Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библиография и сокращения 3 страница



[352] 352. Лаппо, Западная Россия, с. 118.

[353] 353. Монголы и Русь.

[354] 354. Там же.

[355] 355. Грабеньский, с. 94.

[356] 356. Довнар‑Занольгкий, с. 426.

[357] 357. Kutrzeba, 1, 77 и 154‑162; Wojciechowski, pp. 66‑69, 241‑244, 267‑279.

[358] 358. Существование двух видов казны отражает основное разделение дохода великого княжества на две категории: налоги с земли и платы, взимавшиеся великим князем. В XV и XVI веках оба эти источника дохода использовались, главным образом, на государственные нужды. Личный доход великого князя отделялся от его дохода как суверена. См.: Довнар‑Запольский, сс. 2‑6.

[359] 359. Главнокомандующий, так же, как и его заместитель, назывался гетманом. Само слово «гетман» происходит от немецкого «Haiiptmann», см.: Vasnier, REW, 1, 266.

[360] 360. Гродненский повет относился к воеводству Трокай.

[361] 361. Любавский, Очерк, сс. 184‑185. 21

[362] 362. Базилевич, сс. 306‑312, 372.

[363] 363. Там же с 318

[364] 364. Макарий, 9, 286‑287; ПСРЛ, 13, 248‑249.

[365] 365. Kutrzeba, 1, 169‑176; Wojciechowski, pp. 252‑263.

[366] 366. Обычная форма этого термина в западнорусских документах – сойм. Я использую здесь форму «сейм», поскольку она вошла в современный русский язык и привычна в русской исторической литературе.

[367] 367. Kutrzeba, 2, 140.

[368] 368. Имена членов совета вельмож, а также сановников центральной и местной администрации см.: Любавский, Сейм; его же, Областное деление; Леонтович, «Рада»; Лаппо, Великое Княжеств") Литовское, 1; Грушевский, История Украины‑Руси, 5. Во всех этих работах, кроме Леонтовича, есть перечни имен. Очень полезные списки областных и районных должностных лиц есть в кн.: Backus, Motives, pp. 61‑78, 153‑154.

[369] 369. Вольские привилегии 1564 г. появились перед II Литовским Статутом: Временник, 23 (1855). Об именах, названных выше, см. ее. 6‑7 и 10 названного издания.

[370] 370. Любавский, Очерк, ее. 207‑211; Kutrzeba, 2, 172‑177; Korzon, 1, 331‑343.

[371] 371. РИБ, 33 (1915), 2‑231. см. также: Любавский, Сейм, сс. 355‑360; его же, Очерк, с. 135; Грушевский (выше, сн. 34), 5, 31; Korzon, 1, 340‑341.

[372] 372. А. Флоровский, Чехи, 2, 302‑322.

[373] 373. См.: Монголы и Русь.

[374] 374. Список татарских князей и казаков в литовской армии см. в армейском реестре 1528 г., РИБ, 3, кол.109‑120. См. также реестр литовской армии 1565 г., РИБ, 33, кол.425‑430. О татарах на литовской службе см.: Stokl, pp. 123‑135. Я в долгу у г‑на Шишмана за нижеследующую библиографию о литовских татарах: S. Kryczyriski, Tataray Litewscy (Warsaw, 1938); M. Tuhan Baranowski, О muslimach Litewskich (Warsaw, 1895); А. Мухлинский, Исследование о происхождении и состоянии литовских татар (С‑Петербург, 1858); Л. Кричинский [Kryczyriski], Библиографические материалы о татарах Польши, Литвы, Белоруссии и Украины (С.‑Петербург, 1917); Д. Александрович, «Литовские татары», Известия Общества обследования и изучения Азербайджана, 2 (1926), 77‑95; Michalon Lituanus, De moribus Tartarorum, Lituanorum et Moschomm (Basileac, 1615).

[375] 375. Kutrzeba, 1, 40‑47, 121‑127; Wojciechowski, pp. 171‑183.

[376] 376. Грушевский (выше, сн. 34), 5, 32‑33.

[377] 377. Там же, с. 31.

[378] 378. Любавский, Очерк, с. 126.

[379] 379. Там же, с. 126; Грушевский (выше, см. 34), 5, 54‑56.

[380] 380. Лаппо, Великое княжество Литовское, 1, 515‑522; Грушевский, История, 5, 56‑57.

[381] 381. Любавский, Сейм, с. 440; Грушевский (выше, си. 34), 5, 60.

[382] 382. О рабах в Великом княжестве Литовском см.: Любавский, Очерк, ее. 96‑97; Грушевский, (выше, сн.34), 5, 109‑115; Kiitrzeba, 2, 73‑74.

[383] 383. О происхождении этого термина см.: Киевская Русь. Другие использовавшиеся термины: невольник, парубок и жонка

[384] 384. Лаппо, Великое княжество Литовское, 1, 443; Kutrzeba, 2, 74‑75.

[385] 385. Лаппо, Великое княжество Литовское, 1, 443.

[386] 386. Киевская Русь.

[387] 387. Vasmer, REW, 1,578. В «Слове о полку Игореве» (конец XII века) словом «иметь» обозначался воин‑всадник: см.: G. Vernadsky, «The Origins of Russia», pp. 91, 283.

[388] 388. О крестьянах в Великом княжестве Литовском см.: Ф.И. Леонтович, Крестьяне Юго‑западной России по Литовскому праву XV и XVI веков (Киев, 1863); его же, «Крестьянский двор в литовско‑русском государстве», ЖМНП (1896), 2‑4, 7, 12 (1897), 4‑5; И.П. Новицкий, «Очерк истории крестьянского сословия Юго‑западной России в XV‑XVIII веках», АИЗР, 6, 4.1 (Киев, 1876); Любавский, Очерк, сс. 102‑115, 137‑143; Довнар‑Запольский, Государственное хозяйство Великого княжества Литовского; Грушевский (выше, сн. 34), 5, 107‑121; Kutrzeba, 2, 72‑85; Греков, Крестьяне на Руси, сс. 250‑390.

[389] 389. Довнар‑Запольский, сс. 202, 203, 212‑216.

[390] 390. Владимирский‑Буданов, Хрестоматия, 2, (8‑е изд., Киев, 1915), 27‑28. В этом

[391] 391. Любавский, Очерк, с. 138.

[392] 392. Новицкий, «Очерк истории крестьянского сословия», с. 159.

[393] 393. Дневник Люблинского Сейма, с. 13. Ср.: Лаппо, Княжестве Литовское, 1,13‑14.

[394] 394. О вече см.: Киевская Русь.

[395] 395. См.: Монголы и Русь.

[396] 396. О западнорусских городах и горожанах см.: Грушевский (выше, сн. 34), 5, 223‑251; Любавский, Очерк, сс. 115‑117; Kiitreeba, 2, 96‑101.

[397] 397. Армяне появились в городах Киевского региона, Галиции и Волыни в XI веке. Переселенцы из Армении продолжали приезжать в Великое княжество Литовское и Польшу даже в XVI веке. Большинство из этих армян.прибывали не из Закавказья, а из Крыма, где они жили некоторое время и познакомились с половецким языком. Их общее число в Великом княжестве Литовском было невелико, но они играли важную роль в коммерции, благодаря их деловым способностям и солидарности. Они торговали, главным образом, восточным товаром. Я в долгу у г‑на Шишмана за следующие библиографические отсылки: «Ormijane w Polsce», Encyklopedyja powszechna, 20 (Warsaw, 1865), 55‑60; S. Baracz, Zywoty slawnych Onnian w Polsce (Lvov, 1856); Т. Kowalski, «Wyrazy kypczackie wjezyku Onnian polskich», Mysl Karaimska, 12 (Wilno, 1938), 27‑40; В. Baranowski, «Onnianie w sluzbic dyplomatycznej Rzeczypospolitej», Mysl Karaimska, new scries. I (Wroclaw, 1946), 119‑132.

[398] 398. О Магдебургском праве в западнорусских городах см.: М.Ф. Владимирский‑Буданов, «Немецкое право в Польше и Литве», ЖМНП, 8‑12 (1866); Ф.В. Тара‑новский. Обзор памятников Магдебургского права (Варшава, 1897); Н.П.Василенко, «Право Магдебургское», ЭС, 48 (1898), 890‑896; Грушевский (выше, сн. 34) 5, 342‑355; Любавский, Очерк, сс. 148‑153; Kutrzeba, 2, 97‑99.

[399] 399. Грушевский (выше, сн. 34), 5, 288.

[400] 400. Там же, сс. 241‑242.

[401] 401. Там же, с. 229.

[402] 402. О цехах см.: Vasmur, REW, 3, 291. О цехах в западнорусских городах см.: Грушевский (выше, сн. 34), 6, 109‑138.

[403] 403. Западнорусский термин «войт» обычно считается производным от немецкого «Vogt» (параллельно существовала старая форма «Voit»). Однако, представляется,. что как славянский, так и немецкий термины (войт) происходят от греческого «boethos (рогвос)» ‑"помощник, защитник" (произносится «войтос» – в средневековом и современном греческом). В старом списке греческих слов, заимствован‑, ных «галло‑греками», т.е. галатами (каждое слово в этом списке сопровождается его немецким и латинским эквивалентами) мы обнаруживаем: «BonOog; Voit, vogt; praeses»; см.: W. Lazius, De aliquot gentium migrationibus (Basileae, 1572) p. 30. Лазиус также опубликовал (сс. 748‑751) список слов, принадлежащих народу, который «пришел из Азии и греческих рубежей». Большинство этих слов – славянские. Среди них – foyt, эквивалент которого – греческое BonOog (с. 748).

[404] 404. Василенко, «Право Магдсбургское», с. 892.

[405] 405. РИБ, 33, кол. 195‑198.

[406] 406. См.: Грушевский (выше, сн. 34), 5, 649‑650.

[407] 407. Там же, с. 236.

[408] 408. Владимирский‑Буданов, цитировано по: Василенко, «Право Магдебургское», с. 892.

[409] 409. О евреях в Польше и Литве см.: Бершадский, Литовские евреи; Грушевский (выше, сн. 34), 5, 254‑261; Любавский, Очерк, сс. 117‑121; Kiitrzeba, I, 152‑154 и 2, 101‑105; Wojciechowski, рр.237‑240; Еврейская энциклопедия, 10, кол. 267‑271 (Евреи в Литве) и 12, кол 703‑733 (Евреи в Польше); Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, 1,39‑102; S.W. Baron, The Jewish Community (2 vols., Philadelphia, 1942), 1,267‑273.

[410] 410. Грушевский (выше, сн. 34), 5, 254. Следует отметить, что часть сведений Грушевского о евреях, фактически, по‑видимому, относится к караимам, о которых см. ниже, с. 217.

[411] 411. Там же, с. 255.

[412] 412. О караимизме и караимах см.: J.Purst, Gcschichte der Karaerthums von 900 bis 1575 (Leipzig, 1865); А. Гаркави, «Караимы», ЭС, 27 (1895), 427‑431; С.А. Бершадский, Документы и регесты к истории евреев в Литве (2 тт., С.‑Петербург, 1882); Сборник старинных грамот и узаконении Российской империи касательно прав и состояния русско‑подданных караимов (С.‑Петербург, 1890); Еврейская Энциклопедия, 9, кол.268‑298; Nemoy, Karaite Antology, pp.XIII‑XXIV; Szyszman, "Die Karaer in Ost‑Mitteleuropa, pp. 24‑54. Г‑н Шишман любезно ссюбщил мне следующие дополнительные упоминания о караимизме и караимах: И.О. Синани, История возникновения и развития караимизма, 2 тт. (Симферополь, 1888 и С.‑Петербург, 1889); «Караимы», Большая Энциклопедия, 10 (С.‑Петербург, 1902), 517; «Караимы», БСЭ, 20, 110; Т. Czacki, Rozprawa о Karaitach (Vilna, 1807); Т. Kovalski, «Karaimi», S'wiat i zycie, 4 (Warsaw and Lvov, 1936), cols. 1036‑1038; N.L. Cieszyriski, «Najmniejsza mniejszosc w Polscc», Roczniki Katolickie 1930 (P6snaii), pp.323‑331; H. Namik, Turk Dunyasi (Istanbul, 1932), pp. 179‑180; S. Sapial, «Kirim Karay Tiirkleri», Turk yili, 1 (Istanbul, 1928).

[413] 413. О караимизме у хазар см.: S. Szyszman, «Le Roi Boulan et lc probleme de la conversion de Khazars», Ephcncrides Theologicae Lovanicnses, 33 (1957), 68‑76; idem, «Les Khazars: problemes ct controverses». Revue dc 1`Histoire des religions, 152 (1957), 174‑221.

[414] 414. По всей видимости, на караимский диалект также оказал влияние хазарский язык. О положении западно‑караимского (трокайского диалекта) по отношению к другим тюркским языкам и диалектам см.: Tadeusz Kowalski, Karaimischc Texte in Dialekt von Troki (Krak6w, 1929), pp. I‑Ixxi; A. Zajaczkowski, Zc studiow nad zagadnienicm ehazarskim (Krakow, 1947), pp. 61‑75; Szyszman, «Karaer», pp. 29‑75.

[415] 415. Szyszman, «Karaer», pp. 26‑35.

[416] 416. Ibid, pp. 39‑40.

[417] 417. Ibid, pp. 39‑40.

[418] 418. Сборник старинных грамот, сс. 1‑53; Бгршадский, Документы и регесты, 1, 28‑29; его же, Литовские евреи, сс. 241‑243, 248‑250; Szyszman, «Karaer», pp. 37‑38.

[419] 419. Szyszman, «Karaer», pp. 35‑36.

[420] 420. Szyszman, «G. Peringers Mission», ZDMG, 102 (1952), 219‑226; idem, «Karaer», p. 39.

[421] 421. B Mattew ofMiechow, De duabus Sarmatiis, pp. 174 (Latin text) и 96 (русский перевод). Ср.: Szyszman, «Karaer», p. 37. Матвей Меховский делает подобное же утверждение ко поводу тракайских евреев (т.е. караимов); см. сс. 186 (латинский текст) и 109 (русский перевод).

[422] 422. РИБ, 20, кол.909, 1148, 1156, 1181; Szyszman, «Karaer», p. 38.

[423] 423. Г‑н Шишман привлек мое внимание к этому документу в письме, датированном 12 июня 1958 г. По его мнению, вопрос о выселении караимов из Великого княжества Литовского в 1495‑1503 гг. должен быть в целом пересмотрен. См. также: Szyszman, «Karaer», p. 42, п. 61.

[424] 424. Kutrzeba, 2, 174.

[425] 425. О королеве Боне см.: W. Pociecha, «Bona Sforza», PSB, 2 (1936), 288‑294.

[426] 426. Довнар‑Занольский, сс. 295, 311.

[427] 427. См.: H. Aubin, «Tlie Lands East of Elbe and German Colonization Eastwards», CEH, I (1942), 374‑375. О крестьянах при германском праве и Польше см.: Wojciechowski, pp. 193‑203.

[428] 428. Текст «Устава на волоки» см. в: РИБ, 30 (1914), кол. 542‑585. Ср.: Грушевский, История, 5, 206‑209; Довнар‑Запольский, сс. 276‑311, 322‑333; Любарский, Очерк, сс. 242‑246; Kiitrzeba, 2, 85‑95. Современная монография о реформе: Пичета, Аграрная реформа Сигизмупда Августа.

[429] 429. Грушевский, История Украины‑Руси, 5, 206.

[430] 430. Грушевский, История Украины‑Руси, 5, 214‑215.

[431] 431. Там же, с. 220.

[432] 432. Довнар‑Занольский, с. 352.

[433] 433. Там же, сс. 318‑320.

[434] 434. Тяч же с ЧЧЧ

[435] 435. ПСРЛ, '13, 255‑258; Соловьев, История, 6, 139.

[436] 436. ПСРЛ, 13, 271; Голобуцкий, с. 74.

[437] 437. Голобуцкий предполагает (с. 77), что к тому времени, как Виншевецкий построил свою крепость на острове Хортица, уже существовала казацкая «сечь» на острове Томаковка ниже по Днепру. Для этого предположения нет источников.

[438] 438. ПСРЛ, 13, 286, 288, 296.

[439] 439. Сборник, 59, 538‑551.

[440] 440. Грабсньский, с. 113.

[441] 441. Сборник, 59, 577‑580.

[442] 442. Бестужев‑Рюмин, 2, 247; Любавский, Очерк, сс. 259‑260.

[443] 443. ПСРЛ, 13, 320.

[444] 444. ПСРЛ, 13, 322‑324.

[445] 445. ПСРЛ, 13, 321.

[446] 446. ПСРЛ, 13, 327‑328.

[447] 447. ПСРЛ, 13, 329.

[448] 448. Сборник, 71, 1‑10.

[449] 449. Шмурло. 2, ч. 1, 81.

[450] 450. Там же, сс. 23‑46.

[451] 451. Шмурло. 2, ч. 1, 81.

[452] 452. Грабеньскии, сс. 113‑114; Любавский, Очерк, сс. 260‑261; Kutrzeba, I, 201‑202.

[453] 453. Любавский, Очерк, сс. 265‑267.

[454] 454. Довнар‑Запольский, сс. 490‑496.

[455] 455. Там же, с. 477.

[456] 456. См.: W. Pociecha, «Barbara Radziwillowna», I (1935), 294‑298.

[457] 457. Pociecha, «Bona Sforza», p. 293.

[458] 458. Kutrzeba, I, 166‑168; Wojciechowski, pp. 264‑266. В XIV и XV вв. не только шляхта, но и города образовывали конфедерации по различным поводам.

[459] 459. Любавский, Очерк, с. 295; Грабеньский, сс. 107‑108, 114. Многие документы 1563‑1564 гг. опубликованы в Akta Unji. pp. 154‑185.

[460] 460. Любарский, Очерк, сс. 295‑298; Грабеньский, с. 114.

[461] 461. ПСРЛ, 13, 355‑364; Карамзин, История, 9, 41‑44; Бестужев‑Рюмин, 2, 272‑273.

[462] 462. Сборник, 71, 121‑131.

[463] 463. Там же, сс. 131‑151.

[464] 464. Там же, сс. 151‑163.

[465] 465. Там же, сс. 163‑173.

[466] 466. Там же. с. 260.

[467] 467. Там же, с. 267.

[468] 468. ПСРЛ, 13, 377; Карамзин, История, 9, 29; Бестужев‑Рюмин, 2, 273.

[469] 469. Карамзин, Примечания, 9, 36 (пр. 99).

[470] 470. Сборник, 71, 331.

[471] 471. Там же, с. 156.

[472] 472. Голобуцкий, сс. 82‑83.

[473] 473. Сборник. 71. 156.

[474] 474. ПСРЛ, 13, 339‑340; СГГД, 1, 477‑487 (NoNo 175‑177); Соловьев, История, 6, 201; Бестужев‑Рюмин, 2, 259.

[475] 475. Соловьев, История, 6, 203‑204.

[476] 476. Письма напечатаны в Посланиях Ивана Грозного, сс. 241‑247.

[477] 477. Об этом см.: Н. Устрялов, Сказания князя Курбского (2‑е изд.), сс. 18‑19. См. также В. Корсакова, «Курбский», РБС, т. «Кнаппе‑Кюхельбеккер», сс. 589‑591.

[478] 478. ПСРЛ, 13, 390.

[479] 479. ПСРЛ, 13, 388‑389. Ср.: Новосельский, сс. 428‑429.

[480] 480. Fenell, pp. 192‑194.

[481] 481. Fenell. p. 208.

[482] 482. О люблинской Унии 1569 г. а см.: М.В. Довнар‑Запольский, «Польско‑Литовская уния на сеймах до 1569 г. а», ДМАО, 2 (1897); Любавский, Сейм, сс. 815‑850; его же. Очерк, сс. 301‑303; Лапио, Великое княжество Литовское, 1, 13‑85; его же, Западная Россия, сс. 134‑143; Kutzeba, I, 197‑201; 2, 192‑197; Halecki, Dzieji Unji Jagiellonskiej, 2, 248‑253. Документы Люблинского сейма см. в Akta Unji, pp. 189‑381, а также неофициальный дневник сейма в: Дневник Люблинского Сейма, изд. Коялович (С.‑Питербург, 1896).

[483] 483. Дневник Люблинского Сейма, с. 13. Ср.: Лаппо, Княжестве Литовское, 1,13‑14.

[484] 484. После смерти Николая Радзивилла «Черного» в 1565 г. Николай Радзивилл Рудый заменил его на этом посту, будучи наиболее влиятельным литовским государственным деятелем.

[485] 485. Т.е. должность великого князя литовского все еще существовала.

[486] 486. Дневник Люблинского сейма, с. 12; Лаппо, Великое княжество Литовское, 1,.18‑19.

[487] 487. Дневник, с. 19; Лаппо, 1, 15.

[488] 488. Любавский, Очерк, с. 304.

[489] 489. Akta Unji, pp. 193‑209.

[490] 490. Ibid, pp. 207‑209.

[491] 491. Дневник, с. 187; Лаппо, 1, 187.

[492] 492. Там же, сс. 194‑195; Лаппо, 1, 187.

[493] 493. Akta Unji, pp. 309‑319.

[494] 494. bid, pp. 319‑321.

[495] 495. Устюжская летопись, с. 100.

[496] 496. Akta Unji, pp. 366‑379.

[497] 497. Шмурло, 2, ч. I, 364.

[498] 498. Лаппо, Западная Россия, сс. 141‑143; Шмурло, 2, 4.1, 364‑365.

[499] 499. Об этом см.: Лаппо, Западная Россия, сс. 145‑151; Шмурло, 2, 4.1, 364‑365.

[500] 500. О Третьем Литовском Статуте см.: Лаппо, Литовский Статут 1588 г. a, 4.I‑II.

[501] 501. Предисловие Сапеги к его изданию Третьего Литовского Статута, Временник, 19, XI. Ср.: Лаппо, Западная Россия, с. 184.

[502] 502. Лаппо, Западная Россия, с. 188.

[503] 503. Kutrzeha, 2, 214‑215.

[504] 504. См.: Vemadsky, Political and Diplomatic History of Russia, pp. 137, 159, 160, 165, 166; Stokl, Die Entstehung des Kosakentums.

[505] 505. G. Vemadsky, «The Riddle of the Gothi‑Tetraxitae», SOP, II (1952), 281‑283; Монголы и Русь, Киевская Русь.

[506] 506. О Codex Cumanicus см.: D.A. Rasovsky, SK, 3, 193‑214.

[507] 507. Erfn vno kasakwv, см.: Антонин, «Заметки XII‑XIV веков», 300,5, (1863), 613; Грушевский, История Украины‑Руси, 7, 77; Stokl, pp. 43‑44.

[508] 508. lei Alien, The Ukraine, p. 69.

[509] 509. О городе Ясы см.: Древняя Русь, Монголы и Русь.

[510] 510. Киевская Русь.

[511] 511. G. Pachymeres, De Michaele et Andronico Palcologis (2 vol. Bonn, 1835), 1, 344; Н.И.Веселовский, Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время (Петроград, 1922), с. 28; Монголы и Русь.

[512] 512. См.: Монголы и Русь; Stokl, pp. 56‑60.

[513] 513. См. также: Г. Вернадский, Начертание русской истории (Прага, 1927) ес.108‑111; idem. Political and Diplomatic Historv of Russia, p. 137; Монголы и Русь; StukI, pp. 64‑105.

[514] 514. См. также: Монголы и Русь, Stokl, pp. 106‑110.

[515] 515. Костомаров, Богдан Хмельницкий, 1, 6‑7.

[516] 516. Даль, Словарь. 2, 73.

[517] 517. Doroshenko, Narys istorii Ukrainy. 1, 152.

[518] 518. Голобуцкий, сс. 56‑57.

[519] 519. АЗР, 1, No170; Костомаров, Богдан Хмельницкий, 1, 7; Грушевский, История Украины‑Руси, 7, 81; Stokl, pp. 116‑117; Голобуцкий. с. 57.

[520] 520. О происхождении украинских казаков см.: Костомаров, Богдан Хмельницкий, сс. 1‑19; Владимирский‑Буданов, «Население Юго‑западной России от половины XV века до Люблинской Унии»; М.К. Любавскнй, «Начальная история малорусского казачества», ЖМНП, 300 11895), 217‑244; A. Jablonowski, «Etniciina postac Ukrainy w epoce zjcdnoczenia Jej г Копта», КН, 7 (1893), 408‑435; Платонов, Очерки по истории Смуты, сс. 113‑120; Грушевский, История Украины‑Руси, 66‑127; Doroshenko, Narys istorii Ukrainy, 1,144‑161; Krupnyckyi, Gescbichte der Ukraine, pp 49‑64; Alien, The Ukraine, pp. 64‑72; W. Tomkiewiez, «0 skladzie spolecznyn» i etnicznym kozaczyny ukrainskiej na przelomie XVI i XVII wieku", PH, 37 (1948), 249‑260; Stokl, Die Entstehung des Kosakentums; Голобуцкий, cc.23‑63.

[521] 521. Сборник, 41, 194‑196; Грушевский, 7, 83; Stokl, p. 116

[522] 522. Об Остафии Дашкевиче см.: W. Pociecha, «Daszkievicz», PSB, 4 (1938), 444‑44

[523] 523. Грушевский, 7, 115‑116.

[524] 524. Недавно М. Голобуцкий предположил, что Вишневецкий был «феодалом», главным мотивом которого было подавить казачье движение, а не поддерживать его (Голобуцкий, сс. 71‑87). Предположение представляется преувеличением и неприемлемо для меня.

[525] 525. Грушевский, 7, 114‑127. Голобуцкий отрицает какую‑либо связь между личностью Витневецкого и эпическим образом Байды (Голобуцкий, сс. 84‑87)

[526] 526. Doroshenko, Narys istorii Ukrainy, 1, 155.

[527] 527. Lassota, Tagebuch, pp. 210‑212; Грушевский, История, 7, 287‑292.

[528] 528. Vasmer, REW, 1, 650.

[529] 529. Монголы и Русь.

[530] 530. Vasmer, «esaul», REW, 1, 405.

[531] 531. А. Флоровский, Чехи, 2, 323‑331.

[532] 532. Грушевский, 7, 155‑157; Doroshenko, Narys istorii Ukrainy, 1, 158.

[533] 533. Грушевский, 7, 142‑143; Doroshenko, 1, 157.

[534] 534. Грушевский, 7, 154‑155; Doroshenko, 1, 158.

[535] 535. Грушевский, 7, 163.

[536] 536. Голобуцкий, с. 94.

[537] 537. LSZ, No18; Голобуцкий, с. 100.

[538] 538. LSZ, No17; Грушевский, История, 7, 191; Голобуцкий, сс. 105‑106.

[539] 539. Грушевский, 7, 198‑199; Doroshenko, 1, 190; О Комуловиче см. Pierling, 2, 329‑360; Halecki, «Passevino's Last Statement», pp. 296‑297.

[540] 540. Татарские ханы Казани, Астрахани и Крыма тоже признавались царями. Современная русская форма имперского титула «император» впервые стала употребляться в России Лже‑Дмитрием I в 1605‑1606 гг., затем снова была введена Петром Великим в 1721 г. и употреблялась им и его преемниками до 1917 г.

[541] 541. О казацком восстании 1594‑1596 гг. см.: Грушевский, 7, 200‑239; Doroshenko, 1, 191‑194; Голобуцкий, сс. 127‑146.

[542] 542. LSZ No 45; Голобуцкий, с. 137.

[543] 543. См.: Монголы и Русь.

[544] 544. Kutrzeba, I, 128, 131.

[545] 545. Н. Суворов, Учебник церковного права (4‑е изд., Москва, 1912), сс. 395‑396; J.B.Sagmuller, «Patron and Patronage», The Catolic Encyclopaedia, 11(1911), 560‑561.

[546] 546. Грушевский, История Украины‑Руси, 5, 262.

[547] 547. Шмурло, 2, Ч.1, 383.

[548] 548. Vasmer, REW, I, 676.

[549] 549. АЮЗР, I, 4.1, NoNo 4 и5, и сс. XVI, XXI; Макарий, 9, 337‑339; Шмурло, 2, Ч. 1, 384‑385.

[550] 550. АЮЗР, I, 4.1, NoNo 25‑29, 31‑34, 40‑42, 46, 50, 53; Макарий, 9, 445‑448, 451, 452; Шмурло, 2, 4. 1, 385.

[551] 551. Шмурло, 2, Ч. 1, 386‑387.

[552] 552. Грушевский (выше, сн. 4), 5, 261‑268.

[553] 553. Там же, с. 271.

[554] 554. О «чешских братьях» см.: А. Флоровский, Чехи, I, 370‑376 и 382‑392. См. также: р Brock, The Political and Social Doctrines of the Unity of Czech Brethren (The Hague, 1957).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...