Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЧАСТЬ 1 7 страница



Итак, вы убедились, что стали двигаться лучше, работая асимметрично. Мы выпол­няли действие, противоположное тому, что сделал бы обычный человек, чтобы повер-

Искусство движения. Уроки мастера

нуться налево. Но для нас это не составило особого труда, так как мы дифференцирова­ли недифференцированные функции нашей нервной системы. Но это еще не все, и улуч­шения, которых мы добились, составляют всего лишь 40—50% от того, что вы можете еще сделать. Сегодня днем мы продолжим наше занятие. Пройдитесь. Что вы чувствуе­те, когда мы немного больше разделили функцию, практически ничего при этом не делая, а только разговаривая и размышляя? Постарайтесь понять свои ощущения в левой и в правой половине тела. Сейчас по­кружитесь направо и обратите внимание, что вы при этом чувствуете. Теперь нале­во—и найдите отличия. (Смех.) Как бы вы пришли к этому с помощью обычного уп­ражнения? Вы не узнали бы и десятой доли того, чему научились сегодня. Спасибо. (Ап­лодисменты. Урок прекращается и возобнов­ляется после полудня.)

Сядьте и заведите левую ногу назад. Об­локотитесь на левую руку. Давайте повторим заключительные движения, которые мы де­лали этим утром. Обе руки положите на ле­вый бок и обопритесь на них. Помните о том, что голова и таз информацию друг о друге получают через позвоночник. Когда вы, поворачивая влево плечи, голову и шею, начинаете движение, таз перемещается та-

Мойше Фельденкрайз

ким образом, что вес переносится на левую сторону. При повороте направо вы перехо­дите обратно на правый тазобедренный сустав. Таз немного поворачивается вокруг верти­кальной оси. В этом движении все переме­щается в одном направлении. Теперь обра­тите внимание на то, что, когда вес с право­го тазобедренного сустава переносится на левый, удлиняется одна половина тела, что способствует вращению. Если вы сгибаете пружину, то одна ее сторона должна стать длиннее, а другая сжаться. Здесь происходит то же самое.

Продолжайте движение и в то же время поверните голову и переведите взгляд в об­ратную сторону от ваших плеч. Итак, когда плечи направляются влево, голова и глаза перемещаются вправо и возвращаются назад.

Это разобщенное движение вам незнако­мо, и до тех пор, пока вы его тщательно не продумаете, вы не сможете его сделать. Вы можете считать, что совершаете правильное движение, а на самом деле делать все наобо­рот.

Продолжайте выполнять движение, пока оно не станет для вас таким же привычным, как ваше обычное одновременное движение головой и плечами. Теперь остановитесь и попробуйте выполнить свое первоначальное движение, когда голова и плечи перемеща­ются вместе в одном и том же направлении.

Искусство движения. Уроки мастера

Вы увидите, что в правую и в левую сторону вы поворачиваетесь заметно лучше. Теперь вернитесь к непривычному движению и об­ратите внимание на то, что влево вы повора­чиваетесь больше, четко различая знакомое движение. Это и есть истинное знание: вы находите другой способ выполнения уже из­вестного вам действия. Некоторые ваши про­блемы, связанные с двигательными функ­циями, вызваны тем, что вы не осуществляете возможных разграничений. В тех случаях, когда поврежден мозг, вы можете пробудить другую его часть, чтобы в процессе диффе­ренциации довести до конца выполнение нарушенной функции.

Теперь остановитесь, вернитесь в цент­ральное положение, закройте глаза, правую руку положите перед собой, снова сделайте как можно более легкое и незаметное дви­жение влево и продолжайте его до тех пор, пока чувствуете, что можете двигаться без каких-либо усилий или изменения дыхания. Помните, что постепенно или одновремен­но во всех частях тела, которые мы задейст­вуем, вы почувствуете огромные улучшения. Сейчас остановитесь и поверните голову туда, где она находилась, когда мы только начинали урок, и убедитесь, насколько ве­лика разница.

Звучит безумно, но это все еще одна из 24 возможностей. Снова положите обе руки

Мойше Фельденкрайз

на левый бок и разверните голову и плечи в обратную сторону. Глаза поверните налево или направо — по желанию. Они перемеща­ются вместе с головой и плечами, что одно и то же. Мы считаем естественным то, что нам легко выполнить, к чему мы привыкли и что делаем постоянно. Теперь голову и плечи разверните в разные стороны. Взгляд пере­мещается вместе с головой, так? Продол­жайте, но теперь переводите взгляд в одну сторону с плечами. Движение выполняйте медленно. Если вы будете торопиться, то сделаете ошибку. Почему так трудно проду­мать это движение? Если вы себя прокон­тролируете, то обнаружите, что, скорее все­го, выполняете одно из привычных для вас действий. Остановитесь и выкиньте это из головы до следующей попытки. Медленно продолжайте поворачиваться и посмотрите, насколько вы продвинулись на этот раз. Смотрите, я разворачиваю вместе голову и плечи. Затем перемещаю их в противопо­ложном направлении. Глаза передвигаются вместе с головой. Теперь я могу перевести взгляд в обратную сторону и после того, как плечи уже развернуты, глаза могут повора­чиваться вместе с ними. Вы увидите, что все проблемы рождаются в голове, и нигде боль­ше. Остановитесь и снова вернитесь в цент­ральное положение. Попробуйте выполнить движение еще раз. Голову и плечи разведите

Искусство движения. Уроки мастера

в разные стороны, а взгляд устремите в том же направлении, что и плечи. Вот теперь ваши глаза передвигаются вместе с плечами, и, значит, вы сделали это, причем легко! По­чему же вам с таким трудом даются эти дви­жения, когда вы хотите их выполнить созна­тельно?

Возвращение в центральное положение подобно возвращению домой. Выполнить движение просто, но выполнить его по же­ланию — это совсем другое. То же самое и с эрекцией. У вас может быть с ней все в по­рядке, но попробуйте вызвать ее специально и обнаружите, что ничего не получится.

Итак, голову и плечи медленно развер­ните в разные стороны. Взгляд переведите вместе с плечами и остановитесь. Вам удает­ся это движение, поскольку с плечами уже все в порядке. Теперь примите ту позу, из которой вам было легко возвращаться до­мой. Итак, вернитесь домой и выполните движение еще раз. Вы научились ему за 20 секунд, и это очень важно. Если вы прихо­дите домой, то вы оказываетесь в безопас­ности. Из любого запутанного, дифферен­цированного положения вы возвращаетесь в нейтральное, и движение становится легче, несмотря на то что передвигаетесь вы с той же координацией. Таким образом, благодаря возвращению домой вы учитесь трудную комбинацию делать легкой и не испытывав-

Мойте Фельденкрайз

те при этом никаких проблем. Эта тайна из­вестна лишь посвященным, и Гурджиев, на­пример, никогда никому не раскрывал по­добных секретов. Это ключ ко всему, что вы хотите сделать, но не можете.

Попробуем еще раз. Продумайте, как вы поворачиваете голову в одном направлении, плечи в другом, и представьте, как глаза пере­двигаются в одну сторону с плечами. Дви­гайтесь медленно и после каждого поворота возвращайтесь домой. Попробуйте выпол­нить движение в обе стороны. Помните, что возвращение домой не означает для всех одно и то же, но эмоционально значит очень мно­го. Когда вам причиняют страдания или обижают, когда кто-то вас бросает или вы разочаровываетесь в любви, вы приходите домой, чтобы поплакать. Там вы в безопас­ности и можете быть самими собой. На пуб­лике же наибольшее сходство с домом имеет нейтральное положение.

Продолжайте до тех пор, пока одновре­менное движение глаз и плеч не станет для вас совсем простым. Остановитесь и в одну и ту же сторону вместе поверните плечи и переведите взгляд. Когда завершите движение, переведите глаза налево. Только глаза — го­лова остается на месте. Теперь вы смотрите в том же направлении, куда развернуты плечи. Остановитесь и верните глаза и плечи в цент-

Искусство движения. Уроки мастера

ральное положение. Вот теперь вы перево­дили взгляд одновременно с поворотом плеч.

А сейчас давайте попробуем сделать неч­то новое и необычное, чтобы добиться еще больших успехов. Положите левую руку на лоб, а правую руку на затылок и повертите ими голову.

[Мойше обращается к трем членам груп­пы с просьбой продемонстрировать свои действия.]

Видите, что она делает? Можете уловить разницу?

[Одна из участниц группы, чтобы повер­нуть голову, перемещает все тело целиком, в то время как остальные вращают головой, как просил Мойше.]

На самом деле движение головы у нее со­всем не было связано с руками, его произво­дила нижняя часть туловища, а я сказал «по­вертите головой». Но люди неправильно по­нимают такого рода вещи, хотя ошибка эта настолько очевидна, что невозможно по­нять, как ее вообще можно сделать. Нельзя сказать, что эти люди глупы. Среди них есть гораздо более умные, чем мы с вами, просто их нервная система не дифференцирована. Они делают то, что знают, как делать, по привычке, подобно птичке, капающей на вас прямо в полете. Постарайтесь вращать голо­вой. Давайте разберемся, в чем заключается проблема и почему людям, чтобы выполнить

Мойше Фельденкрайз

эти действия, приходится двигать всем те­лом, включая таз. Сделайте оба движения — правильное, а затем неправильное. На са­мом деле право на существование имеет и то, и другое движение, просто это разные способы действия. Теперь сделайте второе движение, и вы обнаружите, что все снова повторяют первое. Всего минуту назад вы чувствовали, что делаете именно его, а потом снова его упустили.

[Мойше адресует комментарий одному из членов группы.]

Теперь вы сами видите, что жульничали, но это неважно. Лучше уж жульничать и при этом учиться, чем не учиться вовсе. Итак, может ли кто-нибудь выполнить оба движе­ния? Многие из вас столкнутся с проблемой передвижения глаз вместе с плечом. Через минуту я вам покажу, почему так сложно выполнить такое простое движение. Вы не поверите, что, зная свое тело уже столько лет, вы не имеете об этом ни малейшего представления. Смотрите, что происходит. Вы кладете левую руку на лоб, потом пово­рачиваете его, а затем вместе с рукой, со лбом и головой переводите взгляд. Это мо­жет сделать каждый, и никто не будет рабо­тать всем туловищем, чтобы выполнить это движение. Теперь смотрите, что происходит.

[Мойше обращается к человеку, которо­го уличил в жульничестве.]

Искусство движения Уроки мастера

Выполните движение еще раз. Смотрите, что он делает, — он думает о своих локтях и не шевелит правой рукой.

Итак, еще раз. Видите, какие сомнитель­ные действия он совершает локтями? Похо­же, он придумал какой-то фокус, чтобы само­го себя одурачить. Но это не страшно. Он все-таки научится движению, потому что уже через минуту необходимость в этой уловке отпадет. Теперь посмотрите, что сейчас про­изойдет, и потом честно скажите, обратил ли кто-нибудь на это внимание или, может, подумал об этом. При поворачивании голо­вы его левая рука передвигается вправо и влево и глаза следуют за ней. Знакомое дви­жение, не так ли? Так же просил вас поло­жить правую руку на затылок. Теперь смот­рите: когда вы поворачиваете голову направо, глаза перемещаются в обратном направле­нии, то есть глаза и голова движутся в одну сторону с левой рукой и в разные стороны — с правой. Конечно, это происходит в том случае, если вы правильно выполняете вра­щение. Если же вы совершаете поворот при помощи только левой руки, тогда ваша пра­вая рука передвигается в одном направлении с головой и глазами. И у вас действительно есть склонность к тому, чтобы смещать их в одну сторону. Вы обратили внимание, что он делал локтями? Я вам объясню: он пы­тался избежать поворота головы в другую

Мойте Фельденкрайз

сторону, и его локти развернулись в одном направлении. Если же совершать вращение обеими руками, то локти расходятся в раз­ные стороны.

Теперь, чтобы понять, что происходит, поверните голову направо и в это время по­смотрите налево. Вы не понимаете. Когда я переношу правую руку справа налево и по­ворачиваюсь, мои глаза и голова перемеща­ются в направлении, обратном движению руки, то есть слева направо. Я делаю то же самое движение и перевожу глаза вместе с правой рукой — они идут влево. Настолько элементарная вещь и одновременно такая трудная. Загвоздка оказалась вот в чем: каж­дый раз, когда вы поворачивались направо, туда же устремлялись и ваши глаза, которые не знали, что нужно сделать, чтобы начать двигаться в обратном направлении. Поэтому вместо глаз вы двигали всем телом, и проис­ходило это потому, что вам никак не удава­лось отделить взгляд от движения руки поза­ди вас. Итак, когда правая рука движется справа налево, глаза устремляются направо. Начните все заново: взгляд, как и раньше, переведите вместе с рукой. Теперь прерви­тесь и переведите глаза влево. Вот теперь вы уловили суть. Вам понятно, в чем раньше за­ключалась проблема?

Итак, если с вращением вам все понятно, вернитесь к движению, над которым мы ра-

Искусство движения. Уроки мастера

ботали до этого. Устройтесь на полу и поло­жите руки на левое бедро. Повернитесь на­право, а затем налево, направив глаза, голо­ву и плечи в одну сторону. Глаза и голова движутся вместе. Теперь медленно развер­ните глаза и плечи в одну сторону, а голову, как и раньше, в другую. Прекратите движе­ние и, не меняя позы, поднимите перед гла­зами правую руку и перевернитесь налево. Смотрите, как вы продвинулись. Сейчас вы осваиваете то, как сохранить гибкость в по­жилом возрасте. Многие люди перестают ра­ботать головой в любой ситуации, которая отличается от той, что известна им с детства. Они ограничили свои возможности, все вре­мя выполняя лишь одну комбинацию, кото­рая постепенно становится настолько моно­польной, что подавляются важные отделы мозга и нейроны больше никогда не исполь­зуются в каком-либо другом паттерне. Сей­час, когда человек умирает, его печень, сердце или почки могут быть транспланти­рованы при условии, что они все еще нахо­дятся в рабочем состоянии. Но тогда какой же орган погибает? А погибают именно те зоны мозга, которые ни разу не были задей­ствованы. Они делаются склеротичными. Человек мог стать абсолютно ненормальным из-за того, что одни отделы мозга эксплуа­тировались в полной мере, а другие не ис­пользовались вовсе. То, чему не нашлось

Мойше Фвльденкрайз

применения, отмирает и не может быть вос­становлено. Некоторые пожилые люди от­четливо помнят события 25-летней давнос­ти, но не могут сказать, что было вчера или всего лишь минуту назад. Или бывает так, что кто-то рассказывает вам некую историю и уже через пару секунд повторяет ее заново. Конечно, это упрощенный вариант, и на самом деле все не так просто, но в первом приближении видно, что мы можем лишить­ся рассудка из-за того, что используем один-единственный паттерн и эксплуатируем его до тех пор, пока он себя не исчерпает.

Итак, давайте посмотрим, достигли ли вы на этот раз предела своих возможностей. Отведите обе руки еще немного левее и по­верните глаза, голову и все остальное также налево. Посмотрите, можете ли вы видеть прямо позади себя. Но вы можете видеть другие 90 градусов. Вот женщина, которая жаловалась на то, что правое бедро у нее было неустойчивым. И смотрите, что она проделывает им теперь. Она развернулась на 70 градусов и может видеть окно.

Теперь вернитесь в положение, в которое легко поворачивались в самом начале заня­тия. Видите, как это далеко от того места, куда вы можете развернуться теперь? Угол поворота увеличился у вас в пять или в шесть раз, и при этом мы не сделали ничего, кроме того, что разделили некоторые обязанности

Искусство движения Уроки мастера

глаз и головы. Теперь, пожалуйста, лягте и немного передохните.

Научение — это такой процесс, при кото­ром ты учишься делать уже известное тебе действие, но по-другому, чтобы появилась возможность выбора. Разница в способах при этом должна быть заметной, иначе выбор не будет свободным. Никто не застав­ляет вас выполнять то или иное движение, но у вас есть свобода выбора.

Как вы заметили, мы вовсе отложили ра­боту с другой половиной тела, действуя асим­метрично. Тем не менее для вас это прекрас­ный опыт. Вы можете почувствовать, что одна сторона вашего тела теперь в порядке, а другая остается такой же, какой была, когда вы сюда пришли, — неуклюжая и непослуш­ная.

Теперь вы знакомы со своей левой поло­виной тела, но не знаете возможностей пра­вой и не обладаете ощущением различия. Итак, пожалуйста, сядьте и отведите назад левую ногу, обопритесь на правую руку, за­кройте глаза и поднимите левую руку. Пред­ставьте, что поворачиваетесь направо. Те­перь вообразите, что собираетесь устремить глаза в другую сторону, влево. Перемести­тесь чуть-чуть вправо и, находясь в этом по­ложении, мысленно переведите взгляд нале­во и посмотрите на свое левое ухо. Поста­райтесь сохранять поверхностное дыхание и

Мойше Фельдвнкрайз

не сбивать его своими размышлениями. Те­перь представьте, что переводите глаза, что­бы увидеть свое ухо, но так, чтобы взгляд равномерно скользил вдоль линии горизон­та. Вы обнаружите, что невозможно совсем ничего не делать. Если вы намерены выпол­нить движение, то схема действия у вас уже заложена, и вы действительно можете ощу­тить, как мышцы отзываются на ваши мыс­ли даже тогда, когда вы не совершаете боль­шого движения.

Теперь опустите руку, чтобы дать ей не­много отдохнуть, и поднимите снова. Опять закройте глаза и мысленно поверните голову вправо настолько, насколько можете это сделать без усилий.

Теперь, когда вы представляете себе это движение, можете ли вы ощутить его в своем левом тазобедренном суставе? Подумываете ли вы о том, чтобы приложить некие усилия или просто плавно переходите в эту позу? Становится ли грудная клетка или позво­ночник тверже, когда вы себе это представ­ляете? Оторвется ли на самом деле ваше левое бедро от пола, после чего вес переместится на правый тазобедренный сустав? Подними­те перед собой руку, закройте глаза и затем выполните эти действия как можно более плавно. Повернитесь направо и выясните, куда вы можете повернуться без усилий. Ос­таньтесь в этом положении, откройте глаза и

Искусство движения. Уроки мастера

оглядитесь. Это движение более результа­тивно, чем то, что мы делали в самом нача­ле. Вы всего лишь представили себе два дви­жения, и посмотрите, насколько вы уже по­вернулись.

Снова поместите перед собой левую руку и поворачивайтесь направо, пока можете это делать плавно и без напряжения. Закройте глаза и представьте, что откидываетесь на левую ягодицу. Вам придется ограничить свои движения, чтобы просто думать. Вы должны выработать у себя стремление действовать и при этом стараться не пользоваться мышца­ми или суставами. Суть движения заложена у вас в голове.

По мере того как вы будете продвигаться в своих мыслях дальше, вы увидите, что пра­вое колено должно подняться. Что вам нуж­но будет сделать с плечами и головой? Вы­полните в уме пять или шесть движений. Чтобы обдумать движение, вам необходимо почувствовать свой вес на правом плече и то, что вы действительно напрягаете свое те­ло. В результате позвоночник удлиняется и голова оказывается выше. Далее, когда вы передвигаетесь, чтобы сесть на левое бедро, вы отводите плечо от правой руки. Теперь представьте это движение в своем воображе­нии.

Достаточно. Вернитесь вперед, левую ру­ку положите перед собой, закройте глаза и

Мойше Фельденкрайз

легчайшим, едва уловимым движением по­вернитесь вправо. Насколько вы продвину­лись? Поразительно, что думать гораздо эф­фективнее, чем тратить силы и выполнять движение по-настоящему. Хорошо, теперь снова поместите перед собой руку и повора­чивайтесь направо, пока можете это делать без напряжения. Левую руку положите на макушку. Не забудьте, что если вы накло­няете голову к левому плечу, то поднимается левая ягодица и вся левая половина тела укорачивается. Пока лишь представьте себе, как левый тазобедренный сустав придвинет­ся к левой подмышке и как вся левая сторо­на вашего тела сначала сожмется подобно аккордеону, а затем раскроется, словно япон­ский веер. Представьте, как склоняете голо­ву налево, чтобы сделать все это, а потом на­право, и постарайтесь обратить внимание на детали, которых не замечали раньше. Если вы мысленно наклоняете голову направо, то ребра, находящиеся с правой стороны груд­ной клетки, отодвигаются от правого локтя. Один раз сделайте данное движение наяву, и вы убедитесь, что это действительно так. После этого вы сможете его обдумать. Вы­полняя наклон, определите, насколько уве­личивается расстояние между правой рукой и ребрами. Теперь положите руку на голову и представьте себе это расстояние. Одно­временно вы можете нарисовать в воображе-

Искусство движения Уроки мастера

нии свою левую ягодицу, касающуюся пола. Кроме того, вы почувствуете, как правое бедро направляется вверх и мышцы живота начинают вибрировать, словно готовятся со­вершить какое-то действие. Продолжайте думать о том, как прислоняете правое ухо к правому плечу, а левое к левому, и в уме ус­корьте движение. В это же время отмечайте все, что вы должны чувствовать. Например, увеличение и уменьшение расстояния между правой рукой и ребрами, сокращение одной стороны тела при удлинении другой и тому подобное. Затем вернитесь в центральное положение, поднимите перед собой руку, как можно свободнее повернитесь направо и откройте глаза. Держите в мыслях все свои ощущения. Видите, как эффективно думать! Больших результатов вы добьетесь при мень­шем напряжении, поскольку мышцы в этом случае не устанут. Сейчас выполнить это движение нам будет уже гораздо проще и, хотя до этого мы его ни разу не делали, оно займет десятую часть того времени, что мы потратили, выполняя его с другой стороны тела.

Хорошо. Теперь закройте глаза. Обе руки расположите на правом боку и представьте себе расстояние между задом и макушкой. Что делают ваш таз, пупок и ноги, когда вы хотите немного повернуться направо? Про­сто подумайте об этом. Представьте, что со-

Мойшв Фельденкрайз

бираетесь одновременно передвинуть плечи, голову и глаза. Теперь плечи и голову триж­ды мысленно разведите в разные стороны так, чтобы, когда ваши плечи направлялись вправо, голова и глаза устремлялись налево. Таким образом, в левую сторону ваши глаза могут поворачиваться вместе с головой, а в правую — с плечами.

Подумайте о том, как вы работаете глаза­ми, когда разворачиваете голову в другую сторону. Решите для себя, будете вы их пере­двигать вместе с плечами или с головой. Я хочу сказать, что если вы тщательно обду­маете эту мысль, то независимо от того, су­меете ли вы дифференцировать движение или нет, вы добьетесь значительных улучше­ний. И если сейчас повернетесь направо, то поворот будет уже гораздо больше. Оставьте руки в этом же положении, посмотрите на­право и представьте, как далеко вы можете повернуться туда и обратно. Видите, какого мы добились вращательного движения, ни­чего при этом не делая.

Остановитесь и сядьте. В какой половине тела вы чувствуете больший комфорт? Сме­ните ногу. Усаживаясь на другой бок, на­чните поворачиваться влево и сосредоточьте свое внимание на том, какие вы при этом испытываете ощущения. Движение должно быть свободным — тогда вы сможете найти различия. Снова смените ногу и попробуйте

Искусство движения Уроки мастера

поворачиваться в другом направлении. Оп­ределите, с какой стороны легче выполнять вращение, когда обе руки находятся на по­лу, — слева, где мы старательно отрабатыва­ли движения, или справа, где мы их делали лишь в уме. Снова переключитесь на другой бок и делайте так до тех пор, пока не урав­няете левую и правую стороны.

Представьте себе ту сторону тела, с кото­рой вы легко выполняете движения, и по­старайтесь добиться свободных движений и с другой стороны тоже. В процессе ваших действий мозолистое тело, которое содер­жит несколько миллиардов волокон, соеди­няет правое полушарие с левым. Таким об­разом, все, чему научилась одна половина мозга и одна половина тела, переносится и на другую сторону. Это и есть тот вид обуче­ния, который превращает обычного челове­ка в гения. Именно он дает нам право назы­ваться людьми. Вы больше не ограничены всего одной из 24 возможных комбинаций и уже не проведете жизнь, совершая одни и те же глупые действия.

Смените ногу и бок. Вообразите, что по­ворачиваетесь уже свободнее. Представьте движения, которые делают ваша попа, ступ­ни, таз, живот, плечи, лицо, шея и глаза. По­вернитесь в любую сторону, при этом плечи могут двигаться как вместе с глазами, так и

Мойше Фельденкрайз

врозь. По мере выполнения этих действий вы становитесь выше и шире.

Теперь посмотрите, насколько большое пространство вы можете охватить взглядом. Стоп. Если вы видите свой предел, когда поднимаетесь, значит, вы также можете это сделать и не вставая. Достаточно просто себе это представить. После вы поймете, что все вспомогательные движения, которые мы ис­пользуем, призваны облегчить обучение. После того как мы всему научимся, они нам уже не понадобятся. Итак, теперь вы видите окно, не вставая. Вытянитесь. Какая часть тела напрягается? Какой части тела необхо­димо прекратить работу? Чтобы продвинуть­ся так далеко, как вы представляли себе в своем воображении, вам нужно встать с по­ла. Не удерживайте свой корпус в жестком сцеплении с тазом. У воображения нет пре­делов. Если бы они были, то вы не смогли бы перелететь отсюда в Токио, у нас бы не было спутника Telstar и мы не имели бы воз­можности отправиться на Луну. В некото­рых областях знаний мы все еще продолжа­ем действовать по одной из 24 возможных схем. Особенно это касается дальнейшего развития нашего общественного устройства, правительства, налогов... Мы продолжаем сохранять дурацкий, допотопный образ мыс­ли и считаем его религией. Даже президенту приходится платить дань. Он обязан демон-

Искусство движения. Уроки мастера

стрировать, что по воскресеньям посещает церковь, иначе президентом ему больше не быть. Я ничего не имею против того, чтобы ходить по воскресеньям в церковь, это — личный выбор каждого. Но это не является нашим свободным выбором. Инфляция, за­грязнение окружающей среды и подобные проблемы существуют из-за того, что мы ов­ладели всего одной глупой схемой использо­вания собственных ресурсов и больше не позволяем себе меняться. Пять столетий ушло у людей на то, чтобы понять, что если нагадить где-то в море, то море будет загаже­но. В Средиземноморье есть 12 городов с на­селением более 2 миллионов людей, и все они загрязняют окружающую среду. Как дол­го море может оставаться чистым? Если как следует разобраться, то можно увидеть, что это и есть те самые паттерны, которые ни­когда не оспаривались, были приняты и ос­тавлены без изменений, что не дает нам при­нять на себя ответственность и поступить так, как для нас же и будет лучше.

А сейчас встаньте и определите, что вы чувствуете теперь. Пройдитесь. Во время ходь­бы повернитесь назад или в стороны, как будто, находясь в машине, даете задний ход. Теперь вы можете оглядываться назад и при этом без проблем продолжать идти. Посмот­рите вперед, а затем назад, но уже с другой стороны. Некоторые из присутствующих здесь

Мойше Фельденкрайз

пожилых людей раньше имели возможность смотреть только в зеркало и не могли огля­нуться назад, когда вели машину, а теперь могут. Ожидали ли вы, что вся группа, со­стоящая из пожилых, полных, молодых и бородатых людей, может так легко этому на­учиться? Теперь вы понимаете, что научить­ся могут все, а не только самый умный или самый лучший ученик в классе. Вы все до­бились хороших результатов. Думаю, это и есть истинное научение. Теперь давайте сде­лаем перерыв. (Аплодисменты.)

Урок восьмой

СЕДЬМОЙ ШЕЙНЫЙ ПОЗВОНОК

Встаньте, пожалуйста, на колени. Пра­вую руку тыльной стороной положите в ле­вую ладонь, расположите их перед собой на полу и упритесь в них лбом. Теперь, пожа­луйста, покачайте тазом вперед и назад. Сле­дите за своими движениями и за тем, что происходит с остальными частями тела. Оп­ределите, придвигается ли центр позвоноч­ника ближе к полу или отходит дальше от него, когда вы совершаете движение вперед. Вы чувствуете, какой именно позвонок от­даляется от пола? Втягиваете ли вы живот? В каком месте округляется ваша спина и какой именно позвонок принимает округ­лую форму?

Двигайтесь медленнее. Вы знаете, где расположено анальное отверстие. Представь­те, что вы двигаетесь от него к позвоночни­ку, и обратите внимание, какой позвонок первым идет вверх, когда вы направляетесь вперед. У большинства людей имеется пять поясничных позвонков. Какой из позвон­ков, расположенных за грудной клеткой,

8-7915

Мойше Фельденкрайз

поднимается выше? У вас есть три ложных ребра и вверх поднимаются самые нижние, так? Округляется ли эта часть спины, когда вы продолжаете движение? Спрашивая вас о чем-то, я не жду ответа. Я его знаю, поэтому держите его при себе. Между плечами у вас находится крупный позвонок, расположен­ный за седьмым шейным позвонком. У мно­гих людей вокруг него откладывается огром­ное количество жира, и это причиняет им неудобства. Перемещается ли куда-нибудь этот позвонок, когда вы выполняете движе­ние? Вы чувствуете, что, когда делаете дви­жение назад, лопатки перемещаются вместе, а когда направляетесь вперед, они расходят­ся? Многие даже не представляют, что такое может произойти, и не могут этого сделать, пока не предпримут невероятные бессмыс­ленные усилия.

Сохраняйте поверхностное дыхание и не напрягайте позвоночник, иначе потом вы не сможете двигаться. Сделайте небольшое дви­жение, чтобы часть позвоночника, находя­щаяся между лопатками, выдвинулась впе­ред и вернулась обратно, но не на грани ва­ших возможностей, а совсем немного. Вот тогда у вас появится шанс понять и улуч­шить свое состояние.

Теперь направьте таз от себя, чтобы по­звоночник между лопатками еще больше вы­двинулся вперед. Лопатки при этом должны





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...