Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Протестантизм на современном этапе



В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­раненный в настоящее время. Отличительная особенность этого нового направления состоит в том, что каждый отдельный чело­век, его личные переживания становятся мерою вещей, а необхо­димость пополнения индивидуального разума, познание Истины соборным церковным разумом отвергаются. Этим религиозным субъективизмом современный протестантизм вступил в резкое противоречие Лютеру и даже Кальвину, ибо эти «отцы протес­тантизма» были побуждены к выступлениям против римского уче­ния, против юридизма и пассивного восприятия благодати, созна­нием все превозмогающей, не подлежащей человеческому учету силы Божией, перед которой должно умолкнуть ничтожное чело­веческое «я». Но самое начало религиозному субъективизму было все же положено Лютером, его отрицанием предания и «выпаде­нием из опыта Церкви».

Субъективизм превращает религию в лишенные твердой осно­вы, меняющиеся переживания отдельных, между собой не связан­ных, личностей, а возведенный в принцип субъективизм распыля­ет веру: отсюда вместо единого «столпа и утверждения истины», вместо единого целого — Тела Христова — море сект, которые и учении о вере и Церкви зашли дальше Ватикана и изначально­го протестантизма. В протестантизме не Священное Писание и не опыт Церкви определяют богословское мышление, а, 165наобо­рот, последнее определяет достоверность первого. Для доказа­тельства этого предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Священного Писания те тексты, которыми его мож­но подтвердить. При этом они берут эти тексты отрывочно, вне всякой связи с контекстом, с общим составом повествования Священного Писания. Естественно, что смысл при этом искажа­ется или толкуется превратно.

Характерной чертой современного протестантизма является также искаженное, примитивное понимание учения Церкви о спа­сении. У протестантов (практически у всех) в учении о спасении каждого человека и всех христиан вместе есть совершенно осо­бенный тезис: человек спасается только верой. В более упрощен­ном виде это можно услышать от какого-нибудь нынешнего ино­земного проповедника в такой формулировке: «Прими Христа как своего личного Спасителя, прими Его сейчас, уверуй, и ты будешь тотчас же спасен», будешь спасен в тот момент, когда ты уверовал и принял Христа как своего личного Спасителя. Этот протестантский постулат, согласно которому человек спасается не верой, споспешествуемой делами любви и милосердия, а только верой самой по себе, не просто заблуждение, которое мы должны отметить, а вещь глубинно трагичная, потому что из этого учения проистекают очень печальные для нравственного облика протес­тантов выводы.

Можно заметить, что западные протестанты отличаются от нас внешне беззаботным настроением, они всегда улыбаются и всегда радостные. Это оттого, что они считают себя уже спасен­ными. Католики — нет; католики знают, что это дело непростое. А протестанты как братья во Христе помогают всем, помогают и нам, искренне считая себя уже спасенными. И это очень печаль­но. Потому что, значит, понятие об аскезе, понятие о борьбе со грехом, часто многолетней, тяжкой, с потом и кровью, о преодо­лении греховного начала в самом себе, собственных страстей и греховных навыков у них полностью отсутствуют. Если человек уже спасен, то как можно серьезно относиться к какому-то аске­тическому деланию? Поэтому у протестантов и нет постов, нет внешних мер воздержания, поэтому и богослужения воспринима­ются как некоторая дань, которую нужно отдать Богу, а не как средство внутреннего аскетического возрастания. Поэтому у них отсутствует понятие об утреннем и вечернем келейном правиле.

Тем самым вся история протестантизма свидетельствует, что отрыв от подлинной церковности, от Священного Предания приводит, как бы ни были искренни побуждения вождей протестан­тизма, не к возрождению апостольской простоты и чистоты веро­учения и жизни, а к еще более очевидному, чем даже в католи­цизме, искажению учения Древней неразделенной Церкви.

Экуменическое движение декларирует своей целью достижение возможно более полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Движение это зародилось в протестантском мире в начале текущего столетия.

Термин «экуменический» (вселенский) приобрел в связи с этим движением новый смысл, отличный от того, какой это слово имело в церковной жизни до этого. Первая конференция представителей различных христианских исповеданий в Эдинбурге (1910) проходила без участия право-равных и занималась лишь вопросами протестантского сотрудничества в миссионерской деятельности.

Вскоре определились два главных русла экуменического движения, ставших известными под названиями «Вера и строй» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). Первое нанимается вопросами единства веры и церковности, второе — вопросами практической деятельности.

Подготовительная конференция экуменического движения с участием представителей Православной Церкви происходила в Женеве в 1920 г.

Первая международная конференция движения «Вера и строй» проведена с участием православных в Лозанне (Швейцария) в 1927 г. Протестантский мир впервые встретился тогда с Православием на таком широком форуме для обсуждения догматических вопросов. На форуме были рассмотрены вопросы о Церкви, об общецерковном исповедании веры, о таинствах. Представители Православной Церкви не согласились тогда с резолюциями, предложенными протестантским большинством.

Вторая конференция движения «Вера и строй» происходила в Эдинбурге (Англия) в 1937 г. Темами обсуждения были благо­дать, Церковь и слово Божие, таинства, единство. По вопросу интеркоммуниона (обращения в таинствах) православные заявили, что евхаристическое общение может быть только «венцом», «за­вершением истинного и реального единства, а не инструментом в пользу этого единства». Православные представители занимали особую позицию по многим вопросам и на последующих конфе­ренциях движения «Вера и строй».

В 1948 г. был учрежден Всемирный Совет Церквей. Он при­нял на себя функции движения «Жизнь и деятельность» при со­хранении в определенных границах самостоятельности движения «Вера и строй».

Русская Православная Церковь примкнула к экуменическому движению в 1961 г., вступив во Всемирный Совет Церквей на Всемирной ассамблее в Нью-Дели. На этой ассамблее Совет был объявлен «братским союзом Церквей, который исповедует Господа нашего Иисуса Христа Богом и Искупителем, согласно Писанию, и старается ответить на их общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». Всемирный Совет Церквей может действовать от имени Церквей только по их по­ручению, не может для Церквей «составлять законы».

Римско-католическая Церковь во Всемирный Совет Церквей не входит, но представители ее являются полноправными членами секретариата движения «Вера и строй» и некоторых других ответ­влений Всемирного Совета Церквей.

Участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении имеет чрезвычайно большое значение для общехристи­анского дела. Благодаря этому голос Православной Церкви слы­шен сейчас на экуменических форумах при обсуждении весьма важных вопросов.

Протестанты склонны считать закономерным существующее сейчас положение в христианском мире — дробление, Церкви Христовой на конфессии. Они придерживаются в этом вопросе так называемой "теории" ветвей (branch theory), согласно которой различные христианские исповедания не что иное, как ветви еди­ной Церкви Христовой. Поэтому протестанты в большинстве своем стоят за интеркоммунион, то есть за евхаристическое об­щение представителей различных конфессий. Православные счи­тают конфессиональное дробление совершенно несогласным с во­лей Божией и природой основанной Христом Церкви, а интер­коммунион невозможным. В качестве основы, на которой следует строить единство христиан, православные предлагают веру и нор­мы церковности Древней, исторической, Церкви, не подвергнув­шейся еще последующим разделениям. «Теорию ветвей» и интеркоммунион Православная Церковь считает несовместимыми с этой верой и этими нормами.

Существеннейшими признаками истинной Церкви Правосла­вие считает историческую непрерывность ее бытия и апостоль­ской преемственности, а также верность ее изначальному сокро­вищу церковности. Православная Церковь при всех наших чело­веческих слабостях и недостатках является той горой дома Гос­подня, которая возвышается над прочими горами и холмами, то есть только она является единственным прямым, без отклонений, продолжением Церкви апостольской как единственная Святая Соборная и Апостольская Церковь.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цит. по: Светлов П., Где Вселенская Церковь? К вопросу о соединении Церквей и к учению о Церкви. Сергиев Посад. 1908 С. 114.

2. Филарет (Дроздов), митр. Разговор между испытующим и уве­ренным в Православии Восточной Кафолической Церкви. 4-е изд М, 1849, С. 15.

3. Цит. по: Bernard С. Н. Le schisme 1054. Paris. P. 89.

4. Александр Шмеман, прот. Исторический путь Православия Репринт. М.. 1993. С. 291.

5. Там же. С. 292.

6. Hefele. Hist. de conc. IV, I, C. 437 (18 пункт письма).

7. Смирнов Е. Учебник по истории Церкви. Вильно, 1907. С. 368.

8. Васильев А.. Лекции по истории Византии. Пг., 1917. Т. 1. С.306.

9. Dvornik F. The Photian Schism. Cambridge, 1948.

10. Dvomik F. Studes sur Photios, Bysantion. 1936. XI.

11. Dictionnaire de Theologie Catholique /Под ред. проф. Е. Алммана. Paris, 1939. Т. IV. Col. 2302.

12. Migne. Patrologia Latina. 143. Col. 983-984.

13. Там же. 143. Col. 997.

14. Vatican 11... Chr. de la troisieme session. Paris, 1965. P. 253.

15. Александр Шмеман, прот. Исторический путь Православия. Репринт. М., 1993. С. 298.

16. Там же. С.298.

17. Disputationes de contr. Controversia 1. Lib. 11, Т.Н. Р. 17.

18. Там же. Controversia III. Lib. IV. Т. 1. Р. 5.

19. Цит. по: Митрофан Зноско-Боровский, прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство (сравнительное бого­словие). Изд. Троице-Сергиевой лавры. 1992. С. 43.

20. Там же. С.42.

21. Dictionnaire de Theologie Catholique, V. Col. 1734.

22. Dictionnaire de Theologie Catholique. 1930.

23. Dictionnaire de Theologie Catholique, XIV. Col. 1134.

24. Там же. Paris, 1923. Т. р. 2. Col. 2246.

25. Арсеньев Н.А. Православная Церковь и западное христиан­ство. Варшава. 1924. С. 83-86.

26. Там же. XIV. Col. 637.

27. Migne. Patrologia Latina. 143. Col. 776.

28. Kung H. Kirche im Konzil. Freiburg, 1963.

29. Сергий, архиеп. Финлядский. Православное учение о спасении. Казань, 1898.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...