Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Распределение



до Р. X. - 420 после Р. X. ТАБЛИЦА I (Бриттский и римский периоды)

"Во дни Страбона продукты острова: хлеб, скот, серебро и железо, кожи, Рабы и собаки разных пород вывозились туземцами, конечно, главным об­разом к берегам соседних стран; торговля названными статьями достигла таких размеров, что оправдала обложение пошлинами, ввоз и вывоз. Еще во вРемя Нерона Лондон, хотя и не сделавшийся колонией, пользовался изве­стностью, как торговая станция, и, по всей вероятности, служил большим Рынком для галлов.— КетЫе, 1, 8. (Лондон уже сделался действительным Центром торговли). — Pearson, I.


Хрестоматия

449-1066. ТАБЛИЦА II (Древнеанглийский период)

"В конце VIII в., по-видимому, некоторые английские товары были вы­возимы за границу и, вероятно, некоторые континентальные — ввозимы в страну" при посредстве пилигримов. — Graik, Hist, of Corn., 1,62 <...> Возник­новение городов: "Вдоль старых streets (римских дорог) возникали поселения и города; многочисленные Stretfords и Stratfords и города, оканчивающиеся на le-street, как Ardmck-le-street в Йоркшире, и Chester-le-street в Дерхэме, — указывают большею частью на направление этих древних дорожных линий". — Города и деревни возникли около таких мест рек, где можно было свободно перейти вброд, подле главных путей сообщений, названия которых удержа­лись до нашего времени и указывают на их происхождение. Так, вдоль всей дороги между Лондоном и Довером существовали: во-первых, Deep Ford, теперь Дептфорд, около брода через Равенсбурн; затем Grayford на берегу реки Край; Dartford на Даренте; и Айлесфорд на Медуэ, на пути пилигримов, шедших с запада Англии к фобу Беккета в Кентербери. То же и по всем другим направлениям вокруг Лондона. Так, на востоке находились Stratford на Ли, Romford на Бурне и Chelmsford на Чельмере. То же можно сказать и относительно Брентфорда, Туифорда, Уатфорда, Оксфорда, Гертфорда, Бед­форда, Стамфорда и т.д. — Smiles, 1,157—158 и 237—238. "Прежде чем инже­нерное искусство достигло такого развития, что сделало возможным построй­ку стен гаваней, в глубоких местах, — текущие реки в достаточной степени удовлетворяли всему тому, чего требуют от гаваней". Отсюда Лондон на Тем­зе, Бристоль на Авоне, Голл на реке Голл, Честер на Ди, Глочестер на Север­не, Бостон на Уитгэме и Ньюкастл на Тайне. Тем же объясняется и раннее значение, приобретенное Бристолем, который продолжал развиваться "вплоть до конца ХУ в., когда Ливерпуль только что возник". — Ibid, 1, 282.

ТАБЛИЦА III

"Уинчестерская ярмарка" была учреждена Вильгельмом Завоевателем и пожалована им в виде дохода уинчестерскому епископу. Особою хартией он продолжил ее на три дня... Вследствие новых королевских пожалований она была продолжена Генрихом III на 16 дней. Ее юрисдикция простиралась на 7 миль в окружности и включала даже Southampton, в то время значительный торговый город. Купцы, торговавшие в пределах округа, лишались товаров: их конфисковали в пользу епископа... В то же время и все лавки в сити Уинчестера были закрыты. Во время ярмарки заседал суд, называвшийся шатром, в котором участвовали епископские судьи и другие чиновники, с правом решать дела всякого рода, возникшие в городе и на 7 миль вокруг-Многие монастыри имели лавки или дома на этих улицах, открывавшиеся лишь во время ярмарки. — Warlon, II, 55.


r


2. Английская эмпирическая социология


Примечание*

Общую схему "таблиц, вмещающих в себя факты", использованных Г. Спен­сером при подготовке "Описательной социологии", можно представить в сле­дующем виде.

Рубрики фактов Распределение фактов по периодам
ДоР.Х. 449- 1066- 1307— 1530- 1688- 1815-
  по 420 г. после Р.Х.            
1.Разделение труда              
2. Организация труда              
3. Семейные законы —              
супружеские              
4. Семейные законы —              
сыновние              
5. Политический строй              
6. Законы уголовные,              
гражданские и промыш-              
ленные              
7. Общий строй              
8. Местное управление              
9. Военный строй              
10. Церковный              
11. Профессии              
12. Добавочные учреждения              
13. Погребальные обряды              
14. Законы общественных              
сношений              
15. Нравы и обычаи              
16. Эстетические чувства              
17. Нравственные чувства              
18. Религиозные идеи              
и суеверия              
19.3нание              
20. Язык              
21. Распределение              
22. Обмен              
23. Производство              
24. Искусства              
25. Земледелие,              
скотоводство и т.д.              
26. Общественные работы              
27. Жилища              
28. Пища              
29. Одежда              
30- Оружие            
31. Утварь              
Й. Эстетические              
произведения              
33. Прибавления              

* Подготовлено составителем.


Хрестоматия

Г. Спенсер Об изучении социологии

Глава IV. Трудности социальной науки

Вследствие внутренней природы фактов, вследствие природы нашей соб­ственной, как наблюдателей этих фактов, и вследствие особенного нашего отношения к наблюдаемым фактам, социология представляет гораздо боль­ше трудностей, чем какая бы то ни было другая наука.

Явления, которые ей предстоит обобщить, вовсе не таковы, чтобы их легко было подметить прямо; их нельзя наблюдать с помощью телескопа и часов, как явления астрономические: их нельзя измерять динамометром и термометром, как явления физические; нельзя изучать с помощью весов и реактивных бумажек, как явления химические; нельзя обнаружить при по­мощи скальпеля и микроскопа, как менее ясные биологические явления, их нельзя также открыть самонаблюдением, как явления, с которыми име­ет дело психология. Каждое явление в области социологии должно быть уста­новлено сопоставлением многих подробностей, которые очень сложны и разбросаны во времени и пространстве и доступ к ним затруднителен. Отсю­да объясняется, почему такие основные истины этой науки, как, напри­мер, разделение труда, долго оставались неизвестными. Действительно, не трудно было сделать обобщение, что в развитых обществах занятия людей различны, но заключить отсюда, что эта форма общественного распорядка не обязана своим происхождением ни особому учреждению, ни узаконени­ям какого-нибудь короля, но образовалась без чьего бы то ни было намере­ния, можно было только после того, как были подмечены и объяснены многочисленные и разнообразные отношения между людьми и после срав­нения этих отношений с теми, какие существовали между людьми в более простых обществах и в более древние времена. И если вспомнить, что те данные, из которых только и можно сделать вывод о специализации труда, гораздо доступнее большей части данных, из которых извлекаются другие социологические выводы, то для нас будет ясно, как сильно замедляются успехи социологии самим характером ее предмета и содержания.

Характеры лиц, как наблюдателей, прибавляют к этой трудности вто­рую, которая, пожалуй, не меньше первой. В социологические исследования люди необходимо вносят те методы наблюдения и суждений, к которым они привыкли в других исследованиях, — по крайней мере те лица, которые делают исследования, заслуживающие этого названия. Не говоря о боль-

Источник: Спенсер Г. Сочинения / Пер. с англ. под общ. ред. НА Рубакина. Т. VII-Об изучении социологии / Пер. М. Гольдсмит. Киев; СПб., б.г.


2. Английская эмпирическая социология

щинстве образованных людей и ограничиваясь теми немногими, которые собирают данные с пониманием дела, сравнивают их и осторожно выводят заключения, мы видим, что даже и они должны бороться с тем затруднени­ем, что способы мышления, порожденные в них изучением сравнительно простых явлений, делают их мало способными к изучению явлений чрезвы­чайно сложных. Всякая способность имеет стремление приладиться к своему делу. Специальное приспособление к одному делу ведет за собой большую или меньшую трудность приспособления к другим; вследствие этого умы, привыкшие иметь дело с менее запутанными группами фактов, не могут успешно изучать этот в высшей степени сложный разряд фактов, не разу­чившись отчасти тем методам, которым научились прежде.

Со стороны душевной природы также являются большие затруднения. Едва ли кто-нибудь может изучать социологические предметы с тем же чув­ством, как предметы другого рода. Для точного наблюдения и правильных выводов необходимо спокойное состояние духа, которое готово признавать или выводить одну какую-нибудь истину совершенно так же, как и другую. Но к истинам социологии почти невозможно относиться таким образом. В исследование их каждый вносит более или менее сильные чувства, кото­рые заставляют его ревностно искать одного заключения, забывая о другом, с ним несходном, заставляют уклоняться от какого-нибудь иного заключе­ния, кроме того, которое уже известно. И хотя, может быть, из десяти мыслящих людей только один сознает, что его суждение искажено преду­беждением, но даже и этот один не признает предубеждение в полной мере. Правда, что личные чувства мешают делу: почти во всякой области исследо­вания является, большею частью, какое-нибудь предвзятое понятие и изве­стная доля самолюбия, которая мешает отказаться от него. Но особенность социологии состоит в том, что при изучении ее фактов и выводов личное чувство действует необыкновенно сильно. Здесь непосредственно затрагива­ются личные интересы; удовлетворяется или оскорбляется чувство, возник­шее из этих интересов; приятно или неприятно возбуждается другое чув­ство, которое имеет отношение к существующей форме общества.

Здесь нам представляется третье затруднение, происходящее от занимае­мого нами положения относительно тех фактов, которые нужно обобщить. Ни в каком другом случае наблюдателю не приходится делать исследования свойств такого агрегата, к которому он сам принадлежит. Его отношение к изучаемым фактам можно себе представить, если сравнить отношение одной веточки, составляющей часть живого тела, к тем фактам, которые представ­ляет это тело как целое. Говоря вообще, жизнь гражданина возможна только пРи правильном исполнении тех функций, которые выпали на его долю, и он не может совершенно избавиться от понятий и чувств, которые внушает ему его жизненная связь с обществом. Здесь, следовательно, является трудность, ^кой не представляет никакая другая наука. Мысленно оторваться от всех Родственных, национальных и гражданских привязанностей; забыть все ин­тересы, предубеждения, наклонности, предрассудки, которые порождены в


Хрестоматия

нем жизнью его общества и его времени; смотреть на все перемены, которые совершились и совершаются в обществе, без малейшего отношения к нацио­нальности, вере и к личному благосостоянию, — все это такие вещи, на которые обыкновенный человек не способен вовсе, а человек исключитель­ный способен только в очень несовершенной степени.

Сделав таким образом общий очерк трудностей, представляемых соци­альной наукой, я перейду к описанию и объяснению их в отдельности.

С. Раунтри Непосредственные причины бедности

в Йорке

Целью этой главы не является обсуждение конечных причин бедности. Попытаться сделать это означало бы осилить целую социальную проблему. Моя цель — только обозначить непосредственные (immediate) причины: а) "первичной" и б) "вторичной" бедности.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...