Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список сокращений 5 страница



[418]Fishman D. Modem Jews… P. 99–100. Как указывает автор, Невахович нашел затруднительным передать свой сентиментальный русский стиль и абстрактные философские рассуждения на иврите, К тому же он считал, что еврейская аудитория не обладает достаточной степенью образованности. Поэтому еврейская версия появилась в более облегченном варианте.

[419]Еврейская энциклопедия. С.622. Здесь Невахович назван «секретарем Сената». В.Н.Топоров считает, что он был крещен в 1806 г. и что это почти наверняка помогло его продвижению по службе (Топоров В.Н. На рубеже двух эпох… С. 196–197). Литературная карьера принесла ему некоторую популярность драматурга и журналиста. Невахович занимал различные гражданские служебные должности в Петербурге и Варшаве, был откупщиком государственной табачной монополии. Успехи потомков Л.Неваховича и А.Перетца показывают, что в русском обществе не существовало особой дискриминации в отношении крещеных евреев. Однако Д.Фишман склонен оспаривать это мнение. С его точки зрения, общественное положение семьи Перетца основывалось только на ее богатстве, когда же от него ничего не осталось, на них стали смотреть просто как на «деклассированных евреев» (D.Fishman. Modern Jews… P. 126.).

[420]Ода Неваховича на иврите с русским переводом была обнаружена в собрании РНБ А.Рогачевским. Он утверждает, что строчка «Нещасные паки получают свободу» относится к освобождению Шнеура Залмана в связи с восшествием Александра I на престол (Рогачевский А. Верноподданный еврей. Новые данные о Лейбе Неваховиче // Вестник Еврейского университета в Москве. 1992. № I. С. 129–130).

[421]Невахович Л. Вопль дщери иудейской. СПб., 1803. С. 12–14.

[422]Там же. С. 18–31.

[423]Там же. С. 34–36.

[424]Там же. С. 42–46.

[425]Там же.

[426]Державин Г.Р. Записки… С. 800–801. Обычным примером такого рода служат сорок тысяч флоринов, поднесенные варшавскими евреями королю Станиславу Августу, чтобы снискать его расположение. (Eisenbach A. Emancipation. P. 109).

[427]Брафман Я. Книга Кагала, 3‑я ред. В 2‑х томах. СПб., 1882–1888. (См.: Т. II. С.75.) Сочинение Брафмана, как хорошо известно, было тенденциозным и юдофобским. Некоторые современные критики утверждали, что сама книга является подлогом. Напротив, Исаак Левитац доказал подлинность используемых им документов. См.: Levitats I. The Authenticity of Brafman's «Book of the Kahal» //Zion. 1938. Vol. III. P. 170–178 (иврит).

[428]Брафман Я. Книга Кагала…С. 105, 138 139.

[429]Eisenbach A. Emancipation… P.84.

[430]См.: Глава 2. С.88

[431]См.: Глава 3. С. 112

[432]Брафман Я. Книга Кагала…С.172.

[433]Шугуров М.Т. Доклад… С.255. Материалы Первого Еврейского комитета, погибшие при пожаре в архиве, дошли до нас благодаря тому, что в 1812 г. были включены в доклад Третьего Еврейского комитета.

[434]Голицын Н.Н. История… С.429.

[435]Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С. 140.

[436]Голицын Н.Н. История… С. 434–435.

[437]Гессен Ю. Евреи в России… С. 134.

[438]Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С.144.

[439]Гессен Ю. Евреи в России… С. 135.

[440]Государственный исторический архив Украины (ГИАУ). Ф.533, оп.1, № 1690 (Минск); там же. № 433 (Киев). По существу, общины могли расширять свою деятельность отчасти в результате этих консультаций. С этих пор высшим уровнем катальной юрисдикции в Киевской губернии стал уездный. Для проведения консультаций генерал‑губернатор Киевской губернии А.П. Тормасов созвал собрание, соответствующее губернскому кагалу. В заключение своей работы этот вновь созванный киевский губернский кагал обратился к властям с просьбой позволить регулярные собрания (см. № 433, л. 16 об.).

[441]ГИАУ. Ф.533, оп. 1, №1690, лл.19‑19об.

[442]Taм жe. №433, л. 9oб.

[443]Там же. №1690, л. 19об.

[444]Там же. № 433, лл.8‑9.

[445]Предостережения от произвола магнатов. См.: ГИАУ. Ф.533, оп. 1, № 433, лл.11‑12 об.) и№ 1690, лл.20 об. – 21.

[446]ГИАУ. Ф.533, оп.1, №1690, лл. 21‑21 об.

[447]Там же. № 433, лл.13‑16 об.

[448]Существовало несколько таких неофициальных проектов, составленных гражданскими чиновниками. Авторы оказались несвободными от связанных с евреями предрассудков своего века.

[449]Н. Н. Голицын обращает внимание на формулировку «Положения», очень близкую к тексту проекта Т. Чацкого (Голицын Н.Н. История… С. 464–470).

[450]Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С.46.

[451]Там же. С. 146–149.

[452]Hertzberg A. French Enlightenment… P. 273–280.

[453]Шугуров М.Т. Доклад… С. 254–255. С.М.Дубнов считал, что этот параграф составлен под влиянием Сперанского (Dubnow S.M. History… Vol.1. Р.340). Ш.Этгингер же видит в нем буквальный пересказ трактата Монтескье «О духе законов» (Книга 19, глава 14) (Эттингер Ш. Положение… С.226). Любопытно, кстати, что этот текст Монтескье содержит критику попыток Петра Великого цивилизовать Московскую Русь.

[454]Голицын Н.Н. История… С.440.

[455]Об узаконении для евреев, обитающих в Империи Всероссийской // Вестник Европы. Май 1805. С. 139.

[456]Там же. С. 139–140.

[457]Этот вопрос подробно рассматривает Ю.Гессен. См.: Гессен Ю. Евреи в России… С. 3–4.

[458]Голицын Н.Н. История… С.432. Голицын приписывает авторство доклада Сперанскому.

[459]Там же. С. 435–437. Курсив мой. – Дж. К.

[460]ППСЗ. Т. XXVII. № 21 547. 9 декабря 1804 г. С. 848–852. Все выдержки из «Положения» приводятся по этому источнику.

[461]Бершадский С. Положение… (июнь 1895). С.63.

[462]Это мнение Н.Н.Голицына (См.: История… С.477).

[463]О татарских купцах см.: Lemercier‑Quelquejay Ch. Les missions orthodoxes en pays musulmans de Moyenneet Basse‑Volga. 1526–1865 // CMRS. Vol.VIII July‑September 1967. P.393.

[464]См.: Stanislawski M. Tsar Nicholas land the Jews. Philadelphia, 1983. P. 123–154.

[465]См.: Alston PL. Education and the State in Tsarist Russia. Stanford, 1969. P. 20–30.

[466]Особенно энергичный протест кагалов вызвали разделы проекта «Положения», касающиеся языка. Минский кагал жаловался, что изучение иностранных языков будет отнимать слишком много времени от деловых занятий (ЦГИАУ. Ф.533, оп.1, № 1690, лл.18 об. – 19). Киевский кагал выступал – и, кажется, успешно – против положения закона, предусматривавшего ношение немецкого платья евреями – членами городского управления (Там же. № 433, лл.7‑7 об.). По предложению кагала в окончательный вариант вошло разрешение носить немецкое, польское или русское платье. Власти настояли на своем, решив, что евреи, въезжающие во внутренние губернии России, обязаны одеваться в немецкий костюм.

[467]Оршанский И.Г. Русское законодательство о евреях… С.305.

[468]«Переименование» евреев было важной заботой всех держав, разделивших между собой Польшу. Особенно интересно это происходило в Австрии при Иосифе П. Серьезное исследование значения и последствий переименования см.: Bering D. The Stigma of Names. Oxford and Cambridge, 1992. Любопытно, что меры, проводившиеся правительством в осуществление «Положения» 1804 г., не включали в себя никаких процедур формальной регистрации новых имен евреев. См. инструкции Минского губернского управления от 31 марта 1805 г. (ЦГИАУ. Ф.533, оп.1, №1690, лл. 24‑26).

[469]ППСЗ. Т. ХХX. 22 678. 8 ноября 1807 г. С. 243–245. При перечислении налоговых ставок в этом указе сказано, что евреи больше не платят двойного налога.

[470]Там же, в статьях 16, 27, 34, 36, 38,40 и 41.

[471]Н. Д. Градовский полагал, что суровые наказания предназначались для мелкой шляхты, от которой правительство ожидало отчаянного сопротивления реформе (Градовский Н.Д Торговые и другие права… С. 181).

[472]ППСЗ. Т. ХХX. 22 678. С. 243–245 (в статьях 42, 44, 45 и 49 соответственно).

[473]Это хорошо заметно в записи журнала Еврейского комитета за 20 сентября 1803 г. (См.: Шугуров М.Ф. Доклад о евреях императору Александру Павловичу //Русский архив. 1903. Т.41. Февраль. С. 254–255, цитированы и в Главе 5.)

[474]ЦГИAУ. Ф.533, oп.l, д.1690(1804), л. 18.

[475]Познер С.В. Евреи в общей школе. СПб., 1914. С.5. Эти цифры особенно поражают, если вспомнить, что названные территории расселения евреев дольше всех других находились под властью России.

[476]Из новых западных работ см.: Flynn J.T. The University Reform of Tsar Alexander I. Washington, D.C., 1988.

[477]Эта кампания получила название благодаря знаменитой статье «Жид идет», напечатанной в газете «Новое время» 23 марта 1880 г. В статье попечитель Одесского учебного округа выражал тревогу о том, как бы евреи не вытеснили христиан из государственных учебных заведений. См.: Klier J. Imperial Russia's Jewish Question: 1855–1881. Oxford, 1996. Р. 403–407.

[478]ВПСЗ. Т. ХХХ. 29 276. 3 мая 1855. С.316. Этим постановлением предписывалось всем учителям хедеров получить свидетельство из русской школы о достаточном владении русским языком.

[479]Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С. 191.

[480]Можно упомянуть, например, о неудовольствии Александра П во время государственного визита в Польшу (Dubnow S.M. History… Vol. II. P. 190. См. также: Из летописи минувшего. (Борьба правительства с еврейской одеждой в Империи и Царстве Польском) // Пережитое. 1909. No. 1. С. 10–18).

[481]Это разрешение было дано в ответ на просьбы представителей кагалов (и, возможно, благодаря этому появился единственный надежный способ обходить предписания «Положения»). Ю.Гессен предполагает, что этот призыв был лишь первым шагом к официальному разрешению на неограниченное использование «херема» (Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С. 188).

[482]ВПСЗ. Т. ХХХII. 31 831. 13 мая 1857. С. 698.

[483]ППСЗ. T.XXVIII. 21 967. 21 декабря 1805. С. 1308–1310.

[484]Н. Д.Градовский возражает против такого толкования, уточняя, что закон был направлен против мелкой шляхты (Градовский Н.Д. Торговые и другие права евреев… С.181).

[485]Уже в 1804 г. представители евреев предупреждали об опасности помещичьего произвола в отношении евреев, живших в их имениях, а губернские власти подтверждали обоснованность этих опасений. (ЦГИАУ. Ф.533, оп. 1, д.1690, лл. 20 об., 23;Там же. Д.433, лл.11‑13). Их тревога оказалась вполне оправданной, как показали события. Давая показания Третьему еврейскому комитету 1809 г., представители кагалов выступали против статьи 46, согласно которой каждый еврей, пожелавший перебраться на новое место, обязывался предъявить свидетельство от помещика о том, что он ничего ему не должен. Евреи жаловались на то, что помещики не выдают нужных свидетельств, препятствуя их отъезду из поместий (Шугуров М.Ф. Доклад о евреях… С.271).

[486]Transactions of the Parisian Sanhedrin, or Acts of the Assembly of Israelites Deputies of France and Italy convoked at Paris by an Imperial and Royal Decree, Dated May 30. L., 1807. P. 105.

[487]Полный обзор их деятельности см.: Schwarzfuchs S. Napoleon, the Jews and the Sanhedrin. L., 1979. О созыве Синедриона см.: Transactions of the Parisian Sanhedrin… P. 263–265.

[488]Гинзбург С.М. Отечественная война 1812 года и русские евреи. СПб., 1912. С. 15–19.

[489]Transactions of the Parisian Sanhedrin… P.265.

[490]Ibid‑P‑S0‑S1.

[491]Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях… С. 544–555.

[492]Гинзбург С.М. Отечественная война… С. 30–31. В русской прессе появлялись столь же разнообразные обвинения и против самого Наполеона. Его сравнивали с Юлианом Отступником, римским императором IV в., и, что было еще экзотичнее, с еврейским лжемессией XVII в., Шаббатаем Цви. (Там же. С.34).

[493]Шугуров М.Ф. Доклад о евреях императору Александру Павловичу. С. 257–258.

[494]Там же.

[495]Ю.Гессен предполагает (правда, не приводя доказательств), что вся проблема французской угрозы российским евреям лишь послужила правительству как средство достижения истинной цели – остановить переселения, которые оно не а силах было осуществить (См.: Гессен Ю. История еврейского народа… T. I. С. 162–163). Однако этим нельзя объяснить, почему план переселения был принят так скоро после заключения Тильзитского мира (См.: Гинзбург С.М. Отечественная война 1812 года… С. 23–24).

[496]Шугуров М.Ф. Доклад… С.258.

[497]ППСЗ. Т. ХХX. No. 22 651.19 октября 1807. С. 1303–1306. Таким образом, кстати, к черте оседлости временно прибавились две губернии – Астраханская и Кавказская, но в 1825 г. они были исключены из ее состава.

[498]ППСЗ. Т. ХХХ. 23 424. 29 декабря 1808. С.753.

[499]«Тема переселений» в российском законодательстве подробно рассмотрена в работе: Гессен Ю.И. Закон и жизнь. СПб., 1911.

[500]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 154–155.

[501]Там же. T. I. С, 199–200.

[502]Гессен Ю.И. Исторические миниатюры // Новый Восход. № 25. 20 апреля 1913.С. 29–30.

[503]Его же. Из прошлого: Код Нидре // Восход. № 38. 19 сентября 1903. С.42.

[504]Его же. Исторические миниатюры // Новый Восход. № 27. 4 июля 1913. С. 31–32.

[505]ППСЗ. Т. ХХХII. 25 649. 21 августа 1814. С. 878–879.

[506]Шугуров М.Ф. Указ.соч. С.272; Пэн С. Депутация еврейского народа // Книжки Восхода. 1905. Т.25. Кн.2. С. 61–66.

[507]Пэн С. Депутация… //Там же. Т.25. Кн. 3. С. 61–63.

[508]Н. [Никитин В.] Еврейские земледельческие колонии // Восход. 1881. T.I. №1.С. 88–89.

[509]ППСЗ. T. XXXI. 24 185а. 6 апреля 1810 г. Прил. С.1.

[510]Полный обзор замыслов еврейской колонизации и ее итогов до 80‑х гг. ХX в. см.: Никитин В. Евреи‑земледельцы. СПб., 1887.

[511]Tugan‑Baranovskii M.I. The Russian Factory in the Nineteenth Century. Transl. A. and C.Levin. Homewood, D., 1970. P.89.

[512]Ратин А.Г. Формирование промышленного пролетариата в России. М., 1940. С. 79–82.

[513]Tugan‑Baranovskii M.I. The Russian Factory… P. 58–60.

[514]ППСЗ. Т.ХХХ. 23 132. 30 июля 1808. С. 404–405.

[515]Положение указа 1808 г. об освобождении фабричных работников через 20 лет появилось не из гуманных соображений. Скорее это была попытка создать местные русские кадры с опытом промышленного труда, чтобы не зависеть от иностранных специалистов.

[516]Бескомпромиссный тон этого положения и всего указа привел Н.Д.Градовского к мысли, что он направлен на превращение евреев в закрепощенных работников. Мне кажется, что это преувеличение. (См.: Градовский Н.Д. Торговые и другие права евреев… С. 186–187). Можно отметить, что такое отношение к евреям не выходило за пределы нормы, ведь в то же самое время Министерство внутренних дел пыталось прекратить передвижения кочевых цыган, приписав их к городам как ремесленников и рабочих. (Варадинов Н.Н. История Министерства внутренних дел… 4.1. С. 234–235).

[517]ППСЗ. T.XXVIII. 21 547. 9 декабря 1804. С. 731–737.

[518]Павловский И.Ф. Кременчугская фабрика сукноделия для евреев в начале ХIХ века//Голос минувшего. № 1. Октябрь 1913. С. 175–177.

[519]Юдицкий А.Д. Еврейская буржуазия и еврейские рабочие в текстильной промышленности первой половины XIX в. // Исторический сборник. М., 1935. С. 107–108.

[520]Там же. С. 109–110.

[521]Там же.

[522]И. Крашинский отметил, что почти четверть еврейского населения Кременчуга сначала работала на фабрике. (См.: Крашинский И. Казенная фабрика для евреев при Александре I//ЕС. 1916. Т. VIII. №2‑3. С.347). Численность евреев в Кременчуге составляла 530 человек.

[523]Павловский И.Ф. Кременчугская фабрика… С. 178–179.

[524]Для этой ситуации характерна история еврея‑маскила Гиллеля Марковича. Он неоднократно подавал проекты учреждения еврейских фабрик и ремесленных мастерских – именно таких, какие теоретически поощряло правительство. Но все его просьбы о финансовой помощи были отвергнуты с таким заключением: «Маркович имеет в виду не общее благо, а собственную выгоду» (Юдицкий А.Д. Еврейская буржуазия… С. 112–113).

[525]Там же. С. 114.

[526]Там же. С. 117.

[527]Там же. С. 126.

[528]Шугуров М.Ф. Доклад… С. 259–266. Комитет в целом одобрил культурные и общественные реформы «Положения».

[529]Оршанский И.Г. Русское законодательство о евреях. СПб., 1877. С.280.

[530]Гинзбург С.М. Отечественная война… С.88.

[531]Такая защита, очевидно, действительно была нужна. По воспоминаниям одного из спутников Шнеера Залмана, когда они въехали во внутренние русские губернии, «… в селах нас всюду встречали насмешками и бранью; хвала Всевышнему, заступничество начальствующих лиц спасало нас от насилия» (Гинзбург С.М. Отечественная война… С. 64–65).

[532]Там же.

[533]inberg I. A History of Jewish Literature. Vol IX. Cincinnati and N.Y., 1976. P. 108. О вышеупомянутом русском письме Шнеура Залмана И.Цинберг сообщает, что «оно было написано в помещении собрания русских генералов, и готовое обращение дали на подпись рабби из Лядов».

[534]Р. Очерк истории рижских евреев //Восход. 1885. Кн. V. № 2. С. 79.

[535]Martin A.M. Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Concervative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. DeKalb, 1997. P. 140–141.

[536]Об этом см.: Raeff M. Plans for Political Reform in Imperial Russia, 1730–1905. Englewood Cliffs, NJ, 1966. P. 110–120. См. также: Strakhovsky L.I. Constitutional Aspects of the Imperial Russian Government Policy toward National Minorities // JMH. ХIII. December, 1941. P. 467–492.

[537]Cohen Z.J. The Russian Bible Society and the Russian Orthodox Church // Church History. Vol. XXXV December 1966. P. 421–423.

[538]Pipes R. The Russian Military Colonies, 1810–1831 //JMH. ХХII. September 1950. P. 305–219.

[539]Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа (1789–1881). СПб., 1914. С.354. См. также: Schreimer S. Alexander I. und die Bekehrung der Juden: der Ukaz vom 25 marz 1817 // Judaica. ХХХШ. 1977. P. 59–67; M.M. Общество Израильских Христиан // Рассвет. № 17 от 23 марта 1881.

[540]ППСЗ. T.XXXIV. 26 752. 25 марта 1817. С. 119–123.

[541]ВПСЗ. Т.VIII. 6085. 30 марта 1833. С. 193.

[542]Историю деятельности Лондонского Общества распространения христианства, в целом довольно безуспешной среди евреев, можно проследить по его архивам (каталог «Papers of the Church's Ministry among the Jews» в Боддеанской библиотеке Оксфордского университета). О деятельности Русского Библейского общества в отношении евреев см.: Canton W. A History of the British and Foreign Bible Society. L., 1904. Vol.I. P.414.

[543]См.: Klier J.D. The Jewish Question in the Reform‑Era Russian Press, 1855–1865 //Russian Review. Vol. XXXX. July 1980. P. 301–319.

[544]ППСЗ. T. XI. 30 436A. 29 июля 1825 г. С. 397–408.

[545]ППСЗ. T. XXXV. 27 352. 22 апреля 1818 г. С.218; Там же. Т. ХХХVII. 28 249. 22 апреля 1820 г. С. 175–177. Приказ об удалении всех евреев из районов, где обнаруживались субботники, оставался без применения до 1880 г., когда был использован как предлог для выселения евреев из сельской местности. (См. лондонскую газету «The Times» № 29 878 за 11 мая 1880). Реакция властей на субботничество во времена Александра I рассмотрена в статье: Scheikevitch A. Alexandre 1‑er et 1'Heresie Sabbatiste // Revue d'ffistoire Modeme et Contemporaine. 1956. Vol. III. P. 223–235.

[546]О Льюисе Вэе см.: Dubnow S.M. History… Vol. I. P. 397–398; Kohler M.J. Jewish Rights at the Congress of Vienna (1814–1815) and Aix‑la‑Chapelle (1818) // Publications of the American Jewish Historical Society. 1918. XXVI. P. 116–125; Parkes J. Lewis Way and His Times // Transactions of the Jewish Historical Society of England. 1964. Vol.XX. P. 189–201.

[547]ППСЗ. T. XXXIV. 26 624.18 января 1817 г. С. 22–27; 27 106. 24 октября 1817 г. С. 814–815.

[548]О подробностях долгой тяжбы между Дипломом и его кредиторами см.: РГВИА. Ф.1, оп. 1, т.3, д.5611 (1824–1830). Эти документы показывают, что он выступал крупным поставщиком русской армии уже в 1805 г. Ю.Гессен обнаружил другие сведения о судебных процессах с участием Диллона. См.: Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 181. Оба – и Диллон, и Зонненберг – получали похвальные листы от российского Генерального штаба.

[549]В адресованном кагалам письме от 8 ноября 1817 г. Зонненберг подчеркнул, что прослужил депутатом уже пять лет. Таким образом, формальное назначение депутатов, должно быть, состоялось в 1812 г.

[550]Гессен Ю.И. Депутаты еврейского народа при Александре I // ЕС. 1909. Т. П. №3. С. 19.

[551]Там же.

[552]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.177.

[553]Пэн С. Депутация еврейского народа. К истории евреев в России в эпоху Александра I // Книжки Восхода. 1905. Т. ХХХ. Кн. 1. С.76. Переписку Зонненберга с минским кагалом см.:НИАРБ. Ф.332, оп.1, ед.хр. 1 (1817), лл. 2б‑27.

[554]Р. Очерк истории рижских евреев… С. 78–80.

[555]Пэн С. Депутация еврейского народа… // Книжки Восхода. 1905. Т. ХХХ. Кн. 2. С.64; Гессен Ю.И. Депутаты еврейского народа… // ЕС. T.I. № 3. С.29; T. I. №4. С.196.

[556]См.: Zipperstein S.J. The Jews of Odessa: A Cultural History, 1794–1881. Stanford, 1985. Эта работа вышла также в русской версии: Ципперштейн С. Евреи в Одессе. М. – Иерусалим, 1996.

[557]Пэн С. Депутация… С. 53–54.

[558]Там же. С. 57–58. Отметим снова, что если белорусские и рижские евреи проявляли полную готовность к сотрудничеству, то одесская община постоянно уклонялась от выполнения материальных обязательств.

[559]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 199.

[560]ППСЗ. T. XXXIV. 26 624. 18 января 1817 г. С. 26–27. Ю.Гессен, не указывая источника информации, утверждает, что император во время приема Зонненберга и Диллона в январе 1817 г. обещал поручить Голицыну общее руководство делами евреев. Зная медлительность русской бюрократии, едва ли можно предположить, что объявленное уже 18 числа того же месяца новое назначение Голицына стало результатом беседы Александра с депутатами. (См.: Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 179).

[561]ППСЗ. T. XXXIV. 27 106. 24 октября 1817 г. С.814.

[562]Например, Голицын полагал, что крестьяне‑субботники повинны в таком серьезном преступлении, как переход в иудаизм. Кроме того, он скептически относился к достоверности клятв, приносимых евреями. В 1820 г. он пытался добиться запрета на наем евреями женской христианской прислуги. Князь держался того мнения, что «евреи по их учению считают обязанностью обращать всех в свою веру» (Пэн С. Депутация… Кн. 3. С.57).

[563]НИАРБ. Ф.332, оп.1, ед.хр. 1 (1817), л.1 об.

[564]Там же. Ед.хр. 20 (1820, лл. 1‑2.)

[565]Пэн С. Указ. соч. Кн. 2. С. 53–54. Там же. Кн. 3. С. 52–53.

[566]НИАРБ. Ф.332, оп. 1, ед.хр. 1 (22 августа 1817). Ю.И.Гессен полагал, что кагалы были рады использовать ситуацию с контрабандистами как предлог для восстановления права на проклятие, чтобы затем обратить его против нарушителей религиозных правил. (Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 188).

[567]НИАРБ. Ф.332, оп. 1, ед.хр. 11 (1819), лл. 1‑5 об. Следует вспомнить, что эта статья понималась как запрет всевозможной арендаторской деятельности для евреев.

[568]Гессен Ю.И. Депутаты… // ЕС. T. I. № 4. С.204.

[569]Пэн С. Депутация:… Кн. 2. С.55.

[570]Гессен Ю.И. Депутаты… // ЕС. T. I. № 4. С. 197.

[571]Пэн С. Депутация… Кн. 3. С.71.

[572]Dubnow S.M. History… Vol. 1. P. 394–395.

[573]Гессен Ю.И. Депутата… // ЕС. T. I. № 4. С.205.

[574]Гессен Ю.И. К истории «средневековых» обвинений. // Книжки Восхода. 1902. Т. ХХII.Кн. 4. С.58.

[575]Гессен Ю.И. История… T. I. С. 175–176.

[576]Там же. T. I. С. 179; Пэн С. Депутация… Кн. 3. С. 60–63; ППСЗ. T. XXXIV. 26 805. 19 апреля 1817. С. 221–222.

[577]ППСЗ. T. XI. 30 402. С. 344–346; Там же. 30 404. С. 348–351. (Оба – 30 апреля 1825 г.).

[578]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 175–176. ПСЗ. XXXVII. 28 501.20 декабря 1820.

[579]ППСЗ. T.XXXVII. 28 821. 29 ноября 1821 г. С.931.

[580]ППСЗ. XXX VIII. 29 036. 13 мая 1822 г. С. 194.

[581]РГВИА. Ф. 1, оп. 1, т.3, д. 5495 (1823), лл. 2‑5 об.

[582]Там же. Л.2.

[583]Там же. Лл.6‑12 об.

[584]Там же. Лл. 14‑14 об.

[585]Голицын Н.Н. История… С. 686–687; Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С. 207–208.

[586]Гессен Ю.И. Депутаты… С.205.

[587]Там же. Шишков, являвшийся принципиальным противником системы депутатов, тоже считал, что при существовании у евреев не только традиционного направления в религии, но и, например, хасидизма, Айзенштадт и Файтельсон не обеспечивали полного представительства интересов еврейского народа, не являясь депутацией, «каковой только еврейские общества дали свое полномочие».

[588]Там же.

[589]Jewsbury G.F. The Russian Annexation of Bessarabia, 1774–1828. N.J. Guildford.Eng., 1976. P. 60–63.

[590]ППСЗ. T.XXXV. №27357. 29 апреля 1818 г. С. 231–232.

[591]О жизни польского еврейства см.: Dubnow. History…Vol. 2. P. 100–104; о польско‑еврейской печати см.: Цинберг С.Л. История еврейской печати в России. Пг., 1915.

[592]Великое герцогство Варшавское в первоначальном виде имело территорию 102 744 кв. километров и около 2,6 миллиона жителей под наследственным правлением Фридриха‑Августа Саксонского. Герцогство было плодом разгрома пруссаков под Иеной и включало прусскую часть Польши по двум последним разделам, кроме районов Данцига и Белостока. После победоносной войны с Австрией в 1809 г. к герцогству отошла Новая Галиция, что увеличило его территорию до 155 430 кв. километров, а население до 4,3 миллионов. (Wandycz P.S. The Lands of Partitioned Poland, 1795–1818. Seattle, 1974. Р.43). Царство Польское включало все эти земли, кроме небольшой территории, возвращенной Пруссии, а также Кракова.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...