Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЛЕКЦИЯ №2. Тема: «История сестринского дела в России и за рубежом»



Тема: «История сестринского дела в России и за рубежом»

Полная история СД насчитывает не одно тысячелетие. Не случайно СД называют самым древним искусством и самой юной профессией. История СД является одним из разделов истории медицины. Она изучает историю ухода за больными и ранеными как на основе профессиональной деятельности, так и благотворительности, практиковавшейся светскими и религиозными структурами. В ходе развития цивилизации о больных всегда заботились тем или иным образом. В документе древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» писалось: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого». Чувство любви к ближнему во все века было прису­ще человеку. Согласно христианской религии, ближний - это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближнему стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходи­лось ухаживать за больными.

В мировой практике ухода сложились 3 фольклорных образа:

1. «сестра-мать» - помощь оказывали своим домочадцам, в войнах, при родах обычные, мирские женщины, не имеющие специальных знаний.

2. «сестра-божий работник» - монахини при монастырских лечебницах, при церквях оказывали помощь больным и немощным людям, приглашались для ухода на дом. Свою помощь монахини оказывали бескорыстно.

3. «сестра-служанка врача и больного» - этот образ сложился с конца 18 века. Сестры милосердия считались годными только для приготовления пищи и наведения порядка. Сестрами часто становились девушки из низших слоев общества, плохо образованные

У народов Древнего мира уход за больным осуществ­ляли родственники. Специальных людей, которые посвя­щали бы себя делу ухода за больными, не было, исключе­ние составляли лишь женщины, занимающиеся оказани­ем помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян. В Древней Греции были акушерки, которыми, по оп­ределению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступ­ления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болез­ней и даже были свахами. Отдельную группу составля­ли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими бо­лезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состо­яли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и уха­живали за роженицами и младенцами.

Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внимание на то, чтобы женщины, желающие заниматься родовспомогательным искусством, были грамотны, «подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели длин­ные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями». В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины.

Однако в пол­ном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Попе­чение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными. При церквах и монастырях стали возникать богадель­ни, или «диаконии», предназначенные вначале для боль­ных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у пер­вых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Христианская попечительность о больных со вре­мен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, при­нимает новый вид - учреждаются общественные боль­ницы и госпитали для больных и бесприютных. К XI веку относится создание во многих городах За­падной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухо­да за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прока­женными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отлича­лась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпи­таль, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок» - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за муж­чинами, нуждающимися в медицинской помощи. Мно­го сделала община и для больных проказой.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании раз­личных светских и духовных рыцарских орденов, чле­ны которых считали основной своей целью уход за боль­ными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда - лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и не­мецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины. Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятель­ницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятель­ность женщин этого ордена распространилась и в Ита­лию, Испанию, Францию, Англию, где ими были со­зданы монастыри.

Особенно известной стала деятельность общины «иоанниток» в Париже. В 1348 г., во время большой эпи­демии чумы, члены общины показали пример самопо­жертвования. Современники этих событий описывали такую картину: «Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач страшился вступать в его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери - сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, пото­му что невыразимый страх отталкивал от гроба их дру­зей и товарищей». Тем весомее выглядят многочисленные примеры самопожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

Много сделали по уходу за больными и сестры ор­дена, так называемые «госпитальерки». В ведении этих сестер находились крупные госпитали - Святого Лю­довика в Париже, а также в других городах Франции. Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 больных; сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия, (именно он впервые предложил использовать это словосочетание). В этом году в г.Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое мате­риальное положение одной бедной семьи, члены кото­рой были больны. Пораженные красноречием пропо­ведника слушатели (и особенно женщины) стали помо­гать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составле­ние устава. «Милосердие к ближнему, --говорится в этом уставе,- есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им». Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его – «служительницы бедных». Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходи­мую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

В Германии общины сестер милосердия были созда­ны еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появи­лись лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за за­разными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, име­ющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии - в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия. В1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. - на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреж­дения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимуществен­но протестантских, из которых 35 находились в Герма­нии, 6 - в России, 3 - в Швейцарии, 3 - во Фран­ции, 2 - в Голландии, 2 - в Англии и по одной общи­не в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К кон­цу XIX века существовало 60 общин диаконис, объеди­нявших более 8000 сестер. Их благотворительная дея­тельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подоб­ного рода общины существовали и при протестантских церквах в России - в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века, католические монахи­ни и протестантские диаконисы оказывали медицинс­кую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой органи­зационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской вой­ны (1853--1856 гг.).





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1752 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...