Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные модели социализации



Какие формы социализации Вам знакомы? Каковы недостатки и достоинства этих форм? Стоит ли социологам разрабатывать подобные теории? Выскажите свое собственное мнение.

Теория социализации была практически реализована в Западной Европе и США в 1950 – 60 – ые годы XX века как модель «Общества социального согласия» или «Программа приспособления молодежи к жизни» (Парсонс Т.). Она привела к невиданному распространению конформизма (социального безразличия), жизни по принципу «моя хата с краю – ничего не знаю», массовое потребление заменило систему духовных ценностей в молодежной среде, сопровождалось широким распространением наркотиков, уходом части молодежи в мир иллюзий. Все это завершилось протестом в среде студенческой молодежи Сорбонны, известным как события «Жаркой осени 1968 г.». Новая модель «Общества согласия» включает в себя социализацию семейного воспитания, поскольку эксперты пришли к мнению, что корни бунта уходят в конфликт между поколениями.

Одновременно была разработана «Критическая модель социализации» Франкфуртской школой (Ю. Хабермас). Ее основной компонент – психосоциальное развитие личности. Альтернативой бунтарству предлагается – свободное творчество, которое представляется как приемлемая форма социального протеста. Молодежи предлагается «адаптировать социум к себе», личность рассматривается как акробат, балансирующий над пропастью социума, = «балансирующая идентичность» (Э. Дюркгейм).

К сожалению, противопоставление творческой личности и социума Франкфуртской школой не выдерживает критики, потому что в политической практике приводит к порождению культа сверхчеловека и распространению фашистско-расистских теорий.

Таким образом обе модели «социализации» чреваты формированием социальных установок, благоприятствующих режимам политического насилия: конформизм + культ «сильной личности». Средством избежать научной критики представляется отказ от исторического знания прошлого – отказ от «историзма» (П. Бурдье).

Третья модель социализации является традиционной для Российской политической культуры: реализация личности на основе достижения общественно-значимой цели. Основа гармонии личности и общества: нравственные ценности, историческая память как средство самосохранения цивилизации.

В книге Джерома Сэлинжера «Над пропастью во ржи» рассказывается о сложных проблемах американского подростка 1950-х. Как Вы думаете, о каких проблемах здесь говорится: вечных или временных, национальных, возрастных или общечеловеческих? А чтобы Вы посоветовали главному герою?

«-Слушай, Салли! – говорю.

-Что? – спрашивает. А сама смотрит на какую-то девчонку в другом конце зала.

-С тобой случается, что все вдруг осточертевает? - спрашиваю. – Понимаешь, бывает с тобой так, что тебе кажется – все провалится к чертям, если ты чего-нибудь не сделаешь, бывает тебе страшно? Скажи, ты любишь школу, вообще все?

-Нет, конечно, там скука смертная.

-Но ты ее ненавидишь или нет? Я знаю, что это скука смертная, но ты ненавидишь все это или нет?

-Как тебе сказать? Не то что ненавижу. Всегда как-то приходится…

- А я ненавижу. Господи, до чего я все это ненавижу. И не только школу. Все ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтоб выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов «ангелами», ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу без конца мерить костюмы у Брукса, когда тебе…

-Не кричи, пожалуйста! – перебила Салли.

Глупо, я и не думал кричать.

-Например, машины, сказал я ужасно тихим голосом.- Смотри, как люди сходят с ума по машинам. Для них трагедия, если на их машине хоть малейшая царапина, а они вечно рассказывают, на сколько миль хватает галлона бензина, а как только купят новую машину, сейчас же начинают ломать голову, как бы им обменять ее на самую новейшую марку. А я даже старые машины не люблю. Понимаешь мне не интересно. Лучше бы я себе завел лошадь, черт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно.

-Не понимаю, о чем ты… Ты так перескакиваешь…

-Знаешь, что я тебе скажу? – сказал я. - Если бы не ты, я бы сейчас не сидел в Нью-Йорке. Если бы не ты, я бы, наверно, сейчас удрал к черту на рога. Куда-нибудь в леса или еще подальше. Ты – единственное, из-за чего я торчу здесь.

-Какой ты милый! – говорит. Но сразу было видно, что ей хочется переменить разговор.

…………….

- Ладно, давай сматываться отсюда! – говорю. – И вообще катись-ка ты, знаешь куда…

Ох и взвилась же она, когда я это сказал! Знаю, не надо было так говорить, и я никогда бы не выругался, если б она меня не довела. Обычно я при девочках никогда в жизни не ругаюсь. Уж и взвилась она! Я извинялся как ошалелый, но она и слушать не хотела. Даже расплакалась. По правде говоря, я немножко испугался, я испугался, что она пойдет домой и пожалуется своему отцу, что я ее обругал. Отец у нее был такой длинный, молчаливый, он вообще меня недолюбливал, подлец. Он сказал Салли, что я очень шумный.

-Нет, серьезно, прости меня! – Я ее очень уговаривал.

-Простить! Тебя простить! Странно! – говорит. Она все еще плакала, и вдруг мне стало как-то жалко, что я ее обидел.

-Пойдем, я тебя провожу домой. Серьезно.

-Я и сама доберусь, спасибо! Если ты думаешь, что я тебе позволю провожать меня, значит, ты дурак. Ни один мальчик за всю мою жизнь при мне так не ругался.

Что-то в этом было смешное, если подумать, и я вдруг сделал то, чего никак не следовало делать. Я захохотал. А смех у меня ужасно громкий и глупый. Понимаете, если бы я сидел сам позади себя в кино или еще где-нибудь, я бы, наверно, наклонился и сказал самому себе, чтобы так не гоготал. И тут Салли совсем взбесилась….».

Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. М.: Правда, 1991. С. 120-123.

Самостоятельное задание:

?? Придумайте конец истории. А как заканчивает ее автор? Почему? Попробуйте объяснить название романа «Над пропастью во ржи».

Учебная литература:

Кравченко А. И. Обществознание. М., 2004. С. 217 - 229

Понятия: социальный конфликт, формы социального протеста, формы социальных движений, санкции, нормы, социальный контроль, конформизм

Вопросы для самопроверки к I части курса «Обществознание»

1.Что такое общество? Назовите его основные признаки.

2.Что такое стратификация? Дайте характеристику важнейших типов стратификации?

3.Каково место медицины в системе культурных ценностей цивилизации?

4.Дайте характеристику основных институтов общества

5. Что такое социально – экономический статус и социальная мобильность? Какие виды социальной мобильности вы знаете? Как можно повысить, понизить статус личности?

6.Дайте характеристику социально-психологического и историко-психологического здоровья общества?

7. Каковы важнейшие свойства социального конфликта? Как он проявляется?

8. Что такое социализация? Каким образом она происходит в различные периоды жизни?

9. Каковы основные элементы социального взаимодействия? Назовите принципы теории обмена.

Дорогой друг, Вы закончили изучение 1 части курса Обществознание. Теперь Вы можете подсчитать количество набранных Вами баллов и определить с помощью диаграммы свою итоговую оценку.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...