Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XVII. Краеведение 3 страница



[370] 370. См. Cross S. H., «The Mosaic Eucharist of St. Michael's (Kiev)», ASEER, 6, Nos. 16/17(1947), 56‑61.

[371] 371. Толстой и Кондаков, цит. раб., V (С.‑Петербург, 1897), 101‑145; Кондаков, Русские клады, I, 83‑144.

[372] 372. См. Древняя Русь.

[373] 373. Н. В. Малицкий, «Древнерусские культы сельскохозяйственных святых», Известия Государственной академии истории материальной культуры, XI, No 10 (1932).

[374] 374. Кроме общих историй Русской Церкви, а также общих историй русской литературы, приведенных в Библиографии см.: Gerge P. Fedotov, The Russian Religios Mind: Kievan Christianity.

[375] 375. О проповедях Кирилла см.: Пономарев, I (С. ‑Пб., 1894), 126‑198.

[376] 376. Пономарев, I, 76‑78.

[377] 377. Cross pp. 312, 313.

[378] 378. О канонизации русских святых см.: Е. Е. Голубинский История канонизации святых в Русской церкви.

[379] 379. Текст «Жития Феодосия» издан А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым в Чтении, 1899, Ч. 2.

[380] 380. Д. И. Абрамович, ред., «Жития св. Бориса и Глеба; службы им», Памятники древнерусской литературы, II (Петроград, 1916). О Борисе и Глебе см.: Федотов (как в сноске 52). с. 94‑110.

[381] 381. «Хождение Богородицы по мукам» в Н. Тихонравов Памятники отреченной русской литературы, (Москва, 1863), II, 23‑30.

[382] 382. Тексты поучений Феодосия см. в: Пономарев, I, 33‑43. О Феодосии см.: Федотов, цит. раб., 110‑131.

[383] 383. О богомилах см.: F. Rački, «Bogomili i Patareni», Rad Jugoslavenske Akademije, 7 (1869), 48‑179; 8 (1869), 121‑187; 10 (1870), 160‑263; Zlatarski, Istoriia na Bulgarskata Drzhava prez Srednite Vekove, I, Pt. 2, pp. 551‑559; II (Sofia, 1934), 352‑366; V. N. Sharenkoff, A Study of Manichaeism in Bulgaria (New York, Columbia University Press, 1927); D. Obolensky, "The Bogomils, " Eastern Churches Quarterly, October‑December, 1945, reprint, pp. 1‑23.

[384] 384. История Русской литературы, I, 83‑86.

[385] 385. Cross, pp. 239‑244.

[386] 386. О римской церкви и римском католицизме в Киевской Руси см.: W. Abraham, Powstanje organizacji kościola lacinskiego na Rusi (Lvov, 1904); Hrushievsky, III, 298‑301; M. Шайтан «Германия и Киев в XV веке», 3, 34, (1927), 23‑26.

[387] 387. Об отношениях между русской Церковью и романским католицизмом в киевский период см.: Голубинский, История, I, (2‑е изд. Москва, 1904), с. 588‑603; Baumgarten, "Chronologie des terres russes du X au XIII siecle, " ОС, № 58 (1930); B. Leib Rome, Kiev et Byzance fa la fin du XI siecle.

[388] 388. Так называемая «историческая» Палея опубликована в Чтении, 1881, Ч. I, под редакцией А. Н. Попова; Палея с комментариями (толкованиями,) в ОЛДП, No 93 (1892).

[389] 389. А. Н. Веселовский, Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине (С. ‑Петербург, 1872); 2‑е изд. Веселовский, Собрание сочинений, VIII, [Петроград, 1921]); Тихонравов, цит. раб., I, 254‑258.

[390] 390. Греческий текст «Варлаама и Иосифа» см.: Migne, J. P., PG. XCVI. Первая из сохранившихся рукописей датируется шестнадцатым веком, но стиль свидетельствует, что перевод был сделан гораздо раньше. Русский текст впервые опубликован в Москве в 1680 году.

[391] 391. «Повесть об Акире Премудром» была переведена на славянский в одиннадцатом веке. Самый ранний из ее дошедших до нас списков датируется пятнадцатым столетием. См. А. Д. Григорьев «Повесть об Акире Премудром», UW, 1913, Ч. 4; Сакулин, цит. раб. I, 118.

[392] 392. В. М. Истрин, Александрия русских хронографов (Москва, 1893).

[393] 393. Henry Gregoire, Digenis Akritas (New York, The National Herald, 1942) (in Modern Greek); М. Н. Сперанский, «Девгениево деяние», АНОРС, 99, No 7(1922).

[394] 394. H. Gregoire, R. Jakobson, et al., «La Geste d'Igor», Annuaire, 8 (1948); А. С. Орлов, Слово о полку Игореве; В. Перетц, Слово о полку Iгоревiм (Киев, 1926).

[395] 395. П. П. Миндалев, Моление Даниила Заточника (Казань, 1914); Н. Н. Зарубин, ред., «Слово Даниила Заточника», Памятники древнерусской литературы, III (Ленинград, 1932).

[396] 396. Cross, pp. 301‑309; Н. Н. Шляков, «О поучении Владимира Мономаха», ЖМНП, 329 (1900), 96‑138, 209‑258; И. М. Ивакин, Князь Владимир Мономах и его поучение, I (Москва, 1901); М. П. Алексеев, «Англо‑саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха», ОДРЛ, II (1935), 39‑80; А. С. Орлов, Владимир Мономах (Москва, Ленинград, 1946).

[397] 397. ПСРЛ. IX, 79 (1029 и. э.).

[398] 398. Голубинский История, I, Ч. I, с. 871‑880. См. также: A. Wanczura, Szkolnictwo w starej Rusi. Следует отметить, что позже, в своей статье по «тарифографии», Голубинский был вынужден признать, что недооценил уровень русского образования в Киевский период. См. Раздел 10, ниже.

[399] 399. Татищев, II, 138. Ср. Голубинский, История, I, Ч. I, с. 873.

[400] 400. Татищев, III, 238, 239.

[401] 401. Там же, III, 416.

[402] 402. Соболевский, цит. раб., с. 5.

[403] 403. Там же.

[404] 404. Г. Флоровский, Пути русского богословия, с. 1.

[405] 405. А. С. Архангельский, К изучению древнерусской литературы (С. ‑Петербург, 1888), и Творения отцов Церкви в древнерусской письменности, I‑IV (Казань, 1889‑1890) (недоступно для меня); Голубинский, История, I, Ч. 4, с. 880‑924.

[406] 406. См. А. И. Соболевский, «Два слова о древних церковнославянских переводах с латинского», АНОРИ, 2 (1904), Ч. 4, с. 401‑403, и Жития святых в древнем переводе на церковно‑славянский с латинского языка (С. ‑Петербург, 1904). См. Также А. В. Флоровский, Чехи и Восточные Славяне, I (Prague, 1935), III.

[407] 407. Тихонравов, цит. раб., II, 23.

[408] 408. Опубликовано в Чтениях, 1877, Ч. 4.

[409] 409. Изборник 1073 года опубликован в ОЛДП, 1880; см. также. Чтения, 1883, ч. 4.

[410] 410. Н. Скабаланович, «Византийская наука и школы в XI веке», Христианское чтение, 1884, Ч. 1, с. 344‑369, 730‑770; М. Сперанский, Переводные сборники изречений в Славяно‑Русской письменности (Москва, 1904), с. 64.

[411] 411. Х.М.Лопарев, ред., «Послание Митрополита Климента», Памятники Древней Письменности, ХС (С.‑Петербург, 1892); Н.К.Никольский О литературных трудах Климента Смолятича.

[412] 412. См. М.В.Шахматов и Д.Чижевский, «Платон в древней Руси», РИОП, 2 (Прага, 1930), 49‑81.

[413] 413. В.Семенов, ред., «Древняя русская Пчела», АНОРС, 54, No 4 (1893); Сперанский, Переводные сборники изречений славяно‑русской письменности, с. 155‑328.

[414] 414. А.А.Шахматов Разыскания о составе древнерусских летописных сводов (С.‑Петербург, 1908), также Повесть временных лет, I, и «Повесть временных лет и се источники», ОДРЛ, 4(1940), 11‑150. См. также: М.Д.Приселков, История русского летописания XI‑XV веков (Ленинград, 1940).

[415] 415. М.Д.Приселков, Нестор Летописец (Петроград, 1923).

[416] 416. С.А.Бугославский, «К вопросу о характере и объеме литературной деятельности Нестора», АНОРИ, 1914, Ч. I, 3.

[417] 417. См. Источники, III, 1.

[418] 418. Иоанн Малала, Хронография, Славянский перевод, В.М.Истрин, ред., АНЗИ, Сер. 8, Т. I, No 3 (1897), НУИФ, Одесса, 10 (1902), 13 (1905), 17 (1913); АНОРС, 89, No 3 (1911), No 7 (1912); 90, No 2 (1913); 91, No 2 (1914). О славянском переводе Хронографии Г.Синкелла см. В.М.Истрин, ред., Хроника Георгия Амартола (Ленинград, 1920‑30. В 3‑х томах), II, 286‑289, и M.Weingart, Byzantské kroniky v literature cirkevneslovanské, I, 52‑54. Славянский перевод «Хроники» Г.Мниха издан Истриным, Хроника Георгия Амартола. О славянском переводе Флавия см. V.M.Istrin and A.Vaillant, ed., La Prise de Jerusalems de Josephe le Juif (Paris, 1934‑38. 2 vols.).

[419] 419. См. Г.Вернадский, «Византийские учения о власти царя и Патриарха», (Прага, 1926), стр. 143‑154. Г.Острогорский, «Отношение церкви и государства в Византии», Seminarium Kondakovianum, 4 (1931), 121‑134.

[420] 420. О русской политической мысли киевского периода см. В.Вальденберг, Древнерусские учения о пределах царской власти, (Петроград, 1916); М.В.Шахматов, Учения русских летописей домонгольского периода о государственной власти, I‑II.

[421] 421. Послание Иакова опубликовано в Макарии, II, 324‑327.

[422] 422. Семенов, цит.раб., стр.104, по Платону Republic, V, 18 (473); ср. Republic,VII, 5 (520).

[423] 423. ПСРЛ, I, ч. 2 (2‑е изд. 1927), 377, 378.

[424] 424. Plato, Leges, p. 683 E.

[425] 425. Семенов, цит. раб., с. 49‑50; ср. Шахматов, Записки Русского исторического общества в Праге 2 (Prague, 1930) с. 66‑67.

[426] 426. П.А.Лавров, «Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности», Труды Славянской Комиссии, I (Ленинград, 1930), 196‑198. Английский перевод и комментарии см. R.Jakobson, «The bcgginnings of National Self‑Dйtermination in Europe», Review of Politics, January, 1945.

[427] 427. Пономарев, I, 67; Jakobson, цит. раб., с. 39.

[428] 428. С.Г.Вилинский, Сказание черноризца Храбра (Одесса, 1901); Лавров, цит. раб., с. 162‑164. J.VaSic, Mnicha Chabra Obrana Slooanskйho Pisma (Brno, 1941).

[429] 429. Е.Е.Голубинский, «Вопрос о заимствовании домоигольскими русскими от греков так называемой скедографии», АНОРИ, 9, Ч. 2 (1904), с.49‑59.

[430] 430. См. Н.Суворов, Учебник церковного права (4‑е изд., Москва 1912), с. 139‑152, 170‑172. См. Источники, II. 2. С.

[431] 431. A.Albertoni, Per una esposizione del dirrito Bizantino (Imola, 1927), pp. 143‑164.

[432] 432. T.Saturnik, Pňspévky šiřeni Byzantského práva u Slovanú, pp. 143‑164.

[433] 433. О Русской Правде, см. М.Н.Тихомиров, Исследование о Русской Правде; из более ранней литературы, L.K.Goetz, Das russische Recht. Лучшее издание текстов см. Б.Д.Греков, ред. Правда Русская, I. Англ, перев., Medieval Russian Laws, pp. 26‑56.

[434] 434. С.В.Юшков, ред., Русская Правда, стр. 137‑168.

[435] 435. Славянские переводы «Христианской топографии» и «Физиолога» опубликованы Обществом любителей древней литературы; см."Книга глаголемая Козьмы Индикоплова", ОЛДП, № 86 (1886), и «Физиолог», А.Корнеев, ред., ОЛДП, № 92 (1890). См. также А.И.Соболевский «Материалы и исследования», АНОРС, 88, № 3 (1910), стр. 168, 169, 173.

[436] 436. В.В.Бобунин, «Состояние математических знаний в России до XVI века», Журнал министерства народного просвещения, 232 (1884), 183‑209.

[437] 437. ЭС, LV, 724.

[438] 438. Д.О.Святский, «Астрономические явления в русских летописях с научно‑критической точки зрения», АНОРИ, 20 (1915), часть 2, стр. 197‑288.

[439] 439. Соловьев, III (Москва, 1854), 43‑44.

[440] 440. Об арабской медицине раннего средневековья см. G.Sarton, Introduction to the History of Science (Baltimore, Carnegie Institution of Washington, 1931, 2 vol.); об армянской медицине в двенадцатом веке см. vol. II, pt. I, pp. 136, 306, 441, 442.

[441] 441. Medieval Russian Laws, pp. 27, 39.

[442] 442. О русской «народной медицине» см. Г.Попов, Русская народная медицина (С.‑Петербург, 1903); Н.Высоцкий, «Очерки нашей народной медицины», МАИЗ, 17, (1911), 1‑168; Zelenin, Russische (ostslavische) Volkskunde, pp. 256‑258.

[443] 443. См. Н.П.Барсов, Очерки Русской исторической географии.

[444] 444. См. P.N.Savitsky, «Literature fakta v Slove o Polku Igoreve», Sveslavenski Zbornik (Zagreb, 1930), pp. 344‑354.

[445] 445. См. А.Спицыи, «Тмутаракаиский камень», ОРСАТ, XI, (Петроград, 1915); см. Орлов, Библиография, № 1, с. 1‑2.

[446] 446. М.А.Веневитинов, ред., «Житие и Хождение Даниила», Православный Палестинский Сборник, №№ 3, 9 (С.‑Петербург, 1883‑5). Ср. C.R.Beazly, The Dawn of Modern Geography, II, (London, 1901), 155‑174.

[447] 447. Х.М.Лопарев, ред., «Книга Паломника Антония Новгородского», Православный Палестинский Сборник, Мг 51, (С.‑Петербург, 1899). Ср. Bcazkey, цит. раб., II, 214, 215, 126. Там же, II, 162.

[448] 448. Там же, II, 162.

[449] 449. См. Н.П.Кондаков, Византийские церкви и памятники Константинополя (Одесса, 1887), с.73‑74; ср. Д.В.Айналов, «Примечания к тексту книги Паломник Антония Новгородского», ЖМНП, Новые Серии, 3 (1906), 233‑276, и 18 (1908), 81‑106.

[450] 450. Т.Райнов, Наука в России XI‑XVII веков, с. 29.

[451] 451. Там же, с. 30.

[452] 452. Там же, с. 31.

[453] 453. Там же, с. 32.

[454] 454. ПСРЛ, II, 129.

[455] 455. См. Мелиоранский, цит. раб., с. 296‑301.

[456] 456. ПСРЛ, 11,59(1151 н.э.).

[457] 457. Радзивиловская летопись, ОЛДП, CXVIII (1902), ин‑фолио 1896.

[458] 458. Полное собрание русских летописей, II, 146; М.В.Довнар‑Запольский, История русского народного хозяйства, I, 264.

[459] 459. См. Древняя Русь.

[460] 460. О древнерусском жилище см. Аристов, стр.84‑85; С.К.Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера (Москва, 1900), стр. 129‑149.

[461] 461. О тереме см.Аристов, стр.85; К.А. Иностранцев «О тереме в древне‑русском и мусульманском зодчестве», ОРСАТ, IX (1913), 35‑38; В.Ф.Ржига, «Очерки из истории быта домонгольской Руси», ИМТ, V (1929), 9. Чадвик, стр. 29, 36, 77, 81, 90.

[462] 462. Аристов, стр. 119.

[463] 463. Там же, стр. 138‑142. См. также П.Саввайтов «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора» (Санкт‑Петербург, 1896), под словом «корзно» и «коч».

[464] 464. «Изборник» Святослава 1073 года был издан Обществом любителей русской литературы, ОЛДП, LV, (1880). Следует отметить, что если четыре сына Святослава отчетливо изображены на миниатюре, то у пятого можно разглядеть только меховую шапку над изображением жены Святослава. Некоторые ученые, включая Н.П.Кондакова, считают эту шапку частью головного убора княгини. Однако под миниатюрой есть подпись, содержащая имена всех пяти княжичей, значит они все должны быть изображены, и, таким образом, упомянутая меховая шапка должна рассматриваться, как принадлежащая одному из княжичей, а не его матери.

[465] 465. Н.П.Кондаков, Изображения русской княжеской семьи (Санкт‑Петербург, 1906), стр. 40. Книга А.В.Арциховского (см. Библиография, XII) мне недоступна.

[466] 466. См. Граф А.А.Бобринский «Киевские миниатюры XI века», РАО, 12 (1901), стр.351‑171; Кондаков, та же стр.; Щепкин, «Миниатюры в русском искусстве дотатарского периода», Славия, 6 (1928), стр. 742‑757.

[467] 467. Аристов, цит. раб., стр. 141. См. также И.И.Срежневский, Материалы для словаря древнерусского языка, III, «Сарафан», стр. 262‑263.

[468] 468. См. Аристов, цит. раб., стр. 141, 142, 148.

[469] 469. См. Н.П. Кондаков, Русские клады, I; Ю.В.Готье, Железный век в Восточной Европе, стр. 235‑239.

[470] 470. Аристов, цит. раб., стр.160.

[471] 471. О пище и напитках древних русских, см. Аристов, цит. раб., стр.73‑80; Ржига, цит.раб., гл. III.

[472] 472. Так называемое Вопрошание Кириково, адресованное Новгородскому епископу Нифонту, содержит интересный материал для изучения дилемм священнослужителей по поводу надлежащего отношения к пище. Этот ценный документ опубликован в РИБ, VI (1880). Как мы знаем, Кирик был также ученым‑математиком (см. Гл. IX, раздел 2).

[473] 473. «Вопросник Кирика», Русская историческая библиотека, VI, 32.

[474] 474. Аристов, цит. раб., стр. 77; Срежневский, цит. раб. II, 933 под словом «пирог».

[475] 475. Cross, p. 184

[476] 476. См. Древняя Русь.

[477] 477. Cross, p. 209.

[478] 478. ПСРЛ, II (1843), 27.

[479] 479. Cross, p. 210.

[480] 480. Там же, стр. 139 (формулировки в переводе несколько изменены).

[481] 481. Там же, стр. 260.

[482] 482. РИБ, VI, 34.

[483] 483. Соловьев, III (Москва, 1853 г.), 8.

[484] 484. Лаврентьевская летопись, 13.

[485] 485. Эклога.

[486] 486. Соловьев, цит. место.

[487] 487. Владимирский‑Буданов, «Обзор», стр. 436‑438.

[488] 488. Соловьев, II, 10, 11.

[489] 489. Cross, p. 306.

[490] 490. Соловьев, III, 10.

[491] 491. ПСРЛ, II, 46.

[492] 492. Cross, p. 264.

[493] 493. Соловьев, III, 43.

[494] 494. Там же, III, 42, 43; Аристов, цит. раб., стр. 81‑82.

[495] 495. Соловьев, III, 35, 36; Аристов, стр. 245.

[496] 496. Соловьев, III, 40, 41.

[497] 497. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 385. О Wildfangrecht см. R. Schröder, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte (4‑е изд., Leipzig, 1902) pp. 808, 844, n. 4. О «береговом праве» см. Schröder, pp. 533 – 534; G. Waitz, Deutsche Verfassungsgeschichte, VIII (Kiel, 1878), 275; E. Mayer, Deutsche und französische Verfassungsgeschichte, I (Leipzig, 1899), 102 – 103.

[498] 498. Об истории и цивилизации славян см.: L. Niederle, SS, и Život starých Slovanů (Prague, 1911 – 1934). 3 vols.

[499] 499. См.: G. Moravcsik, Byzantinoturcica, I, 58 – 64.

[500] 500. О румынском языке см.: Н. Tiktin, «Die Rumänisch Sprache», Grundfiss der Rormanischen Philologie, G. Gröber, ed., I (Strassburg, 1906), 564 – 607; J. A. Candrea‑Hecht, Les Éléments Latines de la langue roumaine (Paris, 1902); K. S. Jensen, «Die nicht lateinischen Bestandteile im Rumänischen», Grundriss der Romanischen Philologie, G. Gröber, ed., I, 524 – 534; A. Rosetti, Istoria limbii Romäne (Bucharest, 1938 – 1940). 3 vols. (рецензия G. Bonfante, Language, 18 [1942], 287 – 292); S. Puscariu, Die Rumänische sprache, I (Leipzig, 1943) (Я признателен профессору Бонфанту за эту отсылку). См. также: G. Bonfante, «L’Origine des langues romanes», Renaissance, I (1943), 573 – 588.

[501] 501. Об истории румын см: Н. Борецкий‑Бергфельд, «История Румынии» (С.‑Петербург, 1902); N. Jorga (Sorga), Histoirc des Roumaines et de Leur civilisation (Paris, 1920); N. Banescu, Historical Survey of the Rumanian People (Bucharest, 1926); R. W. Seton‑Watson, A History of the Roumanians (Cambridge, Cambridge University Press, 1934).

[502] 502. См. Древняя Русь, Гл. VI, 6 и 7; Гл. VII, 7 – 9; и Гл. VIII, 7.

[503] 503. Об истории сербов см.: К. Jireček, Geschichte der Serben, I (Gotha, 1911); S. Stanojevic, Istorija Srpskogo naroda (3‑е изд., Beograd, 1926).

[504] 504. Об истории Хорватии см.: F. Šišić, Pregled povijesti Hrvatskogo naroda (Zagreb, 1916); N. Tomašić, Fundamente des Staatrechtes des Königreichs Kroatien (Zagreb, 1918); J. Horvat, Politička povijest Hrvatska (Zagreb, 1936). H. Gregoire, «L’Origine et le nom des Croates et des Serbes», Byzantion, 17 (1945), 88 – 118.

[505] 505. G. Vernadsky, «The Beginnings of the Czech State», Byzantion, 17 (1945), 315 – 328.

[506] 506. Древняя Русь, Гл. VIII, 6; см. также: G. Vernadsky, «Great Moravia and White Chorvatia», JAOS, 65 (1945), 257 – 259; N. N. Martinovitch, «Zhupan, the Ruler in White Chorvatia», JAOS, 67 (1947), p. 61; G. Vernadsky, «Note on Zhupan», JAOS, 67 (1947), p. 62.

[507] 507. Об истории чехов см.: V. Novotný, České Dějiny, I, Pts 1 – 3 (Prague, 1912‑28); V. Novotný, ed., Českoslovenká Vlastivêda, IV (Prague, 1932); K. Krofta, A Short History of Czechoslovakia (London, Williams & Norgate, 1935); S. H. Thomson, Czechoslovakia in European History (Princeton, Princeton University Press, 1943); R. W. Seton‑Watson, A History of the Czechs and Slovaks (London and New York, Hutchinson & Co., 1943).

[508] 508. Об истории Польши см.: В. Грабенский, История польского народа, рус. пер. Н. Ястребов (С.‑Петербург, 1910); A. Brückner, Dzieje kultury Polskiej, I; R. Grodecki, S. Zachorowski и J. Dabrowski, Dziejc Polski sredniowiecznej (Krakow, 1926), I; Z. Wojciechowski, Mieszko I and the Rise of the Polish State (Torun and Gdynia, 1936); O. Halecki, A History of Poland (2nd ed. New York, Roy, 1943).

[509] 509. Сербы известны также как сербы, хотя они не тождественны балканским (югославским) сербам. Чтобы избежать любых возможных недоразумений, я буду использовать название «сорбы», когда речь пойдет о полабских славянах, и «сербы», ‑применительно к этому балканскому народу. О балтийских и полабских славянах см.: А. Гильфердинг, Собрание сочинений, IV (С.‑Петербург, 1874); И. Первольф, Германизация балтийских славян (С.‑Петербург, 1876); Д. Н. Егоров, Колонизация Мекленбурга в XIII веке (Москва, 1915); Niederle, SS, III (2d. ed. Prague, 1927).

[510] 510. См. Древняя Русь.

[511] 511. Там же.

[512] 512. Там же.

[513] 513. См. G. Vernadsky, «Svantovit, Dieu des slaves Baltiques», Annuaire, 7 (1944), 339‑356.

[514] 514. Saxo Gramaticus, Gesta Danorum, A. Holder, ed., p. 567.

[515] 515. По истории Болгарии см.: V. Zlatarski, Istoriia na Bulgarskata Drzhava Srednite Vekove, I – II (Sophia, 1918‑34); см. также S. Runciman, A History of the First Bulgarian Empire (London, G. Bell, 1930).

[516] 516. См.: М. Н. Сперанский, «К истории взаимоотношений русской и юго‑славянской литератур», АНОРИ, 26 (1923), 143 – 206.

[517] 517. Там же, с. 176 ‑178; см. также: Голубинский, История, I, Часть 2, c. 741 – 745; Г. А. Ильинский, «Значение Афона в истории славянской письменности», ЖМНП, 18(1908), 1‑41.

[518] 518. Baumgarten, «Généalogies», IX (1927), 23, 71.

[519] 519. См. Древняя Русь.

[520] 520. О роли Сазавского монастыря в истории славянской письменности см.: А. В. Флоровский, Чехи и восточные славяне, I (Прага, 1935), 127 – 129, 142; V. Chaloupecký, Prameny X stoleti (Prague, 1939), chap. 8; R. Jakobson, Moudrost Staryýh Čechů (New York, Československý Kulturný Kroužek, 1943), pp. 65 – 67.

[521] 521. Gy. Moravczik, «Byzantine Christianity and the Magyars in the Period of their Migrations», ASEER, 5, Nos. 14, 15 (1946), pp. 29 – 45, and «The Role of the Byzantine Church in Medieval Hungary», в печати в ASEER.

[522] 522. К. Грот, «История Венгрии», ЭС, Полутом X (1892), с. 890.

[523] 523. Об истории Венгрии см.: Грот, Моравия и мадьяры, и Из истории Угрии и славянства в XII веке (Варшава, 1889); Н. Борецкий‑Бергфельд, История Венгрии (С.‑Петербург, 1908); Е. Malynsz, Geschichte des ungarischen Volkstums (Budapest, 1940); B. Hóman, Geschichte des ungarischen Mittelalters (Berlin, 1940) (неприемлемо для меня); D. G. Kosary, A History of Hungary (Cleveland and New York, The Benjamin Franklin Bibliophile Society, 1941); Moravcsik, Byzantinoturcica, I, 58 – 64.

[524] 524. Флоровский, цит. соч., с. 111.

[525] 525. Там же, с. 128, 151; Chaloupecký, op. cit., 435 – 438; Jakobson, op. cit., pp. 71, 72.

[526] 526. Н. К. Никольский, «Повесть временных лет», АНСР, II, 1 – 106.

[527] 527. Kosmas Pragenis, Chronica Boemorum, В. Bretholz, ed.; В. Регель, «О хронике Козьмы Пражского», ЖМНП, 270 (1890), 221 – 261; 271 (1890), 108 – 148; Jakobson, op. cit., p. 71; W. Kadlubek, Chronica Polonorum, A. Przezdiecki, ed., также в MPH, II, 193 – 447.

[528] 528. Флоровский, цит. соч., с. 188, 189.

[529] 529. О семейных узах между членами правящих домов Руси, Венгрии, Польши и Чехии см.: Baumgarten, «Genealogies», loc. cit., «Le Dernier Mariage de St. Vladimir»; ОС, XVIII (1930), 165 – 168, «Pribyslava de Russie», ОС, XX (1930), 157 – 161, и «Cunegonde d’Orlamonde», ОС, XX (1930), 162 – 168; Д. Разовский, обзор трудов Баумгартена, SK, 2 (1928), 374, 375, и SK, 4 (1931), 308, 309; см. также: В. Leib, Rome, Kiev et Byzance a la fin du XI‑е siecle, pp. 152 – 158; Флоренский, цит. соч., с. 58‑72.

[530] 530. Карамзин, Заметки, II, запись 40.

[531] 531. См.: С. П. Розанов, «Евфимия Владимировна и Борис Коломанович», I, ОГН, 1930. с. 585 – 599.

[532] 532. Там же, II, ОГН, 1930, сс. 649 – 671.

[533] 533. См.: Н. Грацианский, «Крестовый поход против славян 1147 года», Вопросы истории, 1946, N 2‑3, с. 104. Ср. Аристов, с. 198, 199.

[534] 534. Слово, с. 22

[535] 535. Baumgarten, «Généalogies», pp. 72, 73.

[536] 536. Древняя Русь, Гл. 7 и 8. См. также: Я. А. Бромберг, «Заметки по вопросам ранней истории Руси и востока Европы», II. К вопросу о происхождении имени «русь», Новоселье, 21 (1945), 96 – 98; S. H. Cross, «The Scandinavian Infiltration into Early Russia», Speculum, 21 (1946), 505 – 519. О киевском периоде см.: F. Braun, «Das historische Russland in nordischen Schrifttum des 10. biz. 14. Jahrhunderts», Eugen Mogk Festschrift (Halle, 1924), pp. 150 – 196; S. H. Cross, «Yaroslav the Wise in North Tradition», Speculum, 4 (1929), 177 ‑197, 363; Chadwick.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...