Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Эстетическое сознание: сущность и структура. Специфика и виды эстетической деятельности



Вопросы для обсуждения

1. Специфика и структура эстетического сознания.

2. Эстетическое чувство. Эстетический вкус. Эстетический идеал.

3. Особенности, цели и виды эстетической деятельности.

4. Эстетическая и художественная деятельность. Понятие дизайна

и технической эстетики.

Эстетическое чувство – следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство – основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств.

В эстетических чувствах концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека, сверх того, в них находит своё отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностей человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно, что без действенного развития эстетического чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека, только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.

Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. В процессе эстетического восприятия и деятельности эстетический вкус проявляется чрезвычайно широко. Он даёт о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей.

Характерная черта эстетического вкуса заключена в непосредственном его проявлении; это – чувственная реакция субъекта на то, с чем он взаимодействует. Прежде всего, вкус – это «способность судить о красоте» (И. Кант).

Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального.

Самые первоначальные градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – не красиво. Вполне понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и на переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции. Опосредствовано он воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. «Только вкус, – отмечал Ф. Шиллер, – вносит гармонию в общество, так как он создаёт гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа; только представления красоты делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур».

Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий его мир и себя прежде всего с учётом основных эстетических категорий, таких, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Эстетический идеал (фр. ideal от греч. idea – образец, образ, норма) – исторически конкретное, чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала.

Представления об идеальных сторонах жизни, о самом эстетическом идеале зачастую отображаются в лирических стихах, в пейзажах, натюрмортах, музыкальных пьесах, программах симфоний. В опосредованном виде позитивный идеальный настрой произведений каждый раз находит своеобразное выражение в методе художественного творчества (романтизм, реализм и т.д.). Этому же выражению в той или иной мере служит и форма художественных произведений. Она может героизировать, наделять мыслимым совершенством реальность жизни (классицизм), поэтизировать по сути прозаическую её обыденность (романтизм, отдельные проявления символизма в различных видах искусства). В то же время реалистическое искусство, как правило, вскрывает конкретные противоречия действительности, даёт правдивое изображение положительных сил эпохи.

Основополагающее значение идеала в искусстве и самой жизни подтверждает его место в системе ведущих категорий эстетики. По существу, эстетический идеал сливается с представлением о прекрасном, тогда как его отсутствие вызывает представление о безобразном и низменном, комическом и трагическом. В своём высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое.

Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью.

Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного мышления. В этом процессе участвуют воображение, способность к эмоциональному реагированию, общению, опережающему отражению действительности, предвидению и целеполаганию. Эстетическая деятельность Развивалась как часть трудовой деятельности человека. она выделяется в относительно независимую форму в процессе разделения труда. В эстетической деятельности, как и в трудовой, могут быть выявлены предмет, субъект, средства и результат деятельности.

В процессе исторического развития эстетической деятельности выкристаллизовались её основные типы. Это – тип коллективной эстетической деятельности (ремесло, народная архитектура, обрядовый, игровой и устный фольклор) и искусство, индивидуальный по своему характеру тип эстетической деятельности.

В историческом движении форм и типов эстетической деятельности её традиционные формы и искусство представляют две стадии. Возникнув из нужд общественной практики, эстетическая деятельность первоначально развивается как специфически коллективная форма духовно-практической деятельности. Здесь начинают разрабатываться собственные выразительные средства эстетической деятельности, но только на второй стадии, в искусстве, эстетическая деятельность организуется и обретает в художественном творчестве специфическую технологию.

Эстетическая деятельность принимает конкретно-исторические формы в зависимости от своеобразия конкретных социально-культурных условий. Функциональная связь эстетической деятельности с потребностями общественного развития носит сложный опосредствованный характер.

Эстетическая деятельность формирует самого субъекта деятельности, развивает его способности как общественного существа.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется специфика эстетического сознания?

2. Каковы критерии оценки развитости эстетического вкуса?

3. Как в эстетическом идеале сочетается идеальное и реальное, сущее

и должное, прошлое, настоящее и будущее?

4. Каковы цель и особенности эстетической деятельности?

5. В чём отличие и схожесть художественной и эстетической деятельности?

6. Что служит критерием для выделения видов эстетической деятельности?

7. В чём специфика дизайна как вида эстетической деятельности?

Темы докладов и рефератов

1. Теоретический и обыденный уровни эстетического сознания.

2. Искусство как главное средство формирования эстетического чувства.

3. Соотношение эстетической и художественной деятельности.

4. Дизайн как вид эстетической деятельности.

Литература

Аронов В.Р. Дизайн и искусство. Сер. «Эстетика». М., 1984. №2.

Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

Зись А. Искусство и эстетика. М., 1967.

Ларин Е.А. Эстетическое воспитание. Мн., 1992.

Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

Полях Е.А. Постлюдернизм и дизайн // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1998. № 5.

Рытникова Л.А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. М., 1985.

Худушин Ф.С. Эстетический идеал. М.,1985.

ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ, ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение и социальная сущность искусства.

2. Социальные функции искусства.

3. Художественный образ как форма познания действительности в искусстве.

4. Особенности художественного образа.

Искусство возникло на базе развившихся в рамках непосредственно практической деятельности эстетических потребностей и эстетических способностей человека. Социальная сущность искусства заключается в том, что художественное развитие общества представляет собой естественно- исторический процесс, то есть его развитие выявляет некоторые характерные закономерности, сопряжённые с определёнными периодами становления человеческой культуры.

Искусство полифункционально. Все его функции взаимосвязаны, поскольку произведение искусства существует как целостное явление, предполагающее целостное восприятие.

Функции искусства (от лат. functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности её природных, социальных и личностных моментов. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через неё – к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.

Говоря о системности функций искусства, мы прежде всего должны отметить то системообразующее начало, объединяющее все его функции, каким является эстетическая функция. Именно в эстетической функции выражается та неразрывность содержания и формы духовного и материального, без которой не может быть ни красоты, ни художественного образа. Поэтому все функции искусства проходят через эстетическую, хотя сама она в чистом виде не существует. Содержание и форма в искусстве всегда едины, хотя в восприятии можно акцентировать одну из сторон этого единства. В тот момент, когда мы переносим внимание с содержания на форму или с формы на содержание, как раз и проявляется его эстетическая функция как свидетельство одухотворённости художественной плоти и материализованности её идей. Так, самой своей организацией произведение искусства снимает «слепок» со своего главного предмета воспроизведения – человека, в котором душевные процессы погружены в телесные, а телесные – одухотворены. Но человек – это не просто индивид, это ещё и его мир – область материальной и духовной культуры. Поэтому и мир искусства, воспроизводя эту особенность мира человека, представляет собой систему, в которой произведения одних видов больше тяготеют к духовной культуре, а других – к материальной: притом что эстетическая функция не позволяет ни одному из них стать только духовным или только материальным явлением.

Среди функций искусства можно выделить – духовные и практические (социально-организующие). Благодаря первым мы получаем возможность яркого эмоционального познания природы, истории и современной жизни общества. Искусство вводит нас в глубины человеческой души, раскрывает её тайны, воспитывает нравственно и политически. Другой род функций искусства направлен на то, чтобы организовать труд и быт, создавать радостную социально-психологическую атмосферу на работе, улице, дома, окружать человека комфортом. Ведь какими бы вещами он ни пользовался, но, если к ним прикоснулись руки художника, эти вещи приобретают эстетический характер и требуют особого любовного и бережного отношения к себе, точно так же как живопись и фотография учат любоваться природой, развивают способность замечать в ней эмоциональный, «человеческий» аспект.

Воспроизводя целостно человеческую культуру, искусство выполняет ещё одну функцию – коммуникативную (вернее, их набор), т. к. без общения не может быть никакой деятельности. При этом характер общения, деловой или дружеский, служебный или развлекательный, определяет разные коммуникативные функции.

Функции искусства, таким образом, делятся на четыре рода. Первый род связан со способностью произведений искусства быть носителями социальной информации, поэтому их можно назвать познавательными. Второй связан с их принадлежностью к предметной среде, окружающей человека. Их можно назвать практическими или социально-организующими. Третий род – коммуникативные функции. Они переводят вышеуказанные функции из ограниченного в общекультурный контекст. И наконец, эстетическая функция искусства фиксирует его общечеловеческий, антропологический аспект, воздействие искусства на человека в целом, в единстве всех его сторон.

Художественный образ – один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другими основными формами мыслительной деятельности.

Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем. В художественном образе, как важнейшем средстве отражения действительности, сосредоточены критерии правдивости и реалистичности искусства. Соединяя реальный мир и мир искусства, художественный образ, с одной стороны, даёт нам воспроизведение действительных мыслей, чувств, переживаний, а с другой – делает это с помощью средств, характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. Поэтому яркой художественной образностью отличаются не только произведения великих художников - реалистов, но и те, которые целиком построены на вымысле (народная сказка, фантастическая повесть и др.). Образность разрушается и исчезает, когда художник рабски копирует факты реальности или когда он полностью уклоняется от изображения фактов и тем самым порывает связь с действительностью, сосредоточившись на воспроизведении своих различных субъективных состояний.

Таким образом, как результат отражения действительности в искусстве, художественный образ представляет собой продукт мысли художника, однако мысль или идея, заключённые в образе, всегда имеют конкретно-чувственное выражение. Образами называют как отдельные выразительные приёмы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведение в целом и т. п.). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т. д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть и равным ему и даже его превосходить.

Особенно важно установить взаимосвязь между художественным образом и художественным произведением. Иногда они рассматриваются в аспекте причинно-следственных связей. В этом случае художественный образ выступает как нечто производное от художественного произведения. Если произведение искусства – это единство материала, формы, содержания, т. е. всего того, с чем работает художник для достижения художественного эффекта, то художественный образ понимается лишь как пассивный результат, фиксированный итог творческой деятельности. Между тем деятельностный аспект в равной мере присущ как художественному произведению, так и художественному образу. Работая над художественным образом, художник часто преодолевает ограниченность первоначального замысла и порой материала, т. е. практика творческого процесса вносит свои поправки в самую сердцевину художественного образа. Искусство мастера здесь органически слито с мировоззрением, эстетическим идеалом, которые выступают основой художественного образа.

Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются: образ-замысел, художественное произведение, образ-восприятие. Каждый из них свидетельствует об определённом качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная. Установлено, что образ-замысел играет одинаково важную и необходимую роль в творческом процессе как художника, так и учённого.

Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Это такой же важный уровень творческого процесса, как и замысел. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.

Последним этапом, на котором действуют свои законы, является этап восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилия и подготовки. В известной мере восприятие – это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воспитательное воздействие.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется социальная сущность искусства?

2. Каковы социальные закономерности развития искусства?

3. Какие социальные функции искусства наиболее актуальны в современном обществе?

4. Что такое художественный образ? Каковы черты художественного образа?

5. Чем отличается понятие «художественный образ» в искусстве от понятия «художественный образ» в философии?

6. Как понимать самодвижение художественного образа?

7. Что такое индивидуальная определённость художественного образа?

8. Раскройте единство объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе?

9. В чём проявляется условность искусства?

Темы докладов и рефератов

1. Искусство как социальный феномен.

2. Полифункциональность искусства.

3. Образ – «субъективная картина объективного мира».

Литература

Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

Золотарёва П.Р. История искусств: Художественная картина мира. Караганда, 1996.

Лившиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал. М., 1979.

Лунин И.П. Искусство как социальный феномен. М., 1984.

Розин В. Визуальное восприятие в современной культуре // Alma mater. 1998. № 7.

Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей. М., 1996.

Эстетика: Словарь. М., 1990.

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Вопросы для обсуждения

1. Художественное произведение и его содержание.

2. Форма, её компоненты и материал.

3. Взаимодействие содержания и формы.

4. Проблема классификации видов искусства.

5. Синтез искусства.

Художественное произведение – результат творчества в сфере искусства и предмет художественного восприятия, специфической человеческой деятельности. Художественное произведение обладает определённым уровнем законченности и выразительности, соответствия полноценного содержания и формы, способностью воздействовать на зрителя, слушателя, читателя.

Граница между произведением искусства и продуктом природы не всегда отчётливо обозначена (в садово-парковом творчестве, зодчестве, монументально-мемориальных памятниках и т. д.). Противоположностью подлинного искусства являются произведения псевдоискусства: низкого художественного качества, дурного, вульгарного вкуса, иллюстративно-рационалистические подделки под искусство. С другой стороны, высокое качество предметов утилитарно-прикладного характера может приблизить их к разряду произведений искусства.

Принципы создания художественного произведения исторически меняются: наряду с классической уравновешенностью и соразмерностью в искусстве есть немало произведений с ярко выделенной образно-смысловой и формальной доминантой, оттеняющей другие компоненты в силу определённой содержательно-экспрессивной задачи; наряду с ярко выраженной законченностью и отшлифованностью в деталях художественной выразительностью обладает и произведение со следами внешней незавершённости и некоторой неотделанности (ср. ранних и поздних Микеланджело и Ге). Классическая эстетика утверждала, что целостность искусства должна производить впечатление естественности и непреднамеренности, а произведение восприниматься как нечто сделанное и одновременно как естественно природное, непроизвольное явление. Не случайно возникла аналогия между феноменом художественного произведения и живым организмом.

Таким образом, художественное произведение – особый социально-культурный предмет или процесс материально-духовного порядка, в котором зафиксированы результаты специфической духовно-практической и познавательно-ценностной деятельности.

Художественное содержание – идейно-эмоциональная, чувственно-образная сфера значения и смысла, адекватно воплощённая в художественной форме и обладающая социально-эстетической ценностью. Содержание искусства находится в нём самом, а не вне его, оно возникает лишь в результате законченного творческого акта как система образных смыслов, находящихся друг с другом и с формой воплощения в единстве, и не может быть сведено к одному из своих компонентов. Содержательность музыки несомненна, но более специфична, чем у других видов искусства.

Хотя в организации художественного содержания, которое должно произвести эстетическое впечатление на зрителя, нет незначительных компонентов, тем не менее имеются основания говорить об определяющей, доминирующей роли в нём таких уровней, как идея художественная, тема художественная, пафос, тенденция, эстетическая оценка, характер, лирический герой и лирическое переживание. Посредством этих звеньев осуществляется связь искусства с жизнью.

Содержание, по Гегелю, есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма – переход содержания в форму. Применительно к историческому развитию искусства это положение означает, что художественное содержание постепенно формализуется и «оседает» в жанрово-композиционных пространственно-временных структурах, а затем снова вливается в актуальные содержательные пласты нового художественного процесса, влияя на них и преобразуя. По отношению к структуре художественного произведения это означает, что принадлежность тех или иных компонентов к содержанию или к форме относительна: каждый из художественных уровней будет формой по отношению к вышестоящему и содержанием по отношению к низшему уровню, кроме того, в искусстве имеются сращения формы и содержания (сюжет, конфликт, предметная изобразительность, пространственно-временная сфера и т. п.), наконец, в художественном произведении все уровни и компоненты взаимно «высвечивают» друг друга.

Последняя особенность, а главное, образная природа искусства определяет такое его атрибутивное свойство, как многозначность, т. е. способность художественного содержания нести в себе массу дополнительных смыслов, которые невозможно сформулировать понятийно, создавать особый подтекст и контекст внутренних сцеплений, по-разному звучать в различных социально-культурных ситуациях, открываться одному и тому же человеку всё новыми и новыми аспектами. Вместе с тем многозначность содержания не безгранична: в социально, эстетически жизненно важных его сторонах истинный художник не хочет быть понятым превратно, он целеустремлён и определён. Многозначность введена в определённые «берега» замыслом автора и целостной природой произведения: влияние различных художественных компонентов друг на друга, их «взаимовысвечивание» придают Х. с. ясность и определённость, сконцентрированную в художественной идее.

Содержание искусства рождено своим временем и обращено к нему, однако в нём всегда присутствует культурно-историческая память народа, а также ориентация на высшие нетленные духовные ценности человечества. Пропорции традиционного и актуального художественного содержания различны в различных культурно-художественных регионах, стилях и жанрах, на различных этапах исторического развития (ср. народное и профессиональное искусство, западноевропейское искусство средневековья и Нового времени; балет и кинематограф, оперу и роман и т. д.).

В содержании искусства запечатлён определённый тип эстетического отношения к действительности и человеку, эстетический идеал времени и художника, оно проникнуто эстетическим пафосом возвышенного, трагического, комического, драматического, идиллически-сентиментального, героико-романтического, лирического и т. п. характера. Эта эстетическая наполненность и специфичность содержания отвечает глубинной функции искусства как ничем не заменимого средства воздействия на целостный внутренний мир человека путём гармонизации и катарсиса.

Художественная форма (лат. forma – наружный вид) – в широком смысле – это структура, организация, внешнее выражение художественного содержания; в более узком – приведённая к единству совокупность художественных средств в отдельном произведении (целостная художественная форма). Первое значение смыкается с понятием «язык художественный». Одни уровни непосредственно обусловлены духовно-образным содержанием и направлены на социально-ценностные аспекты действительности – это так называемая внутренняя форма (структурно-композиционный, жанрово-конструктивный аспекты искусства). Другие мотивированы материалом искусства и тяготеют к нему – т. наз. внешняя форма (конкретно-чувственные средства: красочный мазок, штриховка, звучащая речь, темп, фактура художественной поверхности и т. п.). Внутренняя форма – это по преимуществу общеэстетический аспект искусства, внешняя – средства изображения, специфичные для отдельных его видов.

Красота искусства находит своё выражение как в его содержании, так и в форме. Классическая эстетика издавна считала соразмерность, пропорциональность, целостность и др. свойствами прекрасного объекта и его формы. Но не только ими определяется эстетическая ценность формы: она призвана выразить всю полноту и своеобразие содержания, помочь ему раскрыться в соответствии со своими возможностями и требованиями эстетического восприятия.

Принципиально важным является положение о ведущей, определяющей роли содержания по отношению к форме, об отставании формы и её относительной активности, о противоречиях между ними, которые снимаются лишь в процессе развития искусства. Эти закономерности наиболее ярко проявляются при рассмотрении исторического развития искусства, смены его стилей, направлений, течений (чрезвычайно показательно в этом плане сравнение классицизма, сентиментализма, романтизма, критического реализма), в господствующей жанровой системе того или иного этапа художественной культуры. Новая форма возникает как следствие содержательно-ценностного поиска искусства, а не как замена старой формы безотносительно к этому поиску, что утверждала «формальная школа» в литературоведении и повторяли её последователи. Вместе с тем было бы методологически неверным отрицать относительную самостоятельность в развитии художественной формы и её активное воздействие на содержание. Существует внутренняя системная взаимосвязь средств выражения в том или ином виде искусства, в жанре и стиле, отвергающем, например, одни компоненты и включающем другие. Различные виды и жанры искусства влияют друг на друга, модифицируя художественную форму (пантомима и танец, графика и живопись, художественная литература и кинематограф и т. д.). В процессе развития искусства возможно как бы спонтанное, преждевременное открытие в сфере формы, которое лишь впоследствии осваивается в содержательном плане. Существует инерция канона и формальных открытий гения в искусстве Нового времени.

В художественном произведении противоречия между содержанием и формой должны в конечном счёте сниматься. Однако идеальное соответствие полноценного содержания и адекватной ему формы в искусстве является, по словам В.Г. Белинского, достоянием одной гениальности; а простой талант опирается или по преимуществу на достоинства формы, или на достоинства содержания. Целесообразно отличать понятие единства содержания и формы (включающего противоречия, борьбу) от понятия соответствия содержания и формы, как определённого художественного критерия, означающего созвучность, однотипность прогрессивного и художественно развитого содержания и полноценной формы.

Контрольные вопросы

1. Каковы элементы содержания художественного произведения?

2. Что представляет собой внешняя и внутренняя форма произведения искусства?

3. Может ли форма опережать содержание?

4. Какую область проблем рассматривает морфология искусства?

5. Что общее и особенное в живописи, графике и скульптуре?

6. Что объединяет архитектуру и декоративно – прикладное искусство?

7. В чём сходство и в чём различие литературы и музыки?

8. Чем разнятся понятия «синтез искусств» и «синтетические искусства»?

Темы докладов и рефератов

1. Взаимосвязь произведений искусства и действительности.

2. Внутренняя и внешняя форма художественного произведения.

3. Искусство и НТП.

4. Искусство и современность.

Литература

Вермео А., Вермео О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Коган М.С. Эстетическое учение Н.Г. Чернышевского. Л., 1958.

Козловски П. Культура постмодернизма: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М., 1995.

Малахов М.Я. Модернизм. М., 1986.

Смелинова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997.

Юлдашев Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. М., 1981.

Учебное издание

Малашук Ирина Николаевна





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2030 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...