Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Символические книги лютеран



Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным.

Протестантизм как новое, по сути дела, вероучение, появив­шееся в результате разрыва с римским католицизмом и не имею­щее твердой опоры в непрерывной живой церковной традиции, с самого начала испытывало настоятельную потребность формули­ровки новых, отличных от римо-католических, вероучительных норм и изложения их с возможной полнотой и определенностью. Это диктовалось, с одной стороны, необходимостью занять более определенные позиции в полемике с римо-католицизмом, а с дру­гой — остановить процесс собственного дробления на различные толки. В результате в XVI в., то есть уже вскоре после возник­новения протестантизма, появляются изложения его основных догматических положений, признанные протестантами за правиль­ное выражение их веры и послужившие базой для их объединения в особую христианскую конфессию. Эти изложения вероуче­ния и получили наименование «символических книг». Таковыми у протестантов признаются следующие книги:

«Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера (1529).

Первый предназначался для учителей и проповедников, вто­рой — для простого народа. В первом заметное место занимает полемический элемент, второй — чужд полемики. Оба катехизи­са были одобрены впоследствии «Формулой согласия» и до сих пор не вышли из употребления.

«Аугсбургское исповедание» и «Апология Аугсбургского испо­ведания» (1530).

Оба являются произведениями Филиппа Меланхтона.

«Аугсбургское исповедание» получило свое название от горо­да, в котором германский император Карл V проводил сейм для улаживания церковных раздоров. Протестантские князья высту­пили на нем с кратким изложением своего вероисповедания, от­личающих его от католицизма. Поскольку оно получило опровер­жение католических богословов (consutatio pontificia), поддержан­ное императором, тут же была составлена в качестве ответа «Апология Аугсбургского исповедания» (Apologia Confessionis Augustanae). По содержанию «Апология» близка к самому испове­данию, но она значительно пространнее и ее можно назвать учеб­ником протестантского богословия.

«Шмалькальденские члены» (1537).

Написаны Лютером с целью служить базой для полемики с римо-католиками на общем Соборе (такой Собор не состоялся). «Члены» были утверждены на сейме в Шмалькальдене, отчего и получили название «шмалькальденских».

«Формула согласия» (1580).

Одной из причин появления этой книги была распря среди лютеранских богословов по ряду вопросов (о свободе воли, о первородном грехе, о сущности оправдания, о необходимости за­кона для христиан, о Евхаристии). «Формула» была составлена группой богословов, спустя более тридцати лет после смерти Лю­тера. Подписали это произведение 56 лютеранских князей и гра­фов, представители ряда городов и почти 8000 учителей и бого­словов. «Формула согласия» объединила лютеран, но окончатель­но оттолкнула от них кальвинистов.

Среди лютеран имеет место принципиально разное отношение к своим символическим книгам. Ограничив христианское вероуче­ние одной Библией и отвергнув учение Церкви, не записанное в Священном Писании, лютеране не должны были бы считать сим­волические книги авторитетными. И действительно, часть люте­ранских богословов отвергает авторитет символических книг, но другие признают изложенное в них учение обязательным.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1068 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...