Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы рассказа, используемые на экскурсии. Характерные особенности рассказа



Понятность речи, ее точность, выразительность, красота зависят от ряда факторов: правильного подбора слов, выражающих мысли, построения фраз; связи между предложениями; использования выразительных средств в речи; владения техникой речи (дыхание, голос, дикция); соблюдение речевой интонации. В экскурсии используются две формы рассказа:

а) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;

б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности — доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности — соответствие содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты речи — логически оправданное использование экскурсоводом языковых средств.

Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.

Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.

Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В — события, с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.

Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа. Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно – это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия.Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже – описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен – это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ, иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключении не используются.

Из трех приведенных вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором – слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем – заключает показ.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1043 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...