Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мойше Фельденкрайз
сто думать, поскольку вы можете запутаться. Задача состоит в том, чтобы вы следили за тем, что вы делаете. А сейчас сделайте несколько шагов задом наперед и посмотрите, какая нога ступает лучше. Теперь пройдитесь вперед.
Остановитесь и сделайте следующее: отодвиньте правую ногу вправо, поднимите ее и сделайте еще больший шаг вправо. Далее перенесите левую ногу к правой и затем расставьте ноги в стороны, используя левую ногу. Расставьте ноги еще больше и проделайте те же действия правой ногой. Продолжайте выполнять движения и затем обеими ногами сделайте максимально большие шаги. Есть ли разница между одной ногой и другой? Теперь поставьте ноги рядом, затем левой ногой сделайте большой шаг в сторону, тут же большим шагом вернитесь вправо и составьте ноги вместе. Затем сделайте максимально большой шаг влево и вновь соедините ноги. Проследите, какая нога является ведущей, какая меньше напряжена, проворнее выполняет то, что вы хотите, и, значит, движется от бедра.
Лягте, пожалуйста, на пол, на левый бок и, не совершая никаких движений, представьте, как вы будете исследовать пол левой рукой, описывая ею вокруг себя большую окружность, как вы это делали раньше. Подумайте, куда вы повернете руку и как она
Искусство движения Уроки мастера
пройдет под головой и под туловищем. Постарайтесь, чтобы ваше воображение было приближено к вашим реальным ощущениям, и затем измените направление мысли. Проверьте и определите для себя, достигли ли вы еще больших улучшений. Теперь совершите, пожалуйста, три полных круговых движения коленом. Выполняя вращение, определите, что происходит с позвоночником между лопатками и верхней и нижней частью грудной клетки. Обычно вы так не двигаетесь. Теперь совершите три круговых движения в другую сторону. Затем выполните один оборот правой ногой и один левой таким образом, чтобы, не прерываясь, переключиться с одной ноги на другую.
Продолжайте выполнять по два полных оборота правой ногой и по два левой. С какой стороны вам легче выполнять движения? Теперь смените направление движения и начните отводить колено от себя. В позвоночнике тут же происходят изменения. Если вы станете двигаться быстрее, то круга у вас не получится. Сделайте два оборота, но теперь ступня пусть идет вверх, а колени выпрямятся. Двигайте ступней, чтобы получился замкнутый круг. Выполните полный оборот левой ступней и один еще больший оборот в том же направлении. Затем смените ногу. Медленно выполняя круговые движения пра-
Мойшв Фельденкрайз
вой ногой, поднимите левую ногу и начните работать обеими ногами поочередно.
Если сейчас вы с этим справитесь, то впоследствии это уже не будет вызывать трудности. Такую задачу можно решить лишь с помощью вашего интеллекта. Однако если движение для вас проблематично, то тело примет нужную позу после того, как вы спланируете свои действия по-иному. Позже вам уже не понадобится новое упражнение, просто вы должны будете подготовить свое нынешнее тело и его прошлое к этому моменту и постараться справиться с движением лучше, чем раньше на уроке. Иначе говоря, вы должны будете организовать свои мысли и тело таким образом, чтобы суметь выполнить движение и точно знать, что делаете. Вот тогда можно будет считать, что вы готовы к разрешению проблемы. Жизнь вовсе не состоит из задач, которые вы решаете при помощи упражнения. Здесь мы занимаемся тем, что приводим в порядок собственные мысли. Теперь мы уже можем делать это настолько хорошо, что если бы вам случайно пришлось столкнуться с какой-либо проблемой, то вы бы смогли ее уладить. Например, вы уже можете вытянуть руку в любую сторону быстрее и дальше, чем раньше. Кроме того, ваши бедра и плечи помогут вам лучше двигаться, чтобы вам не пришлось готовить очередное упражнение для решения новой задачи.
Искусство движения. Уроки мастера
Обсуждение: глаза влияют на мышцы шеи
[Мойше поступает вопрос от одной из Iучастниц группы, который он обрывает.] Так какой у вас вопрос? «У большинства лю-1дей я вижу...» Не могли бы вы, пожалуйста, прерваться? У меня уже есть строгое замечание по поводу того, как вы задаете вопрос, однако это не означает, что я пытаюсь вас наказать и не выслушаю его. Я спрашиваю, какой у вас вопрос? Вместо того чтобы спрашивать: «Люди с глазами?..», подумайте, не торопитесь, пусть он прозвучит четко, и постарайтесь произнести: «Мои глаза так не видят... это мой вопрос». И я все объясню. Если кто-то обращается ко мне за помощью, я задаю простой вопрос: что вас беспокоит на данный момент? Некоторые мне начинают отвечать так: «Ну, я точно не помню, был это четверг или пятница. Думаю, это случилось днем в четверг в 1977 году, когда я поехал с женой в Швейцарию кататься на лыжах, да, точно, это была поздняя зима». — «Итак, что же вас все-таки тревожит сейчас?» А он говорит: «Подождите минутку...» — и хочет рассказать всю свою биографию. Я уже знаю, что с этим человеком мне придется поработать довольно долго, пока я доберусь до того, что его в действительности беспокоит. Поэтому, когда такое происхо-
Мойше Фельденкрайз
дит, я говорю: «Спасибо, все понятно, а теперь встаньте, пожалуйста, и позвольте мне вас прощупать». Я прощупываю его, выясняю, в чем проблема, и провожу урок. Впоследствии, когда я уже завершаю работу с той частью тела, которая тревожит его больше всего, он говорит: «Да, это было давно», на что я отвечаю: «Я знаю, спасибо, мы закончили».
Итак, какой у вас вопрос? Такое свойственно многим людям: их мысли выветриваются, и они не могут ничего спросить. Поэтому подумайте еще. Я вовсе не хочу вас задеть и задал этот вопрос, чтобы направить вас на верный путь и объяснить различие между функциональной интеграцией и другими системами.
[Женщина задает вопрос еще раз.] Ваши глаза не могут видеть лучше в зависимости от положения головы, и обусловлено это тем, что голова и глаза имеют высокую организацию. Острота зрения не зависит и от движения головы. Если вы посмотрите направо, максимально, насколько это возможно, вы обнаружите, что в таком положении очень трудно читать маленький шрифт. Однако в обычном диапазоне движений глаз и головы не существует связи между остротой зрения и движением и положением головы. Вероятно, вы хотели узнать не это. Это вы и сами прекрасно понимаете. Голова
Искусство движения. Уроки мастера
и глаза у человека настолько связаны, что я с закрытыми глазами, пальцами взяв вас сзади за шею, могу сказать, носите вы очки или нет, и если да, то насколько хорошо видит ваш правый глаз и насколько хорошо видит левый. Это — один из вопросов, лежащих в основе данной работы. Последние несколько дней мы уже имели с этим дело, когда думали о голове и о тазе. Вы пользуетесь головой, чтобы найти и исследовать варианты того, что вы хотите сделать вовне, при этом таз держит вашу голову и дает силу для выполнения этих действий. Мы уже говорили об этом. Однако, чтобы на самом деле правильно ответить на поставленный вопрос, мне потребуется как минимум час. Возможно, вы станете лучше понимать, что такое зрение, то, чего весь мир пока понять не может. Пуанкаре, известный математик, написал книгу «Наука и гипотеза», в которой он определяет основу функциональной интеграции. Прочитай я ее раньше, ни за что не осмелился бы на работу, которую к тому времени проделал. Я бы, наверное, думал, что об этом уже всем известно. Оказывается, еще в 1887-м он дал такое логичное объяснение функциональной интеграции, что я был в состоянии воплотить ее в жизнь. Он говорил о зрении и о том, почему мир как таковой кажется неподвижным и почему это является основой геометрии. Каждый знает и со-
Мойше Фельденкрайз
глашается с тем, что треугольник останется треугольником и здесь, и в любом другом месте на земле и будет обладать теми же свойствами. Но никто не знает, что это связано с особенностями нашего зрения и тем, как глаза функционируют вкупе с мозгом.
Вы знаете, куда обращены глаза при рождении и в момент смерти? Смотрят ли они в бесконечность или сосредоточены на носе? И что мы подразумеваем под словом «сосредоточить»? Есть два способа фокусировки. Первый — это движение обоих глаз вместе и по отдельности для рассматривания близких и удаленных объектов. Если вы хотите почитать, то сводите глаза, и они сходятся в одной точке. Второй способ — мускулатура хрусталика контролирует его толщину и, соответственно, силу его преломления. У людей пожилого возраста хрусталик становится тверже, фокусировка не производится, и многим требуются очки. То же происходит и с детьми. Большинство людей обнаруживают, что им необходимы очки, когда впервые идут в школу. Если бы предпринимались какие-нибудь меры для снятия тревожности и смягчения эмоционального потрясения у детей, тогда им и вовсе не понадобились бы очки. Однако никто не обращает на это внимание. Поэтому людей снабжают очками, которые они продолжают носить всю оставшуюся жизнь.,
Искусство движения. Уроки мастера
Я говорю о том, что на этот вопрос не существует ответа. Если вам встретится хорошая книга по психологии, то вы увидите, что разные исследователи: Гельмголыд, Янг, Шаф-фер и прочие дают разные ответы. Каждый из них проводил эксперименты, чтобы ответить на этот вопрос, однако разве мы можем понять, какой из них верный, зная только то, как они осуществляли свои эксперименты. Согласно характеру обучения и воспитания, свойственному нашей культуре, наши глаза и голова двигаются сообща, как одно целое вместе с руками и ладонями. Почему, вы думаете, на уроке я просил вас смотреть на свой кулак и каково потом было чувствовать, что вы можете повернуть руку?
Теперь смотрите: если я не слежу за кулаком глазами и он находится вне моего поля зрения, то я не могу продолжать дальше — мое плечо неподвижно. Из-за того, что мои глаза застыли на месте, я не могу двигать головой, а значит, и рукой тоже. Если же я на него смотрю, то могу продолжить движение и совершить полный круг. Видите, заданный вопрос на самом деле сидит у меня в голове. Когда я приказываю и объясняю вам ваши действия, вы начинаете делать успехи, потому что я обхожу фиксации и неправильные личностные приспособления к движению.
Теперь если вы начнете стоя выполнять вращение рукой, то, когда вы ускорите дви-
Мойше Фельденкрайз
жение, она должна будет остаться в той же плоскости. В противном случае вы подвергнете опасности плечо. Таким образом, суставная впадина должна быть помещена в положение, позволяющее руке двигаться, что не может быть выполнено без помощи глаз, следящих за движением. Это обусловлено связью между головой и глазами, которая достается нам вместе с нашей культурой еще в раннем детстве. Вот почему вы сталкиваетесь с тем, что большинству людей трудно смотреть в одну сторону и при этом поворачивать голову в другую. Мы займемся этим на одном из следующих уроков. Теперь давайте посмотрим, какую роль играет голова. Чтобы четче видеть, вам нужно повернуть голову. Смотрите, если мое тело и голова не подготовлены к тому, чтобы свободно держать голову, и связь головы с тазом также не налажена, тогда если я поверну голову сюда, то не смогу продолжить дальше. Это и есть ограничение моего поля зрения. Продолжая движение, я либо сломаю шейный позвонок, либо перенесу основание шейного отдела позвоночника в положение, в котором соответствующего движения головы будет достаточно, чтобы я достиг нужной мне точки. Когда я поворачиваю голову направо, то сокращается левая грудино-ключично-со-сцевидная мышца, а другая сторона остается в расслабленном состоянии. Напрягаются
Искусство движения. Уроки мастера
другие мышцы правой стороны шеи. Если обычно я смотрю так, что глаза направлены в одну сторону, и повернуть голову в противоположную сторону я не могу, то поворот головы ограничен. Кроме того, если я привык поворачивать голову в • определенном направлении, то в одну сторону я повернусь всем телом, а в другую первой повернется голова.
Положив кому-нибудь руки сзади на шею, я могу сказать, какие мышцы натянуты и напряжены как пружина, а какие расслаблены и здоровы. По этому я узнаю, в какую сторону обычно поворачивается этот человек, чтобы на что-нибудь посмотреть, и, значит, могу поставить один против миллиона, что доминирующим у него является левый глаз. Он смотрит именно этим глазом и поэтому поворачивает голову в ту же сторону. Из всего диапазона эта часть движения совершается легко и без напряжения, а вот другая — нет, поскольку второй глаз двигается так, как двигается левая рука правши, когда он ею пишет. [Мойше адресует свои замечания одной женщине из группы.] Итак, левый глаз для вас доминирующий. Если я дотронусь до вашей головы, вы почувствуете, что две мышцы, которые отвечают за поворот головы, очень отличаются друг от друга. Так же, как и ваш доминирующий левый глаз, ваша левая грудино-ключично-сосцевидная
Мойше Фельденкрайз
мышца свободнее и подвижнее. Правая сильнее, но отнюдь не здоровее. Она выполняет совершенно дурацкую работу и неэластична. Левая же является по-настоящему здоровой мышцей.
Теперь все найдите середину своего носа, поверните голову направо и затем налево. Видите? Налево она поворачивается как минимум на двадцать градусов дальше, чем направо, причем бессознательно, поскольку именно так она всегда и двигалась. Так же и с вашими очками. Снимите их и сделайте то же самое движение. Она больше поворачивается вправо, чем влево. Знаете почему? Сквозь очки эта женщина может четко видеть лишь в их центральной части. По сторонам же ей мешает смотреть оправа очков. Поэтому, чтобы сфокусировать взгляд в центре, ей приходится сильнее поворачивать голову. Кто носит очки, у того уже нарушена связь между движением глаз и головой, которые биологически, анатомически и функционально настолько взаимосвязаны друг с другом, что имеют первостепенное значение в организации нашего движения.
Все, кто хочет прочитать об этом, может найти обобщенный вариант в работе «Тело и зрелое поведение». Но первоисточником является работа известного физиолога Магнуса из Утрехта. В 1925 году он опубликовал очень длинную статью, в которой сообща-
Искусство движения Уроки мастера
лось о том, что он обнаружил взаимосвязь обычных глазных, шейных и установочных рефлексов с глазом. Он писал об установочных рефлексах шеи, указал последовательность, с которой глаза влияют на движение головы, писал о том, как шейные рефлексы зависят от глазных, и так далее. Это очень сложная тема. Если вы просмотрите современные книги по физиологии, то увидите, что по крайней мере 30—40 страниц посвящено проблеме глаз, шеи и их положению. Это своего рода предисловие к ответу на ваш вопрос.
Давайте говорить конкретнее, пустой разговор не имеет никакого смысла. Если вы самостоятельно попробуете это сделать, то обнаружите любопытную вещь. Смотрите, я поворачиваю глаза налево в вашу сторону, хочу встать, и мой таз располагается таким образом, что одна нога становится твердой и крепкой, чтобы принять на себя мой вес, а другая нога и бок расслабляются и теперь могут с легкостью развернуться. А если я, все еще находясь в повернутом положении, сяду обратно, то нога, расположенная с той стороны, в которую я развернут, напрягается, а другая расслабляется. Вот справа я слышу какой-то шум и поворачиваюсь, чтобы туда посмотреть, — мое тело готово к движению, которое уменьшит поворот шеи и глаз, и правый бок приведен в состояние готов-
Мойшв Фельденкрайз
ности. Вся необходимая мышечная сила и готовность к действию производятся движением моей головы или глаз или тем и другим вместе. Это — одно из важнейших жизненных приспособлений, которое формируется у нас с рождения. Если вы носили очки или линзы, значит, имеет место нарушение.
В моем же случае зрение улучшилось с имплантатом в одном и линзой в другом глазу, и за последний год я стал немного четче различать предметы. Несмотря на то что сейчас я старше, мои движения и походка стали свободнее и легче, чем были год назад. Вы же не думаете, что я действительно такой неуклюжий. (Смех.) И это именно то, о чем я вам говорил: для того чтобы ноги были свободны, голова и глаза должны оказаться посередине. Теперь вы видите, что есть некоторые вопросы, которые кажутся очень легкими, но, чтобы ответить на них, вам придется перестроить всю свою жизнь.
Теперь, когда я провел урок и представился людям, которые не знакомы с моей работой, я начну с того, что попрошу их повернуться и посмотреть в том же направлении. Это движение проще, и его легче выполнить, чем другие. Но есть одна точка, которую без перестройки своего организма вы достать не сможете. Здесь я обычно демонстрирую аудитории одну удивительную вещь, о которой они не знают. Большинство лю-
Искусство движения. Уроки мастера
дей полагают, что, чтобы продолжить поворот, нужно быть гибким, молодым и иметь сильные мышцы. И если они страдают ревматизмом или кривошеей, то останавливаются и дальше двигаться не могут. Все движения становятся зажатыми, и повернуться еще больше позвоночник уже не в состоянии. У некоторых в одной точке позвоночника возникает давление, при неудачном действии она становится артритической и хрящ разрушается. В результате все движения причиняют невыносимую боль, и человек начинает опасаться, что если продолжит, то что-нибудь себе сломает. Поэтому я заставляю их делать нечто иное. Точнее, я прошу их ничего не делать, а только неподвижно держать перед собой нос и двигать глазами в сторону и обратно, и затем повторить все заново. Итак, вернитесь в исходное положение, закройте глаза и, как и раньше, выполняйте движение до того момента, когда почувствуете, что достигли его предельной точки и что здесь вам придется приложить уже большие усилия. Вот граница вашего движения сместилась еще на 10—15 градусов. Продолжайте неподвижно смотреть перед собой и теперь поверните голову в другую сторону. Всего нужно три или четыре движения. Закройте глаза, подготовьтесь к выполнению той части движения, которая не вызывала у вас неудобств, и остано-
Мойше Фельденкрайз
витесь в том месте, где почувствуете изменение напряжения. А людей все прибавляется. Итак, я продолжаю вам демонстрировать, что сейчас вы выполняете движения, которые противоречат чьему бы то ни было опыту. Вам нужно совершить простые движения глаз в противоположном направлении, если вы хотите обрести гибкость, и никаких упражнений — мы всего лишь поворачиваем глаза в обратную сторону. И неважно, насколько окостеневшими некогда были эти люди, был ли у них ревматоидный артрит или нет, толстые они были или худые, старые или молодые. Иногда с людьми происходят настолько значительные улучшения, что количество поворотов, которые они могут совершить, возрастает в четыре или пять раз по сравнению с тем, что было раньше.
[Мойше обращается к женщине, задавшей вопрос о глазах.] Попытайтесь сделать все заново. Сядьте, посмотрите на меня сквозь свои очки так, чтобы отчетливо меня видеть. Теперь разверните только плечи, видите? Вы привыкли двигать головой и глазами. Теперь сделайте движение плечами и посмотрите на мой нос. Не руками. Вы видите? Это и есть те самые нарушения, к которым привело вас ношение очков. Сейчас вы возьметесь за его искоренение. [Женщина из группы добавляет: «Мое зрение улучшилось с тех пор, как я начала заниматься осознанием через движе-
Искусство движения. Уроки мастера
ние».] Конечно, оно стало лучше. Однако я хочу показать вам и всей группе важность вашего вопроса и ответа на него. Следите за мной. Если я посмотрю на вас, то разверну плечевой пояс, а руки буду держать на своем пенисе, можете так? Ну, конечно же, не можете — ведь у вас его нет! (Смех.) Вы можете держать руки на том, на чем можете, и, глядя на меня, двигать плечами. Выполните шесть движений, чтобы они стали для вас простыми и знакомыми. И необязательно напрягаться, чтобы хорошо выполнить эти действия. Дышите свободно и поверхностно. Теперь остановитесь. Осторожно посмотрите направо до того момента, пока вам не требуется прилагать для этого усилий, и затем поверните вправо голову и глаза. [Обращается к группе.] Посмотрите, насколько дальше она стала поворачиваться по сравнению с тем, что было раньше. Развернитесь в другую сторону. Взгляните, просто потрясающие улучшения. Как это возможно? Это и есть ответ на ее вопрос — это работа Магнуса в том виде, в котором я применил ее в функциональной интеграции.
Профессор физиологии из Чикагского университета посетила меня в Израиле и прошла урок, который я только что описал. Не знаю, осталась ли она им довольна или нет, но сидела она так, будто произошло нечто очень странное. В конце она мне сказа-
6 7915
Мойше Фельденкрайз
ла: «Меня очень взволновал этот урок». Я спросил: «Почему? Что в нем такого?», а она ответила: «Двадцать пять лет я учила своих студентов тому, что такое глазные рефлексы, шейные рефлексы, тонические глазные рефлексы, асимметричные шейно-тонические рефлексы, установочные рефлексы и их сочетание. Я изучала работу Магнуса, но мне никогда не приходило в голову применить ее на практике. (Смех.) Вот я и подумала о том, насколько ничтожно это мое преподавание. Я могла бы воспользоваться ею, чтобы улучшить жизнь всем моим студентам, однако не сделала этого, а только экзаменовала их, чтобы удостовериться, поняли ли они то, чему я их учила».
«Движение—жизнь; жизнь немыслима без движения».
Мойше Фельденкраиз
Урок седьмой
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
ОРГАНИЗУЮТ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА
Итак, давайте посмотрим, как это работает. Многие из вас уже выполняли этот урок раньше, но вы увидите, что, когда будете делать его в этот раз, улучшения, которых вы добьетесь, окажутся за пределами всех ваших ожиданий, поскольку на предыдущих уроках вы научились быть более гибкими. Сядьте, поместив правую ногу назад, а левую протянув вперед. Можно видеть, что те, кто посообразительней, придерживаются левой рукой, даже если в этом нет необходимости. В группе есть человек, у которого проблемы с тазобедренным суставом, и ему нужна поддержка. Любой умный и способный хирург скажет: «Это старое бедро. Если вы хотите им двигать, вставьте искусственный тазобедренный сустав». И все же его тазобедренный сустав лучше вставного, при условии, что этот человек по возможности работает головой.
Итак, теперь давайте проверим, является ли то, о чем я говорю, никому не нужной
Мойте Фельденкрайз
!
чушью или это действительно работает. Обопритесь на левую руку. Зачем? Мы можем битый час говорить об одном этом. Теперь держите руку вот так и, пожалуйста, не делайте никаких телодвижений, просто уберите руку. Видите? Как только вы ее убрали, вы тут же задержали дыхание и переместились в такое положение, чтобы не упасть. Теперь, вероятно, вам придется сохранять равновесие, и одной из сторон тела придется для этого сильно потрудиться. Мышцы будут удерживать ваше тело, и вы можете хоть в лепешку расшибиться, пытаясь придать им эластичность. Когда мышца выполняет какое-то действие, она больше ничего не может делать. Другими словами, вы не можете одновременно курить сигарету и целовать свою возлюбленную, поскольку рот занят всасыванием. Теперь расслабьте тело, уже не опираясь на руку. Как ни старайтесь, но напряжение в мышце не уменьшится, так как она находится в рабочем положении из-за вашего намерения сидеть таким образом. Двигательная, или интенциональная, зона коры головного мозга осуществляет исполнение этого вашего желания и нигде больше не может быть задействована. Следовательно, вам остается только одно — продолжать поддерживать мышцу с тем, чтобы она испытывала потребность в работе.
Итак, продолжайте опираться на левую
Искусство движения. Уроки мастера
руку. Чувствуете, что мышца расслабилась? Вот теперь я могу начать ее тренировать. Повторяю, если вы хотите снять напряжение мышцы, вам не нужно просить ее об этом, просто держите конечность таким образом, чтобы та мышца оказалась незадейст-вованной, и вы обнаружите, что мозг человека настолько высокоразвит, что как только он почувствует, что можно без риска дать этой мышце отдохнуть, то немедленно это исполнит.
Вот так я работаю с людьми, утверждающими, что у них сломана рука и потому они не могут расслабить плечо. Я приношу стул и удерживаю руку в таком положении, что нервная система со временем уясняет, что рука находится в полной безопасности. Тогда рука расслабляется и плечо начинает двигаться, а я своими руками могу обеспечить им даже большую защиту. Когда я попытаюсь подвигать плечо, то начну с внутренней части сустава и буду перемещать тело вокруг этого сустава. По окончании я скажу: «Уберите стул», а человек скажет: «Как такое может быть, я уже два года хожу с опущенным плечом». И это притом, что я ни разу не дотронулся до руки.
Можно понять, что происходит в мозге человека: он заботится лишь о сознательном действии — о намерении поднять руку. Если что-то произошло и он больше не может
Мойшв Фельденкрайз
этого сделать, то он полностью теряет способность управлять своей рукой.
Что могу для него сделать я. Вместо того чтобы работать мышцами так, как к этому привык его мозг, я делаю прямо противоположное. Изначально при включении в движение мышца растягивается с обеих сторон равномерно и не знает, как можно натянуться в одном месте и не натянуться в другом. Удивительно то, что, когда пассивная часть мышцы руки, например, лежит неподвижно, другой ее конец выполняет огромное движение. Как у вас это получается? Есть весьма любопытное свойство, которое заключается в том, что нервная система поддерживает тело в неподвижном положении, и вы, сами того не осознавая, делаете это с тех пор, как совершили свое первое в жизни движение. Вам приходится это делать, иначе вы не сможете двигать конечностями. Это как воздух, которым вы дышите, не задумываясь об этом. Итак, если мне достанется кто-то, кто не может двигаться, я не стану тренировать его мозг и твердить ему: смотри, сейчас ты соберешься и выполнишь это движение. Если он сделает это телодвижение в его нынешнем состоянии, то урок будет похож на физиотерапию. Если вы следите за моими действиями, то видите, что я все еще держу руку и перемещаю тело вокруг сустава, чтобы мышцы двигались в той час-
Искусство движения. Уроки мастера
ти, где обычно они неподвижны. Это пример, противоположный тому, что называется естественным. Даже у здоровой руки возможности ограниченны. Вчера вы в этом убедились и усовершенствовали свои способности. Когда, лежа на полу, вы вращали рукой, вам приходилось двигать телом и оставлять руку под собой на полу. Таким образом, мы подошли к этому вопросу с другой стороны, где прежде ваш мозг не имел опыта. В двигательной зоне коры вы распознали новый принцип так, что она внезапно смогла выполнять действия с обеих позиций. Вы помните женщину, с которой я работал вчера? Она не могла поднять руку. Но я и не пытался ее поднять, потому что женщина сразу бы почувствовала предел своего движения и отказалась продолжать. А что мы делаем, когда человек оказывает сопротивление? Психиатры обнаружили, что мы пытаемся сломить это сопротивление. Или сломать руку, или причинить боль. Поэтому, если в психиатрии сталкиваются с противодействием, то все вокруг начинают плакать и чувствовать себя несчастными. И происходит это потому, что пытаются преодолеть ваше сопротивление. Теперь вы понимаете, почему я, когда наталкиваюсь на сопротивление, не пытаюсь его сломить. Я поддерживаю руку в стабильном положении там, где человек чувствует себя защищенным. Вы это
Мойте Фельденкрайз
видели на видеокассете, но не обратили внимания. Поддерживая руку и сохраняя ее в безопасном положении, я могу передвигать тело к точке противодействия, которое к тому моменту уже проходит. Сопротивления как не бывало. Затем я шевелю другой стороной сустава, который к тому времени еще не разобрался, оказывать ему сопротивление или нет. Таким образом, за несколько секунд я добиваюсь полноценного движения руки, причем люди, десятки раз наблюдающие за этим, ничего не замечают.
А вот другая ситуация. Эта женщина не может самостоятельно пошевелить головой, потому что перенесла операцию на грудной клетке. Я хочу заставить ее понять, что просто есть некая мышца, которой она не может пользоваться. Поддерживая плечо, я снимаю необходимость в этой мышце, принимая ее работу на себя. Грудной мышце больше не нужно ничего делать, и поэтому, если мозг этой женщины находится в нормальном состоянии, ей понадобится всего несколько секунд, чтобы осознать, что поддерживать мышцу уже не требуется. Таким образом, она перестраивает свои действия. И где же была точка сопротивления? Я не спрашиваю, я знаю где. Посмотрите вперед, в сторону и назад — вот это место. Стало быть, если я сделал это один раз, значит, могу продолжать и дальше, так как мозг достаточно
Искусство движения Уроки мастера
умен, чтобы уже с первым опытом осознать, что это возможно. Что касается господина, которому необходима опора для тазобедренного сустава, то я заставлю его сустав стать таким же подвижным и пластичным, как у всех самых молодых или самых благополучных из присутствующих, если, конечно, сустав еще не разрушен настолько, что не подлежит восстановлению. Но даже в этом случае движению можно вернуть прежние свойства. Позже это может быть болезненным. Но я считаю, что он выглядит достаточно здоровым и его выздоровлению препятствует отсутствие обыкновенной способности мыслить. Он знает, что ему 74 года, а раз ему 74, значит, он должен работать бедрами так, как и все в его возрасте. Поэтому, если он в своем уме, то не должен слишком высоко поднимать свой сустав. Так же, как и для девяностолетней женщины считается ненормальным заниматься любовью, — неприлично, правда? А одна занималась.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!