Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Брак в философской и литературной традиции на рубеже ХIХ—XX вв



Осмысление темы брака в русской философии конца XIX — начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. В фокусе понимания находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания. Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему брака, пола и половой любви.

Философия пола тесно переплетается с общей мировоззренческой концепцией Соловьева, построенной на понятии «всеединства», т.е. единства всего сущего — человека, мира, Бога. Человек, с присущим ему эгоизмом и индивидуализмом, отрывается от этого всеобщего единства, теряя связи с Богом, природой, другими людьми. Соловьев рассматривает любовь между мужчиной и женщиной как средство преодолеть отчуждение человека от всеобщего единства. Он писал, что «истинный человек в полноте своей идеальной личности... не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих». Таким способом, по мнению Соловьева, можно восстановить изначальный образ Божий в человеке.

Идея «греховности» полового разделения, деторождения, «телесного» вообще получила широкое распространение в русской философии.

Сходные идеи развивал Николай Федорович Федоров (1829-МШ). Идею телесного воскрешения он понимал буквально и отсюда пришел к выводу, что основной задачей человечества должна стать реализация так называемого Всеобщего Проекта — проекта воскрешения из праха умерших родителей. Федоров сетовал на бесконечность рождений и смертей, мешающих человечеству осознать его основную задачу, ибо внимание «отвлекается» от умерших отцов (и матерей) на вновь рождающиеся поколения.

Федоров считал, что реализация Проекта невозможна без предварительной борьбы с половым инстинктом.

В результате преодоления полового инстинкта человек, по мнению Федорова, перейдет в духовное состояние, когда питание будет заменено «воссозданием организма», а рождение детей — «воссозданием предыдущих поколений». Целью брака, считал мыслитель, должна быть совместная деятельность мужа и жены по воскрешению умерших родителей. Интересно, что идеи Федорова иногда совпадали с идеями современных феминисток: он, например, резко выступал против «семейного уюта», всякого рода домашних гнездышек, «домов-игрушек», которых много в благополучных европейских странах. Жилище семьи, по мнению Федорова, должно быть открыто для Бога и других людей. Сам он не имел семьи, спал на сундуке, почти ничего не ел.

Пол, таким образом, не имеет для Федорова никакой физической ценности. Его смысл в том, что мужчины и женщины выполняют различные функции в ходе проекта всеобщего воскрешения.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...