Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XVII. Краеведение 4 страница



[537] 537. См. Древняя Русь. Гл. 7 и 8.

[538] 538. См. Источники, III, 4.

[539] 539. См. А. И. Лященко «Эймундова сага и русские летописи», АН, 1926, с. 1061 ‑1086; также см. Источники, III, 4.

[540] 540. В. Яковлев, изд., Памятники русской литературы XII и XIII веков, с. 61 – 64.

[541] 541. Leib, op. cit., p. 277.

[542] 542. Браун, цит. соч., с. 164 – 165.

[543] 543. Ф. Браун, «Шведская руническая надпись, найденная на острове Березами», АК, 23 (1907), 66 – 75.

[544] 544. «Русская Правда», краткая редакция, с. 11 (Средневековые русские законы, с. 28). Мое толкование этой статьи отличается от традиционного. Согласно последнему, в статье идет речь не о рабе, который убежал от своего варяжского хозяина, а о беглом рабе другого хозяина, когда этого раба варяг скрывает в своем доме. В любом случае, варяг представлен как торгующий рабами.

[545] 545. Аристов, с. 199.

[546] 546. Текст договора см.: Хрестоматия, I (1908), 93 – 96; Goetz, Deutschrussische Handelverträge des Mittelalters, pp. 14‑72.

[547] 547. Аристов, с. 199, 200, 206, сн. 643.

[548] 548. Baumgarten, «Généalogies», p. 68.

[549] 549. Ibid.; см. также R. Hakluyt, ed., Voyages (Everyman’s Library Edition), I (London, J. M. Dent & Sons; New York, E. P. Dutton & Co., 1932), p. 83.

[550] 550. A. Stender‑Petersen, «Die Varägersage als Quelle der Altrussischen Chronik», Aarssbrift for Aarhus Universitet, IV (Aarhus, 1934), p. 246.

[551] 551. Thomsen, Origin, pp. 128‑130. Недавний обзор всей проблемы скандинавского влияния на Русь – с «антинорманистской» точки зрения – см.: В. А. Рязановский, Обзор русской культуры, I, 161 – 289, 619 – 639.

[552] 552. О русско‑немецких отношениях в киевский период см.: Т. Ediger, Russlands älteste Beziehungen zu Deutschland, Frankreich und die Römische Kurie (Halle, 1911); F. Broun, «Russland und die Deutschen in alterzeit», Germanica: Eduard Sievers zum 75, Gerburtstage (Halle, 1925), pp. 678 – 727; M. E. Шайтан, «Германия и Киев в XI веке», ЛЗ, 34 (1927), 3 – 26. См. также S. H. Cross, «Medieval Russian Contacts with the West», Speculum, 10 (1935), 137 – 144.

[553] 553. Текст Раффельштадтского таможенного установления см.: MGH, Capitalaria, II, 249, 250; ср.: Флоровский, цит. соч., с. 159 – 164.

[554] 554. О торговле немцев с Киевом см.: В. Г. Василевский, «Древняя торговля Киева с Регенсбургом», ЖМНП, 258 (1888), 121 – 150; L. К. Goetz, Deutsch‑russische Handelsgeschichte, pp. 540 – 543.

[555] 555. Аристов, с. 205.

[556] 556. G. Lozinskij, «La Russie dans la Litterature française du Moyen Age», RES, 9 (1929), 260.

[557] 557. Thietmar of Merseburg, Chronicon, F. Kurze, ed., pp. 257, 258.

[558] 558. Adam of Bremen, Gesta Hammaburgersis Ecclesiae Pontificum, B. Schmeidler, ed., p. 80.

[559] 559. Lambert (Lampert) Hersfeld, «Annales», Opera, O. Holder‑Egger, ed., pp. 1 – 304.

[560] 560. E. N. Adler, ed., Jewish Travellers (London, G. Routledge & Sons, 1930), pp. 64 – 91 (ни одно другое издание «Путешествий» рабби Петахии неприемлемо для меня); см.: Beazley, The Dawn of Modern Geography, II, 266 – 273.

[561] 561. Грушевский, II, 62 – 64; Шайтан, цит. соч., с..9 – 11.

[562] 562. О русско‑немецких семейных узах см.: Leib, op. cit., pp. 163 – 166; Braun, «Russland und die Deutschen in alter Zeit», Germanica: Eduard Sievers zum 75, Geburstage, pp. 683 – 690; Baumgarten, «Généalogies», pp. 67, 68.

[563] 563. С. П. Розанов, «Евпраксия‑Адельгейда Всеволодовна», ОГН, 1929, 617 – 646.

[564] 564. С. Baronius, Annales Ecclestiastici, XII (Paris, 1887), 609 (цитировано Розановым, «Евпраксия‑Адельгейда Всеволодовна», с. 629, 630). О николаитах см.: P. J. Healy, «Nicolaites», The Catholic Encyclopedia, XI (1911), 67.

[565] 565. Розанов, «Евпраксия‑Адельгейда Всеволодовна», с. 643, 644.

[566] 566. Caix de Saint‑Aymour, Anne de Russie, reine de France et countesse de Valois (Paris, 1896) (неприемлемо для меня); S. Tr. «Anna Jaroslavna», RBS, II (1900), 193; M. Prou, Recueil des Actes de Philippe I‑er (Paris, 1908), pp. XV, XVII – XXIII; A. Fleche, Le Regne de Philippe I‑er (Paris, 1912); Leib, op. cit., pp. 149 ‑152; E. Gamillscheg and M. Vasmer, «Wiederum die Interschrift der Anna Regina», ZSP, 8 (1931), 124 – 128; M. Paleologue, «Anna Jaroslavna, Reine de France», Illustration, December, 6, 1941.

[567] 567. Аристов, с. 204; H. Pirenne, «Draps d’Ypres à Novgorod», RBPH, 9 (1930), 563 – 566; A. Eck, «A propos des draps d’Ypres à Novgorod», RBPH, 10 (1931), 591 – 594.

[568] 568. Г. Лозинский, цит. соч., с. 71 – 88, 253 – 269; рецензия Д. Расовского в СК, 9 (1931), 310, 311.

[569] 569. Historica Russiae Monumenta, А. Тургенев, изд., I (С.‑Петербург, 1841), N 1, 2, с. 1 – 3; Грушевский, II, 65; Шайтан, пит. соч., с. 11 – 26; М. А. Таубе, «Рим и Русь в домонгольский период», Католический временник, 2 (Париж, 1928) (неприемлемо для меня).

[570] 570. Грушевский, II, 76 – 77.

[571] 571. Leib, op. cit., pp. 51 – 74.

[572] 572. В. Г. Василевский, Труды, I (С.‑Петербург, 1908), 288 – 303.

[573] 573. Там же, I, 332, 333.

[574] 574. G. J. Bratianu, Recherches sur le commerce genois dans la Mer Noire au XIII‑е siecle (Paris, 1929), p. 50.

[575] 575. И. Кулаковский, Прошлое Тавриды (2‑е изд., Киев, 1914), с. 73; см. также рецензию Д. Разовского на книгу Братяну в СК, III (1929), 322 – 324. Разовский склоняется к тому, чтобы считать «Русь» портом на Азовском море.

[576] 576. См.: П. К. Коковцев, Еврейско‑хазарская переписка в X веке, с. 51 – 112.

[577] 577. R. Dozy, Histoire des musulmans d’Espagne, E. Levi‑Provencal, ed., II (Leyde, 1932), 153 – 155; см. также F. Grenard, Grandeur et decadence de 1’Asie (Paris, 1939), pp. 30, 31.

[578] 578. А. А. Куник и барон В. Розен, «Известия Аль‑Бекри и других авторов о Руси и славянах», АНЗ, 32 (1879), Приложение 2, с. 11 – 16, 65 – 117; Markwart, pp. 145, 146, 472. О Аль‑Бакри см.: A. Cour, «Al‑Bakri», EL, I (1913), 606 – 607. О новом издании Т. Ковальским сообщения Ибрагима Якуба см.: МРН, New Ser., vol. I (1946).

[579] 579. С. F. Seybold, «Idrisi», EJ, II (1927), 451, 452.

[580] 580. Benjamin of Tudela, The Itinerary of Rabbi Benjamin of Tudela, A. Asher, tr. 8 ed. Cp. Beazley, op. cit., II, 224 – 264.

[581] 581. Из обширной и постоянно увеличивающейся литературы по византийской истории здесь достаточно будет указать лишь немногие важные работы последнего времени: A. A. Vasiliev, History of the Byzantine Empire (Madison, Wis., 1928‑29, 2 vols.) (вскоре выйдет новое издание); G. Ostrogorsky, Geschichte des Byzantinischen Staates; М. В. Левченко, История Византии. Общий очерк византийской цивилизации см.: С. Diehl, Byzance: Grandeur et décadence (Paris, 1920), и Manuel d’art byzantin (Paris, 1925‑26, 2 vols.); S. Runciman, Byzantine Civilisation (London, E. Arnold, 1933). Есть специальное исследование о влиянии Византии на русскую цивилизацию: В. С. Иконников, Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории (Киев, 1869). См. также: А. А. Vasiliev, «Economic Relations between Byzantium and old Russia», Journal of Economic and Business History, 4 (1931‑32), 314 – 334; S. H. Cross, «The results of the Conversion of the Slaves from Byzantium», Annuaire, 7 (1944), 71 – 82.

[582] 582. В. В. Сокольский, «О характере и значении Епанагоги», ВВ, I (1894), 17 – 54; Г. Вернадский, «Византийские учения о власти царя и патриарха», Recueil Kondakov (Prague, 1926), pp. 143 – 154.

[583] 583. Таков, в особенности, Бальзамон, который даже говорит, что император не подчиняется ни светскому, ни церковному закону; PG, CXXXVIII, col. 93.

[584] 584. М. Psellus, Chronographia, С. Sathas, ed., p. 129; Michel Psellos: Chronographie, E. Renauld, ed., II, 8. В своей статье: «Was Old Russia a Vassal State of Byzantium?» Speculum, 7 (1932), 350 – 460, А. А. Васильев видит в словах Пселла свидетельство, подтверждающее тот факт, что Русь, вероятно, была под византийским протекторатом со времени Владимира. Пселл, однако, говорит лишь о том, что во время правления Василия II (современника Владимира) империя была столь сильной, что русские не осмелились напасть на Константинополь.

[585] 585. G. Vernadsky, «Relations byzantino‑russes au XII‑е siècle», Byzantion, 4 (1928), 269 – 276.

[586] 586. «Антоний Печерский», РВС, II (1900), 212.

[587] 587. О русско‑византийских династических узах см.: Baumgarten, «Généalogies», p. 69; Leib, op. cit., pp. 169, 170.

[588] 588. Много противоречий в наших сведениях об этом браке. В первую очередь, нет определенных свидетельств, которые доказывали бы, что Лев был сыном Романа. Во‑вторых, согласно Василевскому (Труды, II (С.‑Петербург, 1912), 37 – 49), Мария была не дочерью Владимира II, а его сестрой. По моему мнению, Василевский не доказал своих доводов. См.: Грушевский, II, 115, 116.

[589] 589. ПСРЛ, II, Ч. 1 (3‑е изд., Петроград, 1923), кол. 294.

[590] 590. Там же, кол. 193. Олег был арестован в Тмутаракани хазарами, видимо, по указке Всеволода I; см.: Грушевский, II, 72, 73.

[591] 591. ПСРЛ, II, Ч. 1, кол. 290.

[592] 592. Vasiliev, «Was Old Russia a Vassal State of Byzantium?», p. 356.

[593] 593. Грушевский, II, 441,442.

[594] 594. G. Vernadsky, «Relations byzantino‑russes au XII‑e siècle», Byzantion, 4 (1928), 270, 271.

[595] 595. Слово, с. 30.

[596] 596. Ин., кол. 194; ПСРЛ, II (1843), 93.

[597] 597. О косогах (черкесах) см.: A. Dirr, «Čerkesses», EL, I (1913), 834 – 836; Mirza Bala, «Çerkesler», Islam Ansiklopedisi, III (1945), 375 – 386.

[598] 598. О ясах (осетинах, аланах) см.: В. Миллер, «Осетинские этюды», III, МУ, 8 (1887), И. Кулаковский, Аланы (Киев, 1899), Minorsky, Hudud‑al‑Alam, pp. 445 ‑446; A. Zeki‑Validi Togan, «Alan», Islam Ansiklopedisi, I (1944).

[599] 599. См.: Древняя Русь, Гл. 3 и 4.

[600] 600. Там же, с. 155 – 160 и ниже.

[601] 601. Кулаковский, «Христианство у алан», ВВ, 5 (1898), 1 – 18.

[602] 602. Куропалат, «дворцовый страж», – первоначально, титул одного из офицеров императорской гвардии; позднее слово приобрело дополнительное значение почетного придворного титула.

[603] 603. По истории Армении см.: Н. F. В. Zynch, Armenia (London and New York, Longmans, Green and Co., 1901, 2 vols.); H. F. Tournebize Histoire politique et relieuse de 1’Armenie (Paris, 1910); J. Laurent, L’Armenie entre Byzance et l’Islam (Paris, 1919).

[604] 604. Alien, op. cit., p. 96.

[605] 605. Idem, pp. 250 – 256.

[606] 606. Alien, op. cit., p. 99.

[607] 607. ПСРЛ, I, Ч. 2, кол. 369; см. также: Миллер, цит. соч., III., 68.

[608] 608. Слово, с. 13.

[609] 609. См. Древняя Русь, гл. V.

[610] 610. Повесть временных лет, Ип., кол. 263.

[611] 611. Повесть временных лет, кол. 280; см. также: Миллер, цит. соч., III, 66 – 68.

[612] 612. Baumgarten, «Généalogies», p. 70.

[613] 613. Повесть временных лет, Ип., кол. 133.

[614] 614. Baumgarten, «Généalogies», p. 70.

[615] 615. О князе Юрии, сыне Андрея Боголюбского, см.: «Георгий (Юрий) Андреевич», РВС, IV (1914), 441, 442; Baumgarten, «Généalogies», p. 77; Alien, op. cit., pp. 104 – 106.

[616] 616. О поволжских булгарах см.: Ancient Russia, pp. 222 – 228; П. Голубовский, «Болгары и хазары», Киевская старина, 22 (1888), 25 – 56 (неприемлемо для меня); В. Бартольд, «Булгар», ЭЙ, I (1913), 786 – 791; В. Смолин, «Болгарский город Бряхимов», КУО, 33 (1925), 131 – 145; Akdes Ninet Kurat, «Bulgar», Islam Ansiklopedisi, II (1944), 781 – 796; А. П. Смирнов, «Волжские булгары», ИИМК, 13 (1946), 158 – 159.

[617] 617. В. Бартольд, История культурной жизни Туркестана (Ленинград, 1927) и его же: Turkestan down to the Mongolian Invasion (London, 1928).

[618] 618. О сельджуках см.: J. Laurent, «Byzance et les Tures Seldjoucides», Annales de 1’Est (Université de Nancy), 27 (1913) и 28 (1914) (неприемлемо для меня); А. Крымский, История Туреччины (Киев, 1924), с. 3 – 7, 9; Ф. Успенский, «Восточная политика Maнуила Комнина» Сообщения Российского Палестинского общества 29 (1926), 111 – 138; «Seldjuks», EI, IV (1934), 208 – 213; А. И. Якубовский, «Сельджукское движение и туркмены в XI веке», ООН, 1937; с. 921 – 946; G. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, 64 – 66; Б. Н. Заходер, История восточного средневековья (Москва, 1944), с. 88 – 96; В. Гордлевский, Государство сельджуков в Малой Азии (Москва и Ленинград, 1941).

[619] 619. О Саладине см.: Sobernheim, «Saladin», EI, IV (1934), 84 – 89; Р. К. Hitti, History of the Arabs (3rd ed. London, MacMillan and Co., 1946), pp. 645 – 653; Заходер, цит. соч., с. 103– 105.

[620] 620. Bartold, Turkestan down to the Mongolian Invasion, pp. 323 – 363.

[621] 621. ПСРЛ, IX (1862), 57.

[622] 622. О несторианцах и монофизитах см.: W. Barthold, Zur Geschichte des Christentums in Mittel‑Asien bis zur mongolischen Eroberung (Tübingen und Leipzig, 1901); B. J. Kidd, The Churches of Eastern Christendom (London, The Faith Press, 1927); W. F. Adeney, The Greek and Eastern Churches (New York, C. Scribner’s Sons, 1932); D. Attwater, The Dissident Eastern Churches (Milwankee, The Bruce Publishing Co., 1937); P. Y. Saeki, The Nestorian Documents and Relics in China (Tokyo, 1937).

[623] 623. О Бар Хебреусе (Григорий Аб‑уль‑Фараджа) см.: W. Wright, A Short Story of Syriac Literature (London, A. C. Black, 1894), pp. 265 – 281; R. Duval, La Litterature syriaque (Paris, 1907), pp. 408 – 410. A. Baumstark, Geschichte der syrischen Literatur (Bonn, 1927), pp. 312 – 320.

[624] 624. Сирийские монофизиты известны под названием якобитов. О Михаиле Сирийце см.: Wright, op. cit., pp. 250 – 253; Duval, op. cit., p. 401; Baumstark, op. cit., pp. 298 – 300.

[625] 625. Ibn‑Khurdadhbih, «Kitab al‑Masalik wa’l Mamalik», BGA, VI (1889), 115 (французский перевод) и 154 (арабский текст); Firdausi, Shahnama, A. G. Warner and E. Warner, trs., VIII, 406; IX, 110.

[626] 626. В. Бартольд, История изучения Востока в Европе и России (2‑е изд., Ленинград, 1925), с. 170.

[627] 627. В «Повести временных лет» слово «брахман» передается как «рахман», Лавр., кол. 14 – 15. См.: G. N. Roerich, «Indology in Russia», Journal of the Greater India Society, 12 (1945), 69.

[628] 628. Соловьев, III, 48, – обращается к Вениамину из Туделы, цитируя французское издание 1830 г.; Эшер читает «Руссильон» вместо «Русь» (Itinerary, I, 157); см. также: Beazley, op. cit., II, 262, n. 2.

[629] 629. Baumgartcn, «Généalogies», pp. 69, 70; Голубовский, «Печенеги, торки и половцы», КУ, 1883, с. 556 – 559.

[630] 630. Диакритические знаки в арабских и персидских именах и названиях при транслитерации опускаются.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...