Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список сокращений 4 страница



[246]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.54.

[247]Fishman D. Modem Jews… P. 10. В число пяти «земель», или общин, составлявших эту единицу, входили Шклов, Могилев, Мстиславль, Старый Быхов и Чаус. Как сообщает Д.Фишман, непрерывная деятельность ваада прослеживается до 1790 г., когда его раввинский суд одобрил книгу Давида Каро, изданную в Шклове. (Ibid. P.141, n. 16).

[248]Гессен Ю.И. История еврейского народа… T. I. С.55.

[249]Анищенко Е.К. Черта… С. 43–44.

[250]ППСЗ. Т.ХХ. No. 14 522. 17 октября 1778 г. С.436; Там же. No. 14 892. 3 июля 1779 г. С.849. Указ от 17 октября 1776 г. гарантировал особые привилегии евреям, принявшим одно из христианских вероисповеданий. Таким выкрестам было обещано право вступать в любую купеческую гильдию или ремесленное сословие, после чего они подлежали юрисдикции и администрации этих сословий, а не кагалов. Это подразумевало, что еврейская администрация, существовавшая в форме кагала, отличалась от христианской. Этим указом было также предписано всем евреям регистрироваться в городах. Указ от 17 октября 1776 г., которым предоставлялись особые льготы евреям, перешедшим в христианство, на первый взгляд, казалось бы, противоречил заверениям Екатерины о равенстве всех народов и вероисповеданий перед законом. Впрочем, политика прозелитизма была не нова и вовсе не ограничивалась евреями. Вот как Р.Бартлетт определяет обращение Екатерины с нехристианами на границах империи: «Российская политика в отношении подданных‑нехристиан традиционно придерживалась двух принципов – терпимости и прозелитизма. Последний особенно одобрялся, так как переход в православие означал признание гегемонии России и русского образа жизни» (Bartlett R. Human Capital: The Settlement of Foreigners in Russia, 1762–1804. Cambridge, 1979. Р. 11).

[251]ППСЗ. Т. ХХ. No. 14 962. 7 января 1780 г. С.907.

[252]ППСЗ. T. XXI. No. 15 130. 10 марта 1781 г. С.73.

[253]Гессен Ю.И. Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. СПб., 1906. С.206.

[254]Ю.И. Гессен цитирует доклад Полоцкого магистрата Сенату о том, что евреи «были все записаны в купечество и мещанство». Там же. С.203. Е.К. Анищенко подсчитал, что в 1785 г. 64 процента евреев жили фактически в уездах. (Черта… С.67).

[255]Гессен Ю.И. Евреи в России… С. 289–290.

[256]Закон о производстве спиртного снова демонстрирует разницу в законодательстве в отношении внутренних земель России и нерусских областей. В Великорусских провинциях действовала совершенно иная система. Она описана в статье: Le Donne J.P. Indirect Taxes in Catherine's Russia. П. The Liquor Monopoly / / JGO. 1976. Vol. XXTV. P. 173–207. Е.К.Анищенко посвятил целую главу своей книги проблемам, связанным с правом на пропинацию, в которой показал, как евреи оказались в гуще борьбы за контроль над ней между дворянами‑помещиками и городскими сословиями. (Черта… С. 45–59).

[257]Гессен Ю.И. Евреи в России… С.208. Основываясь на неполных данных статистики по Могилевской губернии за 1785 г., Е.К.Анищенко определил, что на муниципальные должности здесь было избрано 27 евреев. (Черта… С.90). Ю.И.Гессен за тот же период зафиксировал, что 25 евреев находились на муниципальной службе в Могилевской губернии и четверо – в Полоцкой. (Там же. С. 208–209).

[258]Анищенко Е.К. Черта… С. 92–93. Один из ценнейших источников по истории борьбы белорусских евреев за сохранение их привилегий – переписка русских чиновников, хранящаяся в НИАРБ, ф. 2567, on. 1, д. 70,71.

[259]Следует отметить, что лидеров хасидского движения в Белоруссии встревожило то, что русские власти «пошли навстречу евреям, чтобы в некоторых вопросах уравнять их, от чего Боже упаси, с христианами». Рабби Менахем Мендль предостерегал своих последователей от участия в выборах на государственные должности или от занятия постов в муниципальном управлении. (Fishman D. Op.cit. P. 116).

[260]Анищенко Е.К. Черта… С.93.

[261]См. Raeff M. Origins of the Russian Intelligentsia. N.Y., 1966. P.103.

[262]ППСЗ. Т.ХХП. No. 16 188. 21 апреля 1785 г. С. 379–380.

[263]Там же. No. 16 391.7 мая 1785 г. С.599.

[264]Кизеветтер А.А. Городовое положение Екатерины II 1785 г. М., 1909. См., например, путаницу с терминами «мещанин» и «мещанство» на с. 35–38,87. Кизеветтер отмечает (с. 321), что некоторые пункты «Положения» были до того двусмысленны и неясны, что для их понимания требовались новые законодательные установления.

[265]Бершадский С.А. Положение о евреях 1804 г. // Восход. 1895. T.XV. No.6. С. 45–55.

[266]По наблюдению М.Кулишера, иностранцы, ставшие российскими подданными, не принимая православие, в XVIII в. всегда имели возможность покинуть страну, внеся какую‑то плату, на основании указов 1763 и 1784 г. Это значит, что в сущности они сохраняли своего рода статус иностранцев. В 90‑е гг. курляндским евреям некоторое время разрешали покидать губернию на тех же условиях, но вскоре это право было отменено. См.: Кулишер М.И. История русского законодательства о евреях в связи с системой взимания налогов и отбывания повинностей//ЕС. 1910. Т.2. С.475.

[267]Как утверждает Н.Д. Градовский, эта неверная интерпретация закона Сенатом стала «произвольным и опасным прецедентом» (Градовский Н.Д. Торговые и другие права евреев в России. СПб., 1886. С.80).

[268]Pipes R. Origins… P. 14; Madariaga I.de. Russia… P.79.

[269]Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. Т. 1. С. 56–57.

[270]Эта тенденция сохранялась и в следующем столетии, когда еврейское представительство уменьшилось до одной трети от числа выбранных христиан согласно «Положению о евреях», изданному в 1835 г. CM.:Stanislawski М. Tsar Nicholas I and the Jews. Philadelphia, 1983.

[271]Е. К. Анищенко сообщает, что на протяжении 80‑х гг. XVIII в. власти боролись с деятельностью сети фальшивомонетчиков, подделывавших ассигнации, с центром в Шилове. В ней были замешаны некоторые российские дворяне и чиновники, среди которых не последнее место занимал бывший фаворит императрицы и владелец местечка, С.Г.Зорич, однако почти всю вину за это возлагали на их еврейских факторов. (Черта… С. 97–114). Расследование этого дела, которое особенно активно велось в 90‑е гг., способствовало подрыву веры властей в экономическую выгоду, приносимую евреями, и в их честность как партнеров по коммерции.

[272]Фельдман Д. Московское изгнание… С. 175.

[273]Там же. С. 172–175. Нота (Хаимов) Хаимович, больше известный как Нота Ноткин, был купцом из Белоруссии и государственным подрядчиком. Затем он выступал как информатор русского правительства по проблемам российского еврейства. См. статью о нем: Еврейская энциклопедия. T.XI. С. 801–802.

[274]Фельдман Д. Московское… С.177. По полицейским донесениям, в марте 1790 г. еврейское население Москвы состояло из 49 взрослых мужчин, восьми женщин и двенадцати детей. Только трое из них состояли в первой купеческой гильдии (там же. С. 187–189).

[275]Там же. С.184.

[276]Там же.

[277]Там же. С. 189–193.

[278]ППСЗ. Т. ХХIII. No. 17 006. 23 декабря 1791 г. С.287.

[279]См.: Lestchinsky Y. The Economic Background of the Jewish Pale of Settlement // He‑Avar. 1952. Vol.1. P. 31–44 (иврит); Maor Y. The Pale of Jewish Settlement // He‑Avar. 1972. Vol.XIX. P. 35–53 (иврит).

[280]Точно так же, как Екатерина уступила рижским купцам, когда они в 1763 г. попросили разрешить евреям жить в Риге, так и теперь она решила не допускать евреев туда, где их присутствие причиняло неудобства (архив Государственного совета. Т. 1.4.2. СПб., 1869. С. 365–368).

[281]Кулишер М.И. История русского законодательства о евреях… С. 477–478.

[282]ППСЗ. Т.ХХIV.Мо.II.603. 3 декабря 1796 г.

[283]Указом от 23 июня 1794 г. было разрешено евреям селиться в Черниговской, Новгород‑Северской и Киевской губерниях, которые полностью или частично располагались вне пределов, отведенных для проживания евреев в 1791 г. (ППСЗ. T.XXIII. No.17 224.23 июня 1794 г. С.532).

[284]Там же. В этом указе к евреям снова подошли как будто к иностранцам (см. примечание 69). С другой стороны, то обстоятельство, что они жили в России, наверняка означало, что они не иностранцы, так как Екатерина, которую после того как разразилась французская революция, все сильнее одолевала ксенофобия, приказала в 1792 г. изгнать из страны всех евреев – иностранных подданных. (Голицын Н.Н. Указ. соч. С. 168).

[285]ППСЗ. T.V No.2,991. 8 февраля 1716 г.; No.2,996. 18 февраля 1716 г.; No.3,232. 9 октября 1718 г. Польские сеймы время от времени облагали евреев двойными налогами. См.: Коробков X. Экономическая роль евреев в Польше в конце XVIII в. //ЕС. 1910. Т. П. No.3. С. 346–377. Налоги на имущество с польских бюргеров иногда удваивались, когда их взимали с евреев и армян. (Weinryb В. Jews of Poland… Р. 53–54).

[286]Miller Ph.E. Karaite Separatism in Nineteenth‑Century Russia. Cincinnati, Ohio, 1993. P. 5–6.

[287]ППСЗ. T. XXIII. No. 17 340.8 июля 1795 г. С. 705–706.

[288]Варадинов Н.Н. История министерства внутренних дел. СПб., 1858–1862. Т.З. С.343.

[289]Miller Ph.E. Там же Р. 215–219.

[290]Там же Р. 14.

[291]Гессен Ю.И. Евреи в России… С.365.

[292]ППСЗ. Т. XXIII. No. 17 327. 3 мая 1795 г. С.694.

[293]Гессен Ю.И. История еврейского народа. Т. 1. С. 83–86. Надо напомнить, что Н.Голицын видел корни этого закона в том, что Екатерина якобы осознала, какие евреи эксплуататоры и как они разрушают благосостояние крестьянства. (Голицын Н.Н. История… С. 140). Это обвинение, высказанное в то время, когда научные споры тесно переплетались с злободневной полемикой, осталось без документального подтверждения.

[294]Rest M. Judengesetzgebung… S.123.

[295]См.: ППСЗ.Т.23.№. 17, 221, 17, 222, 17, 223, 17, 224, 17, 225, 17, 226, 17 227 (все – за 23 июня 1794 г.). С. 688–694.

[296]Шугуров М.Т. Доклад о евреях императору Александру Павловичу // Русский архив. 1903. Т.41. С.272.

[297]Н. Голицын одним из немногих считал, что преимущества, полученные евреями от статуса свободных людей с полными имущественными правами и особыми привилегиями, перевешивали неудобства, причиняемые двойным налогообложением (Голицын Н.Н. История… С. 161–168).

[298]ППСЗ. T.XXXDC. No.30 004. 29 июля 1824 г. С. 458–461.

[299]Градовский Н.Д. Торговые и другие права… С. 129–131.

[300]Katz J. Out of the Ghetto. P.165. В правление австрийского императора Франца I, в 1793 г., евреев обязали служить в регулярной армии, если они не располагали капиталом, позволяющим откупиться от службы. Позднее, в начале XIX в. в Царстве Польском евреи были одной из немногих социальных категорий, которым позволялось покупать освобождение от воинской повинности. Армия здесь находилась под командованием брата императора Александра I, великого князя Константина Павловича. (Thackerey F.W. Antecedents of Revolution: Alexander I and the Polish Kingdom. Boulder, Colo., 1980. P.36).

[301]Eisenbach A. The Emancipation of the Jews in Poland, 1780–1870. Oxford, 1991.P. 66, 78,79.

[302]По подсчетам Ю.И.Гессена, за 1797–1800 гг. на территориях расселения евреев насчитывалось 2309 еврейских купцов и 148 986 членов мещанского сословия. В тех же местах проживало соответственно 11 637 и 166 713 христиан – купцов и мещан. (Гессен Ю.И. История еврейского народа. T.I. С. 84–85).

[303]ППСЗ. Т. XXIII. No. 17 249. 7 сентября 1794 г. С.554.

[304]Там же. No. 17 432. 21 января 1796 г. С. 857–858.

[305]Можно отметить интересные параллели между екатерининской политикой в отношении евреев и действиями правительства в отношении мусульманского меньшинства, проведенные в работе А.У.Фишера. Этот автор полагает, что Екатерина не столько стремилась русифицировать подвластное население, сколько «привести народы и территории в соответствие с „нормальными“ российскими административными категориями». (Fisher A.W Enlightened Despotism and Islam under Catherine II// SR. 1968. Vol.XW. No.4. P.552).

[306]Гессен Ю.И. История еврейского народа. Т.1. С. 84–85.

[307]ППСЗ. T. XXIV. № 17 694. 29 декабря 1796 г. С. 256–257; там же. № 18 015. 23 июня 1797 г. С. 635–636. По мнению Ю. Гессена, этот последний указ, явно буквально воспроизводящий указ от 23 июня 1794 г., вообще никогда не существовал, а просто по ошибке прежний указ вторично попал в собрание законодательных актов (Гессен Ю.И. Евреи в России… С.364).

[308]ППСЗ. T. XXIV № 17 605. 3 декабря 1796 г. С. 215–216.

[309]Там же. No. 18 132. 8 сентября 1797 г. С.725.

[310]Гессен Ю.И. История еврейского народа… Т. 1. С.92.

[311]Гессен Ю.И. Евреи в Курляндии (XVI‑XVII вв.) // ЕС. 1914. T. VI. №2. С.382.

[312]ППСЗ. T.XXV. No. 18 889. 14 марта 1799 г. С. 585–586.

[313]Там же.

[314]Там же.

[315]П.Г.Козловский, советский историк белорусской деревни, считает, что в пессимистических оценках современников, а следом за ними и в историографии, отразилась тенденция распространять на всю Белоруссию то положение дел, которое было зафиксировано в самых захудалых деревнях, а потому осталось невыявленным имущественное расслоение внутри крестьянства. Однако он не оспаривает тот факт, что источники почти единодушно говорят о нищете, царившей в сельской местности' (Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии во второй половине XVII – XVIII вв. Минск, 1969. С. 137–141.)

[316]Там же. С. 64.

[317]Бершадский С.А. Положение… С.87.

[318]См.: Ковальченко И.Д. К вопросу о состоянии помещичьего хозяйства перед отменой крепостного права в России // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1959 г. М., 1961. С. 192–227.

[319]Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии… С. 112.

[320]Там же.

[321]Бершадский С.А. Положение… С. 87–88.

[322]Донесения дворянских выборщиков и депутатов в екатерининскую Уложенную комиссию 1767 г. очень похожи по характеру и разнообразию на доклад минских маршалов. См.: Dukes P. Catherine the Great and the Russian Nobility. Cambridge, 1967. P. 110–144, Выпады против евреев следует рассматривать в контексте борьбы между дворянством и городскими сословиями Белоруссии за контроль над винокурением и виноторговлей. Она описана в кн.: Анищенко Е.К. Черта оседлости… С. 45–59.

[323]Ю.И. Гессен. Евреи в России… С.20.

[324]Бершадский С.А. Положение… С. 92–93. Указ от 31 марта 1755 г. запрещал заниматься винокурением под чужим именем всем тем, кто сам был лишен этого права. (ППСЗ. T.XTV. №10384. С. 339–340.)

[325]С.А.Бершадскому удалось обнаружить в архивах полный текст донесений маршалов Минска, Литвы и Подолии, а мнение представителей Волыни отражено в выдержке из их донесения, составленной каменец‑подольским губернатором графом И.В.Гудовичем.

[326]Бершадский С.А. Положение… С. 94–95.

[327]Литовская губерния с административным центром в Вильно была создана в 1796 г. и включала 19 уездов. В 1802 г. ее территория была разделена между Виленской и Гродненской губерниями.

[328]Бершадский С.А. Положение… С. 70–71.

[329]Козловский П.Г. Крестьяне Белоруссии… С. 36–37.

[330]Вернадский С.А. Положение… С. 75–77.

[331]Там же. С. 72–73.

[332]Там же. С.113.

[333]Там же.

[334]Там же. С. 91–92.

[335]Там же. С. 93.

[336]Там же.

[337]Там же. С. 93–94.

[338]Там же. С. 94–96.

[339]Державин Г.Р. Записки. М., 1860. С.133.

[340]Там же. С. 719–720; Гессен Ю.И. К истории «средневековых обвинении» // Книжки Восхода. 1902. Т. ХХII. Кн. 4. С. 55–56.

[341]Там же. С. 749.

[342]Там же. С. 800–801.

[343]Письмо Павла I Державину//Державин Г.Р. Сочинения. T. VI. 1201 (16 июня 1800 г.). С. 385.

[344]Письмо Обольянинова Державину//Там же. 1202(16 июня 1800 г.). С. 385–386.

[345]Окончательный вывод Державина о причинах голода в Белоруссии в 1800 г. состоял в том, что его вызвали нехватка зерна и плохое распределение имевшихся запасов. См. доклад Обольянинова Павлу I (Там же. 1204 [без даты]. С. 387–389).

[346]Державин Г.Р. Записки. С. 408–409.

[347]Державин Г.Р. Мнение…//Сочинения. Т. VII. С. 306–329. Надо напомнить, что Ноткин послужил особой мишенью для кампании московских купцов за изгнание евреев из города в 1791 г. Его биографические данные см.: Еврейская энциклопедия. T.XI. С. 801–802; Fishman D. Modem Jews… P. 52–55 и далее.

[348]См.: Гессен Ю. Евреи в России… С.447.

[349]Там же.

[350]Там же. С. 448.

[351]В России «маскилим» были, возможно, немногочисленны, но энергично выдвигали перед русскими властями предложения по реформированию системы образования в духе идей Моисея Мендельсона. Еще за семнадцать лет до Франка подобное предложение направил русским властям еврейский купец из Германии, Яков Хирш, живший тогда в Могилеве. Русский перевод его проекта см.: Регесты и надписи. Т.Ш. С. 240–243. Перевод на иврит издан в работе: Slutsky Y, Bobe M. On the History of the Jews in Russia at the End of the Eighteenth Century (Three Documents) // He‑avar. 1972. Vol. XX. P. 78–80. Этот документ рассмотрен в кн.: Fishman D. Modem Jews. P. 61–62.

[352]Державин Г.Р. Записки. С. 409.

[353]См.: Springer A.R. The Public Career and Political Views of G.R. Derzhavin. Ph.D. Dissertation. University of California at Los Angeles, 1971.

[354]Державин. Мнение… //Сочинения. ТУП. С. 231–232.

[355]Там же. С. 235–242.

[356]Там же. С. 245–246.

[357]Там же.

[358]Там же. С. 298.

[359]Там же. С. 250, 254.

[360]Там же. С. 314–317. Как уже было отмечено, эти данные были связаны с делом о ритуальном убийстве в Сенно в 1799 г.

[361]Taм жe. C. 254.

[362]Единственное исключение представляло собой то внимание, которое уделил Державин сбору и вывозу денег за границу хасидами. Это было одно из политических обвинений, исходивших от противников хасидов, например от Авигдора, бывшего пинского раввина. Напротив, Ю.Гессен считал, что второй арест Шнеура Залмана произошел в результате расследования Державина (Гессен Ю. История еврейского народа… T.I. C. 112–113).

[363]На русском языке издано большое количество документов, относящихся к разногласиям между хасидами и миснагдим. См.: Дубнов С.М. Религиозная борьба среди русских евреев в конце XVIII века // Восход. 1893. T.XIII. №.1. С. 37–61; Вмешательство русского правительства в антихасидскую борьбу(1800–1801)//ЕС.1910.Т.11.№1.С. 84–109;тамже.Т. П.№2.С. 253–282; Гессен Ю. История. T.I. С. 103–111. Существует целый ряд исследований этой темы на английском языке: Wilensky M.L, Hasidic‑Mitnaggedic Polemics in the Jewish Communities of Eastern Europe: The Hostile Phase // Hundert G.D. Essential Papers on Hasidism: Origins to Present. N.Y. – L., 1991. P. 244–271; Fishman D. Modern Jews. P. 20–21 и далее. В работе: Loewenthal N. Communicating the Infinite. Chicago – L., 1990 перечислены исследования по теме, вышедшие на иврите (см.: P. 244–245, № 47), а сам спор рассматривается как возможный переломный момент в эволюции богословских взглядов Шнеура Залмана (Р. 72–73).

[364]См.: Katz J. A State Within a State: The History of an Antisemitic Slogan // Emancipation and Assimilation. Richmond, 1972. P. 47–76; Klier J. Imperial Russia's P. 263–283.

[365]Державин Г.Р. Мнение. С. 252–258.

[366]Там же. С. 292–293.

[367]Там же. С. 294–296. Еврейские термины, обозначающие места молитвы и учения – «синагога» и «шуль» – странно выглядели в роли названий административных учреждений. Иерархическая структура судов напоминает о прежних организационных начинаниях русских властей.

[368]Fisher A. Enlightened Despotism… Р. 500–501.

[369]Державин Г.Р. Мнение. С. 293–298.

[370]Bartlett R. Human Capital… P. 135–136.

[371]Должность обер‑прокурора, на которую назначался мирянин, была создана Петром I для наблюдения за деятельностью бюрократического органа из представителей высшего духовенства. Святейшего Синода, руководившего Русской Православной церковью.

[372]Гессен Ю.И. Евреи в России… С.68.

[373]Springer A. Derzhavin… P. 214–276.

[374]Там же. Р.259.

[375]См.: Нота Ноткин // Рессен Ю.И. Евреи в России… С. 443–445.

[376]См.: Szajkowski Z. Autonomy and Communal Jewish Debts during the French Revolution. N.Y, 1959.

[377]Державин Г.Р. Мнение… С.270.

[378]Там же. С. 274.

[379]Там же. С. 175–276.

[380]Там же. С. 276–277.

[381]Там же. Например, А.Шпрингер считает, что евреи, поселившиеся в поместьях в Белоруссии, по плану Державина попали бы в крепостную зависимость. (См.: Springer A. Derzhavin… P. 304.) Но в «Мнении» ясно говорится, что сельские евреи «почитаться должны людьми вольными, а не крепостными» (Державин ГР. Мнение… С.281).

[382]Там же.

[383]Там же. С. 300–305.

[384]Ср. анализ доклада Державина у С.М. Дубнова и А. Шпрингера. Дубнов видит в «Мнении» смесь наследственной ненависти к евреям, слабого осознания исторической трагедии еврейства, желания «сделать евреев полезными государству» (Дубнов С.М. История… T.I. С. 333–334). Шпрингер выделяет роль Державина как представителя просвещенного абсолютизма, действовавшего в традициях прагматизма и государственности.

[385]Эттингер Ш. Положение о евреях 1804 года // Эттингер Ш. Россия и евреи. Иерусалим. 1993. с. 198

[386]См. Rogger H Government, Jews, Peasants, and Land in Post‑Emancipation Russia // CMRS. 1976. Vol. XVII. 1. P. 5–25; Ibid. Vol. XVII. № 2‑3. P. 171–211.

[387]Бершадский С. Положение… С. 34–36.

[388]Платон, митрополит Московский. Полное собрание сочинений. Т. П. СПб., [б.г.]. С. 327–328.

[389]В правление Павла однажды промелькнуло указание на то, что власти начинают видеть в евреях не только членов мещанского и торгового сословия. Императорский указ 1 мая 1800 г. гласил, что те курляндские евреи, кто не в состоянии платить налоги, должны быть отправлены рабочими на казенные шахты (ППСЗ. T.XXVI. № 19 409. С. 150).

[390]Бершадский С. Положение о евреях 1804 года // Восход. Кн.6. С.54.

[391]Там же.

[392]Там же. С.55. Или, как заявил Сенат, в тех губерниях, «где существуют такие магистратуры и где евреи не лишены прав гражданства».

[393]Там же. С. 45–49.

[394]Taм жe. C. 55‑59.

[395]Там же.

[396]Там же. С. 30

[397]Там же. С. 56–59.

[398]Тротский Л. Евреи в Киевской губернии в 1802 г. // ЕС. 1930. ХIII. С. 131–134.

[399]Бершадский С. Положение… С. 61–63.

[400]ППСЗ. Т. XXVIII. No. 21 546. 9 декабря 1804 г. С. 437–438.

[401]Державин Г.Р. Записки… С.799.

[402]Там же. С. 802–803. Судьба этой группы была причудливо связана с судьбой евреев. В 1808 г., когда Министерство внутренних дел попыталось направить евреев работать на фабрики, то в тот же проект были включены и чиншевые.

[403]Wortman R.S. The Development of a Russian Legal Consciousness. Chicago‑L., 1976. P. 114–117.

[404]Державин Г.Р. Записки… С.800.

[405]Дело было довольно запутанное. После первоначального одобрения со стороны Сената, 5 декабря 1802 г. был издан указ о том, что все дворяне в армии должны либо дослужиться до унтер‑офицерского чина, либо отслужить 12 лет, чтобы выйти в отставку. Это правило предусматривалось и прежними законами, но С. Потоцкий как член Сената указал, что выполнялось оно только в военное время. Введение такого правила для мирного времени, по его мнению, означало нарушение привилегий дворянства. Он уговорил сенаторов использовать недавно дарованное им императором право и выразить протест. Это право позволяло Сенату обратить внимание государя на явную незаконность предложенных указов. Когда Сенат попытался проголосовать за протест против данного указа, Державин весьма неуклюже воспротивился этому, уверенный, что это очередная выходка поляков и «магнатов», норовящих ослабить государство. Несколько раз он открыто нападал на Потоцкого в Сенате. Это привело к ожесточенному спору, унизительному для обоих (Springer A. Derzhavin… Р. 477–479).

[406]Отношения Державина с царем стали натянутыми, а его упорное сопротивление Закону о вольных хлебопашцах оказалось, вероятно, последней каплей, так что Александр освободил его от должности (Wortman R. Russian Legal Consciousness. P. 177–178).

[407]PБC. T.XX. C. 36б‑382.

[408]А. Чарторыйский был также другом и покровителем еврея‑маскила Менделя Лефина из Сатанова, который был наставником его сына, и возможно, сообщал сведения о евреях (MahlerR. History… P.306).

[409]Хотя Чарторыйский не упоминает о вражде к нему Державина, он описывает поэта с тонко завуалированным сарказмом: «… достойный человек и автор нескольких всеми любимых стихотворений, полных свободы и страсти, он был недостаточно образован и не знал ни одного языка, кроме русского. Императора привлекли к нему его горячность и поэтические мечтания – государь не в силах был устоять перед красивыми фразами…» (Memoirs of Prince Adam Czartoryski and His Correspondence with Alexander I. L., 1888. Vol.1. P.301.) На самом деле Державин знал немецкий язык.

[410]РБС. T. XIV. С. 699–704.

[411]Czartoryski A. Memoirs… Vol.1. P. 307–308.

[412]Державин Г.Р. Записки… С.799; Гессен Ю. История еврейского народа… T.I. С. 139; Он же. Евреи в России… С. 83–84.

[413]Гессен Ю. Евреи в России… С. 69–70.

[414]Fishman D. Modern Jews… P. 92–93.

[415]Ibid. P.93. О членах этого общества см.: Топоров В.Н. На рубеже двух эпох: К новой русско‑еврейской встрече. Л.Невахович и его окружение // Славяне и их соседи. Вып. 5. М., 1994. С.186. Нота Ноткин определен здесь как человек уважаемый и почтенный.

[416]См.: Биография Неваховича в Еврейской энциклопедии. T.XI. С. 622–624. С.М.Дубнов оценил деятельность Неваховича более негативно (Дубнов С.М. История… T.I. C.386–388).

[417]В 1762 г. Исаак де Пинто опубликовал аргументированный отпор антиеврейским выпадам Вольтера (Hertzberg A. French Enlightenment… P. 180–183). Залкинд Гурвитц завоевал приз за сочинение, представленное на конкурс эссе, проводившийся в 1785 г. Королевской академией в Меце, на тему «Как сделать евреев счастливыми и полезными обществу». Его расширенный вариант был издан в Варшаве во время дебатов по еврейскому вопросу на Четырехлетнем сейме. Во время Французской революции он был активным якобинцем. Примеры еврейской публицистики в Польше в период Четырехлетнего сейма приведены в кн.: EisenbachA. Emancipation… P. 87–88.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...