Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Куштин И.Ф. Куштин В И. Инженерная геодезия. Учебник. Ростов – на – Дону: Издательство ФЕНИКС, 2002. – 413с.
2. Клюшин Е.Б., Михелев Д.Ш. Инженерная геодезия. – М.: Недра, 1990.
3. Инженерная геодезия: Учебник для вузов/ Багратуни Г.В., Ганьшин В.Н., Данилевич Б.Б. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., Недра, 1984. 344 с.
4. Инженерная геодезия: Учебник для вузов/ Клюшин Е.Б., Киселев М. И.
Михелев Д.Ш., Фельдман В.Д.: - М., Высшая школа, 2000. 348 с.
5. Генике А.А., Побединский Г.Г. Глобальная спутниковая система определения местоположения GPS и ее применение в геодезии. – М.; Картгеоцентр – Геодезиздат, 1999.
6. Справочник по геодезическим работам в строительно – монтажном производстве/ С. П. Войтенко, Г. М. Литвин, Ю. В. Полищук и др.; Под ред. Полищука. – М.: Недра, 1990. – 336 с.
Николай Иванович Невзоров
Галина Николаевна Хохрякова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ»
Технический редактор С.В.Звягинцева
Корректор Н.К.Швиндт
Верстка С В. Фоконой
Подписано в печать Формат 60×84/16. Бумага офсетная
Гарнитура «.Таймс». Усл. печ.л. Уч.-изд. л.
Тираж 200 зкз. Заказ №
Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ
Издательство и типография Ижевского государственного
Технического университета,
426069, Ижевск, Студенческая, 7
РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК.
Русское искусство XIV века
XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художественной школы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь живописцами византийско-славянского мира. Из последних прежде всего необходимо назвать константинопольского мастера Феофана Грека (около 1340 г. — около 1410 г.) и, вероятно, сербских мастеров, с которыми обычно связывают росписи церкви Спасо - Преображения на Ковалеве, а также Рождества на Поле.
Феофан Грек уже будучи знаменитым стенописцем, расписавшим более 40 церквей в различных странах, через Кифу (Феодосию) и Киев приехал в Новгород.
Феофан Грек был одним из величайших живописцев. Наделенный необыкновенным художественным темпераментом, неповторимо индивидуальной творческой манерой, острым и проницательным умом, он легко завоевывал сердца своих современников. На Руси Феофана называли «философом». Выдающийся русский средневековый писатель Епифаний Премудрый, встречавшийся с художником, рассказывает об удивлении людей, наблюдавших за его работой. Их восхищала небывалая для иконописца свобода творчества, позволявшая Феофану обходиться без иконографических «образцов», его способность работать, находясь в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его даже на лесах храма. Если верить Епифанию, Феофан к концу своей жизни расписал более 40 церквей в различных землях и странах.
И вот в 1378 г. этот «преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех» (характеристика Епифания) оставил свой первый след на Руси.
В Новгороде в 1378 году по заказу боярина Василия Даниловича Мошкова и уличан Ильинской улицы он расписал церковь Спаса Преображения.
Христос Пантократор в окружении архангелов и серафимов, взирающий на людей, — в куполе, праотцы и пророки — в барабане (Мельхиседек, Ной, Авель и пр.), Евхаристия и святительский чин — в апсиде (все сохранилось фрагментарно). Часть фигуры Богоматери из «Благовещения» — на южном алтарном столбе, частиевангельских сцен — на стенах и сводах, а также роспись в северо-западной камере на хорах - ветхозаветная «Троица», изображения святых и пяти столпников — дают представление о Феофане—монументалисте.
Неизгладимое впечатление в этой росписи производит прежде всего образ Вседержителя в куполе, преисполненный энергии и гнева будущего судии. Это самое «ярое око» русской средневековой живописи. Оригинальна иконография фресок барабана, в котором Феофан изобразил шесть ветхозаветных праведников, пророка Илью и Иоанна Крестителя. Перед нами как бы экран ветхозаветных добродетелей, предуготовивших, по мысли Феофана, евангельскую церковь:
— чистый и мудрый до грехопадения Адам и активный носитель добра Авель; мудрый Сиф, через которого «предана» людям грамота, и особенно угодивший Богу и «преложенный» им от смерти Енох; «закваска» и «начало» человеческому роду после потопа — Ной и «царь правды» Мельхиседек; нестяжательный Илья, не имевший ничего кроме милоти (Милоть — одежда из овечьей шкуры) и бывший богаче царей, и Иоанн Предтеча, вся жизнь которого была воздержанием, «одним великим постом».
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!