Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иконография и символика



Более сложной проблемой является вопрос о специфике изобразительной системы, которую демонстрируют нам храмы Равенны.

Прежде всего надо отметить отсутствие строгой иконографической системы в расположении священных изображений, единообразной для всех сооружений Равенны. В куполе центрических сооружений могли быть абстрактный символ (золотой крест на фоне звёздного неба в мавзолее Галлы Плацидии) или фигуративная сцена крещения (баптистерий арианцев, Неоновый баптистерий). В апсиде Сан Витале изображён Христос в окружении ангелов и донаторов, а в апсиде Сант Аполлинале ин Классе перед нами предстаёт странное смешение абстрактных символов (крест в круге звёздного неба), пейзажа (условное изображение леса с овцами) и своеобразной аллегории (человечество в виде овец, идущих к своему пастырю-Христу). В мозаиках последней церкви к тому же уже присутствует канонический образ Христа Пантократора (Вседержителя), который позднее займёт своё главенствующее положение в иерархии канонических росписей.

Имеет смысл, если позволяет учебное время, сравнить изобразительные системы разных сооружений Равенны с канонической системой для крестово-купольного храма, чтобы понять в каком направлении двигался отбор образов. Эта тема могла бы стать предметом творческого проекта учащихся. Можно так же рассмотреть проблему глобальной смены концепции прекрасного при переходе от телесной красоты античного космоса (греч. «космос» означает «украшаю») к трансцендентальной абстракции красоты идей и духа христианства. В свете этого пленительная телесная красота обнажённой натуры в сценах крещения будут свидетельствовать о непреодолённых воспоминаниях об античных идеалах, а сухая абстракция символики креста – о будущих иконоборческих концепциях, отрицающих любое изображение священных персон.

Интересно на примере равеннских мозаик проследить как складывалась христианская символика из реалистических изобразительных мотивов античности. В том же Неоновом баптистерии сцена крещения заключена в кольцо двух групп апостолов, ведомых апостолами Петром и Павлом навстречу друг другу – позднее из этой процессии выкристаллизируется иконография Деисуса. Христос на небесной сфере в апсиде Сан Витале является отправной точкой в формировании иконографии «Христа в силах» и т.д.

Примеры пленительных по наивности и непосредственности символов можно множить ещё долго. Очень интересным представляется развитие образности тёмно-синих небес с золотыми звёздами. В конечном счёте, в качестве канонического утверждаются золотые небеса, а темно синее небо остаётся в сценах конца света и Страшного суда. Интересно сравнить образность мозаики Сан Витале о гостеприимстве Авраама и жертвоприношении Исаака с последующей иконографией святой Троицы, а изображение Юстиниана и Феодоры с фреской великокняжеской семьи в Софии Киевской и т.д.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...