Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Господь Иисус Христос и Его ученики говорили просто, но уже у апостолов встречаются целые речи, обращенные к народу. В эту эпоху их вера и вера пастырей была настолько сильной, а благодатные дарования настолько обильны, что благовестники слова Божия не нуждались в какой – либо подготовки гомилетического характера. Благодатное вдохновение было лучшим помощником пастыря в деле благовествования истины Христовой.
Так продолжалось до Оригена (182-251) – видного христианского ученого-экзегета и проповедника. Он учил, что христианскому проповед-нику, кроме вдохновения, необходим труд и предварительная подготовка. В своей школе он преподавал в числе других предметов и риторику – науку об ораторском искусстве. С этого времени в церковную проповедь начинают проникать элементы искусственности, которые впоследствии преобразуют живую пастырскую беседу в формы церковного красноречия. Проповедь этого периода – это, прежде всего, продукт личного творчества проповедников, представляющая начало самобытного, собственно христианского ораторства. Впрочем, отцы церкви всегда выражали взгляд на проповедь как на такой вид деятельности, в которой главное значение имеет благодать Божия.
В IV веке, который был особенно богат выдающимися проповед-ническими талантами, еще не появляется какого-либо теоретического руководства для проповедника. Причина этого в том, что в этот период не было необходимости в каком-либо гомилетическом руководстве: большин-ство христианских проповедников было талантливыми и блестяще образо-ванными людьми, не нуждавшимися в каком-либо теоретическом пособии. Только к V веку на Западе появились специальные руководства для проповедников, что было связано с малым количеством выдающихся проповедников. К тому же и богословское образование находилось на довольно низкой ступени развития. Это такие пособия как: «Христианская наука», составленная Блаженным Августином (V в), сочинение святителя Григория Великого, папы Римского (VI в.) «Правило пастырское».[7]
В Русской Церкви такие руководства появились значительно позднее. Важное значение имеет «Церковный устав», где даны указания когда и какие поучения следует читать в храме.
В XVII веке в Киеве появился первый русский учебник гомилетики, составленный архимандритом Иоанникием Голятовским, ректором Киевской Академии «Наука, аль бо способ зложения казания» (на полупольском, полуславянском языке).
В 1776 году подобные указания давались и в «Духовном регламенте», разных переводных руководствах и в имеющей важное значение «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной двумя знаменитыми иерархами Георгием Конисским и Парфением Сопковским.
В XIX веке было составлено и издано полное, очень интересное и важное руководство по гомилетике профессора Киевской Духовной Академии Амфитеатрова «Чтения о духовной словесности».
Затем были многие учебники и руководства професоров Фаворова, Чепика, Триодина, Юрьевского. Курсы по истории проповеди професоров Барсова и Паторжинского.
Можно особо отметить книгу профессора Киевской Академии В.Ф.Певницкого «Церковное красноречие и его законы» (1906 г.).
В середине XX века составлен курс по гомилетике профессора Мос-ковской Духовной Академии протоиерея А. Ветелева. Этот труд имеет бо-льшое значение и ценность, как составленный уже в более позднее время.
Гомилетическая наука в нашем Отечестве не богата. Наши предки проповедовали свою веру свободным изложением своего чувства. Они не любили рассуждать о теории красноречия и не писали правила о том, как проповедовать. Наша наука вышла не из теории о церковной проповеди, а из практики устного слова. Первым образцовым руководством на Руси был «Церковный Устав».[8]
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!