Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
3.1. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение:
"Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя".
Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли "автор преступления" свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе "свободной воли" и в чем уязвимость этой позиции?
3.2. Один из персонажей Ч. Айтматова "И дольше века длится день", Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны - так называемые биотоки - будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он "будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, - сигнал - будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, - сигнал - будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, - сигнал - будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека - все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь - в огонь прыгнет, надо с парашютом - глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком - пожалуйста, одним моментом".
Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, несвободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность?
3.3. В известной пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" есть такой диалог:
" Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват...
Хозяин. А кто же?
Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь.
Хозяин. А удержаться никак невозможно?
Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата".
Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям.
3.4. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Разумихин изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом:
«… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..
Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней и глупости» - и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, - зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что всё на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи!
… сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?».
Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против.
3.5. К какому направлению криминологии можно отнести следующие
теории:
Н а п р а в л е н и я | Т е о р и и |
Социологическое Биологическое | Аномии Множественности факторов Опасного состояния Конституционного предрасположения Антропологическая Генетическая Эксплуатации и частной собственности Социальной дезорганизации Дифференцированных связей Эндокринная теория |
3.6. Укажите время создания кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время?
3.7. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:
Н а п р а в л е н и я | У ч е н ы е |
Социологическое Биологическое Классическое | Беккариа Дриль Фойницкий Кетле Ломброзо Тард Дюркгейм Монтескье Граматика Ансель |
Контрольные вопросы
1. Где и когда возникла криминология?
2. Перечислите известные вам криминологические школы и дайте им краткую характеристику.
3. Назовите основные положения классической школы. Кто был ее основателем?
4. Назовите объективные и субъективные предпосылки возникновения классической школы уголовного права.
5. Дайте краткую характеристику антропологической школы и назовите имя ее основоположника.
6. Дайте краткую характеристику социологической школы. Кто из ученых стоял у ее истоков?
7. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии?
8. В чем существо марксистского подхода к объяснению причин преступности?
9. Какие криминологические школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода?
10. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития криминологии советского периода.
11. Что, на ваш взгляд, мешает развитию российской криминологии в настоящее время?
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1086 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!