Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. В микросоциологии семьи выделяются три ведущих теоретических подхода — символический интеракционизм, теория обмена и эт-нометодология, а также психоаналитическая теория и социометрия как теоретическая основа психодрамы (два последних подхода явились основой практической социологии семьи, семейно-групповой терапии и социальной работы с семьями). В отличие от теорий структурного функционализма и теорий конфликта страт и классов, составляющих сердцевину макросоциологии семьи, микросоциологические теории сосредоточиваются на отдельных сторонах семьи как микрообъекта, т.е. на социальных взаимодействиях, интеракциях малой группы — семьи. Различие между микросоциологическими теориями проводится в зависимости от особенностей их объектов — по тем или иным аспектам семейного поведения, жизненного цикла семьи и психологического климата семьи.
2 Предтечей эмпирического, группового подхода к изучению семьи в XIX веке стал Фредерик Ле Пле, сосредоточивший внимание на том, что делает семья, и предложивший в качестве модели реального поведения семьи исследование жизненной истории и бюджетов семьи. Ле Пле первым из западных социологов обратил внимание на то, что либерально-демократическая традиция эмансипирует личность от семьи, тем самым способствуя тоталитаризму. Исходной клеточкой социальной науки должна стать семья, а не индивид. В XX веке Эрнст Берджесс определил семью как «единство взаимодействующих личностей» и выдвинул тезис о переходе семьи-института к семье-товариществу.
3. Макс Вебер (1864—1920), основатель символического интерак-ционизма, определял социологию как науку, имеющую своим предметом субъективные значения индивидов, их мотивы и личностные определения социальных ситуаций. Эта теоретическая парадигма противостоит подходу Эмиля Дюркгейма (1858—1917), прародителя структурного функционализма, утверждавшего что социология должна изучать внешние по отношению к индивидам и их поведению социальные факты, а также подходу Карла Маркса (1818—1883), рассматривавшего общество в терминах отношений людей к средствам производства и в связи с вытекающими отсюда классовыми конфликтами. Символический интеракционизм фокусируется на действиях людей, на том, как они
создают, используют и передают символы разного рода. Символы замещают определенные предметы и явления и в качестве значений человеческих действий служат основой общения, процесса интеракции. Дж. Г. Мид выделял игру ролей, принятие роли другого, значимого другого, генерализованного другого как ключевые моменты формирования Я, становления личности в ходе семейной социализации детей. Знаменитая формула У. Томаса «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» раскрывает суть интерпретации межличностных взаимодействий, в том числе в семье.
4. Теория обмена позволяет рассматривать семейные процессы
сквозь призму обмена ценностями. Можно социальный статус обме
нять на молодость (брак по расчету), любовь на уют, красоту на пре
стиж и т. д. Дж. Хоманс подчеркивает, что теория работает, когда ожи
дания обменивающихся сторон оправдываются, если же они наруша
ются, то возникающие конфликты не поддаются описанию. Поэтому
данный подход применяется, как правило, к брачному выбору, в обла
сти мотивов супружества, брачного рынка, и не может использоваться
в анализе ситуаций развода и распада брака.
Г. Беккер попытался расширить зону приложения теории обмена в ее микроэкономической версии при анализе репродуктивных решений супругов. Но и здесь возможности оказались ограниченными, т. к. дети интерпретируются как «товары длительного пользования», приобретаемые на метафорическом рынке в зависимости от уменьшающегося постоянно соотношения издержек и выгод.
5. Эт но методология или феноменологическая социология требует
отнестись к изучению современности как к исследованию иной, неве
домой культуры с точки зрения анализа интерпретационной деятель
ности, существующей внутри этой культуры. В этом смысле сама со
циология семьи оказывается разновидностью интерпретации семейной
реальности наряду с общежитейским ее толкованием. Метод этно-
методологической редукции требует находить влияние стереотипов
здравого смысла, например, в научных трактовках рождаемости. Экс
периментальный метод «гарфинкелинга» направлен на привнесение в
привычные повседневные ситуации того, что разрушает устоявшийся
и потому не замечаемый ход общения.
6. В психоаналитической социологии помещение в центр внима
ния не абстрактного индивида — частицы социума, а сформированно
го семьей и живущего в семье семейного человека реализует гуманис
тическую ориентацию науки. Психоанализ вызвал при своем появле
нии негодование не призывами к революционной переделке общества,
как это случилось с марксизмом, а теоретическим осмыслением всем
давно известного из приватного опыта, но в терминах «неприличной»
символики. До сих пор остается воинственной критика психоанализа со стороны феминистической теории за его якобы сугубо мужской подход, хотя в основе этой критики лежит присущее психоанализу не «мужское», а семейное мышление, вызванное тем, что создание психоанализа пришлось на пору широкого распространения многодетной семьи и ведущей роли социокультурных норм семейности и семейного образа жизни.
Психоаналитическая социология сильна своей терапевтической стороной и в широком смысле может рассматриваться как база переоценки ценностей общества посредством переориентации индивидуальных ценностей. Большой интерес к социологизации фрейдовской теории проявили Т. Парсонс и другие ученые. Элтон Мейо, родоначальник современной «теории человеческих отношений» в индустриальном производстве, увидел именно в семейных отношениях традиционной семьи аналог той теплоты первичных связей и неформальных уз, которую он вознамерился внедрить в формальную организацию. Футуролог А.Тоффлер поместил в центр общества будущего семейное до-мопроизводство, электронную семью, соединяющую в себе благодаря компьютеризации место работы, учебы и отдыха.
7. Социометрия и психодрама, созданные Дж. Морено как науч
ный метод преобразования социальных отношений в противовес ре
волюционному методу Маркса, фокусируются на активной роли лю
дей. Они разрабатываются в пику социологическим опросам, как яко
бы «оскорбляющим» человеческое достоинство, сосредоточиваясь на
«исследовании действием», на «спонтанности» участников социодра-
матического процесса. Психодрама и социодрама с помощью социо
метрической диагностики семейных отношений способны привести в
соответствие систему социальных ролей семьи с системой межлично
стных чувств и ролей и тем самым уменьшить диссонанс между ними
Если медицине удалось найти причину эпидемий в опасных микробах,
то и социологическая медицина, социатрия, благодаря микроскопичес
ки направленному социометрическому исследованию выявляет соци
альных «микробов» семейной структуры и посредством терапии укреп
ляет семейные отношения. Однако возможности социометрии действия
не стоит преувеличивать даже, например, в профилактике разводов.
8. В русской социологии семьи можно проследить зачатки нынеш
них теорий макроскопического и микроскопического характера, и это
наблюдается в работах ее наиболее ярких представителей Н. К. Ми
хайловского, М. М. Ковалевского, В. М. Бехтерева, Александры Кол-
лонтай и П. А. Сорокина, поставившего точный диагноз институту
семьи еще в начале XX века. Кризис семьи как автономной целостно
сти ведет к ее распаду на три части, на три союза — родителей и детей,
супругов и хозяйственного союза, каждый из которых ослабляется в связи с кризисом «чувственной культуры» нашей цивилизации. П. А. Сорокину удалось показать роль семьи как регулятора социальной мобильности и уменьшения значения «семейного теста» в связи с новыми институтами «селекции». В работах П. А. Сорокина много образцов мастерской типологизации изучаемых явлений и выделения их признаков, позволяющих осуществить эмпирический анализ.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!