Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гносеологические основы различных типов правопонимания



Концепция юридической гносеологии - теоретическое осмысление природы права, уяснение его роли и назначения, достижение его истины. Эта концепция приводит к различению естественного права и позитивного права. В онтологическом плане эта концепция позволяет раскрыть свойства права, например в законе как внешнее проявление права. В аксиологическом плане - природа и специфика ценностей права - закон и государство как ценность, например. Таким образом, данная концепция выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве к истинному знанию - к знанию истины о праве, к понятию права, т.е. к теоретическому знанию об объективных свойствах, природе, сущности права и формах ее проявления. В рамках юридической гносеологии различение права и закона предполагает все возможные формы их соотношения - от полного разрыва и противостояния (антиправовой закон) до их совпадения (правовой закон). Этим объясняется множество концепций на основе такого различения. Например, в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии действующему позитивному праву. Или наоборот, концепция либертарного правопонимания - проблемы связи права и закона - основным направлением изучения является правовой закон. Юридико-познавательная модель различения и соотношения права и закона лежит в основе всех существенных достижений в сфере правовой теории и практики. Именно с этих гносеологических позиций были сформулированы а затем признаны и закреплены в законодательствах и международном праве идеи и принципы неотчуждаемых прав и свобод человека, господство права и правового закона, правового государства.

Теоретико-познавальный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки эмпирически данного позитивного права, все рассуждения о сущности права, идее права, ценности права и т.д., позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значения.

Позитивистская гносеология отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, законоведение, предметом которого является позитивное право, а целью и ориентиром – догма права, то есть совокупность непреложных основных положений о действующем праве, о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизации и т.д. Подмена собственно научного исследования права его формально-техническим описательством, сведение правоведения к законоведению. При этом позитивистская гносеология ориентирована не на познание сущности закона, не на получение нового знания о действующем праве, а на адекватное описание его как познанного и знаемого объекта. Все знание о праве уже официально дно в самом позитивном праве, в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о праве состоит в правильном толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя. Юридическая гносеология подменяется легистской лингвистикой, согласно которой разного типа непозитивистские понятия, идеи и концепции (естественное право, например) – это ложные слова.

+





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...