Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(1900-1980)
неофрейдизм (фрейдо-марксизм),
Франкфуртская школа
«Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:
1. свобода— главная ценность,
ступени движения к ней:
1) стремление освободиться от жёсткой природной зависимости.
2) от давления деспотического государства,
3) устремлённость к экономической свободе,
4) к освобождению «от Бога»,
5) к освобождению от прошлого.
2. свобода «от» и свобода «для»
все пять пройденных ступеней к свободе – стремление к «свободе от», приведшее к потере из виду «свободы для»; «свобода от» предстала как самоцель, а не как условие к обретению «свободы для»; путь закрыл собой цель; результате возникло ощущение тупиковости, «конца истории»: если свобода («от»)– это высшая и конечная цель и если эта цель достигнута, то более стремится не к чему…
3. важнейшее противоречие – «свобода-безопасность»:
чем больше свободы, тем меньше чувство безопасности (отделившись от природы, Бога, прошлого, человек потерял защиту с их стороны, оказавшись один на один с миром, всеми его проблемами.
4. способы разрешения противоречия«свобода-безопасность»
негативные: волюнтаризм (обретение своей свободы за счёт лишения свободы других), деструкция (самоутверждение за счёт агрессии по
отношению к другому), конформизм (принятие мнения большинства, за счёт потери своей индивидуальности);
позитивные: «возвращение к корням» (Богу, природе, прошлому), любовь и творчество (невозможные без свободы и раскрытия индивидуальности).
5. противоречие «свобода-ответственность»
человек – такое хитрое существо, что он к свободе стремится, а от ответственности (неотделимой от свободы) бежит
6. разрешение противоречия через «бегство от свободы»
современный человек готов распроститься с частью своей свободы, лишь бы снять с себя груз ответственности; начинается «обратное движение» к Богу, природе, прошлому, сильному государству…
7. современный человек – «личность рыночного типа», живущий по принципу не «быть», а «иметь» (владеть, обладать, всё мерящий деньгами, оценивающий успешность жизни счётом в банке и карьерой).
Прагматизм
(«прагма» – дело, действие)
(США – кон. 19-нач. 20 века)
сугубо американская форма позитивизма, в которой наиболее ярко выражается своеобразие американского духа
Ч. Пирс («Начала прагматизма»), У. Джеймс («Воля к вере»),
Д. Дьюи («Психология и педагогика мышления»)
Чарлз Пирс
(1839 – 1914)
1. Сущность человека – деятельность по адаптации к условиям жизни (мышление — средство приспособления к среде).
2. Философия – практическая наука, цель которой (по Дж. Дьюи) — помочь человеку в потоке опыта двигаться к поставленной цели и достигать её.
3. Мерилом истинности является не соответствие знания объекту, а выгода, полезность этого знания для субъекта, успех (утилитаризм) на практике
— ложь может быть полезной, значит – «истинной»; да, она может дать сиюминутный выигрыш, но в долгосрочной перспективе рассыплется из-за несоответствия истине
Предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности.
4. Познание – не «зеркало» реальности, а инструмент взаимодействия с ней. Понимание – «извлечение пользы», умение «справляться с объектом», способ держать ситуацию под контролем.
Инструментализм – концепция Д. Дьюи, утверждающая, что научные понятия, теории и гипотезы – инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом
5. В основе прагматизма – максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».
6. Поведение человека детерминировано верой (готовностью действовать определённым образом) и привычкой (устойчивой верой). Чтобы изменить общество, надо изменить привычки.
7. Вера в Бога полезна, так как дарит оптимизм и «моральные каникулы».
Материализм в будущем означает неизбежный крах всего, гибель Земли и человечества со всеми созданиями его духа. С этой перспективой не может смириться ни один думающий человек. Напротив, идеализм, принимающий существование вечного духовного начала, родственного человеку, открывает надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей, столь дорогих человеку.
Ценность религии – в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества.
8. Основные блага — здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность.
Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ.
9. Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.
Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведёт к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами).
10. Цель воспитания — формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства.
11. Основание конформизма: сказать «да» легче, чем сказать «нет» (принцип экономии мышления — «Бритва Оккама» )
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 666 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!