Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проза второй половины 20-х гг. 4 страница



2-й этап - в 74 г. в париже опубл. иссл-е литературове­да И.Н.Медведевой-Томашевской (Д)"Стремя "Тихого Дона (За­гадки романа)", в 75 там же - кн.Р.А.Медведева (ее однофа­мильца) "Куда течет "Тихий Дон"". На книгу Д последовал от­вет норвежских ученых - спец-в по математической лингвистике - во главе со славистом Г.Хьетсо (Х. и др. Кто написал "Т Д"? (Проблема авторства "Т Д-а"). М., 89). На основе коли­чественных методов анализа и электронной обработки данных они пришли к выводу: единственн. автор "Т Д-а" - Ш, но... "до тех пор, пока не будет доказано обратное" (с.184). С вы­водами норвежских ученых стали спорить русс. лит-ды, истори­ки, спец-ты по математич. лингвистике. Так возник 3-й этап в изучении т.н. шол-о вопроса. В 91-м г. выходит наиболее сущ-е исслед-е А.Г.Макарова и С.Э.Макаровой "Цветок-татар­ник. К истокам "Т Д-а". 3 напр-я в этих спорах: биографич., сопоставительное, текстологич-е.

О 1-м см. выше. 2-е. Чаще вс. в сопоставл. с Ш фигури­рует Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), даровитый донск. прозаик (по Короленко, К 1-й в рус. л-ре создал настоящ. донской колорит). К - и общественн. деятель, в частности, секретарь белоказачьего Войскового Круга, ред-р и автор "Донских ведомостей". При этом как гуманист он писал о раз­ложении в рядах повстанцев. К умер от тифа в одном из кубанских хуторов во время "отступа" повстанцев. А рукописями его гениальн. р-а, по одной из версий, якобы завладел находившийся вместе с К-м сотрудник "Д-х ведомостей" П.Я.Громославский, будущ. тесть Ш-а. Сопоставительн. анализ опубл-х пр-й К-а (очерков, р-за) и "Т Д" неубедителен. К тому же К умер в 20 г., а действие последней части р-а заверш-ся в 22 г. Наиболее продуктивны собсвенно текстологич. изыскания внутри текста "Т Д": выявление поправок, вставок, дополне­ний, вносимых в разное время, исключений из текста. Зд. уместна безымянная формула "автор - соавтор". Соавтор манипулир. разными частями авторск. текста, произвольно меняет датировку, искажает географич. названия (так, г. в Восточн. Пруссии Stalluponen превращен в Столыпин; в военных действиях порой фигурируют несуществовавшие полки и не принимавш. участие в боях ком-ры), присоединяет к тексту протографа собственн. главы, диссонирующ., по мнению Медведевой-Томашевской и Медведева, с позицией автора и нарушают логику развития героев и ситуаций. Такова, по мнению обоих иссл-й, глава о пребывании Г-я в московск. глазной лечебнице и его разговорах с Гаранжой, кот. внушает М-у большевистск. идеи. Но в последующ. тексте присочиненное "соавтором" не развивается: приехав в отпуск в родн. станицу, Г на стал балакать со своими казаками на политич. темы и сам выбросил из головы социал-демократич. идеи. См. о противоречиях в образах Штокмана и Михаила Кошевого, утверждающ. советск. власть на хуторе Татарском. Поэтому, по мнению Солженицына, " всякий плагиатор - убийца, но такого убийцы поискать: чтобы над трупом еще изгалялся, вырезал ремни, перешивал в другие места, вы­калывал, вырезал внутренности и выкидывал, вставлял другие, сучьи " (письмо И.Н.Том-й от 24.12.1972). Но при всей убедит-ти многих фактов и аргументов окончательное решение проблемы авт-ва - удел будущего.

См.: Из творч. наследия рус. пис-й XX века: М.Шол., А.Платонов, А.Леонов. Спб., 95. Зд. опубл-ы черновые рукописи романа; Колодный Л. Кто написал “Тихий Дон”. Хроника одного поиска. М., 1995; Кузнецов Ф.Ф. Неразгаданная тайна ''Тихого Дона''. Наш совр. 2002. № 4. С.

Лекция на тему «Литература 30 — начала 40-х годов»

Данный период в истории СССР отличается сложностью и противоречивостью. Успехи в создании промышленности, трудовой энтузиазм масс проходили в атмосфере культа личности И.Сталина; к кровавым последствиям привел ошибочный тезис об усилении по мере строительства социализма классовой борьбы. Принятое в 1932 г. постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» завершило организационный процесс превращения литературы в «колесико и винтик» в механизме государственного устройства. Были распущены все литературные группы и объединения. В 1934 г. на первом съезде советских писателей был осмыслен пройденный русской литературой с 1917 по 1933 гг. путь, национальные литературы вошли в состав советской. Но именно данный съезд ознаменовал в истории нашей литературы переход от свободы творческого развития к культивированию социалистического нормативизма. Был создан Союз писателей.

Поэзия. В лирике Н.Заболоцкого, В.Луговского, А.Твардовского, Н.Тихонова углубляется воссоздание связи человека с современностью. Возрождается анонимная эпиграмма, распространявшаяся устно. Так, широкое хождение получила эпиграмма-пародия на Н.С. Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей,

Больше бы было в продаже гвоздей.

В поэзии А.Ахматовой (цикл «Тайны ремесла», поэма «Реквием») и Б.Пастернака (книга «Второе рождение») преобладают«вечные» темы поэта и поэзии, жертвенного подвига материнства, любви, человека и природы. В 1930 г. Б.Пастернаком написана “Баллада” (“Дрожат гаражи автобазы...”) и “Вторая баллада” (“На даче спят. В саду, до пят...”). Обе баллады близки старинным канонам: восьмистрочные строфы, всего три рифмы в каждой из баллад, наличие рефрена. Обращение Б.Пастернака к классическим жанрам свидетельствует: он в совершенстве владел поэтической техникой.

В лирике О.Мандельштама (циклы «Армения», «Воронежские стихи») и М.Цветаевой (циклы «Стихи к Пушкину», «Стол») переплетаются трагическое и жизнеутверждающее начала, их лирическим героям трудно принять реалии того мира, в котором они существуют.

В русской поэзии 1930-х гг. актуализировался и лирический жанр стансов. Самое значительное стихотворение в этом жанре принадлежит О.Мандельштаму. “ Стансы ” (1935) — это последняя тщетная попытка написать такие стихи, чтобы система признала его своим. Не случаен выбор сравнительно редкого жанра в русской поэзии. Само жанровое обозначение, вместо заголовка, ассоциировалось со “Стансами” Пушкина. Однако в отличие от пушкинской цели — преподнести урок царям (“Во всем будь пращуру подобен...”), Мандельштам пытался убедить себя самого:

Я должен жить, дыша и большевея...

Поэт дважды, как заклятие, повторил эту не слишком удачную строчку. Жить и дышать ему все равно не дали. Уверения в собствен­ной лояльности, как известно, не помогли. “ Стансы ” выразили самый острый момент в биографии поэта в контексте истории. Попытка компромисса, в отличие от пушкинской, не состоялась. Стихи о Сталине.

Проза. В данный период развиваются различные разновидности жанра романа. “ Как закалялась сталь ” Н.Островского, посвященная событиям Октября и гражданской войны, является историко-революционным романом. Преодоление отчуждения становится основной темой и проблемой в обновл-м р. воспитания и соц-но-философском р-е и повести — "Соти" (30) Л.Леонова, повести “ Время, вперед!” В.Катаева, “Дне втором ” И.Эренбурга, "Жень-Шени " М.Пришв., " Педагогич. поэме " А.Макаренко, " Людях из захолустья " А.Малышкина, “ Поднятой целине ” М.Шолохова (кн.1 1932, 2 1960) и многих других. 30-е гг. в сов. л-ре явились периодом своеобразного подведения соц-о-историч. и философско-этич. итогов. Не случайно все р.-эпопеи, начатые в 20-е гг., завершались именно в этот пер. - "Тихий Дон" (27-40) М.А.Шолохова, "Жизнь Клима Самгина" (25-36) М.Горького, "Хождение по мукам" (21-41) А.Н.Толстого.

Драматизм существования и надежды человека 1930-х гг. отразились в прозе М.Пришвина, А.Платонова, М.Булгакова.

В литературе 1930-х гг. возник особый интерес к истории, новое качество исторической прозы («Петр Первый» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» и «Пушкин» Ю.Тынянова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова).

Драматургия. Основная тенденция в развитии драматургии этих лет — также интерес к истории. В «Иване Васильевиче» М.Булгакова возникает параллель эпох Ивана Грозного и 30-х гг. XX века, в «Мольере» («Кабале святош») раскрываются жизнь и творчество вели­кого французского комедиографа. В пьесе Горького «Егор Булычев и другие» показан распад буржуазного общества. «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Человек с ружьем» Н.Погодина написа­ны на историко-революционную тему. В психологических пьесах о со­временности ставились нравственные проблемы («Таня» А.Арбузова, «Страх» А.Афиногенова).

Выводы. С одной стороны, в данный период были созданы про­изведения с непреходящим значением (лирика, «Тихий Дон» и другие романы-эпопеи); с другой стороны, так как русская культура развивалась в условиях становления командно-бюрократической системы, из литературы вытеснялись ее лучшие завоевания.

Л-9 Тема "Роман Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго". Основные тенденции развития современной литературы"

Пастернак Б.Л.(1890-1960). Это важное произведение, книга века. Нобелевская премия 1958 г. С момента публикации романа в 1957 г. в Италии на русском языке начинается но­вый большой период русской литературы - ее современный этап.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...