Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пословицы, посвященные речи



Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Не ножа бойся, языка.

Слово не стрела, а разит.

И хорошее слово хорошо один раз.

Речь хороша, когда коротка.

Меньше говори, да больше делай.

Лучше не рассказать, чем пересказать.

Во многословии не без пустословия.

Много говорено, да мало сказано.

ПРАКТИКУМ

1. Поставьте ударение в следующих причастных формах.

Введенный — введен, введена, введено, введены; ввезенный — ввезен, ввезена, ввезено, ввезены; взбешенный — взбешен, взбешена, взбешено, взбешены; завезен­ный — завезен, завезена, завезено, завезены; заведен­ный — заведен, заведена, заведено, заведены; внесенный — вне­сен, внесена, внесено, внесены; воспроизведенный — воспроизве­ден, воспроизведена, воспроизведено, воспроизведены; доведен­ный — доведен, доведена, доведено, доведены; занесенный — за­несен, занесена, занесено, занесены.

2. Поставьте ударение в следующих словах.

Агент, агрономия, алфавит, афера, балованный, баловать, безудержный, без умолку, бензопровод, блокированный, блокиро­вать, буржуазия, бытие, валовой, вероисповедание, втридорога, втридешева, газированный, газопровод, гастрономия, гордиев узел, гравированный, двоюродный, еретик, житие, завидно, за­долго, позвонить — позвонишь, знамение, зубчатый, изобретение, издавна, исподволь, клеить — клею — клеишь, мастерски, мизер­ный, нефтепровод, одолжить, свекла.


Проверьте себя по словарю (см. с. 196—204).

3. Сравните предложения в левом и правом столбцах, проанализируйте стилистическую правку, называя устраненные недочеты (смешение стилей, неточность словоупотребления и исполь­зования фразеологизма, канцеляризмы, многословие и т. д.). При необходимости дайте свои варианты правки.

1) В актовом зале школы царила деловая суета. 2) Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавание некоторых дисциплин в нашей школе. 3) К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 4) Фирменное блюдо ехидны — муравьи и термиты   1) В актовом зале школы царило предпраздничное ожив­ление. 2) Следует улучшить преподавания некоторых дисциплин в нашей школе. 3) К сожалению, еще очень много дорожно-транспортных происшествий. 4) Ехидна питается муравьями и термитами.

4. Проанализируйте с помощью толкового словаря или других справочников лексику и фразеологию приведенных ниже предложений. Исправьте их, объясните характер ошибок.

1) Весной в результате таяния снега увеличился уровень во­ды в реке. 2) Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. 3) Ре­шимость его выступления удивила всех. 4) На уроке он изложил главную суть этой книги. 5) Маршрут движения автоколонны за­ранее определяется ее руководителем. 6) Недавно состоялся фо­рум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 7) Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалька­ду скал, деревьев, кустов. 8) С тихим шумом лопались почки, гу­дели ранние пчелы. 9) Правдивое изображение жизни, отсутст­вие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 10) Физкультура играла большое значение в его жизни. 11) Я хочу выразить мысль следующего свойства.

5. Исправьте предложения.

1) Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2) Сре­ди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. 3) Он не оплатил за проезд в автобусе. 4) Делаются выводы по получению различных химических соединений. 5) В борьбе по снижению дорожно-транспортных происшествий мы занимаем не последнее место. 6) В работу надо как можно больше вклю­чать людей и лошадей, которые бы справлялись с уборкой кар­тофеля. 7) Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 8) Художник изобразил, как Петр I ведет войска

в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 9) В проходной следи­ли за снятием верхней одежды. 10) По ком будем решать во­прос?


6. Составьте предложения с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю.

Альтернатива, готовить, договор, избегать, курировать, моби­лизовать, обеспечить, памятник, перебежать, перестройка, пись­мо, полезный, помнить, рекомендовать, согласно, состязание, тенденция, тревожиться, с целью, ясный, соразмерно, стимул, противник, подтверждение, отправить, в отношении, недоступ­ный, мораторий.

7. Укажите варианты управления, которые имеют данные сло­ва, составьте с ними предложения. Как меняется значение сло­ва в зависимости от управления? Проверьте себя по словарю.

Аннотация, близкий, бороться, взаимодействие, гарантия, го­товый, жертвовать, закон, исследование, наблюдать, ориентиро­вать, охотиться, подготовка, призвать, равный, превосходство, отнести, лекция, купить, контроль, искать.

8. Внимательно прочитайте отрывок из фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Определите, какими средствами пользуется автор для создания комического эффекта (штампы, значение слова, нарушение лексической сочетаемости и т. д.).

Я рос в обычной семье, в которой поэтому всегда было место подвигу. Мой отец стоял на часах. Вернее, сидел: он работал ча­совых дел мастером. Образно выражаясь, небо над головой охраняла и моя мать: она трудилась вахтером в обсерватории. Стало быть, еще с молоком я всосал настоящую цену хлебу, мас­лу, яйцам и шпротам. Это оставило неизгладимый след на всю жизнь. Трудовые мозоли — это понятие я натер себе с детства.

9. Послушайте выступления своих товарищей на уроке, на классном или школьном собрании. Заметили ли вы нарушения норм в их речи? Какие? Как надо было сказать правильно?

10. Посмотрите и послушайте по телевизору выступления ораторов на съездах, митингах. Что вы знаете об этих ораторах (их занятия, взгля­ды, авторитетность)? Что вам известно об их слушателях? Нарушали ли выступающие речевые нормы? Как нарушение норм речи влияло на вос­приятие их выступлений?

11. Подготовьте выступление на интересующую вас тему (мину­ты на 2—3), произнесите речь, особо обращая внимание на со­блюдение языковой (литературной) нормы.

12. Прочитайте пословицы (см. с. 67).

1) Какие качества речи, по мнению народа, делают ее хорошей?

2) Какие качества речи осуждаются в пословицах?

13. Составьте схему, отражающую основное содержание главы. Схема будет состоять из двух частей: в левой части назовите языковые нормы, в правой — речевые ошибки. Не забудьте об управле­нии: языковая норма (чего?), речевая ошибка (в чем?). Составляя схему, руководствуйтесь содержанием и “Резюме” главы.

Резюме

1. Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему не­обходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выраже­ния мысли.

2. Нормы языка — это общепринятые в речи образован­ных людей правила произношения, словоупотреб­ления, грамматики.

3. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, не­верного выбора слова или формы слова и ошибочного построе­ния синтаксической конструкции.

4. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами, его.стилистическую окраску, его сферу распространения и степень распространения, а также его изобразительно-выразительные возможности.

5. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных морфологических форм.

6. Чтобы избегать синтаксических речевых оши­бок, нужно особенно внимательно относиться к такому способу подчинительной связи слов в словосочетании, как управ­ление.

ГЛАВА 5

ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГОЛОСОМ?

ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

КАК ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ:

БЫСТРО ИЛИ МЕДЛЕННО;

ГРОМКО ИЛИ ТИХО;

высоким или низким голосом;

МОНОТОННО ИЛИ НЕ МОНОТОННО

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ ДИКЦИЯ

МОЖНО ЛИ ВЫРАЖАТЬ ГОЛОСОМ ЧУВСТВА

От оратора требуется не только владение нормами правиль­ной речи (см. главу 4), но и умение ощущать речь в звуке. Высту­пающий должен чутко относиться к звучащему слову.

ТЕМП РЕЧИ, СИЛА И ВЫСОТА ГОЛОСА

Смысловое восприятие речи зависит прежде всего от темпа ее произнесения. Темп—это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду).

Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т. е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.

Как считают исследователи, оптимальное условие легко вос­принимаемой речи—это средний темп произнесения (при­мерно 100—120 слов в минуту). При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстрен­ном темпе. Иногда важную мысль целесообразно и повторить.

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, поскольку он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они

Из воспоминаний о публичных выступлениях

Менделеев Дмитрий Иванович (1834—1907)—русский химик, открыв­ший периодический закон химических элементов, профессор Петербург­ского университета.

С живописной львиной головой, с прекраснейшим лицом, опи­раясь на вытянутые руки с подогнутыми пальцами, стоит высо­кий и кряжистый Менделеев на кафедре и говорит. Это его обычная и любимая поза по свидетельству современников и та­ким изобразил его академик Шервуд в бронзе.

О. Э. Озаровская

Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговор­кой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение и всегда подыщет такое, что в двух-трех словах ясно выразит то, что хо­тел сказать. Мы скоро привыкли к этому оригинальному способу изложения, который гармонировал и с оригинальным обликом Менделеева и вместе с тем помогал усвоению того, что он говорил.

В. Е. Тищенко

Будь я музыкантом, я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье его слушать, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходившего от ясно слышного в последнем углу ауди­тории шепота к громоподобным возгласам.

Б. П. Вейнберг

ые могут также вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное, а поэтому теряют нить рассуждения. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается зна­чительно сниженным.

Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правиль­но выступающий расценивает высоту своего голоса. Интересный случай произошел в лекторской практике Отто Юльевича Шмид­та (1891—1956), академика, одного из организаторов Северного морского пути. Читая в молодости лекции студентам, он обнару­жил, что в аудитории часто слышится шумок. “Что, неинтерес­но?” — спросил он слушателей. “Нет,— ответили они смущен­но,— интересно, но плохо слышно”. О. Ю. Шмидт обратился к специалисту, который должен был “поставить ему голос”. Тот предложил молодому ученому что-нибудь спеть и сразу же по­нял, почему Шмидту не хватает в аудитории голоса. “Вы поете басом, а говорить пытаетесь тенором”,— резюмировал он. Зна­чит, О. Ю. Шмидт, выступая перед аудиторией, не учитывал природной высоты своего голоса. Говорил.слишком высо-

ким голосом, тогда как естественным для него был бы голос низ­кий. Итак, по высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным.

Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, ора­тор должен избегать монотонности. Выше уже говорилось о том, что можно сделать определенные смысловые акценты, ме­няя темп речи. Такого же эффекта достигает оратор меняя силу голоса. Очень хорошее впечатление на слушателей производят те ораторы, которые умеют менять высоту своего голоса (см., на­пример, впечатления современников о лекциях Д. И. Менделее­ва, с. 72—73).





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 2089 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...