Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская философия семьи первой половины XX в



Василий Васильевич Розанов (1856-1919) в своих произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии. У Соловьева, Федорова, Бердяева и даже Булгакова преобладает неприязненное отношение к физической стороне половой любви, особенно к деторождению. Розанов восхищается человеческой сексуальностью и способностью рождать детей (у него их было пятеро). Розанов выражает недовольство христианством за чрезмерный аскетизм, неприязнь к телесному. Ему ближе языческие культы плодородия.

По мнению Розанова, физический пол — проявление сути мужчины и женщины, поэтому презирать его нельзя. Он находит сходство между половыми признаками мужчины и женщины и их душами. Души мужчины и женщины дополняют друг дружку.

Резкое неприятие Розанова вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество. Для Розанова семья — это «дом Божий», «богопоклонение», брак — религиозное минство. Брак и материнство не только не загоняют человечество в ловушку «дурной бесконечности смертей и рождений» — напротив, именно они помогают преодолеть смерть. «Рождение противоположно смерти: оно в самом деле вечно вырывает у нее жертву». Что касается известных противников брака и женщин (Л. Н. Толстой в «Крейцеровой сонате», частично В. Соловьев), то Розанов обвинил их в духовной содомии.

«Языческое» преклонение Розанова перед плотью значительно ближе официальной позиции традиционных христианских церквей, чем неприязнь к деторождению и браку, типичная для Соловьева, Бердяева, Толстого. Хотя язык его работ иногда шокирует, «оправдание» Розановым человеческой плоти во всех ее проявлениях никак не выпадает из христианской догматики.

Вопросы и задания

1. Какие точки зрения на роль женщины в обществе отразились в pycской публицистике XIX в.?

2. Какие две основные проблемы поставил в своей философии пс В. Соловьев?

3. Каковы отличительные характеристики философии пола В. В. Роз нова?

4. Является ли философия семьи В. Розанова «православной»?

5.В чем особенности русской философии пола, семьи?

6. Выделите общие для большинства русских философов идеи? В чем их связь с гностическими концепциями?

7. Напишите эссе на тему «Русская философия пола и современные дискуссии».

Литература

Антонов А., Филлипс Ч. Феминизм и семья: историко-социологический анализ.- М., 2002

Введение в гендерные исследования: В 2 ч.: Хрестоматия/Под ред. Жеребкина С.В.. СПб., 2001.

Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235с.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Социс 2008, №8.

Семья: история и современность. Хрестоматия/ Сост. КлимантоваГ.И.. М., 2005.

Сорокин П.Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара.1997

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства — СПб: Азбука, 2009. — 256 с

.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...