Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Продолжаем предыдущее движение.
Поднять левую ногу и одно-
временно правую кисть — к правому плечу. Опустить ногу и руку; движение руки при этом напоминает удар по мячу, который отскакивает от земли. Движение сопровождается вдохом.
Сменив руку и ногу, повторить движение — выдох.
Особенности. Поднятие руки, «хлопанье по мячу», «топанье ногой» и дыхание должны быть согласованы. Движения должны быть очень легкими, расслабленными и вызывать приятные ощущения. Выполнить 6 раз, считая оба движения с вдохом и выдохом за один раз.
18. Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии ци
Продолжаем предыдущее движение.
Стать прямо, кисти поместить перед нижней частью живота.
Кисти с пальцами, направленными друг к другу, и ладонями, обращенными вверх, поднять до уровня глаз — вдох.
Перевернуть кисти ладонями вниз и опустить перед нижней частью живота — выдох.
Особенности. Движения выполняются медленно. Выполнить 6 раз.
Важное примечание. Указание «продолжаем предыдущее движение» говорит о слитности всего комплекса, об отсутствии пауз между отдельными упражнениями. В описаниях тех гимнастик, где предусмотрены паузы, это специально оговаривается.— М. Б.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..................................................................................... 3
Что такое ушу?........................................................................................... 5
Истоки и назначение........................................................................ 9
Монастыри и гимнастики......................................................................... 12
О некоторых видах гимнастик................................................................. 16
18 форм тайцзи-цигуна.................................................................... 35
бой, фехтование на мечах, пиках, палках и прочих предметах; стрельбу из лука и пр. Вроде бы все для боя, но тренируются часто в одиночку — в отличие от западных фехтовальщиков...
Термин «ушу» появился еще в средневековье, однако лишь в XX веке под этим словом стали понимать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанные на них гимнастики. В Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных гимнастик, восходивших к приемам подготовки бойцов (вьетнамское вьет-водао, корейское таэквондо, японское каратэ и другие азиатские системы, развивавшиеся во многом на китайской основе).
Небольшое отступление. Предшественник наиболее распространенных разновидностей ушу (тех, где не применяется оружие) назывался цюаньфа, что означает «способы кулачного боя». Он развивался главным образом в той среде, представителям которой не полагалось иметь оружие,— в монастырях, среди крестьянства. К настоящему времени термин «цюань», можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразумевают совсем не «кулак», не «действие кулаком», а просто гимнастику определенной системы, или школы.
Гимнастики ушу подразделяют на «внешние» и «внутренние». Считается, что «внеш-
ние» тренируют тело, «внутренние» — психику, сознание (вообще, многие виды гимнастик используют и психофизическую тренировку). Но нередко, говоря «ушу», подразумевают именно «внешние» школы.
Многие термины, используемые в китайских гимнастиках, пришли к нам через европейские языки. Зачастую, не зная правил транскрибирования китайских слов на этих языках, некоторые пропагандисты ушу в нашей стране засоряют литературу различными искажениями китайских слов типа «конг-фу» (вместо «гунфу») и пр. Укоренившийся на Западе термин «гунфу» употребляется там как синоним «ушу». Так, название изданного в Китае «Словаря терминов ушу» на английский переведено как «Словарь терминов гунфу».
Фактически же термин «гунфу» имеет более широкое значение, чем термин «ушу» в современном толковании.
Гунфу означает «мастер, мастерство; становиться мастером», а также «подвижничество», «работа над собой». Многие виды гимнастик, не связанные непосредственно с «воинскими искусствами», называются не «цюань» или «чжан», а «гун» — «работа», «действие», «подвиг». Этот слог входит и в термин «цигун».
Термин «цигун», как и «ушу», в старину почти не использовавшийся, дословно означает «работа с жизненной энергией». Как и многие названия, он не охватывает всего многообразия
методов, относящихся к данной системе,— ведь в новейшее время это слово стало служить для обозначения почти всех китайских систем психофизиологического регулирования.
Что же это за «жизненная энергия», неизвестная науке,— «ци» по-китайски, «ки» по-японски, «прана» на санскрите? Всех это интересует, в том числе и китайцев. Дело в том, что любой восточной традиционной медицине присущи представления о неких энергиях, циркулирующих (ибо застой — болезнь и смерть) в теле по определенным каналам и вне их; они даже способны выходить из тела и попадать в него извне. Мы легко отличаем энергичного человека от пассивного и связываем эти различия с их жизненным тонусом (понятие, достаточно близкое к восточной «жизненной энергии»). Управление тонусом отдельных частей тела (в том числе и внутренних органов, и прежде всего так называемых «энергетических центров») или организма в целом и является задачей практики цигуна.
Действия экстрасенса для китайца — тоже цигун. Но если экстрасенсорные воздействия современная наука сейчас пытается как-то объяснить (а это означает, что и цигун в какой-то степени объясним), то так называемые особые функции (тэи гуннэн) — смысл манипуляций, осуществляемых мастером, объяснить в рамках наших современных знаний пока не уда-
ется. В качестве информации для размышления над этими явлениями напомним о разбивании стопок кирпичей ладонью, о раскалывании бетонных плит, о лечении «биополем». Последнее в современном Китае называют полем человеческого тела (жэньтичан), а сам метод — информационной цигун-терапией, поскольку, как полагают, энергия, излучающаяся из рук лечащего (мастера цигуна), несет определенную информацию, воспринимаемую организмом больного.
Кстати, биологически активные точки (БАТ) и «энергетические каналы» в теле были открыты в древности мастерами цигуна, занимавшимися медитацией (концентрация внимания на внутреннем при полном отключении внимания от всего внешнего). Такая медитация — основа статического (то есть не сопровождающегося движениями) цигуна. Однако наблюдение «внутренним взором» за состояниями и процессами внутри тела — только первая ступень. Дальше — освоение управления состояниями организма и протекающими в нем процессами.
Ясно, что хотя цигун — не «воинское искусство», без него (с его способами психо- и энерготренинга) выдающихся успехов в ушу не достигнешь. Поэтому управление энергией ци — основа обучения почти в любой школе ушу. Правда, переходят к этому далеко не сразу, а методы относятся к тайным, передаваемым только посвящен-
ным. И все же в выходящих на Западе, особенно в последнее десятилетие, десятках книг на эту тему иногда можно встретить достаточно адекватное, хотя и очень несовершенное и неполное описание отдельных методик цигуна.
Кроме статического цигуна есть еще динамический, сопровождающийся различными движениями.
Цигун также подразделяют на жесткий, боевой (шаолинь-ский, на базе которого и осуществляют разнообразные феномены) и мягкий, оздоровительный. Впрочем, четкую границу здесь провести трудно...
Но мы, пожалуй, несколько увлеклись этой удивительной системой. Вернемся к ней позже, а теперь перейдем к некоторым основам.
«Воинские искусства» — уникальная сокровищница знаний в области культуры, истории, медицины, философии, этики, эстетики, религий Китая. Глубинный смысл их не раскрывают многочисленные фильмы, книги и брошюры, издаваемые во многих странах, в том числе и в самом Китае. Древнюю мудрость приходится выискивать по крупицам, к тому же многие трактаты великих мастеров изобилуют символами и специальными выражениями, понятными только посвященным.
Зачем же нам сегодня нужны китайские гимнастики? Важнейшая реальная цель практически всех гимнастик — оздоровление (по-китайски это звучит так: изгнание болезней и продление жизни). Будь то собственно «воинские искусства» или даосские методы «достижения бессмертия», они всегда приводят к улучшению здоровья. Причем в широком смысле слова: укрепляются не только мышцы, суставы, кости (ведь кости — живая система, а не мертвые стержни), «пять плотных и шесть полых внутренних органов», но и регулируется психика, развивается быстрота мышления, повышается реакция и т. д.
Откуда пошли китайские гимнастики? Древние записи, повествующие о еще более далеких временах, когда письменности не было, утверждают, что после «великого потопа», который в Китае не накрыл всю землю, а только залил
2 М. Богачихин
огромные территории, и вода долго не сходила, у многих людей сильно воспалились суставы. И тогда великий правитель Юй, который прокладывал каналы для спуска воды, придумал для людей особые танцы, тренирующие и массирующие суставы. Так, согласно легенде, появилась первая суставная гимнастика.
Письменные памятники IV—III веков до нашей эры свидетельствуют, что уже в те времена в Китае были известны приемы физического и психического совершенствования. На границе нашей эры в Китай начал проникать буддизм, а с ним и элементы индийской культуры, в том числе — йога. В чистом виде она почти не прижилась (за исключением некоторых районов Тибета), но ее взаимодействие с китайскими системами психофизической саморегуляции привело к созданию новых, во многом самобытных методик. Они развивались главным образом в рамках двух специфических феноменов китайской культуры — ушу и цигуна.
Теоретическая база китайских гимнастик — традиционная философия, лучше даже сказать натурфилософия. (Несмотря на обилие в ней всяких символов — инь, ян, триграммы, гексаграммы и пр.,— это чисто практическое учение.) Вообще-то в Китае их три: конфуцианская, буддийская и даосская философии. Они активно влияли друг на друга, но сохранили определенные различия.
В приписываемой легендарному основоположнику даосизма Лао-цзы книге «Дао дэ цзин» («Трактат о дао и дэ») сказано: «Дао рождает Единое, Единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей». Дао — это нечто высшее, не имеющее качеств. Примерно то же, что непроявленный Брахман у индийцев. (Дао, пожалуй, еще несколько напоминает так называемый физический вакуум, рождающий виртуальные частицы.) Единое — то, что уже имеет какие-то качества,— то же, что проявленный Брахман или Великий Предел (Тайцзи). Схема Великого Предела: две рыбы, белая и черная, в одном круге, с пятнышками противоположного цвета у каждой. Схема символизирует единство и противоположность полярных
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!