![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
до Р. X. - 420 после Р. X. ТАБЛИЦА I (Бриттский и римский периоды)
"Во дни Страбона продукты острова: хлеб, скот, серебро и железо, кожи, Рабы и собаки разных пород вывозились туземцами, конечно, главным образом к берегам соседних стран; торговля названными статьями достигла таких размеров, что оправдала обложение пошлинами, ввоз и вывоз. Еще во вРемя Нерона Лондон, хотя и не сделавшийся колонией, пользовался известностью, как торговая станция, и, по всей вероятности, служил большим Рынком для галлов.— КетЫе, 1, 8. (Лондон уже сделался действительным Центром торговли). — Pearson, I.
Хрестоматия
449-1066. ТАБЛИЦА II (Древнеанглийский период)
"В конце VIII в., по-видимому, некоторые английские товары были вывозимы за границу и, вероятно, некоторые континентальные — ввозимы в страну" при посредстве пилигримов. — Graik, Hist, of Corn., 1,62 <...> Возникновение городов: "Вдоль старых streets (римских дорог) возникали поселения и города; многочисленные Stretfords и Stratfords и города, оканчивающиеся на le-street, как Ardmck-le-street в Йоркшире, и Chester-le-street в Дерхэме, — указывают большею частью на направление этих древних дорожных линий". — Города и деревни возникли около таких мест рек, где можно было свободно перейти вброд, подле главных путей сообщений, названия которых удержались до нашего времени и указывают на их происхождение. Так, вдоль всей дороги между Лондоном и Довером существовали: во-первых, Deep Ford, теперь Дептфорд, около брода через Равенсбурн; затем Grayford на берегу реки Край; Dartford на Даренте; и Айлесфорд на Медуэ, на пути пилигримов, шедших с запада Англии к фобу Беккета в Кентербери. То же и по всем другим направлениям вокруг Лондона. Так, на востоке находились Stratford на Ли, Romford на Бурне и Chelmsford на Чельмере. То же можно сказать и относительно Брентфорда, Туифорда, Уатфорда, Оксфорда, Гертфорда, Бедфорда, Стамфорда и т.д. — Smiles, 1,157—158 и 237—238. "Прежде чем инженерное искусство достигло такого развития, что сделало возможным постройку стен гаваней, в глубоких местах, — текущие реки в достаточной степени удовлетворяли всему тому, чего требуют от гаваней". Отсюда Лондон на Темзе, Бристоль на Авоне, Голл на реке Голл, Честер на Ди, Глочестер на Северне, Бостон на Уитгэме и Ньюкастл на Тайне. Тем же объясняется и раннее значение, приобретенное Бристолем, который продолжал развиваться "вплоть до конца ХУ в., когда Ливерпуль только что возник". — Ibid, 1, 282.
ТАБЛИЦА III
"Уинчестерская ярмарка" была учреждена Вильгельмом Завоевателем и пожалована им в виде дохода уинчестерскому епископу. Особою хартией он продолжил ее на три дня... Вследствие новых королевских пожалований она была продолжена Генрихом III на 16 дней. Ее юрисдикция простиралась на 7 миль в окружности и включала даже Southampton, в то время значительный торговый город. Купцы, торговавшие в пределах округа, лишались товаров: их конфисковали в пользу епископа... В то же время и все лавки в сити Уинчестера были закрыты. Во время ярмарки заседал суд, называвшийся шатром, в котором участвовали епископские судьи и другие чиновники, с правом решать дела всякого рода, возникшие в городе и на 7 миль вокруг-Многие монастыри имели лавки или дома на этих улицах, открывавшиеся лишь во время ярмарки. — Warlon, II, 55.
r
2. Английская эмпирическая социология
Примечание*
Общую схему "таблиц, вмещающих в себя факты", использованных Г. Спенсером при подготовке "Описательной социологии", можно представить в следующем виде.
Рубрики фактов | Распределение фактов по периодам | ||||||
ДоР.Х. | 449- | 1066- | 1307— | 1530- | 1688- | 1815- | |
по 420 г. после Р.Х. | |||||||
1.Разделение труда | |||||||
2. Организация труда | |||||||
3. Семейные законы — | |||||||
супружеские | |||||||
4. Семейные законы — | |||||||
сыновние | |||||||
5. Политический строй | |||||||
6. Законы уголовные, | |||||||
гражданские и промыш- | |||||||
ленные | |||||||
7. Общий строй | |||||||
8. Местное управление | |||||||
9. Военный строй | |||||||
10. Церковный | |||||||
11. Профессии | |||||||
12. Добавочные учреждения | |||||||
13. Погребальные обряды | |||||||
14. Законы общественных | |||||||
сношений | |||||||
15. Нравы и обычаи | |||||||
16. Эстетические чувства | |||||||
17. Нравственные чувства | |||||||
18. Религиозные идеи | |||||||
и суеверия | |||||||
19.3нание | |||||||
20. Язык | |||||||
21. Распределение | |||||||
22. Обмен | |||||||
23. Производство | |||||||
24. Искусства | |||||||
25. Земледелие, | |||||||
скотоводство и т.д. | |||||||
26. Общественные работы | |||||||
27. Жилища | |||||||
28. Пища | |||||||
29. Одежда | |||||||
30- Оружие | |||||||
31. Утварь | |||||||
Й. Эстетические | |||||||
произведения | |||||||
33. Прибавления |
* Подготовлено составителем.
Хрестоматия
Г. Спенсер Об изучении социологии
Глава IV. Трудности социальной науки
Вследствие внутренней природы фактов, вследствие природы нашей собственной, как наблюдателей этих фактов, и вследствие особенного нашего отношения к наблюдаемым фактам, социология представляет гораздо больше трудностей, чем какая бы то ни было другая наука.
Явления, которые ей предстоит обобщить, вовсе не таковы, чтобы их легко было подметить прямо; их нельзя наблюдать с помощью телескопа и часов, как явления астрономические: их нельзя измерять динамометром и термометром, как явления физические; нельзя изучать с помощью весов и реактивных бумажек, как явления химические; нельзя обнаружить при помощи скальпеля и микроскопа, как менее ясные биологические явления, их нельзя также открыть самонаблюдением, как явления, с которыми имеет дело психология. Каждое явление в области социологии должно быть установлено сопоставлением многих подробностей, которые очень сложны и разбросаны во времени и пространстве и доступ к ним затруднителен. Отсюда объясняется, почему такие основные истины этой науки, как, например, разделение труда, долго оставались неизвестными. Действительно, не трудно было сделать обобщение, что в развитых обществах занятия людей различны, но заключить отсюда, что эта форма общественного распорядка не обязана своим происхождением ни особому учреждению, ни узаконениям какого-нибудь короля, но образовалась без чьего бы то ни было намерения, можно было только после того, как были подмечены и объяснены многочисленные и разнообразные отношения между людьми и после сравнения этих отношений с теми, какие существовали между людьми в более простых обществах и в более древние времена. И если вспомнить, что те данные, из которых только и можно сделать вывод о специализации труда, гораздо доступнее большей части данных, из которых извлекаются другие социологические выводы, то для нас будет ясно, как сильно замедляются успехи социологии самим характером ее предмета и содержания.
Характеры лиц, как наблюдателей, прибавляют к этой трудности вторую, которая, пожалуй, не меньше первой. В социологические исследования люди необходимо вносят те методы наблюдения и суждений, к которым они привыкли в других исследованиях, — по крайней мере те лица, которые делают исследования, заслуживающие этого названия. Не говоря о боль-
Источник: Спенсер Г. Сочинения / Пер. с англ. под общ. ред. НА Рубакина. Т. VII-Об изучении социологии / Пер. М. Гольдсмит. Киев; СПб., б.г.
2. Английская эмпирическая социология
щинстве образованных людей и ограничиваясь теми немногими, которые собирают данные с пониманием дела, сравнивают их и осторожно выводят заключения, мы видим, что даже и они должны бороться с тем затруднением, что способы мышления, порожденные в них изучением сравнительно простых явлений, делают их мало способными к изучению явлений чрезвычайно сложных. Всякая способность имеет стремление приладиться к своему делу. Специальное приспособление к одному делу ведет за собой большую или меньшую трудность приспособления к другим; вследствие этого умы, привыкшие иметь дело с менее запутанными группами фактов, не могут успешно изучать этот в высшей степени сложный разряд фактов, не разучившись отчасти тем методам, которым научились прежде.
Со стороны душевной природы также являются большие затруднения. Едва ли кто-нибудь может изучать социологические предметы с тем же чувством, как предметы другого рода. Для точного наблюдения и правильных выводов необходимо спокойное состояние духа, которое готово признавать или выводить одну какую-нибудь истину совершенно так же, как и другую. Но к истинам социологии почти невозможно относиться таким образом. В исследование их каждый вносит более или менее сильные чувства, которые заставляют его ревностно искать одного заключения, забывая о другом, с ним несходном, заставляют уклоняться от какого-нибудь иного заключения, кроме того, которое уже известно. И хотя, может быть, из десяти мыслящих людей только один сознает, что его суждение искажено предубеждением, но даже и этот один не признает предубеждение в полной мере. Правда, что личные чувства мешают делу: почти во всякой области исследования является, большею частью, какое-нибудь предвзятое понятие и известная доля самолюбия, которая мешает отказаться от него. Но особенность социологии состоит в том, что при изучении ее фактов и выводов личное чувство действует необыкновенно сильно. Здесь непосредственно затрагиваются личные интересы; удовлетворяется или оскорбляется чувство, возникшее из этих интересов; приятно или неприятно возбуждается другое чувство, которое имеет отношение к существующей форме общества.
Здесь нам представляется третье затруднение, происходящее от занимаемого нами положения относительно тех фактов, которые нужно обобщить. Ни в каком другом случае наблюдателю не приходится делать исследования свойств такого агрегата, к которому он сам принадлежит. Его отношение к изучаемым фактам можно себе представить, если сравнить отношение одной веточки, составляющей часть живого тела, к тем фактам, которые представляет это тело как целое. Говоря вообще, жизнь гражданина возможна только пРи правильном исполнении тех функций, которые выпали на его долю, и он не может совершенно избавиться от понятий и чувств, которые внушает ему его жизненная связь с обществом. Здесь, следовательно, является трудность, ^кой не представляет никакая другая наука. Мысленно оторваться от всех Родственных, национальных и гражданских привязанностей; забыть все интересы, предубеждения, наклонности, предрассудки, которые порождены в
Хрестоматия
нем жизнью его общества и его времени; смотреть на все перемены, которые совершились и совершаются в обществе, без малейшего отношения к национальности, вере и к личному благосостоянию, — все это такие вещи, на которые обыкновенный человек не способен вовсе, а человек исключительный способен только в очень несовершенной степени.
Сделав таким образом общий очерк трудностей, представляемых социальной наукой, я перейду к описанию и объяснению их в отдельности.
С. Раунтри Непосредственные причины бедности
в Йорке
Целью этой главы не является обсуждение конечных причин бедности. Попытаться сделать это означало бы осилить целую социальную проблему. Моя цель — только обозначить непосредственные (immediate) причины: а) "первичной" и б) "вторичной" бедности.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!