Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства:
Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.
Таинство миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.
1. Приготовление и освящение мира, совершаемое раз в несколько лет.
2. Помазание освященным миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после таинства крещения.
Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.
Цель совершения таинства. Протоиерей Александр Шмеман поясняет, чтó именно получает человек в таинстве миропомазания: «...особенность этого таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы (16) состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну...».
Для того чтобы понять как вообще это возможно, необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой таинство миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем таинстве миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, «да крестится каждый из вас …и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 38).
В этом таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в таинстве миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному» (17).
Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа», которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне (18) Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5; 22-25). Все таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает.
Таинство миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в таинстве крещения.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 144 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!