Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основной целью курса является приобщение людей с гуманитарным складом ума и интересов к современному научному мировоззрению. Подобно учебным курсам философии или культурологии, он в принципе не может быть нацелен на вооружение специалистов какими-то конкретными методами решения их конкретных проблем. Эффект воздействия курса на интеллект формирующегося специалиста может быть лишь непрямым – через формирование у него ряда общемировоззренческих и общеметодологических интуиций, способствующих формированию у будущих специалистов инновационного мышления. В этой связи студентам особенно важно показывать, как общемировоззренческие представления, порождённые теоретическим естествознанием, влияют на постановку и решение обществоведческих проблем. Ведь в конечном счёте формирование специалистов гуманитарных профилей осуществляется в лоне фундаментального и прикладного обществоведения.
В результате изучения курса «Концепции современного естествознания» студент должен:
ЗНАТЬ:
- основные отличительные особенности научных и философских методов позна- ния, а также научных картин мира;
- основные черты научных картин мира, утвердившихся или утверждающися в роли влиятельных культурных факторов;
- основные открытия психологических наук на «стыке» между науками о человеке как об объекте биологии и науками о человеке как объекте обществоведения;
- критерий различения фундаментальной и прикладной направленностей естест- венных и общественных наук;
- основные результаты современного техникознания, изучающего техносферу как специфически материализованную форму естественнонаучных знаний.
УМЕТЬ:
- чётко различать устоявшиеся и прочно обоснованные концеп-ции современного естествознания и сугубо гипотетические концепции из области натурфилософского авангарда современной науки;
- чётко ориентироваться в системно-истолрическом многообразии предметов естественных и общественных наук;
- отсекать непродуктивные натурфилософские спекуляции в таких вопросах обществоведения, которые созрели для научного и потому интеллектуально аске- тичного анализа в свете сложившихся и по необходимости узко специализи- зированных понятий и концептуальных схем;
- противопоставлять подлинное современное научное мировоззрение живучим в отечественной культуре идеологическим мифам советского периода.
ИМЕТЬ ОПЫТ:
- работы с текущей научно-популярной литературой и периодикой;
- подготовки выступлений на семинарских занятиях по темам данного учебного курса.
ВЛАДЕТЬ:
- основными понятиями и представлениями наиболее влиятельных научных картин мира.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о реальной сложности и концептуальном плюрализме современного научного мировоззрения;
- о реальных интеграционно-научных процессах, ведущих к перспективе унификации научного мировоззрения;
- о гипотезах с натурфилософского авангардного рубежа современной науки;
- о генеральной перспективе перехода общественного производства на преимуще- ственно безорудийные технологии;
- о научно-философской и христианской версиях превращения человечества в космологический фактор развития Мироздания.
В учебном курсе первостепенно важно уйти и увести студентов от былых притязаний марксистской философии на роль единственного и, тем более, единственно правильного научного мировоззрения. Остаточные явления и рецидивы такой версии ещё остаются сильными в мышлении многих педагогов, воспитанных на ней. Студентов следует приобщать к реальному положению дел: даже в области научного мировоззрения существовали и продолжают сосуществовать бок о бок несколько существенно разных картин мироздания. Глубочайшая дифференциация наук на рубеже веков – эмпирически констатируемый факт, который не может не порождать и соответствующего научно-мировоззренческого плюрализма. Вместе с тем, системно-историческое мышление, сформированное в первую очередь марксистской философией, занимает достойное место в этом ряду. Ему следует уделить особое внимание, т. к. оно было взращено в первую очередь методологическими потребностями обществоведения ХIХ века, выяснявшего свои отношения с идеей эволюционизма.
Развивая темы данной учебной дисциплины, необходимо уделить внимание также феноменам технологии и техники, т. к. они являются специфической (материализован- ной, овеществлённой) формой естественнонаучных знаний. Техника как видимый и осязаемый искусственный посредник между человеком и природой позволяет многое понять и прочувствовать в специфике невидимых и неосязаемых естественно-научных знаний.
В курсе целесообразно также уделить особое внимание взаимодействию научного и религиозного мировоззрений. Следует показать, что современное естествознание считает вполне законной такую постановку проблемы Жизни и Разума во Вселенной, которая характерна для зрелых монотеистических религий. Этой своей мировоззренческой зрелостью и умеренностью оно сильно отличается от самоуверенного, но чисто механистического естествознания ХУ111 века, взрастившего «научный атеизм». В этой связи полезно сориентировать студентов и в том, как относится к контактам человека с Духовным Космосом православная мистика, с одной стороны, и современный наукообразный оккультизм – с другой. Тем более, что последний всё определённее претендует на «единый научный подход» ко всем религиям мира.
Наконец, следует уделить внимание всестороннему глобальному кризису новоевропейского, научно-технологического способа взаимодействия человека с природой. Здесь следует, по крайней мере, пробудить в студентах тревогу по поводу обостряющегося с каждым годом общепланетарного кризиса.
В целом учебный курс должен апеллировать к среднеобразовательному запасу знаний студентов в области естественных наук. Революционные открытия последних лет типа синергетических следует преподносить максимально популярно, апеллируя к наглядным и даже обыденным явлениям. Вряд ли целесообразно тратить многие драгоценные часы лекционного времени на разъяснение таких вопросов, как принцип симметрии в физике, проблема сингулярности в космологии, эффект Джозефсона в сверхпроводниках и т. п. Всё это – либо из области математического аппарата физических теорий, который устраняется из соответствующих научных картин мира, либо же из области физической «экзотики», которая пока никак не пересекается с мировоззренческими и методологическими проблемами обществоведения.
Вообще, отбор материала для учебного курса остаётся трудной методической проблемой, требующей творческого подхода и опробований на реальном учебном процессе. Курс этот новый, и введение здесь каких-то общеобязательных стандартов представляется преждевременным. Они пока могут узаконить и возврат к «единому и единственно верному мировоззрению», и эклектичную мешанину из случайно надёрганных естественнонаучных знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего уч.ча- сов по плану | Всего ауд. ча- сов | Лек- ции | Семи- нары | Сам. ра- бо- та |
Раздел 1. Философия и наука | ||||||
Тема № 1. Философская природа научных картин мира
Лекция 1. Философия и наука
| ||||||
Раздел 2. Механицизм и эле- тромагнитная картина мира | ||||||
Тема № 2. Механицизм –
«начальная школа» научного мировоззрения
Лекция 2. Механицизм как «начальная школа» научного мировоззрения и методологии науки
| ||||||
Тема № 3. Мировоззренческое значение теории электромагнетизма
Лекция 3. Электромагнитная картина мира
| ||||||
Раздел 3. Обратимость и необратимость в природе и в обществе | ||||||
Тема № 4. Основные представления классической термодинамики
Лекция 4. Проблема необратимости эволюции в свете классической термодинамики
| ||||||
Семинар № 1. Термодинамика и «космическая философия».
| ||||||
Раздел 4. Феномен организованной сложности объективного мира | ||||||
Тема № 5. Управление, информация, кибернетика
Лекция 5. Кибернетическая революция в научном мировоззрении
| ||||||
Раздел 5. Синергетическая парадигма | ||||||
Тема № 6. Феномен самоорганизации в природе
Лекция 6. Основные открытия синергетики
| ||||||
Тема № 7. Открытия синергетики и общественные науки
Лекция 7. Синергетика и обществоведение
| ||||||
Семинар № 2.Синергетический взгляд на общество
| ||||||
Раздел 6. Современный эволюционизм естествознания и гуманитарные науки | ||||||
Тема № 8. История научного эволюционизма
Лекция 8. Исторические формы научного эволюциионизма
| ||||||
Тема № 9. Основные принципы научного системного историзма
Лекция 9. Эволюционизм современного естествознания
| ||||||
Семинар № 3.Естественно-научный эволюционизм второй половины ХХ в.
| ||||||
Тема № 10. Системный историзм и материализм общественных наук
Лекция 10. О современном материалистическом понимании истории
| ||||||
Раздел 7. Феномен человека и общества в свете современного естествознания | ||||||
Тема № 11. Социобиологическая природа человека.Феномен личности в свете современной биологии и психологии
Лекция 11. Человек как объект современного естествознания
| ||||||
Семинар № 4.Человечество, биосфера, ноосфера.
| ||||||
Раздел 8. Естествознание и техносфера | ||||||
Тема № 12. Фундаментальная и прикладная наука. Технология, техника, их основные типы.
Лекция 12. Сущность технологии и техники
| ||||||
Раздел 9. Натурфилософский авангард современной науки | ||||||
Тема № 13. Обзор возможных прорывов естествознания в обо-
зримом будущем
Лекция 13. Возможные качественные прорывы в физико-математических науках
| ||||||
Консультация | ||||||
З А Ч Ё Т | ||||||
И Т О Г О |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!