Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МЕСТОИМЕНИЕ. В новый период местоимение несет с собой пестроту и своеобразие словоизменения



В новый период местоимение несет с собой пестроту и своеобразие словоизменения. Новый тип словоизменения наблюдается у указательных и относительных местоимений. Их парадигма выглядит следующим образом.

(Таблица XL)

Артикль выделился в нвн. из местоимений, от которых он произошел, и стал окончательно служебным словом.

В устной речи указательное местоимение пред существительным несет ударение, чтобы отличить его от артикля. В письменной речи принято употреблять специализированное местоимение derjenige.

Парадигма новых местоимений: derselbe, derselbige, derjenige имеет новый вид. Они склоняются как словосочетания, от которых они произошли, первая часть как определенный артикль, вторая как прилагательное слабого склонения (напр.: Sg. Mask. derselbe, desselben, demselben, denselben).

Из остальных изменений старых парадигм местоимений можно отличить следующие:

1. При наличии омонимии появляются в некоторых случаях расширенные формы слов (напр.: ihnen в D. Pl. в отличии от ihn в А. Sg. Mask., прибавление -er к G. Sg. Fem. и к G. Pl.ihr-er позволило отличить эти формы от D. Sg. Fem. ihr). Расширенную форму имеет и G. от wer, was: wessen.

2. Д.п. мн.ч. 2 лица iu окончательно исчезает, и форма В.п. iuch употребляется как в Д.п., так и в В.п.

3. Формы G. meiner, deiner, seiner окончательно вытесняют старые mein, dein, sein. Напоминание о старом употреблении мы находим у Лютера и в сложном слове Vergissmeinnicht.

4. Свн. формы с -rr-, типа dirre указательного местоимения dieser слова приняли форму очень близкую к определенному артиклю, сравн. Sg.: N. derdieser, G. desdieses, D. demdiesem.

5. Произошедшие из существительных местоимения jemand и niemand получают с XVIII в. факультативные окончания в D. и A. jemandem, jemanden; niemandem, niemanden. Более позднего происхождения местоимения jedermann такой особенности не имеет.

6. Форма возвратного местоимения sich распространяется и на Д.п., вытесняя средневерхненемецкие im, ir, in.

ГЛАГОЛ

В системе глагола в нвн. период произошли существенные изменения. Они коснулись классификации, средств выражения, разрядов грамматических категорий, именных форм глагола.

На основе свободного сочетания инфинитива и партиципа I с глаголом werden развивается разряд будущего времени в системе грамматической категории времени. Полная грамматикализация конструкций werden с инфинитивом I и II произошла в XVI в. Перфектное значение инфинитива II обусловило в футуруме II смысл предбудущего. Футурум II составил форму, параллельную плюсквамперфекту. (Найти примеры из Москальской или Шмидта).

Грамматическая категория наклонения обогатилась в новое время несколькими разрядами. Эти разряды образовались либо путем переосмысления старых форм, либо из свободных синтаксических сочетаний. Модальное значение предположения-вероятности получил футурум II. (Найти примеры из Москальской или Шмидта).

Сочетание модальности глаголов с инфинитивом II также получили новую функцию. Значение модальности чужого высказывания передавалось конъюнктивом, однако, только в косвенной речи, в зависимом предложении. В самостоятельном предложении конъюнктив этого значения не имел. Эту нишу заполнили сочетания с модальными глаголами, особенно с wollen и sollen: Er will dieses Buch in zwei Tagen gelesen habenОн утверждает, что прочел эту книгу за два дня. Seine Frau soll schön sein. – Говорят, что его жена очень красивая. Но вне значения конструкции с модальными глаголами не могут быть определены значениями модальных глаголов, поэтому следует считать их не свободными сочетаниями, а сложными глагольными грамматикализовавшимися формами.

Сочетания глаголов haben и sein с инфинитивом становятся разрядами категории наклонения, выражающим и долженствование. Восходят haben, sein + Infinitiv к предикативным сочетаниям глаголов haben и sein с герундием. В современном немецком языке их можно считать сложными глагольными формами только при наличии залоговой соотнесенности. В остальных случаях это свободные синтаксические сочетания, где haben сохраняет свое лексическое значение, а sein является связкой. Например: Sie habe ihm was zu sagen. – Она имеет ему что сказать. DasHaus war nicht mehr zu sehen. – Дома уже не было видно.

Совпав частично с инфинитивом, частично с партиципом I, герундий исчез из неличных форм глагола современного немецкого языка. Глагольный характер инфинитива усиливается. Благодаря окончательному укреплению инфинитива II и возникновению инфинитива пассива ему стали свойственны такие категории как время и залог.

В ранненововерхненемецкий период возникает и получает широкое распространение кондиционалис. Это еще один разряд наклонения. Кондиционалис I стал употребляться и для выражения модальности значения чужого высказывания. Первоначально конструкция кондиционалиса имела значение, близкое претериту конъюнктива. Изначально кондиционалис был лишен четкого самостоятельного значения, но закрепился в языке благодаря недвусмысленной, отличной от индикатива системе форм.

Презенс и претерит конъюнктива выражали грамматическое значение времени только в придаточных предложениях, в соотнесенности со временем главного. Постепенно претерит конъюнктива утрачивает значение предшествования. За презенсом закрепляется оптативная функция, за претеритом – ирреально-потенциальная. Временные значения отступают на второй план. В современном немецком языке претерит и презенс конъюнктива в подчиненном предложении совпадают во временном отношении.

В области формообразования глагола произошла коренная перестройка системы окончаний лица и числа. Унификация в спряжении глаголов прошла независимо от времени и наклонения:

1. окончание 3 лица мн.ч. -ent, заменяется -(e)n;

2. окончание -st во 2 лице ед.ч. распространялось на все времена и наклонения кроме императива;

3. незначительные различия между окончаниями в спряжении сильных и слабых глаголов устраняются, формы выравниваются. Уже в свн. период в единственном числе повелительного наклонения появляется окончание и у сильных глаголов. Исключение составили формы с повышением еi, напр. hilf, nimm, lies. Старинные формы сохранили komm и lass;

4. причастие I имеет несклоняемую форму;

5. исчезают склоняемые формы инфинитива, из формы Д.п. с предлогом zu развивается инфинитивный оборот zu + инфинитив;

6. чередование гласных у сильных глаголов во 2 и 3 лице ед.ч. напоминает о первоначальных окончаниях и их влиянии на «гласный» корня, например: ichfahredufährst, ichnehmedu nimmst. Однако влияние старого -u- в 1 лице ед.ч. в новый период ликвидируется, сравн. свн. nëmennime и нвн. nehmenichnehme.

7. окончание 1 лица ед.ч. презенса индикатива некоторых глаголов (напр. tuon) было заменено -е-, т.е. произошла, с одной стороны, унификация 1 лица ед.ч., и, с другой стороны, дифференциация средств выражения числа.

Перестройка системы окончаний привела к сокращению синонимии флексий глагола, сократилось число фонетически различающихся служебных морфем с 9 в свн. до 6 в нвн., что, однако, не привело к существенному увеличению омонимии (см. табл. XLI стр. 234).

В настоящее время мы имеем принципиально новый характер системы окончаний глагола. В ед. числе различаются три типа окончаний, мн. число имеет только один тип (табл. XLIII стр. 236).

В нвн. период наблюдается тенденция к выравниванию чередований в рядах аблаута у сильных глаголов.

Устраняется чередование гласных в формах ед.ч. и мн.ч. претерита. В одних подклассах победил гласный ед.ч., в других – мн.ч. Аблаут приобретает функциональное значение как средство образования разных временных основ.

Процесс выравнивания шел постепенно с севера на юг с XV по XVIII века. Выравнивание внутри отдельных классов происходило в разное время. Этот процесс сопровождается частичной ликвидацией чередования согласных по закону Вернера. Вследствие унификации 3 и 4 основ в новонемецком число основ сократилось с пяти до четырех.

1-я основа – инфинитив, индикатив 1 лицо ед.ч. и мн.ч. презенса, императив мн.ч., конъюнктив презенса.

2-я основа – индикатив 2 и 3 лицо ед.ч. презенса, императив ед.ч.

3-я основа – индикатив и конъюнктив претерита (в конъюнктиве с умлаутом).

4-я основа – партицип II.

Происходит выравнивание между подгруппами внутри одного и того же ряда.

Ряд

свн. î ei i i;
î ê i i;
нвн. ei i [i] i [i];
ei i [i:] i [i:].

1. ликвидируется древнее подразделение на подгруппы с h и без n. Перестала действовать закономерность стяжения перед h:

свн. lîhenlêchlihengelihen

нвн. leihenliehgeliehen;

2. появились две новые подгруппы, различающиеся по долготе/краткости, напр.: greifengriffgegriffen, steigenstieggestiegen;

3. ликвидация чередования h||g происходит в пользу h, которое в нвн. период не произносится;

4. сохраняется чередование d||t в leiden, schneiden;

5. в чередовании гласных корня побеждает в претерите гласный мн.ч.; глаголы keifen, kreischen, beneiden, gleißen становятся слабыми.

Ряд

свн. ie ou u о;
ie ô u о;
нвн. ie о о.

1. чередование в претерите произошло в пользу форм ед.ч.;

2. появляются новые подгруппы, подразделяющиеся по долготе/краткости;

3. грамматическое чередование по закону Вернера утвердилось лишь у глаголов ziehen (h||g) и sieden (d||t), s||r сохраняет erkiesenerkorerkoren;

4. необычное сочетание гласных в корне имеют глаголы saugen, saufen, schnaufen;

5. часть глаголов переходит в группу слабых глаголов: schmiegen, bleuen, reuen, brauen, kauen;

6. у некоторых глаголов параллельно существуют слабые формы, напр.: triefentroff и triefte. Причастие getroffen стало уже неупотребительным, т.к. совпало с причастием от глагола treffen.

7. исчезли из языка свн. klieben (расщеплять, трескаться), diezen (шуметь), riezen (плакать), luchen (закрывать).

Ряд

свн. a) i a u u;
b) e a u o;
нвн. a) i a u;
i a o;
b) e a o.

1. данная подгруппа имеет в нвн. больше подразделений;

2. длительный период становления единой формы претерита выиграл гласный -a;

3. особняком стоит глагол werden, сохранивший две претеритальные формы: ward (в литературном языке) и wurde (в обиходно-разговорном языке);

4. в сослагательном наклонении ü сохранялось дольше, этим объясняется наличие двойственных форм: wärfewürfe, hälfehülfe.

5. у некоторых глаголов в претерите побеждает - o, напр. quellen, schmelzen, erschellen. Инфинитив erschellen был заменен формой erschallen;

6. слабыми становятся глаголы bellen, gellen, melken (сохраняет сильное причастие gemolken), schmerzen.

Ряд

свн. e a â o;
нвн. e a [a:] o.

1. выравнивание в претерите произошло за счет распространения долгого a на ед.ч.;

2. некоторые глаголы имеют отличия в инфинитиве, напр. kommen;

3. слабыми стали глаголы rächen, hehlen, entbehren;

4. наблюдается переход некоторых глаголов из 3 в 4 ряд, напр.: befehlen, empfehlen.

Ряд

свн. e a â e;
нвн. e a [a:] e;

1. выравнивание в претерите произошло за счет распространения долгого a на ед.ч.;

2. происходит деление на подгруппы по долготе/краткости инфинитива, напр.: essengegessen, gebengabgegeben;

3. немного отклоняется от общей тенденции глагол treten, где долгий е инфинитива превращается во 2 и 3 лице ед.ч. презенса в краткий i: tretendu trittst, er tritt;

4. в данный ряд включены в нвн. и бывшие j-praesentia: bitten, liegen, sitzen; у глагола lügen произошло удлинение и в причастии;

5. некоторые глаголы начинают совпадать по образованию претерита и причастия с некоторыми глаголами 3 ряда, напр.: weben, bewegen (побуждать);

6. слабыми стали глаголы jäten и kneten:

7. исчезли из языка глаголы jenen (утверждать), queden (говорить), weten (связывать);

8. у глаголов lesen и genesen исчезает чередование s||r в пользу s.

Ряд

свн. а uo а;
нвн. а u а.

1. удлиняется а перед простым согласным в настоящем и прошедшем времени;

2. ликвидируется грамматическое чередование по закону Вернера, напр.: свн. slahansluoc, sluogen; нвн. schlagenschlug;

3. по аналогии с глаголами fahren, laden, tragen, schlagen имеют долгое u в претерите глаголы wachsen, waschen, schaffen;

4. бывшие j-praesentia имеют в презенсе е или ö вместо а, в связи с этим они имеют другие формы прошедшего времени, чем другие глаголы этой группы, напр.: hebenhobgehoben, webenwobgewoben, schwörenschworgeschworen; современное прилагательное erhaben напоминает нам бывшее причастие gihaben от глагола huob (нвн. heben);

5. слабым стал глагол mahlen, полностью слабыми в нвн. стали глаголы nagen, schaben, waten.

Ряд

1. глаголы этого ряда имеют разные гласные в инфинитиве, напр.: fallen, heißen, rufen, hauen, stoßen;

2. в претерите глаголы этого ряда имеют ie или i;

3. слабые формы прошедшего времени имеют falten, salzen, spalten; полностью слабыми стали ballen, umhalsen, spannen, wallen, walten и др.;

4. исчез глагол bagen (спорить, бороться).

Уже в средний период идет тенденция к выравниванию трех классов слабых глаголов. Она продолжается и в новый период. Постепенно устраняется обратный умлаут. С обратным умлаутом утверждались только формы глаголов brennen, nennen, rennen. В претерите конъюнктива сохраняется старинное обозначение умлаута: brennte, kennte, nennte, rennte. Двойственные формы сохраняли глаголы senden и wenden, что отражает борьбу старого и нового. В сослагательном наклонении употребляются только формы sendete и wendete. Обратный умлаут мы можем наблюдать сегодня у бывших причастий, ставших прилагательными, напр.: getrost, wohlbestrahlt (gut angestellt). Глагол 1 класса denken, образующий свое прошедшее время без связующего гласного, сравн. свн. denkendâhtegedâht > нвн. denkendachtegedacht, сохраняет особенности образования прошедшего времени и в современном немецком языке. У глаголов этой группы 1 класса dünken, wirken, fürchten, führen, hören ликвидируется чередование гласных, сравн. свн. dünkendûhte, geduht, würkenworhte, geworht, vürhtenvorhte, gevorht. Ни один из глаголов с другим чередованием кроме е||а не сохранил рюкумлаута.

Глагол bringen сохраняет аблаут. Глагол beginnen, имевший в свн. слабую и сильную формы: beginnenbegonde, begunde и beginnenbegann, begonnen, переходит в нвн. только на сильную форму.

В группе претерито-презентных глаголов произошли следующие изменения:

1. в претерите глагола wissen древние формы wisse, wesse сменились по аналогии со слабыми глаголами формами wiste, weste, а впоследствии и эти формы были вытеснены формами wuste, wußte; то же происходит и с причастием;

2. taugen становится окончательно слабым, сравн. свн. touc, tûgen, tohte;

3. современные формы können, kann, kannst, konnte сменяют свн. kunnen, künnen, kunde;

4. новые формы глагола dürfen вытесняют свн. darft, dürfen, dorfte;

5. современная форма 2 лица глагола sollensollst побеждает свн. форму solt, хотя форма solst существовала наряду с solt; форма с гласным о распространяется и на инфинитив, сравн. свн. suln, süln;

6. у глагола mögen появляется magst вместо maht, побеждает mögen форму mügen, сравн. свн. mac, maht; magen, megen; mugen, mügen;

7. гласные свн. muozen (нвн. müssen) подвергаются вначале монофтонгизации, а потом сокращению, сравн. свн. muoz, muozt, инфинитив – muozen, müezen, претерит – muose, muoste.

Некоторые изменения произошли и в группе атематических глаголов:

1. у глагола быть в инфинитиве утверждается форма sein (свн. sîn и wësen), следы старого инфинитива находим сегодня у прилагательных, бывших причастий abwesend, anwesend, а также в субстантивированном инфинитиве dasWesen; форма 3 лица мн.ч. изъявительного наклонения распространяется на 1 лицо мн.ч., сравн. свн. birn, sîn – нвн. sind; фонетические изменения испытывает форма 2 лица мн. числа, сравн. свн. sît – нвн. seid; в сослагательном наклонении утверждаются двусложные формы, сравн. свн. , sîst – нвн. sei, seiest; в ед.ч. повелительного наклонения форма sei вытеснила свн. bis;

2. спряжение современного глагола tun не отличается в настоящем времени от тематических глаголов, в прошедшем времени произошло выравнивание гласного корня по множественному числу сравн. свн. ед.ч. tete, мн.ч. tâten > нвн. taten;

3. у глаголов gehen и stehen в настоящем времени побеждают стяженные формы с êgên, stên, устраняется - n в 1 лице ед.ч., в остальных лицах по аналогии с другими глаголами образуются двусложные формы; прошедшее время и причастие глагола gehen образуется от древней основы gangan, в прошедшем времени гласные ng сокращаются до d, t, сравн. свн. gieng – нвн. ging; форма прошедшего времени глагола stehen образовалась от основы stantan, старая форма stund дольше всего сохраняется в сослагательном наклонении (stünde);

4. глагол wellen, современный wollen сохраняет в 1 и 3 лице ед.ч. форму wil, начинает употребляться во 2 лице ед.ч. форма willst вместо wilt; во мн.ч. употребляются формы с o, появляется причастие gewollt, по аналогии с другими формами усваивается l;

5. у глагола haben имелось в древние времена две формы: полная и стяженная. Эти формы постепенно разграничивали сферы употребления. Краткая употреблялась в функции вспомогательного, полная в функции самостоятельного глагола. В нвн. период происходит смешение двух форм, причем гласный а выступает в одних формах как краткий (hast, hat), в других как долгий (habe, haben, habt). В причастии выступает нестяженная форма gehabt.

6. к нетипичным глаголам относится werden, который сохранил до сегодняшнего дня две формы претерита wurde и ward, последняя употребляется ограниченно.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...