![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
План
1. Культура речи как составная часть культуры в целом.
2. Речевая культура общества и речевая культура личности.
3. Критерии оценки культуры речи. Нормированность как главный механизм культуры речи.
1. Культура речи как составная часть культуры в целом.
Что именно роднит культуру речи с культурой в целом?
Мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом, так как культура речи определяется уровнем владения речью.
Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневости и разномасштабности входящих в нее составляющих. Речь – это своеобразный сплав и очень важно наметить основные направления, критерии, уровни, по которым можно, с одной стороны, оценить культуру речи данного общества, конкретного человека или проанализировать с этой точки зрения определенный текст; с другой – использовать эти направления, критерии и уровни не только для констатации каких-то плюсов и минусов речи, но и для того, чтобы они служили рабочими инструментами, эффективными механизмами для дальнейшего культивирования речи.
Что входит в понятие «Культура речи»?
1. Культура речи охватывает не всю речь, а только часть, ограниченную рамками культуры общения и рамками литературного языка, соответственно это речь, регулируемая определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре.
2. Культура речи сочетает в себе формы культуры – физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом, культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими и духовную как содержание и цель речевой деятельности.
3. Культура речи включает все три вида культуры: общества, коллектива и личности, которые взаимно обогащают друг друга.
4. Культуре речи свойственна многослойность и многоуровневость: это культура устной и письменной речи, культура создания текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т.д.
5. Культура речи предполагает стремление к совершенствованию, поискам наилучшего варианта в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор–творческая задача, которая служит средством привнесения культуры и пользование речью.
6. Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей области и в целом. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре. Главное в культуре речи -это культура осуществления специфической речевой деятельности.
Культура речи – область лингвистики, изучающая осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных условиях общения.
Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности – это речь данного общества и конкретного человека, характеризующаяся высоким уровнем развития.
Культура речи – это аспект описания национальной культуры. Компетентность в этом отношении – знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя говорить в рамках данной культуры и той или иной ситуации.
История возникновения и развития понятия «культура речи».
Учение о культуре речи зародилось в Древней Греции как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности и логичности, уместности, доступности и выразительности речи. Аристотель призывал не забывать об адресате речи. Он и другие риторы обращали внимание читателей на то, что риторических высот, искусства речи можно добиться только на базе владения основами речевого мастерства.
Представление о культуре в античности было неотделимо от понятия «духовность». По мнению Аристотеля и его последователей: «Для того, чтобы быть хорошим оратором, нужно быть хорошим человеком».
Нормы вырабатывались в недрах риторики, исходя из её направленности на осмысление языковых явлений для наилучшего использования в речи и для того, чтобы сделать речь наиболее эффективной, понятной, доступной и т.д.
С середины XIX века риторику во многом подменили учением об изящной словесности, а в качестве основного достоинства речи стала фигурировать образность, и почти на столетие риторика превратилась в «мертвую» науку. И уже в конце 20-х годов XX века в советской России все свелось к «культуре речи», к умению грамотно читать, писать и говорить.
«Культура речи» в первую очередь помогала людям вырабатывать у них и поддерживать единый общий язык в противовес диалектам и просторечию. Главным понятием культуры речи, своеобразным оружием, помогающим отстоять литературный язык, стало понятие «нормативность».
Следующим шагом в развитии учения о культуре речи явилось преодоление односторонности в понимании речевой культуры. В 80-е гг. XX века на базе развития психологии, психолингвистики, этнолингвистики и др. дисциплин зарождается коммуникативный подход к речи. В отношении культуры речи этот подход ярко проявился в работах Б.Н. Головина. Он выделил основные критерии анализа речи, назвал их «коммуникативные качества речи». Коммуникативная направленность этой системы выразилась в том, что Б.Н. Головин внес в нее свойства речи применительно к ситуации общения в целом и к адресату в частности. Систему Б.Н. Головина можно представить так: речь анализируется по тем условным составляющим, которые её «питают», то есть по «неречевым структурам», каждая из них вносит в речь что-то свое, что и оценивается как то или иное коммуникативное качество речи. А именно:
Речь
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!