Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реформа просвещения



1853 г. правительством был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправле­ние; совет профессоров избирал всех должностных лиц университета. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Студенты не имели права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, раньше широко практиковавшийся, был вовсе воспрещен.

Была проведена реформа средней школы в целях поиска более спокойного резерва слушателей для высших учебных заведений.

"Положение о начальных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища учебные программы, которых резко отличались от церковно-приходских и государственных. В 1864 г, был "утвержден устав гимназий и прогимназий, разделивший средние учебные заведения - гимназии - на классические и реальные с 9-ми летним сроком обучения. В 1871 г. в этой области образования дифференциация усилилась. В, частности, в классических гимназиях был введен 8-ми летний срок обучения, а реальные гимназии переименовали в училища с 6-ти летним сроком обучения. Обучение было платным и весьма дорогим. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х г. - около-600. В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. В городах грамотных было больше в 2 раза, чем в деревнях. Грамотность среди мужчин составляла 29,3%, а женщин - 13,1%.

Реформы 1860-х гг. принципиально изменили социально-экономическое и правовое положение основных сословий общества – крестьянства и дворянства. С этой точки зрения законодательный акт эпохи реформ – Манифест от 19 февраля 1861 г. и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - не имеет себе равных по значению и последствиям в истории Российской государственности. Объектом реформы явились отношения собственности на землю, которые складывались исторически в течение длительного времени и составляли основу способа производства данного общества. Речь шла об изменении за очень короткое время положения десятков миллионов людей на громадной территории с величайшим разнообразием региональных, культурных и национальных особенностей. Это кардинальное изменение открывало путь к созданию основ гражданского общества, а в перспективе давало мощный импульс дальнейшим шагам по пути его демократизации.

Лекция №13. «Западники» и «славянофилы».

Революционно-демократическое движение в 50-х — 80-х годах XIX в. Народничество.

«Западники» и «славянофилы»

Западничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин.

К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...