Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Условия для показа



Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;
6) время, более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
д) умения и навыки экскурсовода;
е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.


8. Задачи и характерные особенности показа на экскурсии.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;
5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ Для большинства экскурсии объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: "от показа к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства.
Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент.
Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

9. Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии и на экскурсии. Четыре вида показа характерных для автобусной экскурсии.

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 976 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...