Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

V. О видах и формах проповеди



Основным предметом проповеди является раскрытие учения Священного Писания о нашем спасении в истинах вероучительных и нравоучительных.

В первые века христианства проповедь была простой безискусственной сердечной беседой, напоминающей беседу любящего отца со своими детьми.[15]

Многое в этих проповедях – беседах давалось воздействием даров Святого Духа, которыми были богаты первые века христианства.

Эти беседы по своему содержанию и способу изложения были двух видов:

1) Беседа на текст Священного Писания в виде анализа его содержания (главы, зачала и пр.);

2) Поучения на определенную тему и раскрытие ее на основе Слова Божия.

Рядом с этими безыскусственными формами проповеди стала складываться и третья более сложная форма со своими особенностями.

Причиной ее возникновения явилось то обстоятельство, что, начиная с III – IV веков, среди христиан несколько ослабели вера и любовь, поэтому уменьшались и действия благодати, что создало потребность для проповеди черпать дополнительные силы в труде, усилиях ума и в светском ораторском искусстве.

Под воздействием всего этого и выработалась новая ораторская форма проповеди – слово и установился взгляд на церковную проповедь как на один из видов ораторского искусства. Этот взгляд сохранился до самого последнего времени, найдя свое выражение и в самом наимено-вании гомилетики, как науки о церковном красноречии.

Этому взгляду противостоит другой взгляд, по которому проповедь не искусство, а живая, идущая из горячего сердца, безыскусственная речь. Этот взгляд опирается, главным образом, на тот простой и общедоступный характер проповеди, который существовал в Церкви в первые века христианства.

Из двух вышеуказанных первоначальных видов выработалось две ее формы.


1. Экзегетико-аналитическая беседа, последовательно изъясняю-щая Слово Божие: стих за стихом, главы, зачала и проч.[16]

2. Синтетико-тематическое поучение, в котором подбирается и систематически излагается учение Слова Божия на какую-либо опреде-ленную тему.

Анализ и синтез – это два основных метода, способа изложения мыслей. Анализ – разложение путем расчленения на составные части (например: главы на стихи) и объяснение каждой в отдельности. Синтез – изложение путем собирания, объединения в одно целое отдельных мыслей на определенную тему (так пишутся сочинения и тематические проповеди).

3. Третий вид проповеди – слово сложился и развился из второго (из тематического поучения), превосходя его совершенством формы. Слову свойственна строгая и полная систематизация содержания, логическая последовательность изложения и богословско-отвлеченное раскрытие и освещение предмета.

Беседа[17]

Проповедь в виде беседы чаще всего употребляется при последовательном изъяснении текста какой-либо главы священного Писания, церковного песнопения, чинопоследования богослужения, таинства или обряда.

Весьма часто отдельный стих той или иной главы текста Священного Писания имеет свой предмет, как и каждая мысль церковного песнопения или действия богослужения.

При этом они (стих, мысль, действие) не столько нуждаются в доказательствах, сколько в простом изъяснении и раскрытии их содержания путем установления не отвлеченно-логических, а внутренне – органических связей между мыслями, относящимся к данному предмету.

Отсюда вытекает определение беседы как такой проповеди, которой свойственна некоторая многопредметность содержания, раскрытие, а не доказательство мыслей в изложении, и внутренне–органическая, а не отвлеченно-логическая и механическая, связь мыслей в раскрытии предмета.

Эта многопредметность внутри беседы дает формальное основание считать ее сложным, мозаичным видом проповеди, состоящим как бы из нескольких отдельных проповедей – миниатюр.

В конце II – начале III века, вследствие образования канона книг Священного Писания, за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов. Это обстоятельство имело прямое отношение к церковной проповеди, ибо в задачу пастыря входило объяснение библейского текста прочитанного за богослужением. Эта разновидность проповеди – гомилия изъяснительная – сохранила все характерные черты апостольской проповеди: простоту, ясность, доступность. К отличительным признакам изъяснительной гомилии следует отнести ее построение, определяемое не ходом рассуждений проповедника, а последовательностью объяснения библейского текста.

Дальнейшее развитие изъяснительная гомилия получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания в гомилии, согласно которым пропо-ведник изъясняет прочитанный текст стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически, археологически и т. д.

После подробного разбора указывается смысл нравоучительный, а затем аллегорический или таинственный. Вклад Оригена в дело церковной проповеди велик. Он создал особый тип проповеди – экзегетическую гомилию, которая стала нормой церковного проповедничества сохранив в Церкви свое значение на все времена.[18]





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...