Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.
По легенде термин «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово философия состоит из двух — «любовь» и «мудрость», т.е. означает любовь к мудрости. Пифагор имел ввиду то, что он сам не мудрец, т.е. не обладает мудростью, он только стремится к ней, любит ее, почитает. Нечто схожее позднее выскажет Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Интересно, что с точки зрения современной гносеологии эти позиции можно определить как агностицизм (ибо полное обладание мудростью невозможно) или, если быть менее радикальным, как предвосхищение диалектического учения об Абсолютной и Относительной истине.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. Первые философы живо интересовались всем многообразием мира. Недаром философию называют матерью всех наук, ибо изначально философы одновременно были математиками, лингвистами, логиками, астрономами, риторами и т.д. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.
Так что же такое философия?
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.
Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.
Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.
Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.
Онтология (от греч. ontos «сущее» и logos «понятие, разум») — отдел философии, изучающий основания мира, учение о Бытии как таковом. Выявляет и изучает наиболее общие сущности, предельные основания, фундаментальные принципы существования всего.
Гносеология (от греч. gnosis «знание») — отдел философии, изучающий природу познания, его формы, механизм, сущность.
Эпистемология (от греч. episteme «знание») — теория познания, отдел философии, изучающий проблему научного знания.
Аксиология (от греч. axia «ценность») — отдел философского знания, изучающий природу ценности, механизм ее проявления, функционирования.
Логика (от греч. logos «понятие, разум») — в философии — наука о правильном мышлении, учение о мышлении в понятиях. Служит повышению формальной точности сознания и выражения содержания мышления.
Эстетика (от греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») — учение о прекрасном, о законах и формах прекрасного, о его типах, его отношению к природе и искусству, о сущности прекрасного.
Этика (от греч. ethos «обычай, нравственный характер») — учение о нравственности, морали, о человеческом поведении, сообразуемом нравственными нормами, о характере этих норм и т.д. Термин впервые употреблен Аристотелем.
Антропология (от греч. anthropos «человек») — наука о человеке, о его происхождении и эволюции. С точки зрения естествознания антропология изучает отличия человека от других живых организмов, изучает его телесную организацию на анатомическом, физиологическом, расовом и т.д. уровнях. Философская антропология охватывает реальное человеческое существования во всей его полноте, определяет его место и отношение к окружающему миру.
История философии — отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.
Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.
Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).
Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.
Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 2872 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!