Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мавзолей и центрический храм



В античной культуре идея посмертной славы, одним из знаков которой является здание мавзолея, была связана с реальной исторической памятью потомков. В христианской интерпретации эта идея трансформируется в основополагающий постулат о торжестве духа над смертью («смертью смерть поправ»).

Обычай воздвижения над могилами мучеников за веру памятных храмов (мартириумов) закрепило за типологией центрического храма место в христианском каноне. В результате выделения купольной части со световым барабаном произошёл постепенный переход от полутёмного мавзолея-тумулуса к светлому храму-усыпальнице. В христианском храме эта тенденция была осмыслена как прорыв к высотам трансцендентного мира. Именно так обстоит дело в Сан Витале, за которым в перспективе выстраиваются купольные и крестово-купольные храмы Византии.

На этом фоне мавзолей Галлы Плацидии смотрится более архаично. Его крестообразная структура и вся образность беспросветного, закрытого, глухого пространства прямо указывают на связь с катакомбами, где первые христиане хоронили умерших членов общины и одновременно совершали религиозные церемонии. От раннехристианской традиции служб в катакомбах и происходит типология храма-крипты, к которому принадлежит мавзолей Галлы Плацидии, одновременно являющийся храмом посвящённым св. Лаврентию.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...