Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римско-католическое учение в первородном грехе



По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности, вследствие этого человек остался в состоянии чистой естественно­сти (status purorum naturalium). По образному выражению карди­нала Беллармина, состояние человека до грехопадения отличается от состояния после грехопадения лишь так, как одетый человек отличается от раздетого, поскольку сама природа падшего челове­ка не изменилась.

Такой взгляд чужд Православию. Как учил преп. Иоанн Дамаскин: «Бог сотворил человека безгрешным по естеству и сво­бодным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может, но пото­му, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и пре­успевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле». Первородный грех, падение этого вышедшего из рук Творца совершенным как по душе, так и по телу человека (ср. Быт. 1, 3), повлекло за собой не только лишение благодати, но и нравственную порчу при­роды, повреждение сил души (ср. Быт. 3,7-13), помрачения в них образа Божия. Поэтому апостол Павел и призывает, обращаясь к мертвым во преступлениях и грехах, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях и облечься в нового человека, созданного по Богу, в пра­ведности и святости истины (Еф. 4, 22-24). «Истлевша пре­ступлением, по образу Божию бывшего, всего тления суща (то есть всего подвергшегося тлению — Д.О.)... паки обновляет (творит заново) Мудрый Содетель...», — поется в первой песне канона Рождества Христова. Вдохновенные слова о таинстве но­вого творения человека во Христе содержатся в каноне Великой Субботы: «Новотвориши земныя, таинство, благообразный бо со­ветник Тебе рождшаго совет образует, в Тебе велелепно новотворящаго мя». Об избавлении Христом рода человеческого от «тления» говорится во многих песнопениях Православной Церкви: «Тем бо (воскресением) обновил еси истлевшее человеческое ес­тество, Всесильне». «Тебе славим, тли потребителя».

Сущность спасения в том, что Христос стал для православ­ных последователей Его учения начальником (началом) новой жизни, новым Адамом и что они становятся участниками этой новой жизни во Христе. Он является началом нового человечества: первенец Христос, — говорит апостол Павел (1 Кор. 15, 23), Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первен­ство (Кол. 1, 18). Этого, конечно, не отрицают и католики. Но, пользуясь одинаковыми с православными христианами выражени­ями, они наполняют их содержанием, весьма затемняющим нрав­ственную сущность дела Христова.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...