Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Причина главного затруднения, которое большинство людей испытывают, обращаясь к христианской надежде на бессмертие, вроется в скудности воображения. Строго говоря, я уже жил в другой, совершенно своеобразной жизни; в полной темноте, лишенный зрения, в молчании, довольно с\)утчо чувствуя (если чувствуя вообще) тепло и движение, биение сердца своей матери - и в тч же время будучи живым, развивающимся и готовящимся к иной жизни. Оглядываясь назад, я почти ниче^^не мо) у вспомнить (хотя
моя нервная система дает мне такую возможность); ч совершенно ничего не могу представить из той жизни, однако нет сомнения в том, что я проще ч через нее. Затем наступает большая перемени, вступление г' 'ту жизнь, я мир света и красок, звука и красоты, связей ч действий ч многообразного опыта, совершенно невообразимого для меня в то время, ко^да ч находился в утробе матери. Однако невозможность вообразить все перечисленное не делает грядущий мир иллюзией, принятием желаемого за действительное. Более того, каким-то необъяснимым, однако вполне реальным образом моя самотождественность остается неприкосновенны^ проходя через одну жизнь и вступая в другую. Тело мое изменяется полностью: в размерах, весе, силе, способности к саморегулировке и адаптации. Однако так или иначе оно приносит с собой в.)тот мир привычку принимать удобную позу, сворачиваясь калачиком, любовь к ритму, основанную и;) памяти о серцебиении матери, ч;р' 'ух' систему)ецо)), которая опред''.)я''г цвет моих глаз, волос, моП темперамент и гпогпбпчстн. Псе и.'.\)еич.ч<^(ь, однако тем иг' менее, я упясчедовал целую главу из моег^ предыдущего существования непостижимого, почти ш-вероягного, ^-^чершеичо пепргд^тавимого, однако с научной тични прения, в ре.)Н.и'.м и буквальном
СМЫС-te ИСТИННОГО.
Ч т^ же самюе п)".и '.чнд'') снова, в t^toMen) смерти. Нооружсчш.!й такими \!ыс')я\)п, цитат.t\u), нримера\!Ч, христианский пастор не почувствует ':eftt) легковесным, г\^щеиным или беспомощным перед липом смерт.и. Ему
'чадо многое cha.'.'tt., ч чч на^мешлии^о JLJ. ЦИНИЗМ, ПН 3.4)^'^ ппчн^.))НОс)ИЦИЗМ Ч^ смогут сочерццч.))).. ним, ко) hi
ПрИбЛИЗИТСЯ КО)0'Ч.!h^ ceHL.h^ rMt'^,.', ОН Не <'.!,Л' ^ ^Ш;).^ГЧрОЬ^)1,
пропочедовать, пич'[')и:.г.ровать, одн.<).') будет готов ^^)ч')чгь и^дежд^п, которая живет ^ ним, п своим спокойным нииеденч<ч заснидетельство)'.гп. д-Jp вечной жизни,
ИС\ОДЯ)ЦИЙ ОТ ХрИ' ^).
ЗАВЕ)'Ш\Х^!)ЧП.'ТАП
ДЛЯ ТОГО, ЧГ^^)! ЧЫЯСНИГ!., KabH\t
образом лучше 4c't.'tu донести до умирающего, H.t\^i..n!4'r'w:n дчма или ч больнице, ли христианские благовестие ш'(^о\ч,..,<\).< обсгоятельт. поразмыслить, ч'' забывая '. тактичности и ^р дучредчг(;льног!^. Тех, ^то не))).!) спагитель)).!^ благодати и ^p.tt^h^H иоддерж).^ воскресшего Хри^;.<, пастор прости ч непосредственни):;д.,ич^т к спасепши посредством всецео.^п доверим Хршт;-.
ОДНИ будут ВО:)р..Ж.Г))., ГОВОрЯ, Ч'!'.
теперь слишком ни.;днч преобразить
СВОе с<;рдце И П.^^р.ШЧТЬ <);ИЗН). h
христианское р^-ли. Другие будут настойчиво yHorp^.^ttith общепризнанна' выражания, которые н< всегда можно понять и которые по н.;еИ вероятное ти не дадут представ ^'иич о том, что ч-е хочет сказать больной, поскольку ини не являются 'то собственными убеждениями. Кич.ч)^), раскаянии п^ смертном одре п (даже в большей степени олаговествование, совершеющееся накануне смерти, могут иметь привкус "д-чп^.-чой благидагч" ч возбуждать чидо..)ренчя ^ неискренности, ^)Ю)^).ч<.^ повествование ^
Голгофе, в мотором Христос дает умирающему разбойнику заверение в его спасении, столь ярко выделяет этот момент, что с того времени человеку непросто ставит). предел бесконечному состраданию Бога.
Очевидна, что в такой ситуации посещающий пастор ч не будет пытаться провести умирающего через все ступени христианского опыт.^ или же определить ''мысл важнейшие библейских тем или добиваться обещаний в исправлении жизни. Простое исповедание необходимости божественного милосердия п прощения, искреннее признание того, что Христос умер за наши грехи и дарует прощение всем, кто верит в Него, псе это оправдает пастора в его стремлении дать умирающему заверение в его спасении и печной жизни по имя Господа Иисуса Христа, И, в конце концов, один только Ног знает сердце каждого человека (включая и пастора), а посему пастор коздоржится от того, чтобы высказывать другим окончательное рочечче относительно их судьбы. Но в то же время, не зная божественных решений, он знает евангелие. Он зчяет, что Христос пришел в этот мчр, чтобы спасти грешников, он знлет, что всякого приходящего и Ч^\п Он никогда не отринет - пастор знает все это и попытается со всею предусмотрительном)ьч', мягкостью и обходительно'-г).)<' мпдг.лчтьсп своими знаниями с умирающим, пока позволяет чремя, самоч\)" ч);', больного и "'''стояте.чьстп.'.
Христиане ч не\ристиаче могут нуждаться п ч"^'шч не только
рименчтельно к '.i-.)^r.^ ^^^ту емертч,
^ И I!)4)M^4t)tUAbHO h
Непосредственному ^m.r^ умир.шия. г. т.ом случае положительный эффеь) ^гут иметь ^.^.^^n^^t.t о нови\' ождении, освоб(.^жд.чнч, отдохновении. днако ь процесс) ^ьп,цп'ния мятущс^сч
УШИ боЛЬШОЙ Эф()").t (л^ЖМЛИ ПрОСТЧ!'
б^ждннни) 6у/^^ и.\ч'ть иелиь.)^' чблейскче картчшл, поьестиующие и Эрнсте, приходящ^\) h ч.^м дабы принять ас и Себе, о \^шт<', со сл^ви^ ринимающем (;т<;ф.)ч.^ ч момент его мерти, о Xpnf 'it', до конч..' озлобившем Соочх п ячлиюще.^^я Своч\) озлобленным,.] т.шже о славном бетовачии согласно которому пп;иэнь, ни смерть ч': смогут отделть ^.jc отлюбви ьчжп''П. Достаточны покойно повторять известные ч действенные слова:
"Каков бы нч иьи жребий мой, Ты аешь мне ведение. г и
Ибо сче erti. олаго для дучш)оей1"
"В жизни н t\uprn пребудь ^^ мной, Господи."
"Ибо я уже сг.)Ч'.члшсь жертвой, ч ^реми моего
,)тшествия настало.
Подвигом доорым я подвизался,
течение совершил,
веру
сохранил:
А теперь готовится мне венец правды..."
ПАСТОРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (2-tt год обучения)
О НЕКОТОРЫХ БОДЕ2НЯХ ДШ
Среда широкого круга семейных в социальных проблем, в реше-иии которых христианский пастор старается оказывать помола», имеются проблемы менее драматичные и гораздно более интимные по своему характеру - проблемы внутренней несостоятельности, разного рода затруднения и неудачи, возникающие в христианской жизни. Цель, которую в данном случае необходимо преследовать, определена авторитетно: "к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова доколе все придем в единство веры и познания Сына Бохия, в муха совершенного, в меру полного возраста Христова". Очевидной целью пасторского служения является содействие в обретении духовно насыщенной, полезной, счастливой христианской хизни, стойкой в испытаниях, по своему характеру уподобляющейся Христу, оказывающей большую помощь другим - однако в своей общине пастору нередко приходится сталкиваться с тем, что многие из членов этой общины не достигают этих высот. Сочувствие и проницательность, обретенные на основании своего личного и профессионального опыта, а также помощь Святого Духа должны помочь ему определить характер болезни; Св.Писания, озаренные Духом, более, чем собственный опыт покажут ему, как исправить положение. Важно, чтобы духовное здоровье других людей зиж-делось не на человеческой мудрости или примере, а на слове и силе Божией.
Перечень духовных нужд бесконечен, однако рассмотрение некоторых часто встречающихся духовных болезней поможет нам нарисовать примерную картину пасторской заботы о несчастном христианине. А
Духовная незрелость
Иногда миссионерский акцент на чуде обращения отвлекает внимание от необходимости постоянного возрастания и прогресса в том, что касается христианского опыта и характера. Писание осуждает духовно незрелых христиан, которые (судя по времени их про-бвания христианами) уже должны были бы учить других, однако до сих пор нуждаются в усвоении первооснов евангелия, оставаясь младенцами, которым необходимо молоко, а не твердая пища, ибо они еще не овладели словом праведности. Кроме того,предметом заботы пастора является и !fMm^n1f!MfVf ^f^tM^Tft духовно незрелых христиан. "Не будьте более младенцами, кодеблхщимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеиов",- говорит апостол. В то же время недобрая ревность и самоуверенность, приведшие в свое время к пайромааир 'в Коринфской церкви, свидетельствует о том, что эти члены церкви остаются еще "младенцами во Христе", являя собой ясли с младенцами из числа тех, кто считается обращенным в христианство.
Ступени духовного продвижения прекрасно описаны во Втором Послании апостола Петра (2 Петр.1,5-7): к духовному видению идеала необходимо присовокупить решимость следовать ему, возрастая в познании самого себя и мира как вместилища возможных препятствий. Перед лицом соблазнов, идущих изнутри, христианин должен воспитывать в себе самодисциплину, перед лицом же внешнего противостояния ему необходимо обладать стойкостью. Претерпйие такого рода конфликтов научает по достоинству оценивать те ежедневные навыки молитвы и богослужения, которые в Новом Завете зовутся бл№ гочестием, а также способствует лучшей оценке той борьбы, которую ведут другие христиане, пробуждая тем самым братскую любовь. Благодаря постоянно возрастающему пониманию и сочувствию становится
достижимым и венец христианского характера, то есть сама Любовь. Молодой обращенный может остановиться на любой ступени этой лестницы христианского продвижения, и задача пастора состоит в том, чтобы выявить, где и почему он остановился; вышеприведенное место Писания полезно в доле выявления этой задержки, поскольку помогает определить, чего же именно недоставало: проницательности, решимости, знания самого себя?... Убедить молодых христиан'в необходимости возрастания во Христе, в понимании того, что есть христианская зрелость, а также в необходимости все более глубокого постижения Господа с течением лет - такова первейшая обязанность пастора, требующая такта, твердости, а иногда и мужества.
Более всего это необходимо в двух взаимосвязанных сферах христианского опыта: в жизни по вере и в гжид^иии ответа на свои. молитвы. Иногда первоначальный опыт веры дает такой эффект божественной близости и мощи, что молодой обращенный ожидает чудес каждый день и усматривает в молитве непогрешимое средство для достижения того, чего он хочет, и именно тогда, когда ему это надо. Вскоре, однако, он убеждается в обратном, проходя тем самым мучительный путь познания. Болезнь не излечивается, желанный результат, ожидаемый от экзамена, не приходит, друг не обращается в веру, и тогда кажется, что молитва остается без ответа и вера претерпевает потрясение.
Пастор, конечно, не станет ставить под сомнение возмаюость поразительных ответов на вознесенную молитву, возможность чудес, ниспосланных провидением (или же вызванных стечением^обстоятельств) - ведь это так много значит для молодого христианина! Он знает, что с детьми Бог всегда общается сообразно их детскому мировосприятию. В то же время он знает, что дети Божий должны возрастать духовно, и поэтому стремится подготовить их к разоча-
рованию и к задержк^^в исполнении их молитв, к тяжелым урокам жизни и божественному отказу, который необходимо принять и внести в свою веру, постоянно расширяя понимание путей Божиих.
Прежде всего.необходимо понять ту простую вещь, что Бог для осуществления Своей воли использует не только чудеса, но и иные средства. Иисус не сотворил воду в Самарин, хлеба и рыб в пустыне, осла или монету,когда нуждался в них. Он принимал то, что есть, заимствовал из того, что Его окружало, посылал за тем,что было под рукой. Павел советовал принимать вин^ иэ-за болезни желудка, организовывал сбор припасов для борьбы с голодом, радушно принимал для своих нужд помощь людей, пользовался вниманием Дуки, следящего за его здоровьем, не думая о том, что вся эта помощь со стороны людей посягает на его вору в Божию заботу о нем.
Те, для кого вся земля полна славы Божией, но видят противоречия между материальными феноменами мира, человеческой деятельностью и божественным верховенством и любовью, создавшей все на пользу человеку. Духовно незрелого христианина надо отучить от стремления опираться на "необъяснимые божественные совпадения" и привести его к более рациональной и твердой вере в то, что Бог проявляет Себя по-разному и что "у Всемогущего слуги повсюду".
Конечно, верующий человек вправе ожидать от Бога великих свершений, рассчитывая на Его вмешательство в повседневную жизнь. Если он усжренне убежден в том, что во всем сокрыта воля Божия, он может с верою идти вперед, позволяя Богу пролагать путь и доставлять необходимые средства. Однако второй урок, который необходимо усвоить, заключается в том, чтобы всегда предоставлять прав< Богу действовать по Своей воле, когда Он дает и когда отказывает и потому но раздражаться, если лелеемые пла^^е осуще
ствляются. Самая млшкмюшая глава из Б)!бджи. посвященная вере - посл.Евр.11, вовсе не рассматривает тот ее тип, который предполагает доверие к Богу и получение желаемого; напротив, в ней речь идет о более зрелой вере, когда человек верит, не получая немедленно желаемого или обещанного. О великих подвижниках сказано: "все сии умерли в вере, но получив обетовании", "вера есть уверенность в невидимом". Молодого христианина нелегко убедить в том, что вера, которая "видит руку Божию" и имеет бесконечиые захватывающие свидетельства того, что Бог отвечает на молитвы, - не столько "вера" в собственном смысле,сколько "видение" и поэтому ому необходимо учиться верить, что Бог рядом и тогда, когда нельая усмотреть для этого никаких признаков, и что Он неизменно верен нам, даже если мы лишены желанных утешений.
Человек, обладающей зрелой верой, продолжает молиться и тогда, когда ожидаемый результат но приходит. Для тех, кто зняком с Новым Заветом, молитва, не получившая видимого ответа, конечно, представляет определенное разочарование, но никогда не превращается в проблему. Молитва, призывающая огонь мщения на самаритянскую деревню, молитва фарисея, упоенного собственной праведностью, показная молитва, рассчитанная на восхищение других людей, молитва человека, не простившего другому его прегрешения, - на такие молитвы нет и не может быть ответа. Молитва Павла, просившего об облегчении страданий, подобно гефсиманской молятве Христа предупреждает нас о том, что молитва как таковая не предъявляет Богу никаких требований и не понуждает Его даровать нам то, что в ином случае Он может быть и не дал бы; она не заставляет Его вмешиваться в жизнь других людей помимо их воли идя же изменять Свои благие устремления применительно к нам и миру. Молитва всецело довивается на признании божественного верховенства, -
"Твоя да будет воля", - на радостном признании того, что Бог лучше всех энаот, что нам надо.
Незрелая молитва обращается к Богу через пропасть, прося о
том, что желанно ддя молящегося; молитва же духовно зрелого
/
человека пребывает рядом с Богом, Которому мы верим безоговорочно, прося только о том, чтобы все совершилось так, как Э<у угодно. Если пастору удастся довести младенческую веру до такого уровня зрелости, он тем самым заложит основание для последующей жизни, неколебимо укорененной в той мысли, что Бог никогда не оставляет нас и что Его воля всегда остается благой и совершенной.
Депрессия
Резкие колебания настроения, заставляющие глубоко страдать молодых христиан, также являются симптомом.. духовной незрелости. Облегчение, полученное от прощения, радость от осознания того, что тебя любят, что в твоем спасении заинтересованы и что отныне ты свободен, волнения, связанные с обретением новых друзей и новых идеалов и нередко сопровождаемые суетливостью и вниманием окружающих, - все это, кажется, подтверждает, что "благословение" Божие - в высшей степени эмоциональный опыт и что жизнь христианина - бесконечный восторг. Пастор поймет и разделит это счастье, однако он же будет и хорошо видеть, необходимость быть независимым от такого состояния. Он недвусмысленно предупредит, что (хотя бы по одним только психологическим соображениям) обратная реакция неизбежна: ни одю нормальный человек не смажет жить на вершине возбуждения. Кроме того,он заблаговременно объяснит, что чувства в значительной степени помогают вере, однако сама вера чувством не является и не зависит от чувства: нередко она является наиболее сильной^огда, когда
радость и возбуждения удалены, и человек хладнокровно, сознательно, без помощи со стороны эмоций, послушно идет вместе с Богом через духовную пустыню.
Об одном из своих, наиболее сильных и плодотворных периодов проповеднической деятельности апостол Павел писал следующее: "Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых". Бог оставался верным, хотя иногда казалось, что это не так. "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в от-чаяншп обстоятельствах, но но отчаиваемся, мы гонимы, но но оставлены, низлагаемы, но но погибаем". Признак духовной зрелости заключается в том, чтобы увидеть обе стороны духовного опыта и принять их. Истина состоит в том, что в каждый момент нашей жизни наши чувства зависят от множества факторов, почти не имеющих никакого отношения к духовной реальности: они зависят от состояния здоровья, определяются усталостью, пищеварением, нашим темпераментом, физическим комфортом, какими-то ожидаемыми обязательствами или несчастьями. Когда духовно зрелому христианину дарованы радость и возвышенные чувства, он благодарит за них Бога, когда же он лишен их, он и без них вверяет себя Boy. Эмоционально неуравновешенным людям пастор будет частенько советовать вручить наизусть 41-й и 42-й псалмы:
"Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому... Изливаю душу мою.. Унывает во мне душа моя... Скажи Богу, заступнику моему: дяя чего Ты забыл меня?...Для чего я сетуя хожу?...
Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего".
Он также будет воспитывать в людях умение с юмором смотреть на самих себя.
Сомнение
Сомнение может возникнуть из ложного отождествления веры с чувством или из-за непослушания, приводящего к утрате уверенности: "отвергнув совесть, иные потерпели кораблекрушение в вере". Это может быть не просто скептический склад ума, который не хочет мириться с экстравагантными притязаниями или поверхг. ност)шм легковерием, принимаемым за веру; или это может быть серьезное интеллектуальное затруднение, возникающее при попытках примирить христианское учение с твердыми убеждениями в отношении окружающего мира. Оценивая природу возникшего сомнения, признавая его ценность в деле очищения религиозной веры от суеверных и непроворенных предположений, стремясь привести неокрепший ум к более твердым убеждениям, пастору придется использовать все свое умение толкователя, всю свою мудрость общения с другими людьми и свою интеллектуальную честность.
Во-первых, он попытается успокоить и ободрить. Сомнение -но грех, если на нем своевольно но настаивают вопреки внутренней очевидности, пытаясь тем самым оправдать свое непослушание. Честный человек,искренне пытающийся разрешить богословские проблемы, может быть уверен, что свет придет к нему, если он действительно этого хочет. Он сможет допустить, что христианское благовестие, столь много пре^,.^вшее и столь много совершившее, разрешившее множество дюлемм, связанных с жизнью человека и неразрешимых никак иначе, христианское благовестие, покоящееся на великом авторитете Иисуса, проистекающем из Его жизни и характера, вполне способно выдержать честное исследование. И нужно радоваться тому, что в самом центре Евангелий мы видим два образа, ^ двух людей, духовный опыт которых способен ободрить любого сомневающегося: это человек, который у подножия горы Фавор сказал:
"Верую, Господи, помоги моему неверию", а также апомюл Фома,
заявивший, что не можэт (юи не хочет) поверить воскресению, пока не убедятся в нем, а потом в присутствии живого Христа сказавший Ему: "Господь мой и Бог мой!" Иногда человек, честно пытающийся разобраться, может многому научиться,прочтя девятикратно повтороенный упрек" маловерам" (Ев.от Матфея), которыж не отвергаются за их неверие, но словами Христа ободряются идти от малой веры к большой.
Кроме того, противоядием сомнению может быть постоянна ис-кюенность пастора и его рассудительность. Человек, переживший радость и силу, исходящую от молитвы, может (независимо от своих сомнений и вопрошеюий) продолжать искренне молиться, зная хотя бы то, что молитва помогает ему самому и другим. Человек, узревший истинную доброту, явленную Иисусом Христом, может искренне следовать совему Учителю, хотя бы потому, что во всей истории человечества нет лучшего примера праведно прожитой жизни. Если после этого познания наилучшего, человек расстается с молитвой и верностью нравственным нормам, то эжо значит, что он расстается с поиском истины; сохраняя же то и другое можно быть уверенным в том, что в конце концов он выйдет из тьмы, обретя Его чудный свет.
Однако это но означает, что все, во что он однажды верил, будет всегда оставаться таким же ясным t определенным. Существенным признаком зрелой веры является умение проводить различие между истинами, которые известны и засвидетельствованы духовным опытом, и просто мнениями, которые формируются, пересматриваются упорядочиваются или отвергаются по мере того, как христианское образование дает лучшую информацию и ориентиры для более ясных суждений. Применительно ко многим религиозным вопросам, касающимся происхождения писаний и их значения, пророчеств и их ncnoJ нения, богословских и церковных проблем, а также много другого
человек может иметь мнения (и сомнения) сообразно своим исследованиям и опыту, постоянно сознавая, что в одних вопросах требуется смирение и готовность внимать, в других - личное решМе&ь-1юе,^ однако, не следует навязывать другим. В сфере религиозных мнений свобода исследования и согласуемого со всемирным братством пересмотра является необходимым условием христианской честности и верности.
Однако в том, что возможно проверить верою, совестью и послушанием, человек может иметь неоспоримую и непоколебимую убежденность. Павел, например, был убежден в том, что ничто не может отделить нас от любви Божией во Христе. Он утверждал, что вое содействует ко благу тем, кто любит Бога. "Знаю, в Кого уверовал, - торжественно заявляет он, - и энаю, что сохранит задог мой на день оный". Такова очевидность, вытекающая для Павла из его духовного опыта, и кто, оставаясь в здравом уме, может усомниться в своем опыте. Исходя из этого,Павел приходит к заключо- '""" нию не на основании пережитого опыта,а на основании уверенности, проистекающей из самой логики веры: "Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом норукотворенный, вечный". Вера в то, что любовь Божия никогда не покидает нас, что провидение формирует наш духовный опыт, уподобляя нас Христу, что необходимо всецело предаться ему до скончания времен, а также (как следствие) твердая надежда на личное спасение,, - все это весьма немаловажно для наших убеждений. Здесь можно вспомнить и Иоанна, сказавшего,что "в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков", а также его слова о надежности нашей молитвы: "Когда просим чего по воде Его, Он слушает нас". Такова реальность христианской жизни,однако постигается это жизнью с Богом, а не рассуждениями о Нем.
Пастор довольно часто будет сталкиваться с ситуацией, когда мучительное сомнение является следствием неумения различать духовные убеждения и религиозные взгляды. Христианин может глубоко страдать от того, что его прежние взгляды относительно авторства какой-нибудь библейской книги или какого-либо "евангельского" учения изменились под воздействием новых знаний или образования. Он чувствует, что основания его веры потрясены и почва уходит иэ-под ног! Просто провести различие между тем, что он знает (поскольку Бог показал ему это именно таким) и тем,во что он верит (поскольку первоначально именно так он был научен) значит доставить его душе безмерное облегчение. Кроме того,это является началом формирования твердых убеждений относительно того, что спасает человека и чего следует держаться, сохраняя при этом готовность учиться тому, что требует бесконечного исследования.
Отступничество
Не желая более предавать себя Христу, отвергая послушание. предавая забвению средства, содействующие получению благодати, а также формы богослужения, практиковавшиеся им в свое время, христианин нередко в свое оправдание приводит скороспелые и многочисленные "объяснения", которые но вскрывают истинных причин. Никто не покидает живое Христово братство и не оставляет радость христианской дружбы и труда только потому, что он с кем-то поссорился, что богослужение "показалось скучным", а духовный руководитель в чем-то разочаровал. За всем этим скрывается более глубокая неверность, выражающаяся в забвении молитвы, в поддержании сомнительных связей, в увлечении более серьезным злом, нежели то, в котором признаются. Быть может все, что требуется в таких случаях, это выяснение истинной причины и напоминание о той вер-
нести по отношении ко Христу, которая всегда ожидается от христианина. Есть ободряющая сила в самих словах Христа о тех, кто, возложив руку на плуг, озирается назад я тем самым оказался недостоин стать учеником или же о тех, кто, не посчитавшись с издержками, начал строить или сражаться и в результате не сумел довести дело до конца. Такие слова властно тревожат спящую совесть.
Если причиной отступничества является духовное недомогание, чувство того, что все идет не так, как надо, что ожидаемое благословение как будто не пршюдит, а нежданное противостояние лишает мужества, пастору надо обратиться к Посланию к евреям. №<ея в виду именно это состояние, автор Послания убеждает читателей:
а) на п^ипат^ ^n^..t, (стремление избежать общения с братьями может выглядеть как желание избежать лицемерия, однако в действительности это желание избежать самоупреков, видя сколь ревностны в вере и сколь радостны другие; кроме того,это стремление приводит к одиночеству, которое нас ослабляет);
б) твемо держаться исповедания своего упования.(ибо бывают времена, когда человек чувствует потребность собрать воедино всю свою решимость и ухватиться за надежду на вечную жизнь, энергично утверждая все, что он знает и что пер^жи^ во Христе;
в) приблизиться к Богу (ибо человек, потерявший ориентиры, очень часто бежит от Бога, н{\^ясь вернуться, когда все опять пойдет хорошо; но разве может он достичь духовного равновесия без Бога, единственная цель которого - наше благополучие и спасение?
Этот отрывок и все послание в целом является чудесным утешением для изнемогших душ.
В процессе восстановления эабдудюего христианина на путь истины могут возникнуть обстоятельства, требующие поначалу упорядочения и утверждения меньших обязанностей. Если, например, была разорвана помолвка.или совершен какой-нибудь публичный проступок, если сильная ссора положила конец многолетней дружбе, если какое-либо другое препятствие постоянно мешает полноте братского общения, напоминая о прошлой неудаче, пастор может посопетовать перейти в другую общину, где все можно начать заново. Никакую ссору нельзя оставлять неразрешенной, никакой проступок не надо замалчивать, любую конкретную обязанность надо исполнять, однако бываЕт ситуаций, когда раскаивающемуся и опечаленному христианину лучше всего отыскать себе убежище и духовное жилище где-нибудь в другом место, нежели вообще утратить возможность христианского общения.
Если за драматически совершившимся обращением следует отступничество, то такая ситуация может причинять молодому христианину мучительные страдания: иногда ему кажется, что теперь очень трудно вновь обрести былую уверенность и радость. В таком случае надо объяснить ему, что временное отступничество не является чем-то фатальным ждя христианской веры, подчеркнув при этом всю серьезность произошедшего для него самого и поучительный характер этого события для других. Многие были благодарны Богу за историю с Петром, за то, что Спаситель решительно и в то же время нежно вновь привлек к Себе низко павшего апостола (несмотря на его троекратное отречение), а также за то, что он принял от Петра троекратно обновленное завершение в любви. Пастор убедит мятущегося человека в том, что Бог всегда в большей степени заинтересован его будущим, чем его прошлым; что тот, кто возлюбил нас в начале не по причине того, что мы были хороши и впоследствии будет постоянно любить нас несмотря на то, что мы есть; что евпнгелие
прощения столь же верно для отступников, как и для прочих греш-никои. Если мы исповедуем наши грехи. Бог остается верен в Своем прощении; несмотря на нашу неверность Он остается верен,ибо не может отречься от Себя Самого.
Иногда упрямство и гордость мешаю покаянию, и в таком случае пастор, основываясь на Писании, может напомнить такому христианину, что "страшно впасть в руки Бога живого". Та же верность Божия, не покидающая нас, когда мы добры в помышлениях, но слабы и испытаниях, не покидает нас и тогда, когда мы бунтуем и не желаем раскаиваться. Бог не оставляет нас, и если любовь не может ымовь завоевать наши сердца, тогда может быть окажется достигнутым посредством судов Божьих. Шестая глава Послания к евреям несколько необычна, однако в своей торжественности, перекликающейся с десятой главой, она представляет собой часть слова Божия:
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!