изменений, следует напомнить, что они должны были коснуться в первую очередь механизма сознания и разума, которые, как было показано ранее, также представляют собой среду, устойчивую к происходящим в ней процессам. Нечто подобное уже происходило в истории Земли, когда территория конкретного биогеоценоза приняла участие в формировании митохондриальной Евы. Только теперь этому виду человека потребовалось соответствовать территории не только параметрами тела, но и особенностями высшей нервной деятельности, то есть научиться её понимать. В противном случае человек не смог бы вступить в резонанс с этой конкретной территорией и вынужден был бы продолжать кочевать в поисках территории с подходящими параметрами её "объектового пространства". Поэтому изменение шага спиралей в механизме преобразования потенции "объектового пространства" Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) нашли свою реализацию в организации работы и в форме прежде всего головного мозга (рис.4 в). Это утверждение требует более подробного пояснения, так как на него будут делаться ссылки в ходе всего дальнейшего исследования.

Процесс мышления, начавшийся в виде направленного физиологического процесса в мозге, подобный своеобразным спиралям, завершается формированием информационных преобразователей (ИП) (рис.4 в). Информационными преобразователями называются небольшие пространственные области, формирующиеся на концах спиралей в коре головного мозга. Местонахождение ИП легко определяется каждым человеком. Для этого достаточно указательные пальцы рук произвольным движением приложить к своему лбу, а затем в затылочной области к основанию черепа. Особенностью ИП является их непрерывная пульсация, сопровождающая процесс мышления в спиралях. Эта пульсация превращает ИП в осцилляторы (колеблющиеся пространственные области), создающие вокруг себя шаровидные поля электромагнитной природы. В таких полях выделяются энергетические уровни и подуровни, соответствующие трансдисциплинарной информационной "единице порядка". Проникая друг в друга, эти поля образуют разветвлённую сеть, сформированную пересечениями своих уровней и подуровней. Каждое такое пересечение играет роль комплексного информационного преобразователя или осциллятора второго рода. Преобразователи второго рода осуществляют важную функцию. Они раскладывают общую входящую информацию на её составляющие (по уровням и подуровням информационной "единицы порядка"). Можно с уверенностью утверждать, что в зонах осцилляторов второго рода формируются нейроны мозга, имеющие важное функциональное предназначение. С них начинаются и заканчиваются разветвленные сети нейронов, из которых сформирован мозг. Каждый такой "вводящий в сеть" и "выводящий из сети" нейрон находится под постоянным контролем определённого комплексного преобразователя второго рода. Это даёт возможность нейронам адекватно реагировать на величину входящего и исходящего электрического импульса и формировать нейрогормоны, соответствующие им по количественным и качественным характеристикам. Тем самым мозгу задаются исходные "параметры понимания " явления, объекта и события.

Изменение шага спиралей способствовало изменению величины углов между информационными преобразователями (∟А < ∟В) (рис.4 в). Вслед за этими изменениями образовались различия в численности и в пространственной расстановке вводящих и выводящих нейронов лобной и затылочной областей головного мозга, которые и обусловили особенности высшей нервной деятельности Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного).

Комплексные информационные преобразователи второго рода, как и их предшественники, также формируют вокруг себя шаровидные поля электромагнитной природы, построенные по принципу информационной "единицы порядка". Эти поля также проникают друг в друга, формируя собственную, ещё более разветвлённую сеть. Области пересечения уровней и подуровней этой сети играют роль комплексных информационных преобразователей или осцилляторов третьего рода. В свою очередь, сети комплексных преобразователей третьего рода обусловили формирование нейронов следующего уровня, которые участвуют в дальнейшем, более подробном разложении информации по уровням и подуровням информационной "единицы порядка", поступившей в сеть от входящего нейрона этой сети. В свою очередь, порядок возникновения информационных преобразователей последующих родов сам подчиняется информационной "единице порядка". Последний род комплексных информационных преобразователей позволяет довести число нервных клеток человеческого мозга в среднем до 1011 (ста миллиардов). Это приблизительно столько же, сколько звезд в нашей Галактике. Чтобы это число клеток могло участвовать в постоянных и кратковременных связях, нейрон мозга содержит в среднем до 10 тыс. дендритов (входов), каждый из которых начинается специальным приспособлением для приёма сигналов – синапсом (рис.5). Синапс аналогичен переменному сопротивлению, определяющему "вес" связи ("вес" дендрита). Этот "вес" является коэффициентом, с которым дендрит принимает возбуждение передающего нейрона. Изменение "весов" синапсических связей позволяет регулировать направления и пути распространения возбуждений в нейронной сети, т.е. во множестве взаимосвязанных нейронов. Для обеспечения полномасштабной работы мозга число синапсов у всех его нервных клеток может достигать 1014 (100 триллионов) [71, 72].

Следовательно, мозг подвидов Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного), появляющихся с каждым новым временным циклом, должен будет сформировать свой алгоритм образования нейронных сетей, составленных из нейронов, относящихся к информационным преобразователям различных родов. А за этим алгоритмом стоит строго определённая система восприятия, познания, понимания и описания Мира, своеобразная система ценностей и содержание потребностей, составляющие основу мировоззрения, которой будет придерживаться каждый подвид Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного). Чем сложнее строение локальных нейронных сетей, обеспечивающих последовательную трансформацию состояния полей электромагнитной природы в электрические импульсы и соответствующие им нейрогормоны в нейронах, тем чётче вырисовывается в мозге образ события, объекта или явления; осознаётся их смысл и корректируется мировоззрение.

Таким образом, совокупность комплексных информационных преобразователей позволяет:

- во-первых, сформировать в своей внутренней зоне нейронную сеть, а также организовать эффективный контроль над её работой;

- во-вторых, организовать взаимосвязь и синхронизировать работу соседних нейронных сетей;

- в третьих, осуществлять эту работу в рамках одного смыслового контекста.

Процесс восприятия и понимания события, объекта или явления, который происходит в локальных нейронных сетях, можно образно сравнить с процессом формирования и прохождения воображаемого импульса. Если уподобить поведение нейронов сети с электромагнитными колебаниями, то эти колебания будут когерентными. Следовательно, "раскладываясь" в нейронах локальных сетей, достигнув своего распространения и дифференциации в середине воображаемого импульса во времени, эти колебания последовательно "складываются", постепенно увеличивая величину своего резонанса. В результате на выходящем нейроне формируются "выводы" в виде определённого электрического сигнала и соответствующего ему определённого нейрогормона. Именно наличие комплексных преобразователей третьего и последующих родов позволяет мозгу распознавать отсутствие информации определенного вида (уровня, подуровня, подподуровня и т.д.). Если человек будет пытаться постоянно инициировать процесс осмысления определённого явления объекта или процесса, то мозг будет вынужден добавить в состав локальных сетей необходимые нейроны. Для этого он активирует информационные преобразователи соответствующих родов, подключив (оживив, задействовав) в нейронных сетях соответствующие им нейроны, не использующиеся ранее в текущей работе мозга.

Обретённая способность понимать территорию конкретного биогеоценоза привела поистине к революционным событиям. Эта революция получила официальное название "неолитическая революция" [73]. Её результатом стал переход человеческих общин от примитивных отношений охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание животных и растений началось около 10 тысяч лет до н.э. [74, 75].

Переход к производящему сельскому хозяйству способствовал принципиально новому направлению развития мозга, формированию особенностей высшей нервной деятельности человека. Человек должен был приобрести способность к абстрактному мышлению. Он должен был научиться наблюдать, делать прогнозы, проводить анализ сложившейся ситуации и строить планы на будущее. Поэтому неолитическая революция выдвинула на первый план химической эволюции первый подвид общего вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) – Homo sedentarius (Человека осёдлого).

Благодаря обработке земли людям удалось впервые в своей истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали Homo sedentarius (Человека осёдлого) относительно независимым от окружающей природы. "Социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от неё и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс [76].

Однако если не учитывать влияние планетарной организующей составляющей, то переход к земледелию и животноводству трудно объяснить с позиции здравого смысла. Говоря словами американского учёного Марка Нейтана Коэна, "ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи" [77]. До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство сами по себе являлись более приятными занятиями, чем земледелие (в особенности интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей [78].

Второй временной цикл (голубого) периода. Homo socialis (Человек социальный)

С 3584 года до н.э. начался второй временной цикл (голубого) периода. С началом этого временного цикла произошлидва важных события для осёдло существующих сообществ людей.

Во-первых, (около 3500 лет до н.э.) начался "бронзовый век". Наряду с производящим сельским хозяйством люди начали целенаправленно заниматься добычей и переработкой полезных ископаемых. Тем самым они полностью охватили своей практической деятельностью преобразование планетарной материи в рамках конкретных биогеоценозов. С появлением металлургии и металлообработки оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай–Памир и Тянь-Шань–Кавказ–Карпаты–Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи, сформировались воинственные общества кочующих скотоводов [79]. Это обстоятельство ещё больше проявило разделение человечества на два общих вида: появившегося Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) и продолжающего своё существование Homo sapiens (Человека разумного).

Во-вторых, повышение производительности труда вело к увеличению численности населения в посёлках и городах; созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию; разделению труда; оживлению товарообмена; появлению права собственности; централизованной администрации; политических структур; религии, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. В данном случае речь идёт о явных признаках цивилизованности. Появление этих признаков в среде Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) способствовало формированию локальных цивилизаций первого поколения (конец 4-го – начало 1-го тысячелетия до н. э.). К этим цивилизациям относятся: Шумерская (первая письменная цивилизация), Древнеегипетская, Ассирийская, Вавилонская, Эллинская, Минойская, Индийская, Китайская [80].

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными (влияние планетарной организующей составляющей) и искусственными факторами развития общества. На данном этапе среди искусственных факторов преобладают социальные факторы жизнедеятельности человека, характеризующиеся прогрессом рационализации мышления. Рационализация мышления – это механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам [81]. Примером рационализации мышления может служить случай насильственного изъятия продуктов и товаров у погонщиков проходящего каравана на том основании, что "людей много, а пищи мало". Возможно, что именно необходимость рационализации мышления, являющейся основой эгоцентризма, можно объяснить тот факт, что наряду с развивающейся культурой второй цикл (голубого) периода ознаменовался неустанными и непрекращающимися войнами и опустошительными набегами армий городов-государств на соседние города-государства. Войны и набеги сопровождались, как правило, большими человеческими потерями. Эти так называемые социальные факторы, вероятно, играли такую же роль, как "великие вымирания" периода формирования среды органической природы. Они во многом способствовали тому, что в течение 3500 лет Homo sedentarius (Человек осёдлый), с психологией, недалеко ушедшей от свободных охотников и собирателей, и живший замкнутыми общинами, был повсеместно потеснён новым подвидом Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного), адаптированным к существованию по правилам цивилизации. Этим подвидом стал Homo socialis (Человек социальный).

Локальные цивилизации первого поколения повели себя так же, как и звёзды первого поколения. В разное время в них "выгорала" исходная потенция признаков цивилизованности, основанная на определённом содержании принципов мировоззрения. Повторив судьбу сверхновых, локальные цивилизации первого поколения "взрывались", "разметав" вокруг себя часть населения, которое способствовало появлению локальных цивилизаций второго поколения на новых территориях. Географическое расположение, характерные особенности внутренних и внешних общественных отношений, сложившийся уровень культуры их населения способствовали тому, что цивилизации второго поколения создали собой многоуровневую систему, в рамках которой Homo socialis (Человек социальный) получил возможность последовательно формировать и развивать особенности высшей нервной деятельности.

Среди локальных цивилизаций второго поколения, возникших к концу второго временного цикла (VIII в. до н.э.), особое место заняла Греко-римская цивилизация. В VIII–VI веках до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы демоса (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта, Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство. Именно рабство принесло с собой строгую необходимость различать умственный и физический труд. Одни стали работать, но не заниматься умственным творчеством, а другие стали умственно творить, но уже не занимались физическим трудом. Во многом результатом такого "раздвоения" труда стала древнегреческая философия [82]. Древнегреческие философы первыми профессионально осмыслили мир в его единстве, заложив основы классических научных дисциплин. Они оставили будущему человечеству результаты размышлений о смысле жизни, о нормах нравственности и законах социума. И, возможно, самое главное, они постарались осмыслить роль и место человека в мироздании. Последнее было особенно важным, так как раб в античности был не столько человеком, сколько " вещью ", действующей не по своей воле, но по воле посторонней, то есть это не цельный человек, не личность, но лишь её чувственно-материальный момент. Рабовладелец тоже не был цельным человеком, а только той его стороной, которая делает для него возможным быть погонщиком рабов, чтобы он целесообразно направлял деятельность раба. А это значит, что рабовладелец, если его брать как деятеля рабовладельческой формации, есть не человек, не полноценная личность, но лишь интеллект человека, и притом достаточно абстрактный [83].

Развитие среды Homo socialis (Человека социального) и мировоззрение, которое сформировали древнегреческая философия и цивилизации на других континентах планеты, способствовали завершению второго временного цикла шестого (голубого) периода преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля.

Третий временной цикл (голубого) периода. Homo humanus (Человек гуманистический)

Начало третьего временного цикла (голубого) периода ознаменовало собой начало Новой Эры [84]. Важно отметить, что начало нового временного цикла совпало с возникновением христианства. В нашем случае следует отметить, что Бог в христианстве выступил как одно из проявлений "внепланетной организующей составляющей", трактующейся как абсолютно совершенный Дух, Разум в своём Всемогуществе и абсолютной Благости и Любви. В разгар рабовладельческой формации появилось учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, проповедующее равенство всех людей в их отношении к Богу! Это учение провозглашало смысл идеального назначения человека, заключающегося в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании [85]. Вобрать в себя такое мировоззрение (войти в резонанс с содержанием его основных положений) и сделать его основой своей жизнедеятельности мог только новый подвид Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного), обладающий соответствующими характеристиками механизма преобразования потенции, произошедшими под влиянием "внепланетной организующей составляющей". Этим подвидом стал Homo humanus(Человек гуманистический).

Несмотря на то что во многих государствах и у многих народов были свои устоявшиеся религиозные учения, уже через 20 лет после основания церкви христианство начало успешно распространяться среди других народов, свидетельствуя о том, что появление и распространение идей гуманизма были предопределены организацией общего процесса преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля, а также смыслом этого конкретного периода.

Следует обратить внимание, что первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии народов, часто именуемых в истории "варварами". Эта миграция получила название "Великое переселение народов" [86]. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием "этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое число "прежних", прежде влиятельных, этносов. Были вызваны к жизни "молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Европы, значительной части Азии и Северной Африки [87]. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций.

С позиции сегодняшнего дня можно утверждать, что идеи гуманизма, оформленные, прежде всего, рамками христианства и культивируемые Homo humanus(Человеком гуманистическим), сыграли роль своеобразной "подушки безопасности". Эта "подушка" спасла поступательный и конструктивный характер развития человечества в период великого столкновения цивилизованности и варварства, столкновения подвидов Homo sapiens (Человека разумного) и подвидов Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного), в котором последние должны были доказать своё прежде всего духовное превосходство.

Пересечение идей гуманизма, провозглашающего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, с процессом этнических перемещений в Европе неизбежно привело к появлению различных интерпретаций и деформаций как самого гуманизма, так и основных принципов христианского мировоззрения. Но, доказав свою предопределённость, к середине XIV века, успешно миновав "тёмные века" и средневековье, идеи гуманизма возродились Homo humanus(Человеком гуманистическим) в Ренессансном гуманизме. В данном временном цикле Ренессансный гуманизм предполагал не защиту прав человека,а исследование человека таким, каков он есть. Взамен онтологических вопросов (откуда произошел человек?) Ренессансный гуманизм выдвинул на первый план вопросы этические: каким должен быть нравственный мир личности – добро, истина, красота, идеал, смысл жизни, счастье, долг, ответственность, свобода, совесть, справедливость, дружба, любовь?

А так как этими вопросами занимались древнегреческие философы, то, по мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного миропонимания состояла задача истинных философов того времени. Для этого они перевели с древнегреческого на латынь и современные языки практически все древнегреческие произведения. Всё, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключением было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти работы не просто переводятся, но и комментируются. Комментарии являются текстологическими, филологическими, на базе которых возникают многие науки, в частности – филология в её современном понимании. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые – стихи, эпистолярный жанр, художественная литература, философские трактаты в противовес схоластическому (религиозному) псевдознанию [88].

Гуманистами становились представители совершенно разных слоев общества и профессий, подтверждая этим свою принадлежность к подвиду Homo humanus(Человеку гуманистическому). Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения: "местом их встреч служили загородная вилла, монастырская библиотека, книжная лавка, дворец государя или просто частный дом, где уютно разговаривать, перелистывать рукописи, разглядывать античные медали. В подражание древним они начали называть свои кружки академиями. Гуманисты стали первые в европейской истории интеллигентами [89]. Более того, появление гуманистов положило начало процессу возникновения " светской интеллигенции " [90]. Большое значение в обществе стала играть высокая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической учёностью станет привычной чертой общественного быта.

Развитие идей гуманизма неизбежно устремлялось к проблеме отношений индивида и общества. Решение этой проблемы осмысливалось в новом направлении классического гуманизма, получившего название "гражданский гуманизм". В XV веке эта проблема была решена однозначно: социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. В представлениях гражданского гуманизма наилучшим государственным устройством является республика, основанная на принципах свободы, равенства и справедливости. В повседневной политической практике они (принципы), как считал основатель гражданского гуманизма Леонардо Бруни, утверждаются лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц. Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом – таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже – и всего направления гражданского гуманизма. В гражданском гуманизме сплелись воедино принципы светской этики и размышления о социально-политических порядках. Он утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейся разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства [91].

Идеи гражданского гуманизма стали доминировать в человеческом обществе, начиная с XVII века, свидетельствуя об увеличении численности подвида Homo humanus(Человека гуманистического) и его широком распространении в среде других подвидов Человека. Одним из первых документов, юридически утвердивших права человека, стал английский Билль о правах (1689). Это был "Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны", который появился после "Славной революции" – государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт [92].

Следует отметить, что естественным продолжением идей гуманизма является знаменитая "Эпоха просвещения" – одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Идеи Просвещения лежат в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными "за Правду" [93]. Подтверждая предопределённость требований шестого (голубого) периода (рис.3), основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь.

Эти реформы нашли своё отражение в череде буржуазных революций, произошедших на разных континентах планеты. Так, на американском континенте произошла Американская революция. 4 июля 1776 года Континентальный конгресс принял Декларацию независимости США. В Декларации провозглашалось право всех людей на "жизнь, свободу и стремление к счастью" [94]. В свою очередь, под влиянием идей, заложенных в Конституцию США, 26 августа 1789 года Учредительное собрание Франции приняло "Декларацию прав человека и гражданина" – один из первых документов демократического конституционализма [95]. "Старому режиму", основанному на сословных привилегиях и произволе властей, к которому тяготел Homo socialis (Человек социальный), были противопоставлены равенство всех перед законом, неотчуждаемость "естественных" прав человека, народный суверенитет, свобода взглядов, принцип "дозволено всё, что не запрещено законом" и другие демократические установки революционного просветительства, ставшие отныне требованиями права и действующего законодательства. Декларация также утверждала право частной собственности в качестве естественного права. 3 сентября 1791 года Национальное собрание Франции провозгласило четвёртую в истории Европы и пятую в мире конституцию [96].

Параллельно с "Декларацией прав человека и гражданина" во Франции, Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва были предложены первые 10 поправок к Конституции США. Эти поправки, более известные как "Билль о правах", закрепили основные права и свободы человека и гражданина [97]. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина США, очерчены сферы федерального контроля над соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами законодательные органы [98].

Переход от феодальной монархии к буржуазной демократии в XVIII веке происходил насильственным путём. Но всё же "внутренний двигатель" этих революций имел подпитку в естественном процессе формирования особенностей высшей нервной деятельности вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) и его подвида Homo humanus(Человека гуманистического). Буржуазные революции способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни, формированию правового государства, иными словами – формированию человека нового времени. Таким образом, можно констатировать, что с каждым подвидом Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) в головном мозге происходило формирование, наращивание и специализация нейронных сетей, позволяющих человеку существенно разнообразить направления высшей нервной деятельности и делать её результаты более осмысленными и сложными.

Четвёртый временной цикл (голубого) периода. Нomo liberalis (Человек либеральный)

С 1792 года, с началом четвёртого временного цикла (голубого) периода, человеком нового времени стал подвид общего вида Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) – Нomo liberalis ( Человек либеральный).

Либерализм – это философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка [99]. Эта идеология отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания [100].

Первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав в XIX веке (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.) складывался по-разному в различных государствах. Но это обстоятельство не помешало возникновению нового социального явления – своеобразной среды, в которой предстояло развиваться далее подвиду Нomo liberalis (Человеку либеральному). Роль такой среды сыграли нации.

Впервые понятие "нация" в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность людей взамен утраченного "подданства французской короны". В рамках нациидля всех членов сообщества законом установлены общие права и обязанности. Когда территория государства совпадает с территорией проживания нации, то имеет место "национальное государство". Большинство государств мира не являются однородными в национальном отношении и имеют на своей территории различные этнические, культурные, религиозные или языковые группы. Первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования [101].

Идеология, базовым принципом которой, является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе, получила название – национализм. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм [102]. В нашем случае важно отметить, что понятие "организм" уже не раз встречалось в описании временных циклов различных периодов преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля. И каждый раз "организм", будь он многозвёздным, многоклеточным или многоэтническим, играл важную роль в преобразовании потенции космической и планетарной материи. В данном случае "социологический организм" вынужден переносить на свою внутреннюю организацию порядок, наработанный всеми предыдущими видами организмов. Напомним, что около 1 млрд лет назад, с началом первого временного цикла (красного) периода, возник процесс формирования многоклеточных организмов из многоклеточных колоний. В то время этот процесс свидетельствовал о начале функционирования естественных "объектовых пространств" многоклеточных организмов. Эти пространства включили в преобразование своей потенции ядерные клетки, так же как те, когда-то включили в преобразование своей потенции безъядерныеклетки. Отрабатывая предопределённость четвёртого временного цикла голубого периода, Нomo liberalis ( Человек либеральный) ощутил себя свободной клеткой в многоклеточной колонии (нации), каждая клетка которой обладала одинаковыми правами и свободами. Эти "исходные параметры" положили начало подобию "объектового пространства" – "социальному объектовому пространству". Роль последнего была уготована правовому государству, рамками которого Нomo liberalis ( Человек либеральный) постарался охватить Homo humanus(Человека гуманистического), Homo socialis (Человека социального), Homo sedentarius (Человека осёдлого).

В течение первых 200 лет четвёртого временного цикла социальная среда Нomo liberalis (Человека либерального) (нации) успела накопить определённый опыт. Этот период истории изобилует важными событиями. К этим событиям следует в первую очередь отнести: бурное развитие науки в её современном виде и возрастающий уровень образованности населения. Следствием этого явился пик первой промышленной революции, сопровождавшейся производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Производственная революция в сельском хозяйстве обеспечила возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста, который до этого, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3–5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному обществу [103].

В отличие от первой промышленной революции (XVIII–XIX веков), основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, вторая промышленная (технологическая) революция (XIX–ХХ веков), происходила на базе производства высококачественной стали, распространения железных дорог, электричества и химикатов. В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях [104].

Появление новых механизмов и технологического оборудования в производстве и повседневной жизни людей, коренное изменение структуры общества существенно повлияло на развитие особенностей высшей нервной деятельности Нomo liberalis (Человека либерального). Увеличение масштабов производства на фабриках вело к появлению многочисленного среднего класса квалифицированныхи сравнительновысокооплачиваемыхработников. Снижение доли ручного труда и необходимость управления машинами для Нomo liberalis (Человека либерального) по значению можно сравнить с появлением в своё время бипедального способа передвижения и прямохождения у человекообразных обезьян. Чтобы компенсировать техноориентированное направление развития мышления, в европейской культуре в XVIII–XIX веков появилось новое явление, которое получило название – Романтизм. Если эпоха Просвещения характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то эпоха Романтизма утверждает культ природы, чувств и естественного начала в человеке. Именно в эпоху Романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы [105].

Кроме технико-технологических революций, на формирование Нomo liberalis (Человека либерального) оказали влияние и другие значимые события. Так, например, побуждаемые разными причинами национальные государства старались обеспечить расширение своих государственных территорий. В этом процессе происходило поглощение других наций и народностей. Именно вхождение в состав национального государства других наций и народностей обеспечивало совершенствование основ либерализма, прежде всего терпимости к этническим культурам, совершенствования механизма её адаптации в новой социальной среде. Эти основы подверглись проверке на прочность "болезнями роста" национального государства. К этим социальным болезням относятся: ксенофобия, шовинизм, нацизм, фашизм, сепаратизм. Приобретя эти "болезни" вместе с рождением наций, современное человеческое общество продолжает искать эффективные способы их "лечения". Уверенность в том, что эти способы будут найдены, основывается на том, что человек – это естественный фрагмент планетарной природы. А в её истории уже были случаи, когда в рамках "объектовых пространств" ядерной клетки приходилось поглощать и объединять различные безъядерные клетки. Затем уже самим ядерным клеткам нужно было искать способы их бесконфликтного объединения в составе "объектового пространства" многоклеточного организма.

Процесс количественного роста национальных государств завершился стадией империализма и мировой колониальной системой [106]. Естественное желание одного разросшегося национального государства (империи) доминировать над другими национальными государствами в начале XX века привёло к Первой мировой (империалистической) войне [107]. Эта война не только прекратила количественный процесс роста национальных государств (империй), но и способствовала важным качественным переменам – двум нововведениям в практике международных отношений. Во-первых, это создание пробного мирового общенационального института, такого как Лига Наций (1919г.), имеющего цели: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете [108]. Во-вторых, введение в геополитику термина "новый мировой порядок", подразумевающего установление баланса сил (распределения мирового влияния между отдельными центрами политических и экономических сил) в попытке обосновать одно-, двух- или многополярное устройство мира [109]. Главная цель баланса сил – предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств.

Революции и войны XX века, сопровождавшиеся огромными людскими потерями, во многом способствовали изменению качества сознания выжившего населения, способствовали преобладанию на планете Нomo liberalis (Человека либерального). Следствием этого стало создание в 1945 году, взамен Лиги Наций, Международной Организации Объединённых Наций, нацеленной на поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами [110].

Развитие наций, национальных государств с началом XXI века столкнулось с проблемой принципиально иного качества – глобализацией. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [111]. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики –геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем [112]. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов в масштабах всей планеты, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов [113].

Основной мотив глобализации – это увеличение подвижности финансовых, информационных, людских, материальных и прочих потоков. Однако эта подвижность может увеличиваться, только если существуют значительные различия между регионами, источниками и получателями. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере туризма. Не имеет смысла куда-либо ехать, если везде будет одно и то же. Сами транснациональные корпорации, как главный исполнитель экономической глобализации, очень заинтересованы не только в сохранении, но даже усилении региональных отличий. Прибыль в современной мобильной экономике возможна только при наличии разности потенциалов между различными регионами. Это возрастание многообразия влечёт за собой растворение прежних государственных границ, существовавших и существующих пока в виде тех или иных "фронтов противостояния". Искусственные административные границы постепенно уступают место естественным границам: региональным, социально-экономическим и социально-культурным. Культурные регионы значительно меньше по площади, чем современные государства. Это противоречие становится сейчас все более заметным и проявляется в виде возрастающего сепаратизма. Некоторые государства распались на мелкие части. А в тех, которые не распались, активно действуют экстремистские террористические группировки, выступающие за отделение. Эти тенденции только на первый взгляд противоречат общему стремлению к глобализму. На самом деле мелкие регионы получат "право на самоопределение" только в глобальной транс-федерации, в которую поначалу будут входить государства, а затем просто регионы. Возможно, уровень государств сохранится, но будет значительно ослаблен с точки зрения политического веса. Глокальное (глобальное+локальное) человечество в любом случае будет жить вместе, но по-разному [114].

Приведённые выше исторические сведения демонстрируют, как переход от одного временного цикла к другому последовательно усложнял условия, требующие более высокого уровня высшей нервной деятельности Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного). В первом временном цикле (голубого) периода Homo sedentarius (Человеку осёдлому) предстояло сформировать опыт осознания самого себя и порядка его взаимодействий с обществом и природой в границах оседлого поселения. Но уже в четвёртом временном цикле эта задача для Нomo liberalis (Человека либерального) расширилась до границ планеты Земля и всего человеческого общества. В первом случае Homo sedentarius (Человек осёдлый) должен был осознать себя полностью зависимым элементом родовой общины, в которой люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением [115]. Во втором случае Нomo liberalis (Человек либеральный) осознаёт себя свободной личностью, отличающейся терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Но во всех случаях, выполняя свою часть работы по преобразованию потенции Большого Взрыва на планете Земля, люди вступают в многообразные отношения с природой и обществом. Очевидно, что все эти отношения взаимосвязаны и взаимозависимы и имеют различный характер: биологический, эстетический, социальный, духовный, чувственный и т.д.. Однако рационализация мышления, которой Homo socialis (Человек социальный) наделил Нomo liberalis (Человека либерального), свела эти отношения по сути к экономическим отношениям. Экономические отношения – это связи между людьми в обществе, возникающие по поводу производства, обмена и распределения благ [116]. Поэтому с началом глобализации прежде всего в научной среде возникла новая волна интереса к осознанию того порядка, который лежит в основе экономических отношений. И в процессе этого осознания не последнее место будет занимать точка зрения трансдисциплинарности-4 на единство Мира, естественным фрагментом которого является Человек. К этой теме мы вернёмся позже. Но пока, находясь в процессе эволюции государственно оформленных рыночных систем, социальная среда Нomo liberalis (Человека либерального) подверглась нарастающему давлению "экономического империализма".

Экономический империализм – это практика систематических попыток экспансии экономической теории в смежные области обществознания, применение экономико-математических методов и моделей при поисках ответов на вопросы, которые встают перед учёными-специалистами других областей общественных наук: социологии, политологии, истории, права. "Вторжению" экономической теории подверглись антропология и психология, демография и экология, религиоведение и даже биология. Отличительной чертой "экономического империализма" является при всём прочем также и неявное декларирование превосходства экономического подхода над подходами других наук. Главной целью "экономического империализма" является унификация всех общественных наук на базе неоклассической теории. Его сторонники признают, что другие отрасли знания располагают ценными наблюдениями, понятиями и инструментами анализа, однако общую рамку для обществоведческого синтеза способна дать только экономика [117].

Таким образом, можно наблюдать, как современные наиболее развитые государства стремятся создать мировой социально-экономический порядок, основанный на идеях либерализма и принципах "экономического империализма". Но удастся ли воплотить такой порядок в мире людей, состоящим из различных подвидов Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного)?..

С этого момента мы переходим из области аналитики произошедших событий в область прогнозов дальнейшего развития как самого Нomo liberalis (Человека либерального), так и его социально-экономической среды. В отличие от прогнозов, которые делаются некоторыми учёными на основе текущих историко-политических событий, прогнозы сделанные с помощью схемы преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля (рис.3), будут наиболее вероятными, так как в них продолжается развиваться логика его предыдущих периодов и временных циклов, а также последовательно сокращаться их продолжительность.

Седьмой (синий) период преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля. Период общего вида Homo idealis (Человека идеального)

События социально-экономического и природного характера будут способствовать тому, что к 2688 году (за 896 лет до завершения процесса преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля) подвид Нomo liberalis (Человек либеральный) завершит формирование особенностей высшей нервной деятельности, присущих общему виду Homo sapientissimus (Человеку подлинно разумному). Поэтому этот год станет началом седьмого (синего) периода преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля.

Человека, у которого сформированы основные морфологические признаки и особенности высшей нервной деятельности, можно назвать идеальным человеком. Поэтому целью (синего) периода будет формирование среды нового общего вида человека – Homo idealis (Человека идеального). Именно этому виду человека предстоит осуществить на практике личных и общественных отношений возможности развитого сознания и разума.

Вид Homo sapientissimus (Человек подлинно разумный) в период формирования особенностей высшей нервной деятельности нуждался во внешних по отношению к нему религиозных и светских законах. Но сменивший его Homo idealis (Человек идеальный) должен иметь основой своего развития непреложный истинный нравственный закон внутри себя. Поэтому последующие подвиды Homo idealis (Человека идеального) будут отличаться лишь широтой и глубиной осознания и внешнего проявления этого закона. Это обстоятельство, с одной стороны, позволит дать им обоснованные названия. С другой – спрогнозировать возникновение единого человеческого общества. В связи с этим не остаётся сомнений в том, что идеи " правового " государства, служившие основой последнего временного цикла (голубого) периода, к 2688 году будут последовательно трансформированы в идеи государства " нравственной ответственности ".

Первый временной цикл (синего) периода. Homo justus (Человек справедливый)

Первым подвидом Homo idealis (Человека идеального), который в 2688 году ознаменует собой начало первого временного цикла седьмого (синего) периода преобразования потенции Большого Взрыва на планете Земля, будет Homo justus (Человек справедливый). (рис.3). Известно, что справедливость – это понятие о "должном". Оно содержит в себе требование соответствия деяния и воздаяния, в частности: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём [118]. Существует предположение, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более "справедливым" племенам преимущества в выживании [119]. Однако, рассуждая "о должном", можно заметить, что понятие "справедливость" возникло гораздо раньше генома человека. "Справедливость" проявляется в каждом процессе формирования "многоклеточных организмов" и является объективным параметром влияния "внепланетной и планетарной организующих составляющих". В этом контексте можно назвать справедливыми (должными) отношения звёзд в первом "многоклеточном организме"–галактике. Космическая материя, преобразовавшаяся в звёздах первого поколения, "справедливо" распределялась между звёздами последующих поколений. Это обстоятельство наделило тягой к "справедливости" и её ощущением все "материальные пространства" космической материи. Справедливое распределение энергетических ресурсов между безъядерными клетками в "объектовом пространстве" ядерной клетки позволило возникнуть первому одноклеточному биологическому организму. Справедливые отношения ядерных клеток в первом биологическом многоклеточном организме передали тягу к "справедливости" всем существующим организмам, включая человека. В период формирования особенностей высшей нервной деятельности каждый подвид Homo sapientissimus (Человека подлинно разумного) формировал своё видовое представление "о должном", включая во многом противоречивое понимание "справедливости". Следовательно, можно предположить, что, обретя возможности, которые предоставляет Homo idealis (Человеку идеальному) развитая высшая нервная деятельность, уже Homo justus (Человек справедливый) будет способен полностью осознать истинный смысл и содержание "справедливости". А через него осознать смысл и содержание постоянного объективного "селекционного отбора", который справедливо осуществляет среди объектов живой и неживой природы "внепланетная и планетарная организующие составляющие". С этого момента человеческое общество, возглавляемое Homo justus (Человеком справедливым), будет возведено в ранг "социальной организующей составляющей". Следовательно, с появлением Homo justus (Человека справедливого) и последующих подвидов Homo idealis (Человека идеального) преобразование потенции Большого Взрыва на планете Земля будет проходить под контролем сразу четырёх организующих составляющих: внепланетной, планетарной, социальной и персональной.

Осознание контроля со стороны четырёх организующих составляющих над этим процессом позволит Homo justus (Человеку справедливому) открыть собой "эру здравого смысла". В данном случае здравый смысл рассматривается как совокупность истинных взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов [120]. Поэтому, вероятно, только с Homo justus (Человеком справедливым) человеку будущего будет под силу полностью осознать, что условиями его устойчивого и гармоничного развития является установление двусторонних связей с окружающим Миром (рис.6). Организация этих связей в соответствии с порядком, обусловливающим единство Мира, позволит обосновать истинное содержание принципов человеческой морали, а также принципов государства нравственной ответственности, сопутствующих всему периоду формирования среды Homo idealis (Человека идеального).

"Внепланетную организующую составляющую" невозможно непосредственно наблюдать всю в её естественных пределах. Поэтому человеку придётся доверять тому, что Она сама откроет о себе, с той лишь разницей, что это доверие (уверенность) будет строиться уже не столько на вере в Неё, сколько на знании о Ней. На этом основании результаты связей с "внепланетной организующей составляющей" будут оформляться человеком как знания абсолютного (безусловного) типа [121]. Эти знания не имеют прямой связи со знаниями науки и философии, но и не противоречат им. Это обстоятельство имеет особое значение, так как в этом случае принципы человеческой морали обретают объективную основу (не зависящую от сознания каждого человека). Человеку останется только интерпретировать (истолковывать или разъяснять) единственный смысл должного, но не обсуждать его. В рамках этих связей появляется возможность осознать и гармонизировать ценное и необходимое для космоса и человека.

"Планетарную организующую составляющую" можно представить, а также наблюдать в её естественных границах. Но над ней нельзя поставить опыт. Результаты опытов могут повлечь за собой изменения условий существования всей биосферы, а значит, способны угрожать существованию человечества. Для изучения таких объектов применяется отвлечённое рассуждение или спекуляция. Спекуляция в философии представлена специфическим типом теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту [122]. Поэтому результатом связей с "планетарной организующей составляющей" будут являться знания спекулятивного типа, позволяющие глубже понять её необходимость и предназначение. Именно знания спекулятивного типа позволяют построить и воплотить в практику следующую цепочку рассуждений. Человек – фрагмент планетарной природы. Используя технические средства связи, например телефон или компьютер, один фрагмент планетарной природы может связаться с другим фрагментом планетарной природы и понять, что он от него желает получить. Этот факт делает возможным установление связи с использованием технических средств – человека с самой планетой, так и с её любыми естественными фрагментами (биогеоценозами). "Своевременный звонок" планете или её региону, территории месторождения или мегаполиса, плодовому саду или пахотным угодьям позволит узнать "без проведения опытов", непосредственно от них самих, допустимы ли объёмы и интенсивность преобразования планетарной материи, осуществляемой человеком. А самое главное – как они отн





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...