Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Словесная наглядность создается не только с помощью тропов. Оратор нередко использует литературно-художественные образы, хорошо известные слушателям, и с помощью этих образов делает предмет своего сообщения ярки” осязаемым, близким тем, к кому он обращается с речью.
Например, рассказывая в популярной лекции о камнях-самоцветах, Александр Евгеньевич Ферсман освещает восточные взгляды на изумруд, преломленные в художественном творчестве А. И. Куприна. В одной из своих лекций Климент Аркадьевич Тимирязев сравнивал себя с героем английского писателя Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” таким образом:
Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагадо, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее— на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей.
Этот образ позволяет полнее ощутить титанический труд ученого и результаты труда, которые выявляются постепенно. Сила образного слова захватывает слушателей, заставляет более глубоко осознать и более остро почувствовать то, что ранее казалось смутным или само собой разумеющимся.
Художественная литература помогает доходчивее донести мысль до слушателей. В конце лекций о листе, например, чтобы еще более заострить внимание на важности вопроса, на правильном понимании функции листа, К. А. Тимирязев обращается к басне И. А. Крылова “Листы и Корни”. Разбирая ее, он отмечает, что басня основана на совершенно ошибочном понимании естественного значения листа; эта ошибка проистекала из неверного представления тогдашней науки о назначении листьев, что и отразилось в басне. Ученый удачно пользуется приемом разбора художественного произведения, чтобы в заключительной части подвести итог всему сказанному, кратко повторить основные моменты лекции:
Итак, листья Крылова совсем не похожи на настоящие листья. Если сравнение с его бесполезными листьями может быть только позорно и оскорбительно, то сравнение с настоящими листьями вполне лестно.
Иногда литературный образ оказывается канвой, на которой оратор создает свой собственный художественный образ. Вот, например, как это получилось в лекции М. А. Мензбира, фрагмент из которой приводится ниже:
Печально положение человека, который в первый раз обращается к морю за добычей. Само море живо: бесконечные переливы тонов, постоянная игра волн производят на вас впечатление чего-то живого, вечно движущегося, вечно меняющего форму; но напрасно вы ищете живых существ, ваши глаза не могут их различить. Где же все то разнообразие морских форм, спрашивает себя неопытный наблюдатель, о котором нам пишут и рассказывают. Где медузы, пузырьки, ребровики, поражающие на рисунках своим изяществом? Куда скрылись крабы, где искать рыб? Как старик в русской сказке, закидываю я невод, жду богатой добычи, и ничего не приносит он мне, кроме обрывков водорослей. Не только золотой рыбки, ничего похожего на какое-либо животное! И, раздосадованный и огорченный, отходит он от берега моря, не хочет ничего слушать о мириадах населяющих его больших и малых животных. Но минута первого огорчения прошла, еще раз обращается он к морю, еще раз закидывает в него невод, и уже не с одной тиной приходит невод: там зацепился краб, там бьется мелкая рыбешка.
Вот он в третий раз закидывает невод и вытаскивает, наконец, сказочную золотую рыбку... Да, не сразу дается золотая рыбка натуралисту: громадное большинство морских животных обладает прозрачным телом и такой окраской, что нужен очень опытный глаз, чтобы разглядеть их в морской синеве; другие носятся в трещинах скал, третьи походят на последние по окраске и имеют крайне неправильную форму. На всех этих животных сказался закон покровительствующей окраски и покровительствующего сходства, только немногие жители моря не подчинены ему.
Пушкинский образ старика, трижды закидывающего свой невод в море, не основной в этом фрагменте, он заслоняется образом нетерпеливого натуралиста, испытывающего досаду, огорчение, разочарование из-за того, что море не сразу открывает ему свои тайны, и наконец награжденного за свое терпение и упорство созерцанием красоты сказочных обитателей морских глубин. Литературный образ создает необходимое лектору настроение.
Опытный яркий оратор нередко становится в своей речи художником, создающим образы, не уступающие по свой вырази-
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 769 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!