Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел II. Античное государство 1 страница



1. Античная цивилизация олицетворяет европейский или Западный путь становления политических и правовых форм человеческой жизнедеятельности. В отличие от древневосточной она имела свои особенности.

Во-первых, она возникла на таком уровне развития семейного хозяйства и производительных сил, когда земледелие уже не требовало коллективных форм труда, да их и трудно было осуществлять из-за природно-географических факторов. Так, Греция - горная страна с ограниченными ресурсами земель, пригодных для земледелия. Зато сложились благоприятные условия для развития ремесла. Нехватку продуктов питания восполняли ввозом зерна в обмен на ремесленные изделия, а значит активно развивались ремесло и торговля. Правители общин не были связаны с организацией хозяйства и выполняли главным образом военные функции.

Во-вторых, широкое развитие торговли способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности, что в свою очередь обусловило довольно раннее упразднение долгового рабства, а рабовладение, основанное на эксплуатации чужестранцев, достигло классических форм.

В-третьих, в античном мире сложилась полисная организация общественной жизни. Полис имел несколько значений. Прежде всего, он представлял собой общность людей, коллектив граждан, обеспечивающий посредством домохозяйств все материальные условия своего существования. Фундаментальным началом античной гражданской общины был принцип исключительности в отношении собственности на землю только для граждан полиса. Отсюда публичность всех сделок о земле; в спорных случаях полис становился наследником земельных владений; полис выступал и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись собственники земли. Таким образом, в первом значении полис был коллективом граждан, объединенных этническими чертами (принадлежностью к одному племени или союзным племенам), религиозными традициями (исповедовали один культ), имеющих право собственности на землю и через нее - право участия в общественном управлении.

В другом значении полис выступал формой правления, представляя собой городской центр с прилегающей к нему земледельческой округой, так называемое город-государство. Античное общество дает примеры разнообразных форм государства. Уже тогда возникает различие между властью одного, или монархией, и республикой - как отсутствием какой-либо невыборной власти. В целом полису была присуща республиканская форма правления: важнейшие должностные лица, ведавшие государственным управлением, здесь избирались. Правда, круг лиц, допущенных к участию в их избрании, в разных полисах был неодинаковым. Республики различались аристократические - как власть небольшого сравнительно меньшинства, и демократические - как власть народа. Временным явлением была тирания, когда власть в городе-полисе захватывал узурпатор. Обычно он игнорировал волю совета и народного собрания, заигрывал с народом, ущемляя интересы аристократии.

В-четвертых, граждане полисов не платили прямых налогов. Затраты на содержание аппарата управления покрывались косвенным путем: через выборность должностных лиц, когда исполнение служебных обязанностей обеспечивалось собственными средствами, или посредством почетных повинностей состоятельных граждан, т.е. за счет литургии, представлявшей собой обременение таких граждан обязанностями вкладывать средства на общественно значимые цели. Например, были государственные повинности по снаряжению военных кораблей, содержанию участников гимнастических соревнований. Все сказанное вовсе не означает того, что полис был лишен права облагать прямым налогом граждан. Такой налог был временно введен в Афинах во время Пелопоннесской войны для покрытия больших военных затрат.

2. Началу образования античных государств положил синойкизм, т.е. объединение общин для противостояния враждебным силам. В нашем случае имело место объединение четырех племен с созданием единого центра в Афинах, где учредили общее управление: вождь (базилевс), совет старейшин (геронтов), народное собрание. Базилевса избирали по личным качествам из знатных и состоятельных людей. Он предводительствовал на войне, обязан был первым бросаться в бой, показывая пример храбрости, а в мирное время совместно со старейшинами принимал участие в суде. Совет старейшин состоял из влиятельных представителей родов, а не из самых пожилых и уважаемых людей племени. Он предварительно обсуждал вопросы, выносимые на рассмотрение народного собрания как совокупности всех свободных общинников. Афинское население независимо от племенной принадлежности стало делиться на благородных (эвпатридов) и неблагородных (демос). В демос входили земледельцы (геоморы) и ремесленники (демиурги). Эвпатриды обладали исключительным правом на занятие общественных должностей.

Постепенно, на протяжении VIII - VII вв. до н.э. органы родоплеменного строя преобразовывались в государственные: функции вождя перешли к девяти архонтам (изначально так называли глав родов), избираемым народным собранием из числа знати вначале пожизненно, с середины VIII в. до н.э. - на десять лет, а с конца того же века - ежегодно. Тогда же совет старейшин заменили ареопагом, места в котором пожизненно занимали бывшие архонты, а роль народного собрания заметно упала. Для отправления военных повинностей территория страны впервые была разделена на округа, жители которых давали средства на строительство одного военного корабля.

Продолжавшееся развитие денежного оборота, частного хозяйства вело к дальнейшему усилению имущественного неравенства, продолжало разлагать родовые связи, способствовало значительному возрастанию числа рабов. Первоначально рабство носило патриархальный характер: рабы назывались "домочадцами", входили в состав семьи и с ее прочими членами участвовали в общей хозяйственной жизни. Происходило расслоение и среди эвпатридов, и среди демоса. Часть знатных разорялась. Другие же богатели, сосредотачивали в своих руках крупные земельные наделы, нещадно эксплуатировали земледельцев. Союзником крестьян в борьбе с родовой аристократией выступали торгово-ремесленные круги демоса, среди которых сложилась верхушка богатых, но не знатных: это были владельцы мастерских, хозяева кораблей. Обладая экономическим весом, эти люди были лишены политической власти. Используя всеобщее недовольство господством эвпатридов, они возглавили борьбу, преследуя при этом свои цели: добиться участия в управлении Афинами. Дальнейшие события показали, что как возникновение афинского государства так и становление демократической республики сопровождалось стремлением разрешить противоречия внутри полисной организации, переплеталось с борьбой элементов, входивших в коллектив граждан.

Напряженная и острая борьба между демосом и эвпатридами привела к реформам архонта Солона (594 г. до н.э.). Их основными мероприятиями были следующие.

Во-первых, сисахфия ("стряхивание бремени"), состоящая в отмене долговых обязательств, возвращении крестьянам заложенных ими земель и запрещении рабства за долги, после чего соплеменники уже не могли, как правило, становиться рабами;

Во-вторых, введение нового деления граждан по имущественному цензу вместо старого по родам и племенам, обеспечивавшего безраздельное господство родовой знати. Граждане по величине годового дохода делились на четыре разряда. Единицей измерения доходов была взята мера емкости для зерна - медимн (52,4 л.). Те, кто получал доход не менее 500 медимнов, вошли в разряд пентакосиомедимнов (пятисотмерников); получавшие доход в 300 медимнов или способные содержать боевого коня - во второй разряд: всадников; имевшие доход в 200 медимнов - в третий разряд: зевгитов; и получавшие доход меньше 200 медимнов вошли в четвертый разряд: фетов. Соответственно этим разрядам распределялись воинские повинности и политические права. Пятисотмерники выполняли литургии, всадники служили в коннице, зевгиты - в тяжеловооруженной пехоте (гоплитами), феты служили как легковооруженные войны. Пятисотмерники и всадники могли избираться на любую должность, зевгиты не могли избираться в архонты, а значит и пополнять ареопаг, феты имели только право избирать должностных лиц в народном собрании, но не могли быть избранными.

В-третьих, создание новых государственных органов: Совета 400 (булэ), избираемого из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, и гелиэи или суда присяжных, формируемой по жребию.

Реформы Солона носили компромиссный характер: не был произведен раздел земли, сохранилось деление афинского общества по этническому признаку, нетронутыми остались ареопаг, коллегия девяти архонтов - оплот родовой знати, основная масса демоса не получила возможности в полной мере участвовать в управлении государством. Незавершенность реформ Солона вызвала дальнейшее обострение борьбы между демосом и эвпатридами, подготовила новую реформу.

Реформа Клисфена (509 г. до н.э.) значительно подорвала влияние знати. Вместо прежнего деления на четыре племени было введено новое территориальное деление Афин на 10 округов (фил). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (тритий) - городской, прибрежной и земледельческой. Это обеспечивало преобладание интересов торгово-ремесленных слоев населения над сельским. При Клисфене Совет 400 преобразовали в Совет 500, избираемый с учетом солоновских разрядов по 50 человек от округа; была учреждена коллегия десяти стратегов из представителей всех фил, а значение коллегии архонтов значительно упало: стратеги оттеснили архонтов с первых постов в государстве, для последних установили обязательную отчетность. Для борьбы с противниками демократии Клисфен ввел остракизм или суд черепков: посредством этого суда народное собрание на 10 лет изгоняло граждан, которые по мнению народа стали опасными для демократии.

Клисфен объединил широкие массы сельского населения в мелкие единицы - демы. Аттика была поделена на 100 демов. Одновременно были оформлены функции демов - это были хозяйственные, административные, культовые, военные и политические объединения. Старосты демов (демархи) следили за ходом рекрутирования и получения гражданского статуса молодыми членами новых административных единиц. Демы прикреплялись к тритиям фил.

Реформы Клисфена сделали значительный шаг в сторону дальнейшей демократизации государства, но еще сохранялся ареопаг в качестве оплота знати, а солоновское деление населения по имущественному цензу устраняло значительную массу демоса от занятия высших должностей. Между тем, позиции демоса в государстве все более крепли, особенно его торгово-ремесленных кругов после греко-персидских войн, а это не могло не вызвать дальнейшей демократизации политического строя.

В результате реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) ареопаг был лишен всех прав высшего государственного органа: права налагать вето на решения народных собраний, осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц, надзирать за соблюдением законов. За ним сохранили разбирательство по некоторым видам уголовных преступлений, религиозные функции.

Тогда же, в середине V в. до н.э., было отменено деление на солоновские имущественные разряды, так что все граждане получили возможность занимать любую должность. Формально цензовое законодательство Солона не отменили, но в 457 г. впервые на пост архонта был избран зевгит. В дальнейшем зевгиты и феты практически получили доступ ко всем государственным должностям. При первом стратеге Перикле была введена плата за исполнение должностей, за участие в народном собрании, Совете 500, гелиэе, что давало реальную возможность даже малоимущим гражданам участвовать в политической и общественной жизни полиса. Денежные пособия были невелики, но все же они обеспечивали дневное пропитание.

3. Афинская демократия достигла своего расцвета, но она распространялась на небольшую часть населения страны - только на полноправных граждан. Таковыми являлись совершеннолетние (с 18 лет) свободные мужчины, коренные жители. Ни свободные женщины, ни дети политических прав не имели.

Свободные чужеземцы-греки, проживающие в Афинах (так называемые метэки), были политически бесправными и ограничивались в гражданских (имущественных) правах: им запрещалось владеть землей на территории принявшего их полиса. Их дети от брака с полноправными гражданами не получали гражданства. Для официальной защиты своих интересов избирали себе покровителей из граждан, так как метэки не имели права самостоятельно выступать на суде. За право проживать в Афинах и заниматься здесь ремеслом и торговлей метэки платили особый поголовный налог, составляющий 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины. Кроме того, на метэках лежали и другие повинности, в частности, военная.

Совершенно бесправными являлись рабы из несвободных варваров, то есть негреков. Они считались объектами права, одушевленными орудиями, и лишь некоторые рабы, посаженные на оброк, имели ограниченные имущественные права. Надпись 415 г. извещает о ценах на рабов в Афинах. Рабы-мужчины стоили от 70 до 300 драхм, женщины - от 135 до 220 драхм, тогда как средний заработок ремесленника составлял одну драхму в день.

Государственный строй. По форме правления в V - IV вв. до н.э. Афины представляли собой республику, по форме государственного устройства - город-государство (полис), по политическому режиму - рабовладельческую демократию.

Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия), созывавшееся обычно в установленные сроки сначала 10, а потом 40 раз в год. Экклесией(при кворуме в 6000 человек) решались важнейшие дела государства: обсуждение и принятие законов, вопросы объявления войны и заключения мира, принятие посольств, избрание и отчеты должностных лиц, финансовые, продовольственные и другие вопросы. При обсуждении вопросов часто выступали специальные ораторы - демагоги. Народное собрание рассматривало заявления о государственных преступлениях и выступало по ним в качестве судебного органа.

Другим центральным органом, осуществлявшим функции высшего управления, был Совет пятисот (булэ), избираемый гражданами жеребьевкой по филам. Этот орган предварительно рассматривал дела, поступавшие затем в народное собрание, следил за точным исполнением законов, контролировал деятельность должностных лиц (принимал их отчеты, давал им указания, мог возбудить против них судебное преследование), распоряжался финансами, государственным имуществом, принимал иностранных послов и направлял афинских представителей для ведения переговоров в другие государства. Для ведения текущих дел Совет делился на десять комиссий (пританий) по 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди, установленной жребием, выполняли в течение одной десятой части года исполнительные функции: следили за благосостоянием города, заботились о полицейской службе в нем, подготавливали вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании. Из членов комиссии ежедневно жребием избирался председатель Совета, который во время работы народного собрания являлся его председателем.

Важным государственным органом была гелиэя (суд присяжных). Она состояла из 6 000 граждан, достигших 30 лет, избранных по жребию на один год по 600 человек от филы. Гелиэя рассматривала дела о тяжких преступлениях, являлась апелляционной инстанцией на решения других судебных органов. Она принимала важное участие в законодательстве: после одобрения законопроекта народным собранием он поступал в гелиэю, где подвергался окончательному рассмотрению, протекавшему в форме судебного процесса и становился законом после принятия большинством голосов гелиастов. Каждый гражданин мог обжаловать в гелиэе любое из поступивших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов. Если после рассмотрения жалобы в суде присяжных она признавалась справедливой, обжалованное постановление или закон отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. С другой стороны, если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной, то жалобщик подвергался крупному штрафу. Наконец, гелиэя осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц в виде докимасии, т.е. проверки качеств необходимых для занятия должности. Во время докимасии проверялось наличие необходимого возраста, обсуждались моральный облик и политические взгляды кандидата.

В Афинах существовала сложная процедура принятия законов. Предложения о принятии новых законов вносились гражданами на первом собрании года. Если народное собрание соглашалось с предложением, то его автор должен был представить в Совет 500 законопроект, текст которого одновременно выставлялся на площади для всеобщего обозрения. Законопроект рассматривался Советом и вместе с заключением этого органа поступал на обсуждение третьего народного собрания года. Если собрание одобряло законопроект, то он направлялся в гелиэю для окончательного утверждения. Для рассмотрения законопроекта в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов из 1 000 человек-гелиастов. В судебном заседании автор законопроекта выступал в качестве обвинителя старых законов, а назначенные народным собранием пять человек - в качестве их защитников. Номофеты могли признать правоту или обвинителя, или защитников и тем самым утвердить или отвергнуть законопроект. Только после утверждения его номофетами он становился законом.

Управление отдельными сторонами жизни афинян осуществляли различные должностные лица. Стратеги занимались военным командованием, полеты управляли государственным имуществом, агораномы служили рыночными надзирателями, метрономы осуществляли надзор за правильностью мер и весов, астиномы наблюдали за порядком на улицах, гинекономы - за образом жизни женщин.

Организация и деятельность должностных лиц строилась на некоторых общих принципах. Во-первых, все должности были выборными. Выборы на военные, финансовые и другие должности, требующие познаний, проводились путем поднятия рук в народном собрании; должности, не требующие особых познаний, замещались путем жребия, причем жеребьевку сами афиняне рассматривали ярким проявлением демократизации их строя. Во-вторых, должности были, как правило, коллегиальными: по 10 человек на должность. В-третьих, избирались должностные лица сроком на один год и обычно переизбрание не допускалось, за исключением воинских должностей; тем самым имел место принцип краткосрочности службы. В-четвертых, все должностные лица признавались ответственными перед народом. Первое собрание каждого месяца рассматривало вопрос о том, как должностные лица исполняют свои обязанности, и в случае необходимости могло сместить любого из них и предать суду. По истечении срока пребывания в должности все должностные лица представляли собранию отчет о своей деятельности. В-пятых, должности, как правило, были оплачиваемые. Исключение составляла важнейшая должность стратега, которая не оплачивалась.

В Афинской республике полиция находилась в распоряжении одного из архонтов - главы центрального магистрата, уполномоченного следить за соблюдением законов и обеспечивать охрану общественного порядка. У архонта имелись помощники - так называемые асессоры, в обязанности которых входило наблюдение за поведением и нравами народа, а равно за всем тем, что происходило в городе. В полицейские силы включались отряды из конных и пеших лучников - рабов-тексотов. Полиция должна была противодействовать волнениям населения, выслеживать тайные собрания, преследовать их участников. Ей предписывалось следить за нравственным поведением женщин, контролировать пиры и другие увеселительные сборища. В борьбе с уголовной преступностью афинская полиция активно сотрудничала с так называемой коллегией одиннадцати (одной из десяти коллегий гелиэи), которой были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров и других преступников.

Преступление, включая убийство, рассматривалось в плоскости ущерба, нанесенного преступником частному лицу и группе его родственников. В Афинах не было специальных государственных обвинителей. Любой из граждан мог возбуждать и поддерживать обвинение, в том числе и в тех случаях, когда оно касалось интересов государства или охраны существующего правопорядка. Не было на суде и защитников - каждый подсудимый должен был защищать себя сам. Поэтому некоторые заучивали наизусть заранее написанные для них защитительные речи. Если по ходу дела требовались свидетельские показания рабов, их подвергали пыткам, так как считалось, что добровольным показаниям раба доверять нельзя.

Законодательство Афин почти не дошло до нас. Первая запись обычного права была сделана в 621 г. до н.э. в архонтство Драконта. Известно, что "Законы Драконта" отличались большой суровостью и широким применением смертной казни. Плутарх писал, что в законах "...почти всем преступникам назначено было одно наказание - смерть, так что и обвиняемые в праздности подвергались ей, и попавшиеся в краже овощей или плодов были наказываемые наравне со святотатцами и убийцами" (Плутарх. Солон, 17.). Однако помимо смертной казни, законами предусматривались также и штрафы, атимия или бесчестье, когда запрещалось посещать храмы и участвовать в народном собрании, занимать должности, обращаться в суд.

Славу законодателя снискал Солон. Вот сохранившиеся от него законы: кто не кормит родителей, наказуется бесчестием; кто растратит отцовское имущество - также; кто празден, на того всякий желающий может подать в суд. Солон запретил говорить в собрании продажным распутникам. Опекуну над сиротами на матери их не жениться; ближайшему после сирот наследнику опекуном не быть. Камнерезу не оставлять у себя отпечатков резанных им печатей; кто выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза; архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть. На вопрос, почему он не установил закона против отцеубийц, Солон ответил: "Чтобы он не понадобился". На вопрос, как изжить преступления среди людей, он ответил: "Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело" и добавил: "От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь" (Диоген Лаэртский. I 55.).

Афинская демократия стремилась обеспечить общность всех полноправных граждан. В этих целях государство искусственно не допускало слишком большого экономического неравенства в их среде: оно, с одной стороны, выводило колонии, т.е. создавало далеко от Афин новые поселения обедневших граждан и, таким образом, наделяло их землей, а с другой стороны, на самых богатых граждан возлагало уже известные литургии, т.е. почетные обязанности, связанные со значительными расходами. Однако рост производства, товарно-денежных отношений, дальнейшее развитие рабства привели к значительному расслоению граждан. Между ними обострилась борьба. Полисная политическая система стала переживать тяжелый кризис.

Основными причинами кризиса полиса были:

- интенсивный процесс концентрации земли, оборотной стороной которого являлось растущее разорение и обезземеливание крестьянства. Единство граждан (союз равных), составляющее основу полиса, теряет былую прочность;

- в связи с разорением большей части граждан значительно снизилась численность и боеспособность гражданского ополчения. Это подрывало основу военного могущества полиса. Соответственно усиливалась потребность в наемных войсках. Наемничество означало разрыв с традициями свободного и демократического полиса, поскольку наемники легко превращались в орудие политических и военных авантюр.

В IV в. до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а позже, во II в. до н.э., попали под власть Рима.

4. Вторым крупнейшим после Афин полисом, сыгравшим видную роль в истории Древней Греции, была Спарта. Спартанское государство образовалось в IX - VIII вв. до н.э. в южной части полуострова Пелопоннес в результате завоевания этой территории вторгшимися с севера дорийскими племенами. Чтобы держать в повиновении коренное население, во много раз превышающее численность завоевателей, нужно было создать органы насилия, органы публичной власти, неизвестные до тех пор завоевателям-спартиатам, у которых родовой строй еще не был разрушен. В результате появилось своеобразное соединение сильной государственной власти со значительными пережитками первобытнообщинного строя.

Спартанское общество состояло из трех основных категорий - спартиатов, илотов, периэков.

Как и в других греческих полисах, коллектив полноправных граждан (спартиатов) образует замкнутую общность, которая противостоит рабам (илотам) и неполноправным лицам (периэкам). Спартиаты представляли собой господствующий коллектив рабовладельцев. Вся земля считалась собственностью государства и была, по преданию, разделена на девять тысяч равных участков по количеству спартиатов-воинов. Каждый гражданин получил такой участок (клер) вместе с прикрепленными к нему илотами в наследственное майоратное пользование без права отчуждения. Клер переходил по наследству к старшему сыну, а младшие сыновья могли претендовать лишь на выморочные наделы, а пока включались в разряд опустившихся (гипомейонов). Поскольку численность порабощенного населения значительно превосходила численность спартиатов, последние вынуждены были военизировать свой быт. Единственно достойным занятием они считали военное дело. Они жили как в военном лагере, не расставаясь с оружием.

Для предотвращения зависти и соперничества между самими гражданами государство искусственно сглаживало различия между ними. Легендарный законодатель Ликург, якобы по божественному откровению, учредил меры, направленные против роскоши и обеспечивающие простоту нравов. Было введено одинаковое и обязательное воспитание и обучение всех детей. Сплочению мужчин с взаимным контролем друг за другом способствовали объединения по возрастным группам, в составе которых они совершали регулярные совместные трапезы, бились плечом к плечу на поле брани. Проявлением грубой уравнительности являлась обязанность граждан носить единообразный покрой одежды, определенную форму бороды и усов и т.п.

Рабство в Спарте отличалось значительным своеобразием. Илоты, в отличие от афинских рабов, были коренным греческим населением, завоеванным спартиатами. Завоеватели оставили их в прежних домах, на прежних землях. Илоты, как и земля, считалась собственностью государственно-организованной общины полноправных граждан-спартиатов. Государство предоставляло участок земли и илотов, обрабатывающих его, в пользование спартиату. Илоты платили хозяину примерно половину урожая (82 медимна зерна и жидких продуктов, плодов), остальное оставляли себе. Илоты не были товаром, самостоятельно вели хозяйство, свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая, служили в легковооруженной пехоте. Участвующий в военных действиях спартиат имел возле себя семерых илотов. Для устрашения илотов в Спарте были узаконены периодические избиения и массовые убийства их - криптии.

Особую часть населения Спарты составляли периэки. По одной версии ими были жители горных неплодородных районов, также завоеванные спартиатами, но оставленные лично свободными. По другой - периэки ("живущие вокруг") были поселенцами на приграничных землях, отдаленных от политического центра. Ликург распределил землю среди них числом тридцать тысяч наделов. Периэки имели собственность, владели землей и имуществом на основе частной собственности, занимались, главным образом, ремеслом и торговлей, служили в спартанском войске, поставляя тяжеловооруженную пехоту - гоплитов, но периэки были лишены политических прав и платили спартиатам дань. Наделенные функциями самоуправления, они находились под надзором специальных должностных лиц - гармостов.

Чужестранцев в Спарте почти не было, так как правящие круги стремились оградить граждан от иноземного влияния, способного изменить представление о правильности освященного традицией порядка. Выезд за пределы страны был возможен только по специальному разрешению. Изоляция государства усугублялась также тем, что тяжелая спартанская монета чеканилась из железа и не имела хождения за рубежом.

Во главе спартанского государства стояли два царя (архагета) первоначально с выборной, а с VI в. до н.э. – с наследственной властью, восходящей, очевидно, к власти вождей двух авторитетных родов – Агиадов и Эврипонтидов. Цари выполняли военные, жреческие и частично судебные функции, но реальной властью цари обладали только во время военных походов, когда приобретали даже право жизни и смерти в отношении граждан, хотя и здесь они находились под наблюдением сопровождавших их эфоров. Раз в восемь лет эфоры гадали по звездам и, произвольно толкуя знамения, устанавливали правомерность правления царя, могли добиться его смещения.

Высшим органом формально считалось народное собрание (апелла), но фактически большой роли не играло. В нем участвовали все войны-спартиаты с 30-летнего возраста. Выступать в собрании могли лишь цари и должностные лица. Вопросы готовились Советом старейшин, в собрании не обсуждались: проводилось лишь голосование "за" и "против", причем не поднятием рук, как в Афинах, а криком; в спорных случаях расходились в разные стороны. Апелла играла важную роль в избрании должностных лиц.

Совет старейшин (герусия) состоял из 28 членов (геронтов), избираемых народным собранием пожизненно из граждан, достигших 60-летнего возраста. Еще в состав герусии входили оба царя. Герусия рассматривала предварительно дела, которые поступали затем в народное собрание. Она осуществляла суд по наиболее важным уголовным делам и особенно по государственным преступлениям. За свои действия геронты ни перед кем не несли ответственности. Они могли распустить народное собрание, если были не согласны с мнением народа. Назначение Совета старейшин Плутарх усматривал в том, чтобы с одной стороны, сдерживать власть царей, а с другой, противостоять народному собранию.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...